Комплексные вопросы как средство совершенствования разговорной речи на уроках английского языка

Разделы: Иностранные языки


За последние годы существенно изменились роль и место иностранного языка в системе образования. Основная цель обучения иностранному языку – формирование и развитие коммуникативной компетенции, т.е. обучение практическому владению иностранным языком. Достижение этой цели предполагает изменение требований к уровню сформированности речевых навыков и умений, требует новых подходов к отбору содержания и организации материала. Требования, выдвигаемые сегодня к перестройке процесса обучения иностранному языку, а также психолого-педагогические условия дают возможность создавать новые методические системы.

Моей методической системой является “Комплексные вопросы как средство совершенствования разговорной речи”. Комплексные вопросы – это блок вопросов по одной проблеме, в основе которых применяется методическая система обучения по укрупнению дидактических единиц (П.М.Эрдниев). Комплексные вопросы на основе укрупнения дидактических единиц – это методическая система, обеспечивающая “самовозрастание” знаний учащихся, благодаря активизации подсознательных механизмов переработки информации посредством сближения взаимодействующих компонентов. Обучение на основе комплексных вопросов имеет основную цель – создание условий для развития коммуникативной компетенции. В то же время посредством общения осуществляется обучение, воспитание, формируются социальная личность, ее индивидуальность. Очевидна также необходимость организации общения на качественно новом уровне.

Задачи:

  1. Совершенствовать навыки монологической и диалогической речи на основе комплексных вопросов.
  2. Повысить уровень знаний с точки зрения использования новых лексических единиц, грамматических структур.
  3. Научить давать развернутый ответ с элементом собственной оценки.
  4. Выработать навыки самостоятельной деятельности (обсуждение проблем в процессе дискуссии, работы в группах, в парах, ролевых играх).
  5. Совершенствовать умение воспринимать тему объемно.
  6. Развивать воображение и творческие способности учащихся.
  7. Развивать творческое и критическое мышление.

Содержательным моментом является развитие устной речевой активности с использованием блока комплексных вопросов, развитие аудирования (информативный блок учителя по теме), выполнение творческих заданий, что способствует интеллектуальному развитию детей.

Задачи этой системы способствуют достижению главной цели – содействовать развитию личности и формированию грамотного, мыслящего ученика.

Условия:

  1. Ориентация системы на полное усвоение содержания учебного материала.
  2. Учащиеся видят перспективу получения хороших оценок.
  3. Самостоятельная исследовательская деятельность учащихся.
  4. Равноправное положение учителя и ученика.
  5. Учитель создает условия для накопления информации.

Процесс осуществления деятельности предполагает использование человеком определенных средств в виде всевозможных средств.

Другим именем для обозначения инструментальной основы деятельности является слово компетентность.

Каждое новое действие, ставя человека перед необходимостью приобретения нового опыта, объективно расширяет круг человеческих умений, опробование своих возможностей вновь расширяет их круг. Деятельность приобретает характер безграничного самосовершенствования.

Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности:

1-я сторона общения – коммуникативная сторона.

2-я сторона – взаимодействие общающихся – обмен в процессе речи.

3-я сторона – восприятие общающимися друг друга.

Таким образом, в едином процессе общения можно выделить три стороны – коммуникативную (передача информации), интерактивную (взаимодействие), перцептивную (взаимовосприятие).

Специальное обучение навыкам общения представляет собой особую задачу. Обучение – это прежде всего информационный процесс. Учитель дает необходимую информацию (сообщает знание) и в порядке обратной связи получает от учеников информацию. За взаимодействием и коммуникативной стороной общения выступает его перцептивный аспект – взаимное восприятие участников общения. Общение при этом становится возможным только в том случае, если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания. “При общении Вы, прежде всего, ищите в человеке душу, его внутренний мир” - писал К.С. Станиславский.

Перцептивный аспект общения – это восприятие, понимание и оценки человека человеком.

