Дидактическая цель: создать условия для активного закрепления знаний по теме средствами технологии уровневой дифференциации.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Цели по содержанию урока:
Образовательная цель: создать условия для повторения и систематизации изученного материала, способствовать пониманию закономерностей природы Земли;
Развивающая цель: научить применять имеющиеся знания для решения проблемных задач, максимально используя различные источники знаний;
Воспитательная цель: формировать в детях чувства уважения и дружбы; учить самостоятельно и ответственно готовиться к уроку.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Технология: дифференцированного обучения.
Средства обучения:
- Стихи Г.Усовой “Австралия – страна наоборот”.
- Карточки-задания.
- Кроссворд “Австралия”.
- Презентация Power Point.
- Игра “Австралийский серпантин”.
Структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент | Проверяет готовность учащихся к работе, создает положительный настрой | Готовятся работать в группах |
2. Мотивация и целеполагание. | Эмоционально говорит о путешествии, предлагает определить цели урока. | Ученица читает стихотворение Г. Усовой “Австралия – страна наоборот” (см. Приложение 3). |
3. Актуализация знаний. | Создает игровую ситуацию: 1. Почему нам надо плыть на корабле, а не использовать другой вид транспорта? 2. Какие главные особенности в связи с этим можно выделить у Австралии? Представляет группу консультантов. |
Отвечают на вопросы. Получают групповые задания и готовят ответы на вопросы (см. приложение). |
4. Закрепление. | Организует защиту результатов групповой работы, помогает, если есть необходимость | Защищают результаты групповой работы. Консультанты анализируют и оценивают ответы. |
5. Систематизация знаний и контроль. | Задает исследовательский
вопрос-прогноз: Что произойдет с природными
зонами Австралии, если вдруг случится, что
пересечет экватор? Подводит учащихся к выводу о закономерностях природы. “Научные сотрудники”! экспедиции подготовили сюрприз “Экзамен для ума” Предлагает решить кроссворд. Предлагает найти ошибки в тексте (см. Приложение №6). |
Обсуждают вопрос, высказывают
предположения, отвечают. Записывают вывод в тетрадь. Парами разгадывают кроссворд. Читают дополнительный текст и объясняют ошибки. Называют и рассказывают об известных животных. |
6. Подведение итогов. | Вместе с консультантами определяют результативность работы учащихся на обобщающем уроке. | Определяют достижения и недочеты самостоятельной познавательной деятельности по ходу урока. |
7. Домашнее задание. | Повторить изученный материал, уточнить понятия “скреб”, “крики”, ответить на вопросы (учебник с. 140). | Определяют для себя домашнее задание. |
Гимн Австралии (Приложение)
Приложение №1.
Транспарант на доске.
Виды хозяйственной деятельности:
1. Судоходство
2. Скотоводство, овцеводство.
3. Земледелие.
4. Вырубка лесов.
5. Строительство городов.
6. Истребление животных.
7. Добыча полезных ископаемых.
8. Промышленность.
Приложение №2.
Записи в рабочих тетрадях.
Природная зона | Растения | Животные |
Субэкваториальные леса | Травы (высокие) Пальмы Фикусы Бутылочное дерево |
Ехидна, утконос Попугаи Лирохвост Крокодилы, змеи |
Субтропические леса | Эвкалипты Лианы Древовидные папоротники |
Коала Кенгуру Вомбат Карликовые кенгуру |
Пустыни и саванны | Сухие кустарники (скреб) Акации Эвкалипты |
Страус эму Ящерицы Змеи |
Приложение №3.
Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие по самому интересному материку. Двое наших исследователей уже побывали там. Вы их сейчас услышите.
Итак, наш корабль “Искатели” отправляется в плавание. В добрый путь!
Австралия – страна наоборот.
Австралия – страна наоборот.
Она располагается под нами.
Там, очевидно ходят вверх ногами,
Там протекают реки без воды,
(Они в пустыни пропадают где-то).
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето.
Там в зарослях следы бескрылых птиц.
Там кошкам в пищу достаются змеи.
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют.
Деревья сами лезут из коры.
Там кролики страшней, чем наводненье.
Спасают юг от северной жары.
Столица не имеет населения.
Австралия – страна наоборот.
Ее исток на лондонском причале.
Для хищников дорогу расчищали
Изгнанники и каторжный народ.
Австралия – страна наоборот.
Г. Усова
Приложение №4.
В нашей экспедиции много участников, но среди них есть главные исследователи – консультанты. Они помогут новичкам преодолеть трудности, а так же в конце пути оценят ваши знания. Познакомьтесь с ними. (Представление консультантов).
