Участники: учащиеся 11 класса (в группах по 3 человека).
Продолжительность: 10 уроков.
Дидактические цели:
- формирование у учащихся компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной познавательной работы с большим объемом материала, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения.
Методические задачи:
- формирование представлений о значении сервировки стола на усвояемость пищи, способствующей лучшему пищеварению;
- разработка и изготовление изделий для сервировки стола;
- закрепление навыков соблюдения правил техники безопасности при работе иглой, ножницами, крючком, на швейной машине.
Проблема: потребность в рациональном использовании отходов становится с каждым годом все более актуальной. Это связано не только с экономией ресурсов, а и с глобальным загрязнением почвы и водоемов бытовыми отходами.
Оборудование: лоскут, швейные машины, крючок.
Продукт: изделия в технике тканевой аппликации: скатерть, сервировочные салфетки.
Ход проекта (по урокам)
I этап (поисковый)
1-2. Обсуждение проблемы, формулирование проблемных вопросов:
- Как можно сократить количество текстильных отходов?
- Как условия приема пищи влияют на ее усвояемость?
Формирование групп для работы над проблемными вопросами, проведения исследований и определение формы представления результатов.
Учащиеся делятся на группы по 3-4 человека, выбирают вопрос, над которым хотели бы поработать и по которому должны провести исследование (Приложение 1), а также выбирают форму представления результатов исследования, заполняют листы планирования своей предстоящей деятельности (Приложение 2)
II этап (аналитический)
3-4. 1) Обсуждение с учениками возможные источники информации.
Информацию по заданным вопросам можно найти в книгах из домашней или школьной библиотек, в Интернете или мультимедийной энциклопедии, в средствах массовой информации, в журналах (каких?). Можно провести интервью (с кем?), организовать опросы (кого?) и т.д.
2) Самостоятельная работа групп.
Поиск информации по проблемным вопросам, ее систематизация, оформление полученных данных.
III этап (практический)
5-8. 1) Практическая работа по изготовлению продукта проектной деятельности.
2) подготовка доклада по проблемному вопросу.
IV этап (презентационный)
9-10. 1)Подготовка учащимися презентации о проделанной работе.
Форма презентации любая - доклад с иллюстрациями, издание информационного бюллетеня, выпуск газеты, оформление папки и др. (Приложение 3).
2)Защита полученных результатов и выводов.
3) Оценивание школьниками и учителем. (Приложение 4)
Приложение 1
Карточки-задания группа №1.
Как условия приема пищи влияют на ее усвояемость?
Найти ответы на вопросы:
1. Когда появились предметы сервировки? Почему это стало необходимо?
2. Какие виды сервировок стола существуют?
Вывод:__________________
группа №2. Как можно сократить количество текстильных отходов?
Найти ответы на вопросы:
1. Какие полезные для дома вещи можно изготовить из лоскута?
2. Составьте технологическую карту на изготовление изделия в технике тканевой аппликации.
Вывод:__________________
Приложение 2
Лист планирования
Имя (имена):
Тема:
Основополагающий вопрос:
Проблемный вопрос:
Этапы работы и виды исследовательской деятельности учащихся:
№ этапа Название этапа Вид деятельности учащихся
Источник информации:
Форма защиты:
Приложение 3
Подготовка к защите (работа всей команды)
- подготовка устной презентации проекта (слайды, видеофильм)
- подготовка команды для ответа на вопросы оппонентов
- создание папки документов (портфолио), в которой полно и доказательно представлена работа над проектом.
Приложение 4
Критерии оценки доклада по выполненной работе
1. Соответствие содержания доклада проделанной работе.
2. Умение объяснить научные основы работы, самостоятельность выполнения.
3. Качество изделия.
4. Практическое использование изделия.
5. Качество записей и наглядный материал.
6. Использование знаний из других учебных предметов.
7. Ответы на вопросы.
8. Полнота знаний по технологии.
9. Оригинальность решения проблемы.
10. Культура речи.