Цели:
Обучающие и развивающие.
- Создать условия для самовыражения и развития творческой активности для каждого ученика через практическую деятельность, познакомить с важнейшими вехами в истории Великой Отечественной войны, повторить порядок действий, через практическую деятельность совершенствовать свои умения.
- Создать условия для повторения словарных слов на творческом уровне.
- Развивать творческую деятельность через изучение нового исторического материала.
Воспитывающие.
- Воспитывать патриотические чувства детей через сопереживание и чуткость, отзывчивость и доброту.
- Воспитывать общекультурные навыки, умение работать в малых группах, коммуникативные качества. Формировать привычку к объему рабочих усилий.
- Развивать внимание к слову, орфографическую зоркость, совершенствовать умение проверять корневые орфограммы.
I. Организация работы и актуализация деятельности.
Форма работы: работа в диалоге, групповая.
У. Добрый день. Посмотрите в окно. Как ярко светит сегодня солнышко. У вас замечательное настроение. Улыбнулись друг другу, товарищу своим партнёрам.
1. Сосчитали до 6 и сели. В тетрадях на полях зафиксировали дату.
- Какое число 7. 05? - Чем интересна эта дата?
(Канун Дня Победы. Мы ходили поздравлять ветеранов Великой Отечественной войны, готовили для них сувениры)
- С чем это связано?-
- Сколько лет прошло, как закончилась Великая Отечественная война?
- Да, ребята, Великая Отечественная война давно закончилась, но ее отголоски слышны во всем мире до сих пор. Почему?
- Сегодня мы проведем не совсем обычный урок. Как вы думаете, почему? (Мы приготовились сразу к трем урокам).
- Какую задачу ставите себе? Попробуйте спрогнозировать цель нашей работы на уроке? (Ответы учащихся)
Музыка: “ День Победы”
И ОДНОВРЕМЕННО ПОКАЗ ФРАГМЕНТА д/ф “Гвоздики на граните”.
У. - Почему эта мелодия звучит как марш, но в словах ее много горечи?
- А у кого родные воевали? Где? А в наше время?
Запишите в тетради числа, подумайте, что в них интересного:
1945 905 1945 905
У. Итак, внимание, начинаем Аукцион! / фронтально/
(Дети в быстром темпе говорят всё, что знают о числах). Например: 1945 – число многозначное, нечётное, сумма цифр равна 19, делится на 5, год окончания ВОВ и другие варианты. А теперь, когда наша разминка закончилась, вы настроены на серьёзную работу, попрошу ко мне подойти посыльных.
II. Работа по теме: /в группах/.
Задание № 1. Посыльные получают карточку № 1.
Магический квадрат.
|
К сумме вставленных чисел, прибавьте наименьшее трехзначное число и произведение трёх и половины десяти. (Проверка работы групп).
У. - Назовите ваш результат. 1941. Что вы знаете об этой дате?
Видеофильм (фрагмент – 1 мин). 1941 год! (Священная война - музыка. )
Самостоятельно. Индивидуально.
У. Задание № 2. В 4 часа утра 22 июня фашисты бомбили пограничную крепость.
Узнайте ее название, раскрыв закономерность и расположив ответы в порядке возрастания. В каждой строке добавить 1, 2, - числа
1). 11, 16, 21, 26, …;
2). 2, 3, 6, 7, 10, 11, …, …;
3). 10, 11, 15, 16, 20, 21, …, …
Проверка задания: Что у вас получилось? Назовите крепость, которая первая приняла на себя удар.
14 15 25 26 31 Б Р Е С Т
(Открывают таблицу, переворачивая числа).
Чтение хором с доски. БРЕСТ.
- Краткие сообщения с мест о событиях в районе Бреста. Зачитываем фрагменты из книги “ Говорят погибшие герои”. Составьте и запишите предложение о героях Бреста. Подчеркните в нём грамматическую основу.
Задание 3. Самостоятельная работа в тетрадях /письмо по памяти/.
У. Прочитайте, запомните текст, записанный на доске:
Да будет светлой наша память, как материнская слеза.
Забывчивым, напомнит камень о том, что забывать нельзя!
