Учебное занятие "Мозговой штурм"

Разделы: Информатика


Пояснительная записка

Учебное занятие проводится для учащихся (9-11 кл.), посещающих объединение “Пользователь ПК” МОУ ДЮЦ УКМО с одногодичным курсом обучения (см. Приложение 3). На протяжении занятия учащиеся должны:

  • показать знания составных частей ПК (системный блок: определение, внешнюю панель, внутреннее содержание; периферийные устройства: классификацию и виды)
  • уметь оперировать терминами и понятиями по темам “Составные части ПК”, “Программное обеспечение”, “Файловая структура” и “Операционная система MS-DOS”.
  • на практике применять знания, умения и навыки по работе в MS-DOS (совершать операции каталогами и файлами в этой операционной системе).

Тип занятия: обобщающее занятие с игровыми элементами.

Место занятия в учебном плане:

Данное занятие является заключительным, итоговым в I учебной четверти, проходит в объединении “Пользователь ПК” как зачётное и содержит в себе вопросы и здания по темам “Составные части ПК”, “Файловая структура” и “Операционная система MS-DOS”.

Оборудование занятия:

  1. Наличие компьютеров;
  2. Дискеты (3,5 дюйма);
  3. Программное обеспечение – Windows 2000;
  4. Раздаточный материал:
  • таблички с названием команд “Синие” и “Зеленые”;
  • табличка со словом “микропроцессор”;
  • карточки с названием составных частей компьютера и другими названиями;
  • листы с кроссвордом (2 шт. - по числу команд);
  • карточки с практическим заданием (построение дерева каталогов в MS-DOS);
  • карандаши, ручки;
  • зачетные баллы (“Ордена”) – 40 шт.;
  • турнирная таблица для учета заработанных баллов - “Орденов” (см. Приложение 1)
  • красочная надпись темы занятия на листе ватмана “Игра “Мозговой штурм”

Тема занятия: “Мозговой штурм”

Занятие проводит педагог (главнокомандующий штурма), ему помогает педагог-организатор (адъютант).

Цели занятия:

  1. Учебная – обобщение и систематизация знаний по темам “Составные части ПК”, “Файловая структура”, “Программное обеспечение ПК”, “Операционная система MS-DOS”.
  2. Развивающая – развитие приемов умственной деятельности, памяти, внимания, познавательного интереса учащихся.
  3. Воспитательная – воспитание чувства дружбы, здорового соперничества, умения работать в командах.

План занятия:

Организационный момент: “Подготовка к штурму” – 5 мин.

Основной этап (работа в командах): “Мозговой штурм” – 35 мин.

Подведение итогов занятия, награждение победителей: “После штурма” – 5 мин.

Ход занятия

I. Организационный момент. Подготовка к штурму: (приветствие, объявление темы занятия и постановка целей перед учащимися, объявление условий игры, разбивка учащихся на две команды “Синих” и “Зеленых”) – 5 мин.

II. Основной этап (работа в командах). Мозговой штурм – 35 мин.

II а) Разведка боем (интеллектуальная разминка):

Данное задание носит характер разминки, способствует настрою учащихся на игру в командах.

Предложить учащимся ответить на вопрос “Что такое микропроцессор?”. Правильно ответивший зарабатывает для своей команды дополнительный зачетный балл “Орден”, а также право на первый ход.

Обе команды за 3 минуты должны составить новые слова из слова “МИКРОПРОЦЕССОР”. Команда, составившая больше слов и составившая самое длинное слово, выигрывает и получает “Орден”.

Правильный ответ. Из слова “микропроцессор” можно составить следующие новые слова: процесс, сор, миксер, спор, цирк, кросс, перо, мор, море, морс, перс, писк, цепи, порок, серсо, помор, мир, сироп и т.д.

Адъютант подводит итоги первого конкурса, результаты фиксирует в таблице.

II б) Первая атака (терминологический опрос):

Это задание позволит систематизировать знания терминологии учащихся, развивает память, внимание, скорость мышления.

Педагог проводит устный опрос в режиме блиц по темам “Составные части ПК”, “Программное обеспечение”, “Файловая структура”, “Операционная система MS-DOS”. Вопросы задаются каждой команде по очереди по 15 вопросов. Каждая команда, правильно ответивший на поставленный вопрос, получает зачётный балл – “Орден”. Время, отведенное на проведение данного конкурса – 7 минут.

Устный опрос:

