Игра в экономическом образовании школьников

Разделы: Экономика


Презентация

В условиях становления рыночных отношений принципиальным признаком является свободная ориентация и приспособление учащихся к экономическому механизму регулирования рынка. Сегодня уже никто не спорит, нужны ли знания экономики биологу, физику или историку. Экономические знания по своей сущности универсальны и применимы в любой области. Тем более что каждый из нас выступает и как производитель, и как потребитель, и как гражданин. Экономическое образование в нашей школе необходимо для воспитания у учащихся экономической культуры, для способности правильно понимать происходящие социально-экономические процессы и активно участвовать в деятельности общества. Помимо этого экономическое образование является неотъемлемой частью гражданского воспитания школьников (2 слайд).

Экономическое образование в школе № 8 реализуется через урочную и внеурочную деятельности (3 слайд).

(4 слайд). Внеклассная деятельность включает творческие объединения учащихся, исследовательскую деятельность, НП конференции учащихся, олимпиады, конкурсы и экономическую игру “Экономика вокруг нас”.

(5 слайд). Базой для внеурочной деятельности служат знания, полученные на уроках. Учебная деятельность представлена трёх уровненной системой непрерывного изучения экономики. На каждом из которых формируются представления об экономических явлениях, познания экономических законов и категорий, формирование способностей решения экономических задач и ситуаций.

В подборе методов и технологий обучения экономики приоритет я отдаю игре, подбирая с учётом возрастных особенностей и интересов детей. Игровая технология выгодно отличается от других способов стимулирования учащихся к процессу обучения тем, что позволяет ученику быть лично причастным к функционированию изучаемой системы, даёт возможность “прожить” некоторое время в “реальных” жизненных условиях. При этом игровая технология не подменяет традиционные методы обучения учащихся, а рационально их дополняет, расширяя педагогический арсенал учителя, позволяя более эффективно решать поставленные задачи конкретного задания и всего учебного процесса. Игру я использую как методический приём на уроках разных типов и технологий, что было мною показано на открытом уроке и как игра – нетрадиционная форма урока (6 слайд).

(7 слайд) В процессе обучения экономики в школе выделяются несколько типов нетрадиционных уроков: игры-состязания, общественно-культурные мероприятия, ролевые игры, урок творчество, деловая игра. Использование игр зависит от целей и задач обучения, от содержания материала, от уровня подготовки детей и других факторов.

В практической части своего мастер – класса я покажу урок-состязание АУКЦИОН (8 слайд). На этом уроке нам необходимо решить следующие образовательные задачи (9 слайд).

Тема: Рыночный обме/ан?

Цели:

  • проиллюстрировать механизмы торгового обмена;
  • познакомить с правилами эффективной покупки;
  • сформировать у участников представление о природе обмана и навыков ответственных действий в условиях финансового риска;

Содержание игры.

Участники игры отбираются из числа присутствующих. Каждому игроку на счёт предоставляется по 80 восьмушек. Аукцион проходит в три (четыре) этапа. Первый этап – закрытый аукцион. Второй и третий этапы – открытый. Аукционист объявляет стартовую цену и минимальный шаг (10 восьмушек). Купивший право на лот участник аукциона приобретает товар после оплаты за него.

Оборудование: молоток, туалетная бумага, газированная вода, конфеты “Тути Фрути”, листы А-4 – 6 штук, маркер – 2 шт.

Учитель, объявляя тему, записывает её на доске с ошибкой – “Рыночный обман”. Внимательные ученики замечают ошибку!

Учитель (исправляя ошибку). Современные психологи утверждают, что любая ошибка неслучайна. Почему я ошибся?

Ученики. Наверное, вас обманывали в магазине… Продавцы всегда обсчитывают… Торговля это обман.

Учитель. Эпиграфом нашего урока я выбрал поговорку “Не обманешь – не продашь”.

Игра на уроке – необыкновенно эффективный приём. Переход к игре невозможен без изменения стиля учителя (шоумен – продавец).

Учитель. Внимание! Внимание! Леди и джентльмены, объявлен аукцион супертоваров! Спешите и будьте активны! А тот, кто подзабыл правила аукциона, я напомню. Покупка лота осуществляется всей группой, у каждой группы на счету находится по 80 восьмушек являющихся денежной единицей школы № 8, минимальный шаг торгов 10 восьмушек.

Итак, мы начинаем. Первый лот аукциона – “Кот в мешке”

Учитель (показывает мешок с неизвестным товаром). Я готов предоставить минимальную информацию о товаре. Это гениальное изобретение человечества. До сих пор этот предмет является признаком интеллигентной семьи. В застойные годы в СССР этот товар был единственным, кто стоял в оппозиции официальной прессе.