Работа по карточкам (дифференцированные вопросы).
У вас на столах карточки-задания с вопросами разного уровня сложности. Вы по группам (4 человека) работаете 2-3 мин, советуетесь, а затем отвечаете, выбрав вопрос.
Имейте в виду, что вопросы со словами “Почему, объясните, докажите” оцениваются выше.
Карточка-задание климатологам.
- Назовите основные климатические пояса Австралии.
- Докажите, что Австралия – самый сухой материк.
- Почему на востоке Австралии влажнее, чем на западе?
Карточка-задание зоогеографам.
- В Австралии водятся животные, давно вымершие на других материках. Чем это можно объяснить?
- Расскажите о наиболее типичных представителях животного мира Австралии.
- Почему здесь много сумчатых животных?
Карточка-задание гидрологам.
- Чем объяснить, что в Австралии мало рек и озер?
- Почему велика территория внутреннего стока?
- Что такое “крики”? Почему они пересыхают?
- Озеро Эйр – “мертвое сердце” Австралии. Почему его так называют?
Карточка-задание ботаникам.
- Какие растения есть только в Австралии?
- Почему в Австралии нет оазисов, как в Африке?
- Как можно сохранить уникальную флору Австралии? Какие меры по охране можете предложить вы?
Карточка-задание геоморфологам.
- Что лежит в основании материка?
- Почему в Австралии нет вулканов?
- Какими породами сложена поверхность материка?
- Полезные ископаемые Австралии, их размещение.
Приложение №5.
В текстах найдите ошибку и дайте правильный ответ с объяснениями. Почему вы так считаете?
Где-то под руками были близко
Капитана Врунгеля записки.
Он себя считает знатоком-
Австралийский мир ему знаком.
Постарайтесь вы найти при чтении,
Что здесь подвергается сомнению.
Большая часть Австралии находится в экваториальном климатическом поясе, поэтому там преобладает сухой климат. В субэкваториальных лесах среди высоких трав вместе с другими деревьями (пальма, фикус) произрастают своеобразные деревья баобабы – с толстым у основания стволом, резко суживающимся верхом. Самая большая речная система Австралии – Дарлинг с крупным притоком Муррей. Временные пересыхающие реки называются Вадями. Рельеф Австралии, как и Африки, сравнительно прост. В основании ее лежит древняя складчатость. На востоке материка находится Австралийская платформа. Животный мир Австралии своеобразен. Здесь обитают: ехидна, утконос, которые выводят детенышей из яиц. Часто встречаются бегемоты и другие крупные животные. Много сумчатых.
Контрольная работа по теме “Австралия”.
1 вариант.
1. В основании материка Австралии лежит:
|
2. К западу поверхность Австралии:
|
3.Большая часть Австралии находится:
|
Остров Тасмания находится:
|
Не имеет стока в океан:
|
Озера Австралии в большинстве:
|
Столица Австралии:
|
Коренные жители Австралии:
|
Австралийский Союз – это:
|
Ведущее место в сельском хозяйстве
принадлежит:
|
Установите соответствие: Природная зона
|
Животное
|
Задание:
1). Природа создала в Австралии огромный заповедник, объясните почему?
2). Назовите природные зоны Австралии и укажите, чем они отличаются от соответствующих зон Африки.
3). Спрогнозируйте, что произойдет с климатом материка, если Большой Водораздельный хребет разрушится.
2 вариант.
Большую часть Австралии занимает:
|
К востоку поверхность Австралии:
|
3. Большую часть Австралии занимает:
|
4. Австралия – самый:
|
5.Австралия находится:
|
Реки Австралии полноводны:
|
Население Австралии:
|
Большая часть населения живет:
|
Аборигены проживают:
|
Главная земледельческая культура:
|
Установить соответствие: Природная зона
|
Животное
|
Задание:
1). Объясните образование полезных ископаемых в Австралии. Почему здесь рудные полезные ископаемые преобладают над нерудными?
2). Сравнив климатические карты Австралии и Африки, вы обнаружите, что в Австралии температура выше, а осадков выпадает меньше. Почему?
3). Учитывая то, что население Земли постоянно растет, дайте прогноз о плотности материка Австралия в будущем.
Тест “Сравнение природы Африки и Австралии”.
Африка -1; Австралия -2
- С севера омывается Средиземным морем.
- Самый жаркий материк.
- Восточное побережье открыл Джеймс Кук.
- Весь материк был колонией Англии.
- На востоке происходят землетрясения и извержения вулканов.
- Вдоль северо-восточного побережья тянется Коралловый риф.
- Нет современного оледенения.
- Находится самая большая пустыня.
- Самый сухой материк.