  1. Какие виды CD-дисков вы знаете? (CD-ROM, CD-R, CD-RW: то есть компакт-диски для чтения, для однократной записи, для многократной записи).
  2. Что такое компьютер? (Устройство для хранения и обработки информации).
  3. При помощи чего происходит запись и считывание информации с CD-диска? (При помощи лазерного луча).
  4. Из каких частей состоит имя файла? (Из собственно имени и расширения, между которыми ставится точка).
  5. Каков тип файла с расширением TXT и DOC? (Это текстовые файлы).
  6. Назовите виды принтеров. (Матричные, струйные, лазерные).
  7. Что такое каталог? (Это обособленное место на диске для хранения файлов).
  8. Каков тип файла с расширением AVI? ( Это видеофайлы).
  9. Что такое принтер? (Периферийное устройство для вывода информации на бумагу, т.е. печатающее устройство).
  10. При помощи этой клавиши можно выйти из программы. (Клавиша ESC).
  11. Что такое монитор? (Важнейшее устройство отображения информации).
  12. Из каких двух основных частей состоит компьютер? (Из системного блока и периферийных устройств).
  13. Что такое дисковод? (Устройство для записи и считывание информации с дискеты).
  14. Что такое клавиатура? (Периферийное устройство ввода алфавитно-цифровой информации).
  15. Что означает символ слеш (\)? (Имя корневого каталога).
  16. Что такое курсор? (Специальный символ, указывающий место начала работы на экране монитора).
  17. Эта клавиша включает постоянный режим заглавных букв. (CAPS LOCK).
  18. Для чего предназначена память компьютера, и какие виды памяти вы знаете? (Память компьютера предназначена для хранения информации). (Виды памяти - внутренняя и внешняя).
  19. Назовите размер (в дюймах) современных дискет? (3,5 дюйма).
  20. Что такое файл? (Определённое количество информации, хранящееся во внешней памяти компьютера).
  21. В каких единицах измеряется информация? (В байтах).
  22. Что такое дискета? (Переносной накопитель информации, представляющий собой гибкий магнитный диск, упакованный в пластиковую коробку.).
  23. Эта клавиша удаляет символ слева от курсора. (BACKSPACE).
  24. Что такое винчестер? (Жёсткий магнитный диск – встроенное в системный блок устройство, предназначенное для хранения информации).
  25. Назовите клавишу ввода. (ENTER).
  26. Какие устройства включает в себя периферийная группа ввода информации, называемая манипуляторами? (Мышь, джойстик, трекбол).
  27. Назовите виды программ. (Системные, прикладные, инструментальные).
  28. Назовите логические имена дискеты и винчестера. (А: и С:)
  29. Что такое утилита? (Системная программа вспомогательного назначения).
  30. Какой интерфейс имеет операционная система MS-DOS? (Интерфейс командной строки).

Адъютант подводит итоги второго конкурса, результаты фиксирует в таблице (см. Приложение 1).

II в) Вторая атака “Собери компьютер”:

Данное задание предполагает обобщить знания учащихся по теме “Составные части ПК”, применить их на практике, а также умение работать в команде.

Одной команде предлагается “собрать” системный блок, второй – периферию из предложенных каждой команде карточек:

Время работы каждой команды – 5 минут.

  • жесткий диск
  • дисковод
  • каталог
  • пиксель
  • мышь
  • кнопка RESET
  • плоттер
  • дюйм
  • драйверы
  • колонки
  • монитор
  • CD-привод
  • принтер
  • дискета
  • клавиатура
  • материнская плата
  • курсор
  • MS-DOS
  • микрофон
  • кнопка POWER
  • микропроцессор
  • ОС WINDOWS
  • байт
  • файл

Правильные ответы:

Системный блок: жесткий диск, дисковод, микропроцессор, материнская плата, кнопка RESET, кнопка POWER, CD-привод.

Периферийные устройства: плоттер, принтер, микрофон, клавиатура, колонки, мышь, монитор.

Команда, правильно выполнившая задание, получает “Орден”.

Адъютант подводит итоги третьего конкурса, результаты фиксирует в турнирной таблице.

II г) Третья атака (Отгадай кроссворд):

Каждой команде выдается кроссворд по теме “Составные части ПК” (см. Приложение 2). На решение кроссворда отводится 10 минут. Команда, ответившая на вопросы кроссворда полностью, получает “Орден”.

При выполнении этого задания учащиеся обобщают знания пользовательской терминологии, применяют логическое мышление, работают в команде.

Адъютант подводит итоги четвертого конкурса, результаты фиксирует в таблице.

II д) Четвертая атака (“Построй дерево каталогов”):

Данное задание предполагает систематизировать и обобщить знания учащихся по теме “Операционная система MS-DOS” и умения применить эти знания на практике.

От каждой команды выбираются по 4 человека для того, чтобы в операционной системе “MS-DOS” построить дерево каталогов. Задания выполняются на компьютерах в течение 10 минут. Каждый из участников команд строит свою веточку каталогов. Выигрывает команда, быстрее и правильно построившая свое дерево каталогов и получает “Орден”.

Задание для команд:

В корневом каталоге диска А: построить дерево каталогов:

Адъютант подводит итоги пятого конкурса, результаты фиксирует в турнирной таблице.

III. Подведение итогов занятия, награждение победителей: “После штурма” – 5 мин.

Главнокомандующий штурма (педагог) отмечает и анализирует вклад каждого учащегося в победу своей команды, характерные для всех ошибки, допущенные в процессе игры, и намечает перспективу их исправления.

Адъютант (педагог-организатор) подсчитывает зачетные баллы – “Ордена”, все результаты заносятся в таблицу, объявляются победители игры “Мозговой штурм”. Все учащиеся, участвовавшие в игре “Мозговой штурм”, получают “зачет” за I четверть.

Используемая литература

  1. Семакин И., Хеннер Е. Задачник-практикум в двух томах. БИНОМ. Лаборатория знаний. М., 2004
  2. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии (10-11 классы). БИНОМ. Лаборатория знаний. М., 2003
  3. Шафрин Ю. Информационные технологии в двух частях. БИНОМ. Лаборатория знаний. М., 2003