Цель: формировать умение различать парные звонкие и глухие согласные в корне слова, развивать умение подбирать проверочные слова.
Оборудование: плакат с изображением дерева без листьев, зеленые листочки по количеству человек в классе (они раздаются учителем за правильные ответы ученикам), репродукция из сказки “Машенька и медведь”, музыкальное оформление урока – детские песни о дружбе, пословицы о дружбе.
1. Организационный момент.
Это дерево появилось на свет в тот момент, когда один человек улыбнулся другому. Эта улыбка пустила свои корни глубоко в землю, и на поверхности появились три ростка: доброта, взаимовыручка и искренность. Эти ростки срослись в одно целое, и появилось Дерево Дружбы. Дерево росло и развивалось, на нем набухали новые почки, лопались, превращаясь в изумрудные листья. Некоторые листочки желтели и опадали – это означало, что друзья поссорились. Но если на этом месте появлялась новая почка – друзья мирились!
Наше дерево дружбы живет, и будет жить вечно. И каждый раз дерево улыбается, если люди дружат. И сегодняшний наш урок пройдет под девизом о дружбе и взаимовыручке: “Один за всех и все за одного”.
За активную работу на уроке, за хорошие ответы вы будете получать листочки, а в конце урока посмотрим, сможет ли наше дерево улыбнуться нам и порадоваться нашим знаниям.
- Ребята, помогите мне определить тему. Но для этого мы должны решить грамматические задачи:
1) Прочитайте слова, найдите лишнее. Докажите:
- глагол
- существительное
- корень
- прилагательное
Д: Корень – общая часть родственного слова. Глагол, существительное, прилагательное – части речи.
2) л н м р д т
- Что объединяет все эти буквы?
Д: Эти буквы обозначают согласный звук
- На какие две группы можно разделить эти буквы?
Д: Непарные согласные и парные согласные.
- Произношение каких согласных (парных или непарных) может расходиться с их обозначением на письме?
Д: Произношение парных согласных расходятся с их написанием.
- Назовите их.
Учащиеся называет парные согласные, а учитель открывает по одному квадратику и дети видят тему урока.
Итак,тема нашего урока… Ребята читают хором.
2. Минутка чистописания.
- А минутка чистописания закрепит наш графический навык. Запишем парные согласные, разделяя их верхней и нижней петлей.
бп вф гк дт жш зс
3. Словарная работа.
- Друзья любят играть вместе. Вот я предлагаю поиграть в игру “Умники и умницы” и вспомнить словарные слова, в которых есть парные согласные на конце слова.
1. зимняя стужа - ветер - мороз одежда - температура
2.письменная принадлежность для рисования и черчения -пенал - книга - карандаш - тетрадь
3.антоним к слову деревня - город - село - район - столица
- Прочитайте орфографически записанные слова.
- Что общего у этих слов? (Назовите общие морфологические признаки)
Д: Существительное, нарицательное, неодушевленное, мужской род, единственное число.
Какое правило объединяет эти слова?
Д: Парные согласные на конце слова.
Как звучит это правило?
Д: Чтобы правильно написать парные согласные на конце слова, нужно так изменить слово, чтобы после согласной стоял гласный звук.
Подберите проверочные слова. Устно.
Сегодня мы выучим правописание нового слова:
Кто это? В теплой шубе
Дед – лесник
Летом ходит,
Зиму спит.
Медведь – ведающий мед (запись в тетрадь).
Топтыгин, Косолапый, Михаил Иванович, Мишка – так любовно называют в русских народных сказках хозяина леса, медведя. Первая часть понятна, это мед, вторая же произошла от слова ведающий – знающий, где есть мед. Мишка никогда не откажется отведать медку.
- Какая орфограмма в этом слове? Подберите проверочное. Медведь – медведи.
- Фонетическая задача:
Сколько в слове “медведь” слогов, букв, звуков. ( 2 слога, 7 букв, 6 звуков)
- Подберите однокоренные слова и докажите:
- Мама медведя (медведица).
- Маленький медведь (медвежонок).
- Много маленьких медведей (медвежата).
- Домик, где зимой спит медведь (берлога).
Медведь - медведица - медвежонок - медвежья (берлога)
4. Новая тема.
Учитель на доску вешает репродукцию к сказке “Машенька и медведь”.
- Ребята, посмотрите на картинку. В названии каких предметов, изображенных на картинке, встречается парный согласный звук?
- Сегодня мы продолжим разговор на тему: “Правописание парных согласных”, но рассмотрим более сложный случай.
Прочитайте слова:
Грибки
Травка
Березка
- Что объединяет эти слова?
Д: В середине каждого есть парный согласный.
- Перед какими буквами находятся парные согласные?
Д: Парные согласные находятся перед другими глухими согласными.
- Совпадает ли произношение парных согласных с их написанием?
Д: Нет. В слове грибки мы слышим звук [п] , а пишем букву б. В слове травка слышим [ф] , а пишем букву в. В слове березка слышим звук [с] , а пишем букву з.
- Что надо сделать, чтобы не ошибиться в написании слов с парными согласными, которые находятся перед другими глухими согласными?
Д: Надо подобрать проверочное слово так, чтобы после согласных стояла гласная или звонкий согласный звук [н] .
- Давайте это сделаем. (по цепочке комментируем и записываем в тетрадь).
Грибки – грибок, грибной (суп), травка – трава, березка – береза.
- Правописание парных согласных перед другими согласными - это орфограмма. Проверим себя, правильно ли мы сформулировали правило. Для этого прочитаем правило в учебнике.
