Цели:
- Познакомить учащихся с влиянием человека на ландшафты.
- Способствовать эстетическому, нравственному, экологическому воспитанию.
- Продолжить развитие умений по работе с художественной литературой и научно-популярной литературой.
Методы: словесные (чтение стихотворений, беседа, рассказ), наглядные (демонстрация таблиц видео с изображением влияния человека на ландшафты природы).
Оборудование: карта, таблицы, телевизор, видео, открытки.
Ход урока
Организационный момент.
Игра-телепередача” Природа и мы”.
Ведущий: Внимание! Говорит и показывает Астрахань! Сегодня мы приглашаем вас принять участие в очередной телепередаче из цикла “Природа и мы”. Этот выпуск мы посвящаем теме: “Антропогенное влияние человека на природу”. В нашей телепередаче принимают участие журналисты, корреспонденты различных газет (до этого они полгода путешествовали по стране, собирали материал о влиянии человека на природу), у нас в студии зрители из разных городов нашей страны, они могут высказать свое мнение по вопросам их интересующим. Природа нашей страны поистине уникальна (демонстрация видео - красоты природы).
Чтец 1:
В очарованье русского пейзажа
Есть подлинная радость, но она
Открыта не для каждого и даже
Не каждому художнику видна
С утра обремененная заботой
Трудом реки работами полей,
Природа смотрит как бы с неохотой
На нас не очарованных людей
И лишь когда за кромкою бархана
Вечерний луч таинственно блеснет,
Обыденности плотная завеса
С ее красот мгновенно упадет.
Ведущий: Все мы любим свою страну и гордимся ее природой, но человеку для его жизни надо осваивать природные территории, человек активно вторгается в природные процессы. В результате появляются природно-антропогенные ландшафты, то есть ландшафты измененные человеком. Что из этого получается, мы сейчас с вами услышим от наших журналистов.
Чтец 2:
Кромсаем лед, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот,
Но мы еще придем просить прощенье
У этих рек, речушек и болот.
У самого мельчайшего малька,
Пока об этом думать неохота,
Пока нам не до этого! Пока...
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц, а реки - без воды.
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды!
(В. Рождественский)
Ведущий: а сейчас послушаем нашего корреспондента газеты “Аргументы и факты” по вопросу создания искусственных ландшафтов
Корреспондент газеты “А и Ф” - рукотворные ландшафты.
(Энциклопедия “Аванта+” том “Экология” стр. 228-230)
Ведущий: Спасибо, теперь нам понятно какое же влияние может оказать человек на природу, то есть создать рукотворную или искусственную среду обитания так необходимую для человеческой жизни.
Существует несколько видов природно-антропогенных ландшафтов - (схема на доске) – сельскохозяйственные, лесохозяйственные, промышленные.
Об одном из видов промышленных ландшафтов мы послушаем нашего корреспондента газеты “Комсомолец - Каспия” она расскажет нам о том, что происходит в результате добычи полезных ископаемых.
Корреспондент газеты “А и Ф”
(Энциклопедия “Аванта+” том “Экология” стр. 170-173)
Ведущий: а сейчас посмотрим видеорепортаж о добыче полезных ископаемых в нашей стране (демонстрация видеофрагмента).
Ведущий: Спасибо. Человек для своей жизни строит различные сооружения или технические приспособления. К ним относятся: (на доске) - городские ландшафты, природно-технические комплексы.
Корреспондент газеты “Горожанин” расскажет нам об одном из таких “сооружений” (о водохранилищах).
(Энциклопедия “Аванта+” том “Экология” стр. 180-185)
Ведущий: а сейчас предоставим слово нашим зрителям (выступление учащихся о водохранилищах, рыбе, исчезнувших полях).
(Энциклопедия “Аванта+” том “Экология” стр. 186-189)
Ведущий: особое воздействие на природу оказывают городские ландшафты. Наш корреспондент с репортажем о городах.
(Энциклопедия “Аванта+” том “Экология” стр. 270-271)
Корреспондент газеты “Волга”: роль городов и загрязнение городами природы (демонстрация видео фрагмента о загрязнении города Астрахани).
Ведущий: Человеку для жизни необходимы продукты питания, одежда, обувь, лекарства- все эти разные, но очень необходимые человеку товары появляются благодаря труду крестьян. Россия традиционно земледельческая страна. Послушаем нашего корреспондента газеты “Хронометр” о сельскохозяйственных ландшафтах.
Корреспондент газеты “Хронометр” (сельскохозяйственные ландшафты).
(Энциклопедия “Аванта+” том “Экология” стр. 162-168)
Ведущий: Спасибо. Нефть часто называют “черным золотом”, газ “голубым”. Лес без всяких преувеличений можно назвать “ зеленым золотом России”. Почему? Давайте послушаем нашего корреспондента газеты “Совершенно Секретно”.
Корреспондент газеты “Совершенно Секретно” - выступление о лесе (демонстрация картинок о лесе).
(Энциклопедия “Аванта+” том “Экология” стр. 194)
Ведущий: спасибо.
Чтец 3.
Слышу я природы голос,
Порывающийся крикнуть,
Как и с кем она боролась,
Чтоб из хаоса возникнуть,
Может быть, и не во имя,
Обязательно нас с вами,
Но чтоб стали мы живыми,
Мыслящими существами.
И твердит природы голос:
В вашей власти, в вашей власти,
Чтобы все не раскололось
На бессмысленные части!
(П. Мартынов)
Ведущий: Сегодня мы с вами познакомились с различными видами ландшафтов, созданных человеком. Но все ли они благоприятны для человека? Есть еще один вид ландшафтов (на доске) - культурный ландшафт. Послушаем о нем нашего корреспондента Канала НТВ.
Корреспондент газеты “Комсомольская правда” - культурные ландшафты (демонстрация видео о парках, открытки о Петергофе).
Ведущий: Спасибо. Все мы любим нашу природу и никогда не допустим ее уничтожения. Потеря природы это потеря всего человечества. Муки нашей совести, наша боль! Мы понимаем меру нашей ответственности за будущее планеты!
А хотите заглянуть в будущее? В нашей передаче принимает участие ученый - прогнозист, послушаем его.
Ученый-прогнозист (прогноз о том, что ждет человечество в будущем).
(Энциклопедия “Аванта+” том “Экология” стр. 337-339)
Ведущий: спасибо, теперь мы можем быть спокойными за будущее нашей планеты.
Связь человека с природой неразрывна. Хотя человечество растет, а вот природа расширить свои границы не может. Она все больше проникает в сферу жизни человека. Представители дикой природы мобилизуют свои жизненные ресурсы, чтобы найти свое место в культурном ландшафте. Человек, поняв этот исторический процесс, идет на помощь природе. Надеемся, что через несколько десятков лет вообще отпадет надобность в охране природы. Так мы идем навстречу друг другу. Человек к природе (все хором, протягивая друг другу руки и поднимая их вверх). Природа к человеку! А что сделал каждый из вас для сохранения природы?
Ведущий: вы посмотрели телепередачу “Природа и мы”. Спасибо за активное участие корреспондентов газет, телеканалов, зрителей. За свою работу они получают отличные оценки.
Домашнее задание: параграф № 30.