Цели:
- Учить понимать и оценивать действия других людей, их взаимоотношения с природой, вводя ситуативные задания “Что произойдет, если …”, находить экологическую информацию, доказывать, что в природе все взаимосвязано, путем составления цепей питания; учить работать с картой природных зон.
- Развивать речь, наблюдательность, память, внимание, творческое воображение, умение анализировать, используя сообщения детей, элементы логических заданий, которые связывают новый материал с ранее изученным.
- Воспитывать чувство ответственности за свою группу; бережное отношение к природе, желание встать на ее защиту.
Ожидаемый результат: сформированность понятия “пустыня”; умение работать в группах; излагать собранную информацию; работать с картой, энциклопедиями; сравнивать, наблюдать, обобщать.
Оборудование: карта природных зон России, карточки для индивидуальной работы, рисунки растений и животных пустыни, картина оазиса, таблица по теме “Пустыня”, карточки со словами-понятиями, запись на доске “В пустыне вовсе не пусто” и мелом нарисованы барханы.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация и постановка проблемы.
Читает учитель: “Двигался путник не быстро и не медленно, нормальным походным шагом, шлепая ногами по обжигающему песку. В одной руке у него была фляга, а в другой – палка, пока еще неизвестного назначения. Человек шел, не интересуясь пейзажем, потому что никакого пейзажа и не было – один песок, и солнце, белое солнце, которое ослепляет и выжигает все под собой; есть только солнце над барханами без единого кустика или былинки вокруг, до самого горизонта…”
- Я вам прочитала вам отрывок из повести Валентина Ежова. Возможно ли такое? Есть ли на Земле такое место, которое описывает этот автор? Может быть этот автор – фантаст?
- (Мы думаем это пустыня.)
- Правильно это пустыня. А произведение так и называется “Белое солнце пустыни”.
Показ на карте.
- Пустыня находится еще южнее, чем степь. В России пустыни занимают небольшую площадь – по берегам Каспийского моря. В основном пустыни сосредоточены в Средней Азии (Каракумы, Кызылкум). Пустыни бывают разные: холодные и теплые, каменистые и глинистые. Но самую большую территорию на Земле занимают песчаные пустыни. Но откуда в пустынях песок? Ведь песок – мелкие частицы, из которых состоят горы.
- (Мы думаем, песок наносит ветер. Это разрушенные горы. Пустыни были первоначально морским дном, но 1000 лет назад вода отступила.)
- Пустыни есть почти во всех частях света: в Европе, Азии (Гоби), Америке, Австралии (Виктория), Африке (Сахара).
На доске одно только название “В пустыне вовсе не пусто”.
- На самом ли деле пустыня представляется совершенно безжизненным пространством, как описывается в повести В. Ежова? Или … есть еще такое высказывание, оно на доске. Вот это нам и предстоит выяснить на уроке.
3. Совместное “открытие” знаний.
- Изучая природные зоны, мы разбились на 4 поисковые группы, которые собирают информацию о данной зоне.
I – о климате (метеорологи);
II – о растениях;
III – о животных;
IV – о влиянии человека на окружающую среду (экологи).
- Каждая группа должна представить материал по этой природной зоне. Руководители поисковых групп сделают вывод. Все выводы будем заносить в исследовательскую таблицу. Я буду главным консультантом.
(Первая группа вносит в таблицу свои данные.)
сухой жаркий мало осадков ветры-суховеи
- Да, действительно, в пустыне стоит сильная летняя жара, холодная ночь, в теплых пустынях жара круглый год, осадки не выпадают по несколько месяцев; в холодных – зима с морозами и тонким снежным покровом. А ветры-суховеи несут засуху, пересыхание мелких рек. Под действием этих ветров происходит движение песков, образуются барханы – холмы высотой от 3 до 8 м. Они постоянно передвигаются.
Вывод: климат жаркий т.к. лучи падают прямо – ось земная наклонена, близко к экватору; мало осадков ветры-суховеи.
4. Решение учебных задач (по группам).
а) 1 группа.
Вопросы классу:
- Почему жарко и сухо в пустыне летом сказали, а почему зимой морозно?
- (Просторы не задерживают холодные ветра.)
- А почему мало осадков?
- (Горы на юге задерживают сырые ветра с морей.)
- Труден путь через пустыню. Самая большая мечта путников – вдоволь напиться. И вдруг … о, чудо! Вдали отчетливо виден берег, а дальше – море и даже слышится шум волн, и кажется, что долетают соленые брызги. Путники оживляются: скорей, скорей … Но все это – обман. Кто знает, как называется это явление природы?
- (Мираж.)
- Среди раскаленных песков можно увидеть все: целые города, корабли, эпизоды давних событий.
До сих пор это загадка. По-разному объясняют: одни – это происходит от соприкосновения разогретого и холодного воздуха. Поверхность соприкосновения отражает предметы, которые находятся очень далеко. Но как тогда объяснить древние города, шум волн? Другие говорят, что только не привидится от изнывающей жары. Иные путешественники убеждены, что мираж почти не случаются. Ученым еще предстоит найти ответ на этот вопрос.
