Занятие по развитию речи. Исследование слова "сердце"

Разделы: Начальная школа


Коллективное исследование через разные источники информации.

Цели:

  1. Пробудить интерес и внимание к слову через приемы работы со словарями, энциклопедиями, телепередачами, компьютер, и другими источниками информации.
  2. Воспитывать культуру речевого общения, формировать выразительность речи.
  3. Развивать творческую фантазию, воображение.
  4. Воспитывать уважение и любовь к окружающим людям.

Орг. момент.

Если бы сердце твое не стучало,
Если б оно, как немое, молчало,
Ты не увидел бы солнце и гор,
Луга весною цветистый ковер,
Рощи осенней, тинистого сада,
Шелест листвы и печаль снегопада,
Все бы ушло навсегда, насовсем,
Хочешь поспорить – только зачем?
Ведь сердце пульсирует, сердце смеётся,
Без остановки бьется и бьется
Жизнь охраняет Венер и Аврор
Этот трудяга вечный мотор.

- О чем это стихотворение? (сердце) (показ слайда, см. Приложение)

- С чем автор сравнивает сердце? (вечным мотор. )

- А почему именно с мотором? (вечно работает)

- Ребята, в мире очень много людей изучают, исследуют, наблюдают “сердце”.

- Мы тоже исследовали, и сейчас мы узнаем много интересного и полезного о “сердце”.

Основная часть

Исследование (полученная информация)

1 группа.

Эта группа “физики”, исследовали слово “сердце” в такой науке, как физика.

- Мы узнали, что в физике - сердце, подобно мотору, насосу.

(показ слайда см. Приложение)

В нем есть двигатель, камеры и клапана. Оно работает беспрерывно и перекачивает кровь.

Если сердце перестанет гнать кровь, все остальные органы погибнут.

- Да, ребята, в мире много ученых, но не одному еще ученому не удалось заменить настоящее сердце на механизм.

Южноафриканскому медику (показ слайда) впервые в (показ)году сделать операцию по пересадки сердца. И сейчас, в России тоже делают такие же операции, чтобы спасти жизни людей, страдающих заболеванием сердца.

2 группа.

- А что расскажет наука “медицина”. Спросим у второй группы. (показ слайда)

- Мы узнали, что в медицине – “сердце”, - один из важнейших органов нашего организма. Наше сердце никогда на должно останавливаться. Ведь кровь, которую оно несет другим органам, нужна всегда. Если сердце, хотя бы на минуту перестанет гнать кровь, все остальные органы погибнут.

- Сердце, утверждают доктора, мед. наук любит (показ слайда)

  • Спокойствие;
  • Кислород;
  • Калий (курага, изюм, бананы, гранат, печеный картофель)

- Сердце не любит (показ слайда)

  • Выхлопные газы;
  • Курение и алкоголь;
  • Стрессы и переживание.

3 группа

- Ребята, а сейчас мы узнаем, что же “биологи” расскажут о сердце?

Биологи утверждают, что сердце в первую очередь – орган, снабжающий кровью наш организм. Удивительно, но сердце бьется неутомимо всю жизнь и даже умирает последним.

Сердце – слуга трех господ (показ слайда)

  • Мозга,
  • Антериального давления
  • Самого себя

4 группа

“Химия и биология”

- Четвертая группа исследовали “сердце” в науке Химия и биология.

- Наука химия и биология считают, что “сердце” состоит из 2 половинок (показ). Через одну проходит артериальное кровь – несет кислород, через другю – венозная – уносит углекислый газ и вредные вещества.

Без сердца, этого вечного мотора, движущая кровь, вся биохомия крови теряет смысл.

- А вот психологи считают – это чувство заложены в сердце. (показ слайда)

(показ игрушек – сердце, которые говорят: Я люблю тебя!)

Наука социология, считает и сравнивает сердце с правителем.

- Ребята, вы каждый рожден под своим знаком зодиака.

А что про “сердце” может рассказать Астрология?

Ученица. – В Астрологии, это тоже наука, - “сердце” - аналог солнца.

Солнце является жизнедателем организма. Астрологи утверждают, что 12 знаков зодиака расположены на теле человека от головы до пят. В районе сердца лежит пятый знак – Лев. Мне стало интересно, ведь я по знаку зодиака – Лев. Одновременно в знаке зодиака господствует Солнце, т. е. сердце человека. Знак Лев отвечает за здоровье, любовь. И творчество. (показ слайда).

Обобщение по исследованию слова в разных науках.

(показ слайда)

- Ребята, посмотрите, сколько наук изучают “сердце”.

Что вы, дети, представляете,

Когда о сердце идёт речь?
Одни мне скажут: “Орган знаете?
Он помогает крови течь!”
Другие скажут: Сердце – это
То, что способно полюбить
Символ любви, добра и света
Что может льдинку растопить!”
А третьи мне секрет откроют:
“Сердечко, как насос у нас.
О нем нам забывать не стоит.
Беречь его – людской наказ!”
Где истина, решайте сами.
Я ж помогу вам – буду с вами!

Исследование слова по словарям

- Как вы думаете, а   это какие науки?

- Я считаю, что каждое слово несет в себе огромное значение и смысл, и если немного потрудиться, можно раскрыть всю его красоту и многообразие.

Именно на это направлена наша дальнейшая работа.

Очень хочется, чтобы для людей слова были не простым набором звуков, а целым неизведанным, интригующим миром, который можно и нужно постичь.

А помогут нам словари.

Предлагаю поработать в группах со словарями.

Задание раздаю по группам на карточках – сердечках.

(Дети вытягивают карточку сами, определяя вид работы и словарь)

  • Лексическое значение слова.
  • История слова.
  • Родственники.
  • Пословицы и поговорки
  • Работа в группах по словарям.

1 группа.

В моем представлении слова подобно человеку. У каждого человека своя жизнь, свое значение, своя миссия на Земле.

Итак, каково лексическое значение слова? (дети зачитывают)

2 группа.

У каждого человека есть прошлое, думаю, интересно будет узнать. (этимологический словарь). (Дети отвечают)

3 группа.

У любого человека есть своя семья и родственники. Так и слова есть свои родственники – однокоренные слова. Какая же семья у слова “сердце? ” (Ответы детей)

4 группа.

- Ребята, а как народу удалось передать свою мудрость, свой опыт через слово “сердце” ?

Фольклор. (ответы)

Фразеологизмы.

- Слово “сердце” очень трудолюбивое, оно помогает сделать наш язык ярче, красивее, выразительнее.

А как? Да очень просто, оно входит в состав фразеологизмов.

Я предлагаю Вам иллюстрацию. Ваша задача подобрать фразеологизм самостоятельно, можно использовать фразеологический словарь.

(4 фразеологизма, каждой группе.)

“Золотое сердце” - значение. Фразеологизмы изготовлены в виде аппликации на больших листах.
“Открытое сердце” - значение.
“Камень на сердце” - значение.
“Кошки скребут на сердце” - значение.

Заключение. Подведение итогов.

-Мы узнали много интересного и полезного о слове сердце. Мы продолжим исследование и подготовим творческую исследовательскую работу: “Моя маленькая энциклопедия слова “сердце”.

Очень хочется сказать, что если у человека нет сердца это не человек. Хочется, чтобы люди умели любить не только себя, но и все живое, все окружающее. Если все люди будут любить друг друга, на земле наступит счастье и мир. А ведь это так важно!

Спасибо Вам, у меня

(фразеологизм – картинка), за вашу работу.