Увлекательный мир сказки способствует развитию воображения и фантазии ребёнка, воспитывает милосердие и доброту, способность души к отрицанию зла. Увлекательные тексты развивают многочтение, совершенствуют навыки чтения.
К этому уроку дети уже много прочитали. Класс делится на 4 группы. Каждая группа работает по своему выбору: представляет сказку инсценировкой, чтением по ролям, пересказыванием, задаёт вопросы по отгадыванию сказки до представления и после него.
Урок веду я (бабушка в национальном платье), внук (ученик класса).
Участникам команд выдаются по ходу урока “цветики-семицветики” за ответы.
Цели урока:
- Обобщить знания учащихся по теме “Сказки”, раздел “Устное народное творчество”.
- Дать понятие о трёх видах сказок; научить любить сказку, вызвать у детей положительные эмоции, развить фантазию, воображение.
Оборудование урока.
- Грамзапись. Песня Е. Птичкина “Сказки гуляют по свету” в исполнении В. Толкуновой.
- На доске дорога. На ней иллюстрации персонажей, нарисованных учащимися из сказок “Снегурочка”, “Бобовое зёрнышко”, “Лиса и журавль”, “Сказка о царе Салтане”.
- Портрет А. С. Пушкина. Написаны слова: “Слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки “проклятого” своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма. (А.С. Пушкин.)
Внук с бабушкой ведут беседу (ученик с учителем).
Внук. Бабушка, расскажи мне сказку.
Бабушка. А какую хочешь сказку, внучек?
Внук. Бабушка, а разве сказки бывают разные?
Бабушка. Есть сказки волшебные. Они всё могут. Превратить лебедя в девицу, построить серебряный дворец. Превратить лягушку царевну, молодца в комара.
Внук. А есть ещё сказки про зверей.
Бабушка
Правильно. Но в них нет волшебных превращений.
Внук
Но эти сказки очень забавные. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, волк злой.
Бабушка
А есть ещё сказки про мужиков, солдат, сирот. Это все бытовые сказки.
Внук
Бабушка, а почему Александр Сергеевич Пушкин говорил: “Сказка- ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок”?
Бабушка
Сказка - ложь оказывается самой прекрасной правдой. Она учит нас добру и справедливости. Учит противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Учит понимать чужую беду.
Внук
Бабушка, читая сказки, я тоже понял, что они помогают быть добрее.
Бабушка
Внимание, ребята, начинаем увлекательное путешествие по дорогам сказки.
(Звучит музыка Е. Птичкина “Сказки гуляют по свету”. Выходит первая группа учащихся и загадывает сказку):
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко.
Слёзы льёт, бедняжка.
- Кто угадал, какая это сказка? Назовите автора. (Русская народная сказка “Снегурочка”.
(Первая группа инсценирует сказку.)
Мы расскажем сказку вместе, вшестером.
Жили-были дед и бабушка вдвоём.
Вот однажды на озябший на лужок
Выпал свежий, молодой, густой снежок.
(Катают ком, лепят.)
Дед и баба, чтоб тоску свою забыть,
Стали снежную красавицу лепить.
(Вырастает Снегурочка.)
Снегурочка
Я зимою, я зимою рождена.
Я из снега, я из снега создана.
Мои косы из пушинок из седых,
А глаза мои - из льдинок голубых.
Дед
Не одни на свете мы живём.
Дочку ласково Снегурочкой зовём.
Ведущий
Вот живут они уже втроём,
Но и мы заглянем в этот дом.
А Снегурочка всё убрала и подмела,
Взяла вёдра - за водицею пошла.
(Снегурочка выходит.)
Дед
Ты, поди, бабуся, дочку позови:
Сделал я для дочки чудо-сапожки.
Баба
Я ведь тоже много ночек не спала.
В косы ленты ей атласные ткала.
Снегурочка
Вот спасибо я сердечное скажу,
За добро я вас всегда благодарю.
Ведущий
Но пришли с весною солнечные дни,
А Снегурочка под берёзою в тени.
Песню ласково берёзонька поёт.
Собираются подружки в хоровод.
(Подружки водят хоровод.)