- Особенности климатических условий наложили отпечаток на своеобразный растительный мир. Об этом нам расскажет вторая группа.
мелкие колючки длинные требуют листья корни мало воды
(Вторая группа перечисляют растения, рассказывают о саксауле, верблюжьей колючке, грибах. Вывешивают свои рисунки.)
- Я добавлю, что можно встретить кактусы. У них толстые, мясистые стебли. Там они запасают воду. Восковой налет спасает их от ожогов.
- Почему же эти растения живут в пустыне? Как приспособились?
Вывод: растения приспособились к жаркому климату.
- Если увидеть пустыню весной, она покажется безжизненной. Весной есть влага и поэтому тысячи видов крохотных растений словно зажигают маленькие огоньки: они стремятся вырасти, зацвести и образовать семена.
б) 2 группа.
Вопросы классу:
(Работа по рядам. Каждый ряд получает карточку с вопросом.)
- Почему верблюжью колючку называют растением-насосом?
- Могут ли растения леса жить в пустыне?
- Почему нельзя отдохнуть в тени деревьев пустыни?
- Жизнь растений, как вы знаете, неотделима от жизни животных. На первый взгляд пустыня лишена животных. Так ли это? Об это нам расскажет третья группа.
(Третья группа вывешивают рисунки животных. Рассказывают о кобре, тушканчике, джейране, верблюде, черепахе, жуке-медляке, ящерице, кулане, суслике.)
защитная спячка способность нетребовательность окраска к быстрому к пище и воде бегу
- Заметили, какой у тушканчика хвост? В нем вода и жир. Служит для балансировки.
- (А еще для обмана врага.)
- Джейран, чтобы попасть к водопою преодолевает много километров. От жары зарываются в землю. Пищу добывают ночью, когда прохладно. Мало пьют, жидкость в пище.
в) 3 группа.
Вопрос классу:
- Как животные приспособились к климату пустыни?
Вывод: животные, как и растения приспособились к жаркому климату.
- Заунывно звякал колокольчик на шеях верблюдов. Но вот на горизонте показалось сказочное ведение: островок пальм, хижины, изобилие зелени, в водоемах – фламинго, лебеди, павлины разгуливают. Неужели снова мираж?
- (Нет. Это оазис – участок в пустыне. Здесь есть вода.)
На доску вывешивается рисунок оазиса.
Что только не растет здесь: кипарисы, лианы, пальмы. Люди занимаются земледелием. Выращивают пшеницу, финики, мандарины, виноград, абрикосы, овощи. Из финиковых пальм изготавливают одежду, служит пищей, используют как строительный материал. Оазис это жизнь!
- Люди с давних пор осваивают пустыни. Это повлияло на ее природный мир. Предоставим слово экологам.
(Четвертая группа рассказывает про орошение, пастбища, каналы, браконьеров.)
каналы вырубка браконьеры пастбища орошение растений
- Растения закрепляют и останавливают пески. Но вырубка саксаула (хорошее топливо) и пастбища приводит к разрушению растительного покрова. Песок под влиянием ветра, приходит в движение, становится подвижным. Песчаные бури – страшная сила. Целые города в пустыне заносились песками.
Вывод: люди, осваивая пустыню, не должны наносить природе ущерб. Иначе она будет пустынна.
5. Контроль, самоконтроль.
- Как и в других природных зонах в пустыне все взаимосвязано. И только стоит нарушить эту связь может произойти катастрофа.
(Ученикам раздаются карточки.)
- Часть ребят, у которых написано “что произойдет, если …” пишут ответ. Другие ищут “ошибки” в тексте и исправляют их. Ребята, у которых пустые карточки, составляют цепь питания, используя наглядность.
(Работа рассчитана на 10 минут. Работа оценивается.)
Карточка №1.
Что произойдет, если пустыню превратить в пастбища.
Карточка №2.
Только летом пустыня покрыта яркими, цветущими растениями. Саксаул – дерево пустыни. Ствол у него крепкий. Крона у саксаула массивная, вся усыпанная листьями. В пустыне можно встретить песчаную белку. Она нетребовательна к пище и воде. Ящерицы и черепахи могут надолго впадать в спячку.
6. Итог урока.
Рефлексия деятельности.
- В начале урока наша воображаемая пустыня была безжизненна, а сейчас она богата и разнообразна. И неправы те, кто сказал, что пустыня это только пески, небо и земля, опаленная солнцем.
Заканчивается урок, пустыня осталась где-то за горизонтом. Эта желтая страна ждет своих исследователей.
Нигде не бывает такого многоцветия как в пустыне. Такое впечатление, будто человек попал в сказку.
Нигде не бывает так жарко, как в пустыне. Песок прогревается порой до +78 градусов, можно даже испечь яйцо.
У пустыни – великая притягательная сила. Человек, хоть раз побывавший в песках, всю жизнь будет мечтать попасть сюда снова.
- Что вам хочется на прощание сказать пустыне, ее обитателям?
- Что нового узнали об этой зоне?
- Как узнали, что помогло?
- Где пригодятся знания?
(Высказывания детей.)
7. Творческое домашнее задание.
Составить кроссворд по теме: “Пустыня”.