Цель урока: начать формирование у учащихся понятия о физике и астрономии как науках.
Тип урока: объяснение нового материала
Форма урока: игра-путешествие
Задачи урока:
1) ввести понятие “физика”, “астрономия”;
2) ознакомить учащихся с объектами изучения наук физики и астрономии;
3) показать учащимся, что у любой науки есть родоначальники;
4) развить у учащихся умение выделять главное;
5) развить познавательный интерес учащихся к наукам физика и астрономия;
6) активизировать деятельность учащихся на уроке;
7) убедить учащихся в необходимости изучать физику и астрономию.
Оборудование урока (Приложение 2):
- Карта страны НАУК
- Загадки - шифровки
- Ребусы
- Приборы
- Оборудование к эксперименту
Использование ИКТ: слайды (Приложение 1).
План урока:
- Организационный момент.
- Объяснение нового материала.
- Подведение итогов.
- Домашнее задание.
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие. Выявление отсутствующих.
2. Объяснение нового материала.
- Ребята, верите ли вы в чудеса? (Да)
- А что такое “чудо”? (Чудо – это что-то необычное)
- Расскажите хотя бы об одном чудесном явлении, которое вы видели.
- Молния, радуга, мираж, движение планет – это все то же чудеса. Только это чудеса природы, которые объясняет наука физика и астрономия.
О, сколько нам открытий чудных
Готовит просвещенья дух,
И гений, сын ошибок трудных,
И опыт, парадоксов друг.
(Пушкин А.С.)
В этом году вы начинаете изучать новые предметы – это физика и астрономия. А это значит, что вы начинаете свое путешествие в мир этих наук. Итак, перед вами карта Мира Наук. (На доске заранее приготовлена карта Наук (Приложение 1)) Посмотрите, две страны, Физика и Астрономия, располагаются рядом друг с другом. А сколько интересных названий городов на карте страны Физика и Астрономия. Это город Исток, город Мыслителей, город Неразгаданных тайн, город Законоград, город Чародеев, город Смекалистых, т.д.. Сегодня мы совершим путешествие по этим городам. Цель вашего путешествия: понять, что же изучает наука физика и астрономия. Садитесь удобнее. Начинаем наше путешествие. Но помните, что за каждый правильный ответ в этой стране выдается “жетон правильного ответа” (Приложение 3). Набравшие самое большое количество жетонов получат приз, но об этом вы узнаете в конце нашего путешествия.
1. Город Исток.
- Все имеет свое начало, имеет свои корни, у реки начало – исток. Вот и у наших наук есть свое начало, а если быть более точным, есть ученые, которые являются основоположниками этих наук.
Задание 1 (шифровка): Греческое слово “фюзис”, ввел в IV веке до нашей эры, ученый, имя которого зашифровано здесь (учитель на доске заранее должен сделать заготовку).
А | Р | И | С | Т | О | Т | Е | Л | Ь |
Задание 2 (шифровка): Русский ученый, благодаря которому в XVII слово “физика” появилось в России, учёный который выпустил первый учебник физики.
Л | О | М | О | Н | О | С | О | В |
! - Значит, Аристотель – основоположник науки физики, а Ломоносов – ученый, благодаря которому в XVII слово “физика” появилось в России, учёный который выпустил первый учебник физики. Давайте это запишем в тетрадь.
2. Город Неразгаданных тайн.
- Чудеса – это тайны. Попробуйте в этом городе проявить свою смекалку. Объясните процессы и явления, происходящие в преложенных ситуациях.
Задание 1: На одну чашу весов поставлено ведро до краев наполненное водой. На другую чашу – точно такое же ведро, тоже наполненное до краев, но в нем плавает кусок дерева. Какое ведро перетянет?
(На весах будет равновесие, т.к. во втором ведре тело вытесняет жидкость, вес которой равен весу погруженного тела) [ 6 ]
Задание 2: Изменяет ли высоту Эйфелева башня в холодную и жаркую погоду?
(Высота Эйфелевой башни 300 м. Ее высота с изменением температуры на один градус изменяется на 3 мм) [ 8 ]
Задание 3: Какую форму имеют снежинки при t=0 0С и t ниже 00С? (При температуре близкой к нулю градусов по Цельсию форма снежинок – звезда, а при температуре ниже нуля градусов по Цельсию форма снежинок – пластинки)
Задание 4: Греет ли шуба? (учащиеся высказывают свои предположения) [ 8 ]
Давайте проведем опыт, а он нас рассудит. (Приложение 3)
(Проводим опыт: приготовленный заранее лед помещаем в меховую шапку и оставляем. О результатах опыта говорим с ребятами после посещения г.Чародеев, давая время, необходимое для проведения опыта)
- Ребята, скажите, пожалуйста, что изучает наука физика? (явления природы)
!- Значит, физика – это наука о природе, природных явлениях. Давайте запишем это в тетрадь.
3. Город Прибороград.
- Физика не может существовать без величин, которые характеризуют процессы, происходящие в природе, которые можно измерить с помощью приборов. Итак, мы уже с вами в городе Прибороград.
Задание: Назовите прибор и величину, которую он измеряет.
