Типология курсов по выбору. Составление электива средствами иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


Аннотация:

Умение писать элективы – одно из важнейших умений педагога профильной школы. Как правильно построить учебный процесс на концептуальной основе, используя межпредметные связи? Как подготовить материал? Как сделать ваш курс по выбору интересным и привлекательным для учащегося? На какое количество часов рассчитывать программу? Данная статья ответит на все эти и другие вопросы о современных технологиях обучения для профессионального самоопределения старшеклассника.

Функции элективов:

  • дополнять содержание профильного курса
  • развивать содержание одного из базовых курсов
  • способствовать удовлетворению познавательных интересов школьников в различных областях человеческой деятельности.

Содержание элективов:

  1. Лингвистический аспект речи (лексические, грамматические особенности)
  2. Стилистические особенности и жанровое разнообразие устной и письменной речи
  3. Сведения по страноведению и культуре, в т. ч. и в историческом аспекте
  4. Профильно-ориентированная терминология

Задачи элективов:

  1. Основной задачей является научить школьника делать выбор
  2. Создать условия для того, чтобы ученик сумел определиться в отношении выбора направления дальнейшего обучения, связанного с каким-либо видом профессиональной деятельности.
  3. Помочь старшекласснику утвердиться в своем выборе; увидеть многообразие связанных с ней видов деятельности.
Тип курса Задачи Содержание
АЯШ №2 2006 г. Типология элективов по Конобееву А.В.
Информационный Дать указание о культуре страны изучаемого языка Фактический материал о языке, стране
Развивающе-компенсирующий Дать указание о типах экзаменационных заданий, формате экзаменов, отработка определенных языковых и речевых навыков. Информация о формах экзамена, о заданиях, лексический и грамматический минимум
Практический (прикладной) инструментальный Продемонстрировать возможности использования языка как средства межкультурного общения, как способов извлечения информации и ее обработки, как методов работы с текстами. Информация для ученика

Лексический материал с будущей профессией учащегося

Требования к курсам по выбору:

1. Титульный лист

  • наименование образовательного учреждения,
  • кем и когда учреждена программа,
  • тема,
  • автор.

2. Пояснительная записка

1. Необходимость введения данного курса в школе

2. Место и роль курса в профильном обучении.

Далее следует обоснование обоих этих пунктов

3. Цели курса

4. Задачи курса

5. Сроки реализации программы

Данная программа предназначена для учащихся 10-11 классов базового уровня образования по английскому языку и рассчитана на … часов (16, 32, 75).

Программа не дублирует содержание государственных стандартов по иностранным языкам, содержит новые знания, представляющие профессиональный и познавательный интерес для учащихся.

6. Методы и формы обучения

- использование технологий 3Р (presentation, practice, production)

- организация учебной деятельности в различных режимах

(индивидуальная, парная, групповая работа)

- использование технологий модульного, разноуровнего обучения

- проведение лекций, семинаров, подготовка проектов и защита

- использование деловых и ролевых игр и др.

7. Формы контроля

- устные ответы

- рефераты

- проектные работы

8. Предполагаемые результаты

К концу изучения курса учащиеся должны освоить специальные термины и понятия, специфические особенности изучаемого курса………………….

………………………………………………………………………………… .

Данный курс построен на основе следующих принципов:

- социокультурный принцип направленности языкового материала

- принцип практической значимости приобретаемых знаний

- принцип опоры на межпредметные знания учащихся

3. Содержание изучаемого курса

Содержание курса представлено следующими темами: ….

(далее идет план с описанием тем учебной программы)

4. Учебно-тематический план

Содержание лучше всего представить в виде таблице (по примеру таблицы тематического планирования)

Для каждой темы пишутся подтемы. Определяется характер информации.

Расписывается содержание каждой подтемы.

Тема. Подтема Количество часов Форма организации деятельности Формы контроля Нетрадиционные формы
учителя учащегося
1 Цели и задачи курса 1 1-мини-лекция с элементами обсуждения Запись лекций, участие в обсуждении Выполнение текстовых заданий  

5. Методические рекомендации

В данной главе можно разобрать один из уроков элективного курса или предложить примерные темы для рефератов, докладов или проектов.

6. Список литературы

Этапы написания учебной программы:

  1. Провести соцопрос, анкетирование.
  2. На основе анализа анкет определить какой тип элективного курса интересен учащимся (типы см. выше)
  3. Определить цели и сформулировать задачи (курс может представлять собой расширенный углубленный вариант базового курса)
  4. Продумать оформление программы
  5. Обдумать содержание курса, подобрать материал
  6. Определить формы организации занятий (урок-лекция, урок-семинар, ролевая игра, экскурсия, защита проектов и т.д.)
  7. Учет и оценка результатов образовательной деятельности (настенные коллажи, стихи, эссе, викторины, кроссворды, круглые столы, рефераты, доклады, проекты)

Данная статья подготовлена на основе лекций, прослушанных в ИПКиПРНО при повышении квалификации по теме: “Профессиональное самоопределение старшеклассников в условиях профильного обучения”, 2006-2007 гг.