Тема: Охрана окружающей среды.
Цели:
- установить последствия загрязнения окружающей среды, влияние человека на природу и природы на человека; определить, какую посильную работу по охране окружающей среды дети могут выполнить; формировать экологическую грамотность; изготовить секционные коробочки для цветочной рассады, посеять семена цветочных растений;
- развивать устную монологическую речь, мыслительные операции (анализ, сравнение, классификация); мелкую моторику; творческую фантазию;
- воспитывать экологическую культуру; умение работать в коллективе; самоконтроль.
Оборудование:
- магнитофон с записью;
- телевизор, видеокассета “Экологический альманах”;
- мусорные пакеты, пластиковые бутылки, банки, коробки и т.п.
- экспонаты выставки;
- коробки из под сока 200 мл (23 шт.);
- семена цветочных растений;
- памятки для учащихся;
- наглядный материал.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
Звучит запись:
- Доброе утро, друзья!
- Природа! Доброе утро!
- Здравствуйте, реки и озера, моря и океаны, горы и равнины!
- Здравствуйте, птицы и звери!
- Всем, всем, всем! Доброе утро!
Если бы человек каждый день вот так здоровался не только с родными и близкими, но и со всем живым, что его окружает, может быть до сих пор на земле жили все те животные и растения, которые мы больше никогда не увидим – человек уничтожил их.
- Демонстрируется фрагмент видеофильма “Экологический альманах” (яркие примеры нарушения человеком экологии).
- Минута тишины. Пауза.
- Учащиеся 4 класса (играющие роль туристов) входят в класс и вносят мусорные пакеты с банками, бутылками, коробками и т.п., складывают их у доски.
- Постойте, что вы делаете?
- Как жаль, что природа не может говорить языком человека, она бессильна перед человеческим натиском.
Справка: Одна семья из 4-х человек каждый день выбрасывает 3 кг мусора. А если в городе проживает тысяча людей…
II. Изучение нового материала.
- Подумайте, какова тема урока? (Учащиеся формулируют тему урока).
- Что же такое окружающая среда (мир)?
Последовательно вместе с учащимися выстраивается схема.
- Только человек способен что-то создавать и пользоваться этим, поэтому все человеческое общество мы будем рассматривать отдельно, хотя человек и является частью природы.
- Эта схема закончена (нет). Можно продолжать ее.
- Что произойдет, если хотя бы одно звено нарушится?
- Нарушается вся система. Все элементы взаимосвязаны.
III. Работа с учебником.
- Откройте учебник на стр. 34 (“Мы и окружающий мир”, 1 класс, Н.Я.Дмитриева, А.Н. Казаков).
- Рассмотрите внимательно иллюстрацию, прочитайте текст учебника. Учащиеся самостоятельно работают с текстом учебника.
- Что производит человек на предприятиях?
- Для чего он это делает? Это польза для человека!
- А какой вред от работы этих предприятий?
- Чем грозит это природе? А самому человеку? Это отразится на здоровье самого человека.
Цифры и факты.
- Время, необходимое для полного разрушения материалов, захороненных в землю: бумага – 15 дней, консервная банка – 20 лет, стекло – многие годы.
- Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год.
- В сутки автомобиль способен выбросить до 20 кг вредных выхлопных газов.
- 1 л сточных вод приводит в негодность 100 л чистой воды.
- 5 г нефти затягивает пленкой 50 кв. м водяной поверхности.
- Небольшой хвойный лес очищает в год 35 т пыли.
- Лиственный лес – 70 т пыли.
IV. Домашнее задание.
- Поднимите руки, у кого родители работают на РУСАЛе?
- Спросите у пап, у мам, какие мероприятия проводятся на заводе для защиты окружающей среды.
- Природа сама пытается бороться с загрязнениями. – Что интересного по этому вопросу вы прочитали в учебнике?
- Как мы можем помочь природе?
Мы с вами живем в удивительном месте. Нас окружают Саянские горы, леса, город стоит на берегу реки Енисей.
- Как вы себя ведете в лесу, у реки, на озере? - Что вы делаете с мусором, который остается после вашего отдыха?
- Чтобы было удобно сортировать мусор в больших городах и в зарубежных странах выставляют такие баки:
- Зачем нужны пункты по приему стеклотары?
- Как используют древесные опилки?
- Металлолом?
V. Физминутка. Зрительная гимнастика. Релаксация.
VI. Творческая работа.
- А что же нам сделать с этими предметами? (Достаются коробки, пластиковые бутылки из пакетов).
- Как можно их использовать повторно?
- Наверно у каждой семьи есть свои небольшие секреты повторного использования пластиковых бутылок, коробок, пакетов и т.д.
VII. Домашнее задание.
- Расспросите мам о их маленьких хитростях в использовании этих предметов. Может вы нам их на следующем уроке сможете продемонстрировать.
VIII. Выставка поделок из вторсырья.
- Перед вами несколько работ, выполненных учащимися нашего класса вместе с родителями. Старые пластинки, стеклянные бутылки, старая компьютерная мышь, крышки от пластиковых бутылок, немного фантазии и умения – и перед вами новая вещь или просто игрушка!
- А сегодня на уроке мы с вами тоже постараемся сделать полезную, нужную работу!
1. Из коробочек из-под сока мы сделаем секционный ящичек для рассады.
2. Посадим в них семена декоративных растений.
3. В мае высадим рассаду на пришкольном участке – это будет небольшой вклад в дело украшения окружающего нас мира.
IX. Работа в группах (по рядам).
Изготовление учащимися отдельных коробочек (отрезают у коробок из-под сока верхнюю часть по линии сгиба).
Заполняют коробочки землей, приготовленной заранее.
1 ряд – сажают семена декоративного подсолнечника.
2 ряд – семена душистого горошка.
3 ряд – семена вьюнка.
Поливают.
- Для того, чтобы растение хорошо росло, нужно садить его с любовью, с хорошим настроением.
На каждом ряду коробочки соединяются степлером, а затем скотчем в секционные ящички, прикрепляется табличка с названием цветочной культуры, посаженной в нем, сверху накрываются укрывным материалом для лучшего прорастания семян.
IX. Итог урока
Стук в дверь.
- Что это? – Кто это стучится к нам? (Учитель вносит большого игрушечного медведя - сюрприз).
- А, это сам хозяин леса к нам в гости пожаловал.
- Что же он нам принес?
На всех учащихся распечатаны памятки. Учитель читает их, раздает всем учащимся, благодарит за работу.
- Что же самое главное было на уроке?
- С каким настроением мы заканчиваем урок?
ДОРОГОЙ ДРУГ! ПОМНИ!
-Не ломай ветки деревьев. - Не вырывай с корнями цветущие растения. - Не обрывай с растений цветки. - Нельзя с деревьев сдирать кору, делать на ней порезы ножом. - Нельзя оставлять в лесу, в парке мусор. - Не выдергивай грибы с грибницей. - Не разоряй птичьи гнезда. - Не разрушай муравейники. - Не оставляй костер непотушенным. - Не засоряй родники. - Не шуми в лесу. |