Обобщающий урок по родной речи "По дорогам сказки"

Разделы: Начальная школа


Увлекательный мир сказки способствует развитию воображения и фантазии ребёнка, воспитывает милосердие и доброту, способность души к отрицанию зла. Увлекательные тексты развивают многочтение, совершенствуют навыки чтения.

К этому уроку дети уже много прочитали. Класс делится на 4 группы. Каждая группа работает по своему выбору: представляет сказку инсценировкой, чтением по ролям, пересказыванием, задаёт вопросы по отгадыванию сказки до представления и после него.

Урок веду я (бабушка в национальном платье), внук (ученик класса).

Участникам команд выдаются по ходу урока “цветики-семицветики” за ответы.

Цели урока:

  1. Обобщить знания учащихся по теме “Сказки”, раздел “Устное народное творчество”.
  2. Дать понятие о трёх видах сказок; научить любить сказку, вызвать у детей положительные эмоции, развить фантазию, воображение.

Оборудование урока.

  1. Грамзапись. Песня Е. Птичкина “Сказки гуляют по свету” в исполнении В. Толкуновой.
  2. На доске дорога. На ней иллюстрации персонажей, нарисованных учащимися из сказок “Снегурочка”, “Бобовое зёрнышко”, “Лиса и журавль”, “Сказка о царе Салтане”.
  3. Портрет А. С. Пушкина. Написаны слова: “Слушаю сказки и вознаграждаю тем недостатки “проклятого” своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма. (А.С. Пушкин.)

Внук с бабушкой ведут беседу (ученик с учителем).

Внук. Бабушка, расскажи мне сказку.

Бабушка. А какую хочешь сказку, внучек?

Внук. Бабушка, а разве сказки бывают разные?

Бабушка. Есть сказки волшебные. Они всё могут. Превратить лебедя в девицу, построить серебряный дворец. Превратить лягушку царевну, молодца в комара.

Внук. А есть ещё сказки про зверей.

Бабушка

Правильно. Но в них нет волшебных превращений.

Внук

Но эти сказки очень забавные. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, волк злой.

Бабушка

А есть ещё сказки про мужиков, солдат, сирот. Это все бытовые сказки.

Внук

Бабушка, а почему Александр Сергеевич Пушкин говорил: “Сказка- ложь, да в ней намёк - добрым молодцам урок”?

Бабушка

Сказка - ложь оказывается самой прекрасной правдой. Она учит нас добру и справедливости. Учит противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Учит понимать чужую беду.

Внук

Бабушка, читая сказки, я тоже понял, что они помогают быть добрее.

Бабушка

Внимание, ребята, начинаем увлекательное путешествие по дорогам сказки.

(Звучит музыка Е. Птичкина “Сказки гуляют по свету”. Выходит первая группа учащихся и загадывает сказку):

Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко.
Слёзы льёт, бедняжка.

- Кто угадал, какая это сказка? Назовите автора. (Русская народная сказка “Снегурочка”.

(Первая группа инсценирует сказку.)

Мы расскажем сказку вместе, вшестером.
Жили-были дед и бабушка вдвоём.
Вот однажды на озябший на лужок
Выпал свежий, молодой, густой снежок.
(Катают ком, лепят.)

Дед и баба, чтоб тоску свою забыть,
Стали снежную красавицу лепить.
(Вырастает Снегурочка.)

Снегурочка

Я зимою, я зимою рождена.
Я из снега, я из снега создана.
Мои косы из пушинок из седых,
А глаза мои - из льдинок голубых.

Дед

Не одни на свете мы живём.
Дочку ласково Снегурочкой зовём.

Ведущий

Вот живут они уже втроём,
Но и мы заглянем в этот дом.
А Снегурочка всё убрала и подмела,
Взяла вёдра - за водицею пошла.
(Снегурочка выходит.)

Дед

Ты, поди, бабуся, дочку позови:
Сделал я для дочки чудо-сапожки.

Баба

Я ведь тоже много ночек не спала.
В косы ленты ей атласные ткала.

Снегурочка

Вот спасибо я сердечное скажу,
За добро я вас всегда благодарю.

Ведущий

Но пришли с весною солнечные дни,
А Снегурочка под берёзою в тени.
Песню ласково берёзонька поёт.
Собираются подружки в хоровод.
(Подружки водят хоровод.)

Ведущий

Наплясались. Погулять пошли гурьбой
И снегурочку решили взять с собой.
Через садик, через поле в лес пришли.
Там костёр из тонких веток развели.
(Прыгают.)