В результате совместной учебной (речевой) деятельности удается значительно увеличить время речевой практики каждого ученика на уроке, проводить индивидуализацию обучения. Кроме того, ученики привыкают работать самостоятельно, а учитель приобретает новую роль в учебном процессе – он организует самостоятельную, учебно-познавательную, коммуникативную, творческую деятельность учащихся. Использование комплексных вопросов превращает учащегося из объекта обучения в субъект учебной деятельности. Учитель выступает в роли помощника и консультанта.

Метод использования комплексных вопросов дает возможность строить учебный процесс, ориентированный на личность ученика, учитывая индивидуальные способности и особенности. В центре учебного процесса находится учащийся, его познавательная и творческая деятельность. Главная цель такого обучения – развитие интеллектуальных и творческих способностей учеников с тем, чтобы ученик был способен к самореализации, самостоятельному мышлению.

Важным моментом является создание проблемных ситуаций. С этой целью я использую различные методические приемы:

  • Выявить противоречие и найти способы их разрешения;
  • Представить разные точки зрения на один и тот же вопрос;
  • Рассматривать явления с различных позиций (юриста, помощника, эксперта);
  • Делать сравнение, обобщение, выводы из ситуации.

Обучение на основе комплексных вопросов активно влияет на мотивационную сферу обучаемого. Дети учатся сотрудничать, а обучение в сотрудничестве воспитывает в них такие нравственные ценности, как взаимопомощь, желание и умение сопереживать, формируются творческие способности и активности обучаемых, т.е. идет непрерывный процесс обучения и воспитания.

Процесс развития касается пригодности человека к чему-либо. Это процесс поступательный, однонаправленный, знаменующий переход от простого к сложному, от низшего к высшему.

Отсюда процесс развития можно определить как расширение способности человека к воздействию на внешнюю среду и на самого себя.

На уроках необходимо создавать условия для сбалансированного функционирования процессов накопления информации, саморазвития и самовоспитания.

Комплексные вопросы помогают решить эту задачу.

Любая новая деятельность становится возможной после того, как учащиеся овладели определенными знаниями об этой деятельности.

Отсюда можно выделить два главных компонента: получение и усвоение новой информации, связанной с предстоящим решением задачи, и непосредственную активную деятельность ученика, направленную на ее решение. В этом процессе используется также опыт, приобретенный ранее, сохраняющийся в долговременной памяти.

Таким образом, постановка и решение задачи (на основе блока комплексных вопросов) включает такие этапы:

  1. Получение информации, необходимой для данной задачи. Информация сохраняется в оперативной памяти (правила-инструкции).
  2. Презентация и принятие задачи в устной форме. Указываются объект и предписание по его преобразованию, дается необходимая методическая инструкция, в которой предлагаются средства решения задачи и, если необходимо – формы поддержки.
  3. Осознание учеником проблемы и актуализация, имеющегося в его долговременной памяти опыта по ее решению. На этом этапе происходит мотивационная оценка предстоящей деятельности.
  4. Поиски путей решения задачи, что предполагает ее анализ, формирование гипотезы, планирование будущих операций.
  5. Процесс решения задачи, который требует максимальной концентрации умственных усилий, механизма памяти, воображения, воли. Процесс решения заканчивается получением результата.
  6. Сопоставление результата с поставленной целью и его оценка. Психологически этот этап является особенно важным, ибо здесь осуществляется процесс подкрепления. Полученный результат приносит ученику чувство радости.

Практически на весь процесс решения задачи воздействует мотивация, являющаяся источником активности учащегося.

Изложенная последовательность решения задачи (комплексные вопросы) согласуется с общим механизмом интеллектуальной деятельности. Эта последовательность включает усвоение знаний, переход к деятельности и саму деятельность.

Многократное повторение таких циклов деятельности ведет к тому, что принимавшие в них участие компоненты структуры личности усиливаются, закрепляются, стабилизируются и превращаются в черты характера.

На уроках я использую блочную систему подачи материала по устной теме.

