Работа краеведческого кружка в школе-интернате города Пскова проводится с учебно-воспитательной (как основной) и познавательной и научной (как вспомогательные) целями. При этом ни одна из названных целей не реализуется в чистом виде, а чаще всего – тесно взаимосвязана с другими.
Педагогическая значимость внеклассной краеведческой работы в школе включает следующие положения:
- в ходе изучения истории и культуры края в распоряжение учителей школы предоставляются разнообразные краеведческие материалы, собранные учащимися. Данные материалы находят широкое применение в учебной работе при изготовлении различных наглядных пособий (карт, схем, таблиц, диаграмм, рисунков, макетов и т.п.), разнообразного раздаточного материала (вырезки статей из местной печати, воспоминаний участников исторических событий и др.), применяемых на уроках учителями многих учебных дисциплин, наряду с устными сообщениями учащихся-краеведов. Правильно подобранный краеведческий материал, включаемый в урок, вызывает у учащихся большой интерес к предмету, способствует активизации их познавательной деятельности;
- собранные учащимися краеведческие материалы широко используются во внеурочной воспитательной работе при проведении в школе ежегодных научных ученических историко-краеведческих конференций, вечеров, викторин, встреч с известными людьми, выпуске стенгазет. При этом удается решать такие воспитательные задачи, как осуществление связи обучения с жизнью, профессиональная ориентация, воспитание активной гражданской позиции, любви к родному краю;
- принимая участие в работе краеведческого кружка, участвуя в походах, работая в экспедициях, библиотеках, музеях у учащихся формируются новые учебные умения и навыки, повышается ответственность за порученное дело, коллективизм;
- в процессе внеклассной краеведческой работы учащиеся приобщаются к посильному, для их возраста, общественно-полезному труду, в т.ч. и по уходу за историческими и природными памятниками. На основе собранных материалов готовят доклады и выступают с ними в различных аудиториях, рефераты для их защиты на экзамене по истории;
- в ходе научных изысканий учащихся в отдельных случаях были выявлены новые фактологические данные о тех или иных событиях и явлениях, найдены многочисленные ошибки и неточности в краеведческой и исторической литературе;
- краеведческая работа способствует и профессиональному совершенствованию учителя, обогащению его знаний по истории края, повышению педагогического мастерства, установлению с учащимися делового сотрудничества с учащимися, на основе лучшего знания их характерных особенностей и интересов.
С 1996 года краеведческий кружок школы-интерната работает по теме “Топонимика Псковского края”. Почему же именно этой теме была посвящена работа кружка? Жизнь человека тесно связана с различными местами, обозначенными с помощью топонимов, главное назначение которых – фиксация этих мест на поверхности земли. Проводя краеведческую работу, бывая в туристических походах, члены школьного краеведческого кружка постоянно видели то, что каждый отдельный человек знает сравнительно небольшое количество названий окружающих его объектов, а также тех мест, где он когда-либо бывал. Кроме этого каждый человек знает целый ряд названий мест, известных ему из школьных уроков, из книг, из средств массовой информации. Ребята постоянно поражались огромному числу окружающих нас топонимов. И если в школьных атласах насчитываются тысячи названий, то, бывая на местности, они поражались в еще большей степени, видя большое число мелких объектов (болот, прудов, ручьев, лесов, холмов, пашен и т.п.), красивые названия которых известны лишь небольшим группам местных жителей. Все они не могут быть нанесены на типографские карты. Иногда встречались места бывшие когда-то населенными пунктами, точное название которых затруднялись нам назвать и многие местные жители. И поэтому, в ходе походов по реке Черехе, у нас возникла идея сбора топонимических материалов, вызывавших наибольший интерес историей своих названий, Но из-за нехватки сил пришлось отказаться от такой целенаправленной работы в районе реки Черехи, протекающей по нескольким районам области. И тогда было принято решение подобрать более удобную для изучения небольшую речку. В ходе длительного подбора, ребята остановились на названии реки Абижа. Нас привлекло: сравнительно небольшая протяженность реки, на берегах которой находится только четыре населенных пункта; относительная близость ее от Пскова; необычность названия, название реки на карте - Абижа, а деревни на ее берегу – Обижа. Поэтому в качестве практикума на занятиях краеведческого кружка по топонимике нашего края было решено, наряду с изучением топонимов города Пскова, начать в целях специального исследования и изучение топонимических названий по течению этой реки, с тем, чтобы можно было бы создать карту, на которой поместились бы все географические названия этой местности. В виде приложения решили попытаться сделать интересные комментарии по топонимам, помещенным на нее.
Программа изучения местности была рассчитана на два года. В первый год, после изучения теоретических вопросов и методики работы по сбору материалов, было запланировано:
1) знакомство с изучаемой территорией, в ходе проводимых ученических экспедиций;
2) изучение названий населенных пунктов, расположенных по течению реки, и запись сохранившихся преданий об их возникновении и названиях;
3) сбор топонимических названий всех примечательных ландшафтных явлений вблизи реки.