(Здесь ребятам демонстрируются приборы: термометр, линейка, амперметр, вольтметр и т.д., а они называют прибор и величину, которую он измеряет).
4. Город Чародеев.
- Вот мы с вами приближаемся к городу Чародеев. Невозможно представить физику без открытий! Имена многих учёных–изобретателей сохранились в истории науки.
Задание: назовите учёного или его открытие.
1. Луиджи Гальвани возглавил кафедру анатомии в Болонии в 1759 г., когда ему было всего 22 года, и долгие годы исследовал строение скелета птиц. Лишь через 12 лет он начал интересоваться электрическими явлениями и только в 1790 г., когда ему исполнилось 53 года, сделал удивительное наблюдение. Рассказывают, что открытие Гальвани – целая цепь случайностей: его заболевшей жене прописали целительный бульон из лягушечьих лапок, и учёный сам готовил этот бульон. Вот как описывает он своё открытие: “Когда один из моих помощников случайно чуть-чуть коснулся концом скальпеля внутреннего бедренного нерва лягушки, мышцы её конечностей вдруг сократились, как будто от сильной судороги”. Гальвани соединил скальпель с “электрической машиной”: сокращения мышц многократно увеличились. Впечатление такое, что лягушка ожила! На основе этого открытия был изобретён прибор. Назовите его. (Гальванический элемент). [ 1 ]
2. Этот учёный родился в центре Британии в семье небогатого фермера. Уже в детстве он любил строить сложные механические игрушки, модели различных машин, разноцветные бумажные фонарики. Эти занятия способствовали тому, что в нём развивалось фантазия экспериментатора. В 12 лет он отправился учиться в г. Грантем в королевскую школу. Во время учёбы он мастерил различные модели машин. На одном из зданий Грантема до сих пор находятся сделанные им солнечные часы. Также он любил запускать воздушных змеев. Ночью он привязывал к ним фонари, а случайным зрителям утверждал, что это летают кометы. Его первый физический опыт, проведённый во время бури в 1658г. измерение силы ветра. Опыт проводился так: сначала он прыгал по направлению ветра, а потом - против. Измерив длины прыжков, он вычислил силу ветра. Он вошёл в историю как гениальный математик и физик. Рассказывают, что идея одного из открытых им законов пришла к нему в тот момент, когда, сидя в саду, он наблюдал падение яблока на землю. Первая идея, что Земля притягивает яблоко, сама по себе замечательна, но он догадался, что и яблоко также притягивает Землю. Назовите этого учёного. (Исаак Ньютон). [ 1 ]
- Ребята, вы совершили путешествие в страну Физика. Как вы думаете, нужно ли изучать физику? Почему? (Ответы учащихся)
5. Город Астроном.
- Посмотрите, ребята, на карту следующий город на вашем пути - это город Астроном. С древнейших времен небо привлекало внимание человека, открывая его взору удивительные и непонятные картины: мириады мерцающих звезд, блуждающие среди них планеты, дугу слабого жемчужного света, опоясывающую небо от горизонта до горизонта, “хвостатые звезды” - кометы, солнечные и лунные затмения. Все эти загадочные картины и явления привлекали внимание наших древних предков. Не утратили они своей притягательности и сейчас, в космическую эпоху. В этом таинственном городе вам предстоит выполнить следующее задание.
Задание: отгадайте ребус (ребусы заранее приготовлены учителем). (Приложение 4)
- Ребята, скажите, пожалуйста, каким одним словом можно назвать Солнце, звёзды, планеты? (небесные тела)
- Давайте теперь сделаем вывод, что же изучает наука астрономия? (небесные тела)
! - Значит, астрономия – это наука о небесных телах. Давайте запишем это в тетрадь.
3. Подведение итогов.
- Итак, сегодня вы совершили путешествие в страну Физики и Астрономии. Давайте подведём итог нашему путешествию. Закончите фразу – сегодня на уроке я узнал, что …
(…Аристотель – основоположник науки физики, а Ломоносов – ученый, благодаря которому в XVII слово “физика” появилось в России, учёный который выпустил первый учебник физики. Давайте это запишем в тетрадь.
…физика – это наука о природе,
…астрономия – это наука о небесных телах).
Учитель определяет по набранным жетонам наиболее активных участников путешествия и награждает их либо призами, либо оценками.
4. Домашнее задание.
ЛИТЕРАТУРА.
- Волков В.А. Универсальные поурочные разработки по физике. 10 класс. – М.: ВАКО, 2006г.
- Гальперштейн Л.Я. Забавная физика – М.: Детская литература,1993
- Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики – М.: Просвещение, 1983
- Кудрявцев П.С. Курс истории физики – М.: Просвещение, 1982
- Ланина И.Л. Не уроком едины – М,: Просвещение, 1991.
- Ланина И.Я. 100 игр по физике – М.: Просвещение, 1995
- Мухин Л.М. Мир астрономии – М.: Молодая гвардия, 1987
- Перельман Я.И. Занимательная физика. Книга 1 – М.: Наука, 1976
- Юфанова И.Л. Занимательные вечера по физике в средней школе – М.: Просвещение, 1990