Первый урок - изучение нового материала. Лекция учителя передаёт учащимся укрупненную дидактическую единицу учебного содержания (“сжатый материал”). Изложение материала блоками позволяет лучше его осмыслить, осознать логические взаимосвязи

Работа идет посредством беседы учителя с учащимся. Все проблемы, которые были заложены в лекцию, отрабатываются на основе комплексных вопросов.

Тема “The world around us”

Проблема: the ways, which can help, to understand the world around us .

Возникает проблема – Как удержать эту информацию?

В процессе своей деятельности ученики сталкиваются с массой нестандартных задач.

Сердцевину задачи составляет проблема. Поэтому проблема всегда составляет начало мыслительной деятельности.

Проблема задается специально в виде учебного задания – комплексных вопросов.

The problem: how can you understand the world around us?

Режим: Учитель – ученик

1. Саn you understand the world around us with the help of educational programmes?

2. Do you prefer to watch this kind of programmes?

  1. Are they very useful for you?
  2. Саn you agree that people like to watch these programmes?
  3. Саn you understand the beauty of our world, when you watch educational programmes?
  4. What is your favourite programme?
  5. How cаn you understand the world around us with the help of this way?
  6. Саn you develop your knowledge when you are interested in the facts about our world?

Задача дана в виде комплексных вопросов.

Важным сопутствующим фактором здесь остается мотив, осознание учеником потребности в решении задачи, как необходимости и как цели, к которой он лично стремится. Рассматривая деятельность учащихся по решению поставленных задач, следует отметить, что на всех участках преобладает восприятие новой информации. На этом этапе происходит усвоение информации. Комплексные вопросы помогают решить эту проблему. При помощи таких вопросов у учащихся увеличивается объем высказывания. Эффективно отрабатываются грамматические структуры и новые лексические единицы.

Второй урок – проблемные ситуации учителя (упражнения – задачи).

Управление речевым общением осуществляется с помощью соответствующих речевых ситуаций, компонентом которых является проблемность. Выполнение этих упражнений обеспечивает развитие способности к формированию мысли и предполагает наибольшее напряжение мышления. На особое место выдвигается коммуникативный подход, т.к. он обеспечивает активизацию мотивационного решения задач. Первые два урока дают возможность запоминанию большого объема материала.

Третий урок – проблемные ситуации учащихся.

На этом этапе ведущим принципом является принцип коллективного взаимодействия. Учащиеся активно общаются друг с другом. Реализация данного принципа заключается в использовании тех возможностей, которые открываются при рассмотрении учебной группы, как временного коллектива, осуществляющего согласованную совместную деятельность.

Четвертый урок – групповая работа.

Работа в группах способствует ускорению обмена информацией, усвоению знаний, ускоренному формированию умений и навыков.

Пятый урок – ролевая игра.

На этом этапе ведущим принципом является принцип ролевой организации учебного материала. Ролевое общение – это одновременно и игровая, и учебная, и речевая деятельность. Ролевое общение – это естественное общение, когда мотив находится в содержании деятельности. Ролевое общение – эффективное средство создания мотива к иноязычному общению.

Шестой урок – дискуссия.

На этом этапе на первое место выдвигаются те формы, которые обеспечивают самостоятельное действие каждого ученика.

Седьмой урок – письменная творческая работа.

Восьмой урок – устный контроль речевых умений по теме.

Методическая система, в основе которой лежит метод активизации возможностей личности и коллектива, характеризуется активным использованием психологических и социально-психологических возможностей личности и коллектива.

Методические принципы играют большую роль в основе метода активизации, развития личности.

Использование комплексных вопросов дает возможность реализовать основные методические принципы интенсивного обучения.

Ведущим из них является принцип коллективного взаимодействия . Его можно определить как способ организации учебного процесса, при котором:

  1. учащиеся активно общаются друг с другом расширяя свои знания, совершенствуя знания, умения, навыки;
  2. между участниками общения складываются характерные взаимодействия и формируются взаимоотношения характерные для коллектива, служащие условием и средством повышения эффективности учения.