Эти слова высечены на камне в память о тех людях, которые погибли во время войны. Запишите по памяти, обозначьте части речи, зажгите фонарики в опасных местах. В Москве есть памятник, на котором высечены слова: “ИМЯ ТВОЁ НЕИЗВЕСТНО, НО ПОДВИГ ТВОЙ БЕССМЕРТЕН”.
Задание № 4. / Работа в парах/. Выполнив задание, и правильно расположив числа, вы узнаете то, о чём мы ещё не сказали. На доске записаны примеры.
В 37 х 2= О 22 х 10= Й 111 х 4 = Е 1 х 396= Ь 5 х 18= Н 300 х 3 = Ч 720 : 90 = Ы 48 : 12= Г 240: 3 =
(Решают все.) Проверка результатов.
74 396 8 900 4 444 В Е Ч Н Ы Й
220 80 220 900 90 О Г О Н Ь
У. – Что такое Вечный огонь? Где он находится?
- А в нашем городе есть такое место? Расскажите, что вы о нём знаете?
В грозные годы Великой Отечественной войны вместе со всем народом сибиряки и кировчане, омичи и москвичи, взрослые и ваши ровесники, храбро сражались на фронтах и ковали победу в тылу. В “Ленинском садике” есть мемориал и у нас в городе. На гранитных плитах высечены имена тех, кто погиб сражаясь за Родину в лихую годину. И 9 МАЯ каждый год зажигают огонь памяти возле памятника погибшим воинам.
Работа в группах. (По карточкам).
У. Задание № 5. Выполните действия, соедините точки по порядку вычислений.
1200 х 4 :200= | 128 : 16 х 5 = | 60 х 7 – 391= |
45 х3 - 113 = | 510 : 17 : 10 = | 560:2 :6:3+14= |
Проверка задания:
У. Что вы знаете об этом символе? Кто знает героев ВОВ в нашем городе?
(После ответов учащихся, учитель кратко обобщает сказанное детьми).
- Многие наши земляки за ратные подвиги удостоены звания Героя Советского Союза.
Николай Иванович Чапаев – умер в 2005 году, Аннелия Кживонь – погибла,
Геннадий Ушаков – учитель школы № 2 – погиб. Почтим в их лице память всех тех, кто погиб в Великой Отечественной войне.
- Придумайте предложение. (Лучшее предложение дети записывают в тетрадь, подчёркивают корневые орфограммы, подбирают проверочные слова).
Задание № 6. Расшифруйте название мемориального комплекса, и в каком городе он находится. Задание дается всей группе. Одно на всех.
15 55 15 55 71 76 М А М А Е В
54 62 65 56 55 8 К У Р. Г А Н
76 1 58 56 1 56 65 55 8 В О Л Г О Г Р А Д
У. Покажите на карте город. Как он теперь называется?
Каждой группе предоставляется право рассказать о событиях, связанных с событиями под Сталинградом. Обобщением будет фрагмент речи ЛЕВИТАНА о разгроме армии Паулса.
У. Это было начало перелома в кровавой войне против фашистов. Но враг был очень силён. Многие города были оккупированы, в кольце Блокады находился и один из самых красивых городов России. Многие были вывезены в тыл, в глубь страны. Но те, что оставались, голодая и умирая от голода и холода, продолжали бороться.
Задание группам №7.
Решите уравнения и вы узнаете название города – героя, где каждый житель сам был героем.
Д Х – 378 = 545 Е 687 + Х =815 А 32 – Х = 385 Л 26 * Х = 52 Н Х * 17 = 51 Р Х : 236 = 4 Г 78 : Х = 3 И 60 : Х = 3
Проверка результатов:
2 128 3 20 3 26 920 47 923 Л Е Н И Н Г Р А Д
С а н к т - П е т е р б у р г
Сообщение Учителя о том, как жители Ленинграда жили во время блокады. Показ фрагментов книги “Ленинград”.
Индивидуальная работа.
Задание 7.
Прочитайте, выпишите выделенные буквы, и узнайте фамилию и имя девочки блокадного Ленинграда, написавшей предсмертное письмо потомкам.
Земли Российской преданные дети, бессмертными вы стали на планете.
Навстречу солнцу чистыми руками, победы нашей водрузили знамя.
Мама, эти строки тебе пишу я, тебе посылаю привет. Тебя вспоминаю, такую родную, такую хорошую – слов даже нет! Я пишу последнее письмо.