На втором году работы кружка была составлена топонимическая карта и оформлены собранные комментарии к ней и на основе собранных материалов, сделана попытка проанализировать все типы географических названий в их связи друг с другом, с прочими собственными именами и со всей системой языка, в котором они создаются и употребляются. Главной же задачей являлось поддержание интереса учащихся к изучению родного края на основе изучения топонимов. (См.: Приложение “Пояснительная записка к программе кружка “Топонимика Псковского края”” и тематическое планирование работы топонимического кружка).
В ходе первого года работы учащимися был собран ряд материалов для составления топонимической карты; собраны легенды, связанные с историей населенных пунктов, расположенных на берегах изучаемой реки. Учащиеся, на основе собранных материалов, подготовили доклады для ученической конференции, посвященной краеведению. Вот одна из легенд о происхождении названия деревни Молгово, записанная учащимися во время экспедиции: “Деревня Молгово расположена на берегу реки Абижа, у самого её впадения в Псковское озеро. Волостной центр – Писковичи, районный и областной – Псков. Местные жители называют только нынешнее название деревни. О происхождении названия деревни местные жители нам рассказали два предания.
Одна из легенд сообщает нам следующую версию о происхождении названия деревушки. Раньше в деревне была часовня, в которой отпевали умерших жителей деревни. В деревне издавна жили рыбаки, которые выходили на своих лодках за уловом в Псковское озеро. И немало их погибло в ненастную погоду в водах озера. И родственники не дождались их на берегу. Очень часто не могли родные отыскать и тела утонувших рыбаков. По ночам, в ненастье, волны озера накатываясь на берег, который здесь, как и во всех рыбацких селениях называется “молом”, звучат особенно громко. Жителям же деревни, потерявшим своих родных, казалось, что это не просто волны шумят, а это души утонувших в озере и не преданных земле родных о чем-то хотят им рассказать. И вначале этот берег называли “Мол говорит” (то есть “говорящий берег”), а потом название сократилось до “Молгово” и так же стали называть и расположенную на берегу деревню”.
В ходе дальнейшего изучения топонимов, члены кружка получили немало материалов и по этнографии населения изучаемого района. У ребят появилось желание и в дальнейшем, после завершения запланированной работы, продолжить изучение полюбившейся им местности и по другим вопросам программы сбора материалов по этнографии. А материалы по топонимике во многом помогли им в такой работе. Конечным итогом этой работы стало составление историко-этнографического атласа района реки Абижа.
Накопленный в школе опыт работы позволяет нам сделать вывод о положительном влиянии внеклассной краеведческой работы не только на качество исторических знаний учащихся, но и на общее интеллектуальное развитие его участников, на создание дружеской атмосферы в классе, на развитие коммуникативных умений учащихся. Об этом же свидетельствуют и результаты анкетирования учащихся, занимавшихся в кружке.
Для выяснения отношения учащихся к занятиям, на итоговом занятии кружка было проведено анкетирование по следующим вопросам:
1. Каково Ваше мнение о кружке?
2. Какие формы занятий (лекции, практикумы, экскурсии, экспедиции, игры) Вы предпочитаете?
3. Какие трудности встретились Вам? Чем они объясняются?
4. Как изменились Ваши знания и умения в результате занятий краеведением?
5. Использовали ли Вы полученные знания и умения на школьных уроках?
Все учащиеся (100%) в ответах на первый вопрос положительно отозвались о занятиях; отметив, при этом, как результат работы: расширение их знаний о родном крае(100%); интересное проведение свободного времени (100%); сплочение классного коллектива (40%); приобретение целого ряда учебных (30%) и туристических (40%) навыков и умений. Учащиеся в своих ответах отмечали: “Я смогу показать и рассказать о Пскове, не только иногородним гостям, но и своим друзьям – псковичам, которые слушают меня с большим интересом” (Денисов Александр); “Очень жаль, что экскурсия не была продлена до улицы, на которой я живу” (Репин Евгений); “Я теперь смогу во время летних каникул собрать легенды в деревне у родственников, где буду отдыхать с братом” (Бушевнева Елена).
Отвечая на вопрос: “Какие формы занятий Вы предпочитаете?”, учащиеся выделили как особенно им понравившиеся – экспедиции (100%) и практикумы (80%). Многие отметили экскурсии по городу (75%) и краеведческие игры (70%).
При ответе на вопрос о применении полученных знаний на уроках, положительный ответ дали 100% учащихся. Среди примеров такого использования были: сочинения на уроках русского языка, сообщения на уроках географии и истории края, “Суд над фашизмом по материалам краеведения” на уроке истории, творческие задания на уроках по истории края и мировой художественной культуре.
Отвечая на вопрос: “Изменилось ли Ваше отношение к истории в результате занятий краеведением?”, все учащиеся (100%) отметили то, что во многом по-новому увидели те или иные исторические факты и памятники. 30% учащихся - отметили то, что занятия в кружке способствовали увеличению их интереса не только к урокам истории, но и географии, 25% - к урокам русского языка, 10% - к урокам биологии, которые “нужны при занятиях топонимикой”.
Отвечая на вопрос о встретившихся трудностях, отмечали: нехватку свободного времени для более подробного изучения темы; отдельные срывы занятий кружка, связанные с особенностями работы интерната. Восемь человек (учащиеся выпускного класса) попросили приглашать их для участия в походах в следующем учебном году.