Вот задумали они в игру играть:
Через пламя захотелось им скакать.
Ловко прыгнула подруженька одна
И другая перепрыгнула тогда.

Подружки

Ты боишься что ли прыгать, говори!

Снегурочка

Не боюсь я, посмотрите.
Раз, два, три.
(Прыгает.)

Ведущий

Вот подпрыгнула Снегурочка моя
И растаяла, исчезла навсегда.
Над костром остался чуть заметный след.
И Снегурочки на свете больше нет.

Первая группа даёт задание.

- Назовите главную причину исчезновения Снегурочки. (Снегурочка была сделана из снега, а снег в тепле тает.)

Вторая группа даёт задание.

- Отгадайте нашу сказку и её автора.

Как в суседки он попал.
Как перо своё проспал.
Как хитро поймал Жар-птицу.
Как похитил он девицу.
(Ершов, “Конёк Горбунок”)

Третья группа загадывает сказку.

Снег теперь уже не тот,
Потемнел он в поле.
На озёрах треснул лёд,
Будто раскололи.
Разбегайтесь, ручьи,
Растекайтесь, лужи.
Вылезайте, муравьи,
После зимней стужи.
(С. Маршак “Двенадцать месяцев. ”)

Четвёртая группа загадывает сказку.

Пристают к заставе гости.
Царь зовёт к себе их в гости.
Чуда дивных там три есть.
Что не можно глаз отвесть.
(А. С. Пушкин “Сказка о царе Салтане. ”)

Бабушка

Вы молодцы, ребята. Умеете слушать, читать, пересказывать, инсценировать сказки. А сейчас отдохнём и отгадаем кроссворды.

img1.gif (1917 bytes)

  1. Жилище Бабы-Яги. (Избушка.)
  2. Имя мальчика, которого унесли гуси- лебеди. (Иванушка.)
  3. Какое название носит скатерть в сказках. (Самобранка.)
  4. Как зовут дочь Кощея Бессмертного. (Кащеевна.)
  1. Кто из обладателей болот стал женой царевича? (Лягушка.)
  2. С помощью каких инструментов Коту удалось спасти Петуха? (Гусли.)
  3. Аппарат, на котором Баба-Яга совершает полёты. (Ступа.)

(Всех, удачно отвечавших учащихся, бабушка награждает волшебными “цветиками-семицветиками”

Бабушка

- А сейчас, ребята, мы пополним свои волшебные “цветики-семицветики” и проведём викторину.

1. Иван-царевич говорит ей:

- Лягушка, лягушка, отдай мою стрелу. (“Царевна-лягушка”. Русская народная сказка.)

2. Отвечает золотая рыбка:

“Не печалься, ступай себе с богом.

Будет вам новое корыто” (А. С. Пушкин “Сказка о рыбаке и рыбке”)

3. Вдруг видит, стоит избушка на курьей ножке об одном окошке, кругом себя поворачивается. (“Гуси-лебеди”. Русская народная сказка.)

4. В какой сказке курочка спасает от смерти Петушка? (“Бобовое зёрнышко” Русская народная сказка.)

5. Как называется сказка, главный герой которой едет на печке к царю?

(“По-щучьему велению”. Русская народная сказка.)

6.

Под окно за пряжу села
Ждать хозяев, а глядела
Всё на яблоко. Оно
Соку свежего полно.
Так свежо и так душисто,
Так румяно, золотисто.
(А.С. Пушкин, “Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях”.)

7.

В какой сказке лиса разговаривает с вороном?
(“Ворон и лисица”. Русская народная сказка.)

8.

Появилась девочка в чашечке цветка
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла.
(Г.-Х. Андерсен, “Дюймовочка”.)

Бабушка

Сегодня у нас с вами был необычный урок. Много интересных сказок вспомнили мы с вами. Посчитайте, сколько волшебных “цветиков” вы набрали. За лучшие ответы ребят мы наградим красочными книжками. Посмотрите, это сказки. Много новых сказок вы прочтёте в этих книгах, а потом расскажете нам, хорошо, ребята.

- Понравился ли вам этот урок? (Понравился.)

- А что именно понравилось на уроке? (Инсценирование сказки “Снегурочка ”.)

- В следующий раз мы попробуем показать другую, не менее интересную этой, сказку.

В заключение снова звучит музыка Е. Птичкина “Сказки гуляют по свету”.