Т А Н Я
С А В Ч Е В А
Фонограмма песни Зуева “ Ах, война, что ты сделала”. На фоне музыки, учитель читает письмо Тани Савичевой из книги “Говорят погибшие герои”. Показ фотографии Тани.
Работа в парах.
Задание № 7. По какому озеру проходила “дорога жизни” во время блокады Ленинграда?
Ладожскому - 84
Онежскому - 75
Байкал - 94
У. Найдите закономерность и впишите пропущенное число. Оно подскажет вам правильный ответ.
Проверка: Покажите на карте это озеро. Фрагмент к/ф “ Дорога жизни” 1 мин.
Задание № 8.
Одной из самых ярчайших страниц бессмертной летописи Великой Отечественной войны является битва на Курской дуге. 50 дней, с 5 июля по 23 августа 1943 года продолжалась эта битва. По количеству войск, боевой техники, по ожесточенности и напряжению она не имела себе равных в истории этой войны.
Упорядочив пропущенные буквы в словах, вы прочитаете название Курской битвы.
П_беда, плу_, же_щина, леб_дь, весе__ий, н_род, _гненок, поез_, бр_сника, се_одня, б_гаж.
О, г, н, е, нн, а, я д, у, г, а
Огненная дуга.
5 июля 1943 года на позиции наших войск обрушился огонь тысяч орудий и минометов. В атаку двинулась секретная техника, до 200 машин в группе.
Расшифруй названия вражеских танков, переставив пропущенные буквы в словах.
Мяко_ь, по_ода, д_ван, у_ожай, ш_ион, ко_ьки, сем_на, ф_соль, р_кета, _арелка, ба_сук.
Т Г И Р П Н Е А А Т Р Тигр Пантера
12 июля наши войска нанесли встречный удар и совершенно неожиданно для врага перешли в наступление. В танковой битве с обеих сторон участвовало до 1 500 танков и крупные силы авиации. Это танковое сражение – самое грандиозное за всю Великую Отечественную войну – было выиграно советскими войсками.
Задание № 9. 23 августа был освобожден город на южном форте Курской дуги.
Расшифруйте название этого города. Кроссворд.
1. Все, что служит для производства, составляет производство, или,
Букварь, пенал, тетрадки –держи ты их в порядке.
Они – твое ______________. Владей им без зазнайства. (Хозяйство)
2. Транспортное средство, специально оборудованное для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям. (Вагон)
3. Поддаваться действию огня, уничтожаться огнем. Или
Основное свойство горючих полезных ископаемых: нефти, газа, угля, торфа. (Гореть)
Металлические (_______) впервые появились почти 300 лет назад. Молодой Петр I собственноручно выковал для себя железные _________. Их называли скороходами, обычно украшали изображением лошадиной головы. Отсюда и название (коньки).
4. Мебель для сна – длинная рама с ножками, на которые кладут матрац и постельные принадлежности. (кровать)
5. Население государства, жители страны. (народ)
6. Синоним слова – ярко блестеть, переливаться, отражая свет, лучи. (сверкать)
Итак, назовите название города на южном форте Курской дуги.
Задание № 10. На реке Северный Донец стоит город. 5 августа 1943 года он был освобожден от фашистов. Для туристов проводится экскурсия “По местам сражений и памятникам Курской битвы”. Этот город зашифрован.
Вставьте в квадрат буквы так, чтобы получилось слово – название этого города.
Итак: назовите этот город. Показ его на карте.
/ Музыка. День ПОБЕДЫ/. Фрагмент д/а ф-ма “Гвоздики на граните”.
Почтим память всех тех, кто погиб за нас, нашу Родину, за будущее поколение, которым предстоит беречь этот мир.
Итог. Рефлексия: Что вам показалось особенно интересным? Кому из вас захотелось поближе познакомиться с прошлым ваших дедушек и бабушек. Хотелось бы вам более внимательно относиться к своим близким. Почему?
Любите жизнь, любите близких, будьте к ним особенно внимательными.
Вы работали дружно?
Оцените работу группы. Дайте оценку работе класса. Оцените себя в деле.
Д\З. Напишите рассказ – отзыв на урок, в котором вы были сегодня непосредственными участниками. Составьте кроссворд: “ По дорогам ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ”.