Комбинированный урок на интегративной основе (Окружающий мир и технология), 1-й класс. Система Л.В. Занкова."Охрана окружающей среды"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Тема: Охрана окружающей среды.

Цели:

  • установить последствия загрязнения окружающей среды, влияние человека на природу и природы на человека; определить, какую посильную работу по охране окружающей среды дети могут выполнить; формировать экологическую грамотность; изготовить секционные коробочки для цветочной рассады, посеять семена цветочных растений;
  • развивать устную монологическую речь, мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация); мелкую моторику; творческую фантазию;
  • воспитывать экологическую культуру; умение работать в коллективе; самоконтроль.

Оборудование:

  • магнитофон с записью;
  • телевизор, видеокассета “Экологический альманах”;
  • мусорные пакеты, пластиковые бутылки, банки, коробки и т.п.
  • экспонаты выставки;
  • коробки из под сока 200 мл (23 шт.);
  • семена цветочных растений;
  • памятки для учащихся;
  • наглядный материал.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Звучит запись:

- Доброе утро, друзья!

- Природа! Доброе утро!

- Здравствуйте, реки и озера, моря и океаны, горы и равнины!

- Здравствуйте, птицы и звери!

- Всем, всем, всем! Доброе утро!

Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и близкими, но и со всем живым, что его окружает, может быть до сих пор на земле жили все те животные и растения, которые мы больше никогда не увидим – человек уничтожил их.

  • Демонстрируется фрагмент видеофильма “Экологический альманах” (яркие примеры нарушения человеком экологии).
  • Минута тишины. Пауза.
  • Учащиеся 4 класса (играющие роль туристов) входят в класс и вносят мусорные пакеты с банками, бутылками, коробками и т.п., складывают их у доски.

- Постойте, что вы делаете?

- Как жаль, что природа не может говорить языком человека, она бессильна перед человеческим натиском.

Справка: Одна семья из 4-х человек каждый день выбрасывает 3 кг мусора. А если в городе проживает тысяча людей…

II. Изучение нового материала.

- Подумайте, какова тема урока? (Учащиеся формулируют тему урока).

- Что же такое окружающая среда (мир)?

Последовательно вместе с учащимися выстраивается схема.

  • Только человек способен что-то создавать и пользоваться этим, поэтому все человеческое общество мы будем рассматривать отдельно, хотя человек и является частью природы.

- Эта схема закончена (нет). Можно продолжать ее.

- Что произойдет, если хотя бы одно звено нарушится?

- Нарушается вся система. Все элементы взаимосвязаны.

III. Работа с учебником.

- Откройте учебник на стр. 34 (“Мы и окружающий мир”, 1 класс, Н.Я.Дмитриева, А.Н. Казаков).

- Рассмотрите внимательно иллюстрацию, прочитайте текст учебника. Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника.

- Что производит человек на предприятиях?

- Для чего он это делает? Это польза для человека!

- А какой вред от работы этих предприятий?

- Чем грозит это природе? А самому человеку? Это отразится на здоровье самого человека.

Цифры и факты.

  • Время, необходимое для полного разрушения материалов, захороненных в землю: бумага – 15 дней, консервная банка – 20 лет, стекло – многие годы.
  • Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год.
  • В сутки автомобиль способен выбросить до 20 кг вредных выхлопных газов.
  • 1 л сточных вод приводит в негодность 100 л чистой воды.
  • 5 г нефти затягивает пленкой 50 кв. м водяной поверхности.
  • Небольшой хвойный лес очищает в год 35 т пыли.
  • Лиственный лес – 70 т пыли.

IV. Домашнее задание.

- Поднимите руки, у кого родители работают на РУСАЛе?

- Спросите у пап, у мам, какие мероприятия проводятся на заводе для защиты окружающей среды.

- Природа сама пытается бороться с загрязнениями. – Что интересного по этому вопросу вы прочитали в учебнике?

- Как мы можем помочь природе?

Мы с вами живем в удивительном месте. Нас окружают Саянские горы, леса, город стоит на берегу реки Енисей.

- Как вы себя ведете в лесу, у реки, на озере? - Что вы делаете с мусором, который остается после вашего отдыха?

- Чтобы было удобно сортировать мусор в больших городах и в зарубежных странах выставляют такие баки:

- Зачем нужны пункты по приему стеклотары?

- Как используют древесные опилки?

- Металлолом?

V. Физминутка. Зрительная гимнастика. Релаксация.

VI. Творческая работа.

- А что же нам сделать с этими предметами? (Достаются коробки, пластиковые бутылки из пакетов).

- Как можно их использовать повторно?

- Наверно у каждой семьи есть свои небольшие секреты повторного использования пластиковых бутылок, коробок, пакетов и т.д.

VII. Домашнее задание.

- Расспросите мам о их маленьких хитростях в использовании этих предметов. Может вы нам их на следующем уроке сможете продемонстрировать.

VIII. Выставка поделок из вторсырья.

- Перед вами несколько работ, выполненных учащимися нашего класса вместе с родителями. Старые пластинки, стеклянные бутылки, старая компьютерная мышь, крышки от пластиковых бутылок, немного фантазии и умения – и перед вами новая вещь или просто игрушка!

- А сегодня на уроке мы с вами тоже постараемся сделать полезную, нужную работу!

1. Из коробочек из-под сока мы сделаем секционный ящичек для рассады.

2. Посадим в них семена декоративных растений.

3. В мае высадим рассаду на пришкольном участке – это будет небольшой вклад в дело украшения окружающего нас мира.

IX. Работа в группах (по рядам).

Изготовление учащимися отдельных коробочек (отрезают у коробок из-под сока верхнюю часть по линии сгиба).

Заполняют коробочки землей, приготовленной заранее.

1 ряд – сажают семена декоративного подсолнечника.

2 ряд – семена душистого горошка.

3 ряд – семена вьюнка.

Поливают.

- Для того, чтобы растение хорошо росло, нужно садить его с любовью, с хорошим настроением.

На каждом ряду коробочки соединяются степлером, а затем скотчем в секционные ящички, прикрепляется табличка с названием цветочной культуры, посаженной в нем, сверху накрываются укрывным материалом для лучшего прорастания семян.

IX. Итог урока

Стук в дверь.

- Что это? – Кто это стучится к нам? (Учитель вносит большого игрушечного медведя - сюрприз).

- А, это сам хозяин леса к нам в гости пожаловал.

- Что же он нам принес?

На всех учащихся распечатаны памятки. Учитель читает их, раздает всем учащимся, благодарит за работу.

- Что же самое главное было на уроке?

- С каким настроением мы заканчиваем урок?

ДОРОГОЙ ДРУГ! ПОМНИ!

Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты,
Если мы сорвем цветы -
Опустеют все поляны
И не будет красоты!

-Не ломай ветки деревьев.

- Не вырывай с корнями цветущие растения.

- Не обрывай с растений цветки.

- Нельзя с деревьев сдирать кору, делать на ней порезы ножом.

- Нельзя оставлять в лесу, в парке мусор.

- Не выдергивай грибы с грибницей.

- Не разоряй птичьи гнезда.

- Не разрушай муравейники.

- Не оставляй костер непотушенным.

- Не засоряй родники.

- Не шуми в лесу.