Моя задача состоит в том, чтобы предложить учебному коллективу совместную деятельность, которая бы обеспечивала положительное влияние, т.е. способствовала активному формированию личности.

Групповое обучение способствует возникновению дополнительных стимулов к обучению. Все это стимулирует познавательную деятельность учащихся.

Второй принцип, который я реализую на своих уроках – принцип личностно-ориентированного общения. Этот принцип находит свое обоснование в теории речевой деятельности (А.И.Зимняя). Комплексные вопросы помогают активному общению на уроках.

Развитие личности протекает в двух взаимосвязанных деятельностях: учебно-познавательной и общения.

Общение превращается в творческий процесс в том случае, если обучающийся оперирует определенной суммой навыков, владеет мотивом деятельности, т.е. совершает мотивированные речевые поступки.

В обучении по методу активизации социальная и педагогическая функция общения как бы совмещаются в едином процессе максимально сближенных деятельностей: учебной и общения. В этих условиях процесс формирования личности определяется не ее отношением к предмету, а отношением человека к человеку, их общением.

Принцип личностно-ориентированного общения играет ведущую роль в реализации целей обучения.

Третий принцип. Принцип ролевой организации учебно-познавательного процесса. Система понятий, в которой может быть описано общение, должна включать понятие роли, обучение языку как средству коммуникации предполагает формирование умений выполнять те или иные роли коммуникантов в процессе общения. Эта идея поддерживается лингвистами и психологами, отмечающими большое значение фактора ролевого обучения, как для достижения цели, так и для приобретения речевой компетенции. Личностно-ролевое общение – это основа построения учебно-познавательного процесса. Ситуации, создаваемые мной на уроке, организуются как переплетение ролевых ожиданий и неформальных личностных правлений. “Я – маска” (ролевое общение) всегда проявляет личностную характеристику.

Четвертый принцип. Принцип концентрированности в организации учебного материала и учебного процесса. Характеризует не только качественную, но и количественную специфику интенсивного обучения.

Концентрированность в организации учебного материала влечет за собой специфическую организацию учебного процесса, которая проявляется в высокой плотности общения, разнообразии видов и форм работы. Концентрированность и большой объем учебного материала приводят нас к необходимости искать такие средства его организации, предъявления и тренировки, которые обеспечивали бы легкость в восприятии и заполнении учебной информации, помогали избежать монотонности и утомления при отработке большого количества лексико-грамматических явлений.

Коммуникативная связанность материала является успехом усвоения больших объемов материала. Комплексные вопросы помогают учащимся давать объемные развернутые ответы.

Пятый принцип. Принцип полифункциональности отражает специфику системы упражнений в основе метода активизации, который предполагает одновременное и параллельное овладение языковым материалом и речевой деятельностью. Полифункциональность позволяет реализовывать подход. Каждое коммуникативное упражнение решает одновременно несколько задач, предполагает выбор соответствующих грамматических форм, лексического наполнения. Полифункциональность присуща правильно организованным речевым упражнениям. Методические принципы способствуют эффективной реализации целей обучения.

Использование комплексных вопросов на различных этапах уроков помогает учитывать уровень обученности и развития учащихся на каждом этапе обучения, дополнять материал учебника, использовать различные формы работы (индивидуальные, фронтальные, парные, групповые), разрабатывать нетрадиционные формы уроков. Комплексные вопросы превращают общение в творческий процесс. Общение с использованием комплексных вопросов является творческим процессом, т.к. обучающийся оперирует определенной суммой навыков, т.е. совершает мотивированные речевые поступки.

Комплексные вопросы способствуют:

  1. Развитию личности учащихся.
  2. Повышению эффективности обучения учащихся.
  3. Эффективной реализации целей обучения.
  4. Реализации основных методических принципов интенсивного обучения.
  5. Управлению речевым общением, компонентом которых является проблемность.