Аннотация:
Умение писать элективы – одно из важнейших умений педагога профильной школы. Как правильно построить учебный процесс на концептуальной основе, используя межпредметные связи? Как подготовить материал? Как сделать ваш курс по выбору интересным и привлекательным для учащегося? На какое количество часов рассчитывать программу? Данная статья ответит на все эти и другие вопросы о современных технологиях обучения для профессионального самоопределения старшеклассника.
Функции элективов:
- дополнять содержание профильного курса
- развивать содержание одного из базовых курсов
- способствовать удовлетворению познавательных интересов школьников в различных областях человеческой деятельности.
Содержание элективов:
- Лингвистический аспект речи (лексические, грамматические особенности)
- Стилистические особенности и жанровое разнообразие устной и письменной речи
- Сведения по страноведению и культуре, в т. ч. и в историческом аспекте
- Профильно-ориентированная терминология
Задачи элективов:
- Основной задачей является научить школьника делать выбор
- Создать условия для того, чтобы ученик сумел определиться в отношении выбора направления дальнейшего обучения, связанного с каким-либо видом профессиональной деятельности.
- Помочь старшекласснику утвердиться в своем выборе; увидеть многообразие связанных с ней видов деятельности.
Тип курса | Задачи | Содержание |
АЯШ №2 2006 г. Типология элективов по Конобееву А.В. | ||
Информационный | Дать указание о культуре страны изучаемого языка | Фактический материал о языке, стране |
Развивающе-компенсирующий | Дать указание о типах экзаменационных заданий, формате экзаменов, отработка определенных языковых и речевых навыков. | Информация о формах экзамена, о заданиях, лексический и грамматический минимум |
Практический (прикладной) инструментальный | Продемонстрировать возможности использования языка как средства межкультурного общения, как способов извлечения информации и ее обработки, как методов работы с текстами. | Информация для ученика Лексический материал с будущей профессией учащегося |
Требования к курсам по выбору:
1. Титульный лист
- наименование образовательного учреждения,
- кем и когда учреждена программа,
- тема,
- автор.
2. Пояснительная записка
1. Необходимость введения данного курса в школе
2. Место и роль курса в профильном обучении.
Далее следует обоснование обоих этих пунктов
3. Цели курса
4. Задачи курса
5. Сроки реализации программы
Данная программа предназначена для учащихся 10-11 классов базового уровня образования по английскому языку и рассчитана на … часов (16, 32, 75).
Программа не дублирует содержание государственных стандартов по иностранным языкам, содержит новые знания, представляющие профессиональный и познавательный интерес для учащихся.
6. Методы и формы обучения
- использование технологий 3Р (presentation, practice, production)
- организация учебной деятельности в различных режимах
(индивидуальная, парная, групповая работа)
- использование технологий модульного, разноуровнего обучения
- проведение лекций, семинаров, подготовка проектов и защита
- использование деловых и ролевых игр и др.
7. Формы контроля
- устные ответы
- рефераты
- проектные работы
8. Предполагаемые результаты
К концу изучения курса учащиеся должны освоить специальные термины и понятия, специфические особенности изучаемого курса………………….
………………………………………………………………………………… .
Данный курс построен на основе следующих принципов:
- социокультурный принцип направленности языкового материала
- принцип практической значимости приобретаемых знаний
- принцип опоры на межпредметные знания учащихся
3. Содержание изучаемого курса
Содержание курса представлено следующими темами: ….
(далее идет план с описанием тем учебной программы)
4. Учебно-тематический план
Содержание лучше всего представить в виде таблице (по примеру таблицы тематического планирования)
Для каждой темы пишутся подтемы. Определяется характер информации.
Расписывается содержание каждой подтемы.
№ | Тема. Подтема | Количество часов | Форма организации деятельности | Формы контроля | Нетрадиционные формы | |
учителя | учащегося | |||||
1 | Цели и задачи курса | 1 | 1-мини-лекция с элементами обсуждения | Запись лекций, участие в обсуждении | Выполнение текстовых заданий |
5. Методические рекомендации
В данной главе можно разобрать один из уроков элективного курса или предложить примерные темы для рефератов, докладов или проектов.
6. Список литературы
Этапы написания учебной программы:
- Провести соцопрос, анкетирование.
- На основе анализа анкет определить какой тип элективного курса интересен учащимся (типы см. выше)
- Определить цели и сформулировать задачи (курс может представлять собой расширенный углубленный вариант базового курса)
- Продумать оформление программы
- Обдумать содержание курса, подобрать материал
- Определить формы организации занятий (урок-лекция, урок-семинар, ролевая игра, экскурсия, защита проектов и т.д.)
- Учет и оценка результатов образовательной деятельности (настенные коллажи, стихи, эссе, викторины, кроссворды, круглые столы, рефераты, доклады, проекты)
Данная статья подготовлена на основе лекций, прослушанных в ИПКиПРНО при повышении квалификации по теме: “Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях профильного обучения”, 2006-2007 гг.