Научно-исследовательская и проектная работы — один из эффективных методов активизации познавательной деятельности учащихся

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Опираясь на знание психологии любого человека, а ребёнка в особенности, можно отметить, что лучше всего человек выполняет ту работу, которая ему интересна, нравится и доставляет удовольствие. Почему бы не использовать это в практической работе учителя. Лучшим видом деятельности для достижения результата можно считать проектную работу в сочетании с научно-исследовательской уже в начальной школе.

Исследовательские умения, особенно такие как, умения искать, отбирать и организовывать необходимую информацию, становятся сегодня неотъемлемой частью разнообразной деятельности человека. Конечно, младшие школьники ещё не готовы выполнять научно-исследовательские работы, но они могут выполнить задания, содержащие элементы исследования. Следует отметить, что работа эта достаточно кропотливая и требует огромной подготовки

Проектная деятельность отличается от учебной своей практической направленностью, она завершается созданием творческих работ и обязательной презентацией результатов.

При работе над проектом необходимо поставить цели:

Образовательные:

  • вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс;
  • ознакомление детей с этапами проекта
  • продолжение формирования речевых умений.

Воспитательные:

  • воспитание толерантности , терпимости к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей;
  • через содержание проекта подвести учащихся к мысли, что человек в ответе за животный и растительный мир на планете (на примере данного проекта)

Развивающие:

  • развивать умение проектировать, мыслить
  • развивать умения работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширить кругозор;

Этапы работы над проектом:

1. Запуск проекта.
2. Планирование работы.
3. Сбор информации.
4. Оформление результатов работы.
5. Презентация проекта.
6. Подведение итогов.

После запуска проекта идёт процесс сбора материала. Он занимает самую большую часть времени учащихся. Именно на этом этапе ученик проводит свою исследовательскую работу, учиться пользоваться литературой, Интернет-ресурсами и др. (кадры из приложения № 7 -14)

После сбора материала начинается сам процесс изготовления проекта и подготовка к его защите. (Приложение)

Завершается вся работа конкурсом-презентацией и защитой проекта. На этом этапе, учитывая младший возраст участников, необходимо подготовить призы для всех конкурсантов и обыграть каждую номинацию. В этот процесс включаются и родители.

В начальных классах работу над проектом удобнее проводить на уроках – обобщения материала, во время внеклассной работы, в кружках, приурочивать к праздничным датам.

Тематика может быть разнообразной.

В результате работы эколого-краеведческого кружка появились следующие проекты:

“Экологическая сказка”, “Тайны подводного мира”, “Памятники Москвы” и др.

К урокам – обобщения: “Мои сказки” (сборники книг собственного издания), “Весёлые буквы”, “Загадки истории”, “Динозавры”, “По следам Красной книги” и др.

К праздничным датам: “Молодая Гвардия” (к 9 Мая), проект кукольного платья и конкурс Пирога к 8 Марта и др.

 

  

В качестве примера разработки и защиты проекта можно рассмотреть работу учащихся “Аквариум”, которая была отнесена к экологической тематике “Тайны подводного мира”, авторы которой стали дипломантами Окружного конкурса проектных работ.

(Приложение)