Учитель. Начинаю торги. Начальная цена – 5 рублей!

Ученики 5! 10!15!20!

Учитель. 20 рублей раз, два, три! Продано!

Счастливый ученик направляется за товаром. Самое время проанализировать его мысли и чувства.

Учитель. Как тебе кажется, обладателем какого товара стала ваша группа?

Учитель (достаёт из мешка долгожданный товар). Это… рулон туалетной бумаги.

Ученики. Нас обманули.

Прервёмся не надолго от аукциона.

Учитель. Скажите, какую ошибку совершил покупатель?

Учитель. На основании ошибки выведите первое правило покупателя (выводы учащихся, полученные ответы записываются на доске).

Ученики, умудренные опытом, готовы не обмануться во второй раз.

Товарищи! Если у вас перехватило дыхание и пересохло в горле, вам просто необходимо нежная, пузырящаяся, холодная кока-кола. На торги выставляются 2 литра супернапитка (выставляется бутылка кока-колы)!

Спешите! Тем более, что без обмана вы приобретает ровно 2 литра кока-колы. Стоимость её в магазине – 32 рубля. На нашей распродаже только 15!. Начальная цена 15 рублей.

Учитель. Продано. Примите товар, но деньги вперёд! Пожалуйста (словно спохватываясь). Да, я обещал, что продам 2 литра кока-колы?

Ученики. Да.

Учитель. Но я ничего не говорил о том, что продаю бутылку. Уважаемый покупатель, вам придётся выпить напиток прямо сейчас!

Стоп аукцион.. Скажите, какую ошибку совершил покупатель?

Учитель. На основании ошибки выведите второе правило, закон покупателя (выводы учащихся, полученные ответы вывешиваются на доску).

Учитель. Теперь мы, наверное, знаем всё о вариантах обмана, и больше нас никто не обманет! Я объявляю третий лот нашего аукциона.

Учитель. Господа ученики! Объявляю второй лот продаж! Жевательная резинка “Орбит” (показывает пачку жевательной резинки). Стоимость резинки в магазине 11 рублей! Начальная цена лота – 10 рублей!

Ученики Я! Мне! 15!20!

Учитель. Раз, два, три. Продано!

Ученик. Только “Орбит”. Как обещали!

Учитель. Я обещал жевательную резинку “Орбит”. Получайте! (Выдаёт один пластик из пачки).

Формально продавец опять прав: договора о количестве или весе не заключалось. Покупатель снова должен пенять на своё доверие и самоуверенность.

Учитель. Вы можете уличить меня во лжи?

Ученик. Нет.

Учитель. Какую ошибку совершил покупатель на этот раз?

Учитель. На основании ошибки выведите третье правило, закон покупателя (выводы учащихся, полученные ответы вывешиваются на доску).

Скорее всего, существуют другие способы честного обмана покупателя, но все они укладываются в принцип неполной информации. Продолжение игры неэффективно и неинтересно. Кроме того, троекратное повторение ситуации на уроке (три лота торгов) достаточно для долговременного запоминания. Игра незаметно переходит в стадию анализа. И секрет незаметности в том, что игра продолжается!

Учитель. Уважаемые трижды обманутые покупатели! Я объявляю последний лот на торгах. Будьте бдительны и расторопны, ибо это… книга вашего любимого автора!

Это может быть книга, фотография, пластинка и другое. Главное требование: это должен быть значимый товар для учеников.

Учитель. Это мой учебник по экономике! Начальная цена: 10 рублей. Купивший приобретает пятёрку за урок.

Раз, два, три! Продано!

Ученик подходит за товаром.

Учитель. Вы честно приобрели товар и честно его получаете. Но не хотите ли книгу с автографом автора?

Ученик. А за сколько?

Учитель. А сколько бы вы дали?

Ученик. Любая цена.

Учитель. Они ваши! И книга и автограф! Но позвольте спросить…В чём разница между книгой и книгой с автографом?

Ученик. Автограф можно показать… Это доказательство знакомства с автором.

Учитель. То есть вы покупаете себе уважение?!

Ученик. Ну да.

Учитель. А разве подписи других уважаемых людей делают вас умнее, лучше, уважаемей?

Ученик. Наверно нет…

Учитель. На основании ошибки выведите правило, закон покупателя (выводы учащихся, полученные ответы вывешиваются на доску).

Подводим итоги

1. Чему вас научил данный аукцион?

Проиллюстрировал механизм торгового обмена;

Познакомил с правилами эффективной покупки;

Сформировать представление о природе обмана и навыков ответственных действий в условиях финансового риска.