Ведущий
Наплясались. Погулять пошли гурьбой
И снегурочку решили взять с собой.
Через садик, через поле в лес пришли.
Там костёр из тонких веток развели.
(Прыгают.)
Вот задумали они в игру играть:
Через пламя захотелось им скакать.
Ловко прыгнула подруженька одна
И другая перепрыгнула тогда.
Подружки
Ты боишься что ли прыгать, говори!
Снегурочка
Не боюсь я, посмотрите.
Раз, два, три.
(Прыгает.)
Ведущий
Вот подпрыгнула Снегурочка моя
И растаяла, исчезла навсегда.
Над костром остался чуть заметный след.
И Снегурочки на свете больше нет.
Первая группа даёт задание.
- Назовите главную причину исчезновения Снегурочки. (Снегурочка была сделана из снега, а снег в тепле тает.)
Вторая группа даёт задание.
- Отгадайте нашу сказку и её автора.
Как в суседки он попал.
Как перо своё проспал.
Как хитро поймал Жар-птицу.
Как похитил он девицу.
(Ершов, “Конёк Горбунок”)
Третья группа загадывает сказку.
Снег теперь уже не тот,
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи.
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи.
(С. Маршак “Двенадцать месяцев. ”)
Четвёртая группа загадывает сказку.
Пристают к заставе гости.
Царь зовёт к себе их в гости.
Чуда дивных там три есть.
Что не можно глаз отвесть.
(А. С. Пушкин “Сказка о царе Салтане. ”)
Бабушка
Вы молодцы, ребята. Умеете слушать, читать, пересказывать, инсценировать сказки. А сейчас отдохнём и отгадаем кроссворды.
- Жилище Бабы-Яги. (Избушка.)
- Имя мальчика, которого унесли гуси- лебеди. (Иванушка.)
- Какое название носит скатерть в сказках. (Самобранка.)
- Как зовут дочь Кощея Бессмертного. (Кащеевна.)
- Кто из обладателей болот стал женой царевича? (Лягушка.)
- С помощью каких инструментов Коту удалось спасти Петуха? (Гусли.)
- Аппарат, на котором Баба-Яга совершает полёты. (Ступа.)
(Всех, удачно отвечавших учащихся, бабушка награждает волшебными “цветиками-семицветиками”
Бабушка
- А сейчас, ребята, мы пополним свои волшебные “цветики-семицветики” и проведём викторину.
1. Иван-царевич говорит ей:
- Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу. (“Царевна-лягушка”. Русская народная сказка.)
2. Отвечает золотая рыбка:
“Не печалься, ступай себе с богом.
Будет вам новое корыто” (А. С. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”)
3. Вдруг видит, стоит избушка на курьей ножке об одном окошке, кругом себя поворачивается. (“Гуси-лебеди”. Русская народная сказка.)
4. В какой сказке курочка спасает от смерти Петушка? (“Бобовое зёрнышко” Русская народная сказка.)
5. Как называется сказка, главный герой которой едет на печке к царю?
(“По-щучьему велению”. Русская народная сказка.)
6.
Под окно за пряжу села
Ждать хозяев, а глядела
Всё на яблоко. Оно
Соку свежего полно.
Так свежо и так душисто,
Так румяно, золотисто.
(А.С. Пушкин, “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”.)
7.
В какой сказке лиса разговаривает с вороном?
(“Ворон и лисица”. Русская народная сказка.)
8.
Появилась девочка в чашечке цветка
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла.
(Г.-Х. Андерсен, “Дюймовочка”.)
Бабушка
Сегодня у нас с вами был необычный урок. Много интересных сказок вспомнили мы с вами. Посчитайте, сколько волшебных “цветиков” вы набрали. За лучшие ответы ребят мы наградим красочными книжками. Посмотрите, это сказки. Много новых сказок вы прочтёте в этих книгах, а потом расскажете нам, хорошо, ребята.
- Понравился ли вам этот урок? (Понравился.)
- А что именно понравилось на уроке? (Инсценирование сказки “Снегурочка ”.)
- В следующий раз мы попробуем показать другую, не менее интересную этой, сказку.
В заключение снова звучит музыка Е. Птичкина “Сказки гуляют по свету”.