5. Физкультминутка.
Отдохнем. Лучший отдых – это смена умственного и физического труда
Прыжок – парная согласная, стоящая перед другими согласными.
Приседание – нет этой орфограммы.
Корова, рыбка, трубка, глаза, глазки, лопатка, лопата.
Мы приобрели новое знание. Попробуем применить его на практике.
6. Работа с деформированным предложением.
- По картинке придумайте предложения.
Ответы детей.
- Хорошие у вас получились предложения, а вот мое предложение рассыпалось. Помогите мне его собрать.
Узкой, шел, по, Мишка, дорожке.
- Составьте предложение.
Запись на доске:
Мишка шел по узкой дорожке.
- Орфографическое чтение хором.
- Разберем предложение по членам.
Работа около доски (предложение по цели высказывания повествовательное, по эмоциональной окраске невосклицательное, в предложении говорится о Мишке…)
- Найдите слова, в которых есть орфограмма: парные согласные перед глухими согласными. Подберите проверочное.
Мишка – Миша, узкой – узенькая, дорожке – дорога, дороженька.
На основе старого знания о правописании парных согласных в конце слова, мы вывели новое правило о правописании парных согласных перед глухими согласными. (Дети проговаривают в громкой речи новое правило).
7. Самостоятельная работа.
- У нас впереди самостоятельная работа. Проявить самостоятельность – это значит, опираясь на свои знания и опыт, самому выполнить задание:
слова, обозначающие признак предмета, заменить антонимами.
Густой суп - жидкий суп. (прокомментировать)
Высокий дом - низкий дом.
Твердый характер - мягкий характер.
Самопроверка с доской.
- Как понимаете выражение: твердый характер? (Человек, который дал слово, всегда выполнит свое обещание. О таких людях говорят: “Человек с твердым характером”.)
8. Точечный массаж.
Сейчас осень. Наш организм подвержен заболеванием. Чтобы быть всегда здоровым и крепким надо поддерживать иммунную систему в тонусе. В этом нам помогает точечный массаж.
9. Работа в парах.
Учитель готовит для ребят самодельные пазлы. Лист бумаги совпадает с размером открытки, на которой изображена игрушка, делится на четыре части. В каждой части написано слово с пропущенной парной согласной
Шу…ка Ска…ка Ло…ка Но…ка
Старая открытка разрезается на четыре части, на стороне обратной изображению написана соответствующая парная согласная. Ученик должен положить соответствующую букву на лист изображением кверху. Если буквы положены правильно, то картинка восстановлена.
- Я думаю, что у каждого человека есть любимая игрушка, которая в раннем детстве была его первым другом. И сейчас, работая в парах, мы сможем собрать картинку, которая напомнит вам друга-игрушку и правило о правописании согласных перед другими согласными. Если вам удалось собрать картинку, то вы справились с заданием и правильно вставили пропущенную букву.
Работая в парах, вы почувствовали плечо друга?
“Без друга в жизни туго”.
“Без друга на сердце вьюга”.
10. Творческое задание.
Работа в группах.
- Предлагаю разбиться на три творческие группы и выполнить задание:
из слов составьте новое слово, используя для этого первые слоги.
1 группа. | Забор, | гадкий, | камера | (загадка). |
2 группа. | Кролик, | ватрушка, | каша | (кроватка) |
3 группа. | Русалка, | башмак, | канат | (рубашка) |
Представителям каждой группы предоставляется слово для комментария.
- Какая орфограмма во всех этих словах?
- Подберите проверочное.
- Посовещайтесь в группе и составьте предложение с этими словами.
Прослушать. Записать. Подчеркнуть изучаемую орфограмму.
Похвалить.
11. Итог.
- Представьте, что я корреспондент познавательного журнала “Воли”, ответьте на мои вопросы.
- О какой орфограмме мы сегодня говорили?
- Как проверить написание парных согласных, стоящих перед глухими согласными.
- Под каким девизом мы сегодня работали?
- Я считаю, что вы справились со всеми заданиями. А что вам помогло в работе?
Д: Дружба, взаимовыручка, поддержка.
- Кто заработал листочки, прикрепите их к нашему Дереву Дружбы, чтобы оно радовало нас. Ведь благодаря дружбе и взаимовыручке мы сегодня вместе дружно выучили новое правило.
Дети прикрепляют листики к дереву под музыку.
- Вы знаете, ребята, что в русском языке много важных слов, которые начинаются с парных согласных.
Б – благородство, братство.
П – правдивость, пытливый ум.
З – зоркость орфографическая.
С – сопереживание, скромность, сотрудничество.
В – вежливость, воля.
Ф – фантазия.
Г – гордость за свой класс, за своего друга.
К – коллективизм.
Ж – жизнелюбие.
Ш – шутка (способность понимать юмор).
Т – труд, товарищ.
Д – дружба.
- Вот эти качества характеризуют по-настоящему дружный класс. И пусть на Дереве Дружбы появляются новые листочки. Хотелось бы, чтобы это дерево было вечно зеленым, а наш классный коллектив оставался таким же дружным и любознательным.
Букву Я писал 100 раз,
Повторяя битый час –
Лишь собой она полна,
Буква Я всегда одна.
Слово “мы” есть “я” + “ты” -
Символ света и мечты.
12. Домашнее задание.
Составьте 3 предложения на тему “Мой друг”. Если кому-то трудно выполнить это творческое задание, то запишите 2 пословицы о дружбе.