Тип урока: комбинированный.
Занятие проводится с использованием презентации (показ слайдов)
Цели:
- формировать гражданское, патриотическое мышление у учащихся, гордость за достижения Родины, бережное отношение к историческому прошлому и традициям народов Кубани;
- формировать целостное представление о Кубани как о самобытной в плане истории, культуры, этнографии части Российской Федерации;
- формировать уважительное отношение к трудовым и ратным подвигам старшего поколения;
- расширить представления о государственной символике Кубани;
- содействовать воспитанию уважения к социальным нормам и ценностям, к законам и символам государства малой родины;
- обобщить знания детей о родном крае, показать красоту природы, разнообразие растительного и животного мира;
- развивать познавательный интерес к предмету, формировать способности к поисковой деятельности;
- воспитывать эстетические чувства, любовь к родному краю и месту, где родился и вырос человек.
Предварительная подготовка и оборудование:
- оформлена выставка рисунков учащихся на тему: “Моя любимая Кубань”;
- аудиозапись гимна Кубани;
- на столе у каждого учащегося имеется кроссворд, жетоны трёх цветов для оценки урока;
- жетоны у учителя для поощрения за правильный ответ, медали “Лучшим знатокам края”;
- карта Кубани;
- компьютер;
- мультимедиа;
- компьютерная презентация;
- музыкальный центр.
Содержание урока
1. Организационный момент.
Звучит аудиозапись1 куплета Гимна Кубани. (Учащиеся стоя его слушают).
2. Основная часть.
Учитель: Прослушайте стихотворение (рассказывает ученик):
Степное раздолье –
родная земля!
Всего ты дороже и краше!
Зелёной листвою шумят тополя
О славе и мужестве нашем.
Виктор Подкопаев
Учитель: Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?
Сегодня мы отправимся в прекрасное путешествие по родному краю. Каждый город, край, страна, как и человек, имеют свой день рождения. В этом году исполняется 70 лет со дня образования Краснодарского края и 215 лет со дня освоения казаками кубанских земель. Давайте с вами вместе вспомним и узнаем самые интересные события, которые происходили на Кубани.
Тем, кто будет мне помогать, получит жетоны. У кого жетонов будет больше, тот самый лучший и знающий путешественник.
1 станция “Посмотри, как хорош край, в котором ты живёшь”.
Появляются слайды с картинами природы и стихотворениями кубанских поэтов. (Учащиеся на фоне слайдов рассказывают стихи).
Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!
Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый
Среди зимы и в летний зной.
Привет тебе, мой край родной!* * *
О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она моя отрада и ограда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе Всевышней мир хранить,
Дай сил нам жить,
Не мудрствуя лукаво,
И пред тобой себя не уронить!
Кубань – моя родная сторона,
К тебе тянусь я сердцем неизменно.
Да будет прошлое твоё непепеленно,
В трудах своих ты будь благословенна,
Кубань – моя родная сторона, -
Пусть новые взрастают семена
И вечно житница твоя полна!
2 станция “Символы нашего края”.
Учитель: В каком крае мы живём? (Приложение 4, слайд 1)
Какой главный город в Краснодарском крае?
Герб Краснодарского края
Каждый город, край, страна имеет свои символы.
Что такое “символ”?
Какие государственные символы вы знаете?
Символы – это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер.
Учитель: Сейчас мы путешествуем дальше. Мы видим, какая красивая наша Кубань.
А всегда ли она была такой? Об этом нам расскажет следующая станция.
3 станция “Историческая”
Екатерина ІІ, памятник в г. Краснодаре.
Учитель:
Ребята, кого вы видите на слайде?
Почему мы вспоминаем о ней?
Вот об этом мы сейчас и узнаем.
Рассказ учащихся, заранее подготовленных: Екатерина ІІ знала о Запорожской Сечи, вольном казачьем “государстве”. Казаки славились отвагой, были хорошими воинами. Ученые полагают, что само слово “казак” заимствовано из тюркских языков, где “казак” значит “вольный человек”. В Средние века так именовали свободных людей, которые служили разведчиками или охраняли границы на Руси. В 1775 году русские войска заняли Запорожскую Сечь и положили конец её существованию. Большая часть казаков осталась под властью России. Казалось, всё кончено: ушли в прошлое и слава, и громкое имя запорожцев. Однако надвигалась война с Турцией. Тогда мудрый политик Г. А. Потёмкин понимал, какую пользу могут принести запорожские казаки. В 1787 году по приказу Потёмкина из бывших запорожских казаков стали набирать команды.
Ученик: За отличную службу Потёмкин назначил казакам для поселения землю между Бугом и Днестром, по берегу Чёрного моря. Для осмотра назначенной земли “выслали” на Кубань есаула. Одновременно в феврале 1792 года направили в Петербург депутатов во главе с войсковым судьёй Антоном Головатым, с тем, чтобы испросить грамоту на вечное владение “назначенными” землями и больше никуда не переселяться.
Ученик: В конце февраля 1792 году делегация во главе с войсковым судьей А.А. Головатым прибыла в Санкт Петербург на прием к императрице. “Складчатые шаровары, широкие пояса, увешанные ремешками и украшениями, высокие шапки с ярким расшитым верхом, блестящие сабли и пистолеты, отделанные чеканкой” - весь облик казаков говорил о беспокойной жизни и героизме и произвел впечатление на императрицу.
Ученик: 30 июня 1792 года, особой грамотой Черноморскому казачьему войску было пожаловано около 3-х млн. десятин земли между реками Кубанью и Еей, Черным и Азовским морями и устьем р. Лабы.
Ученик: При этом подчеркивалось, что за “усердную и ревностную службу, за нерушимую верность, строгое повиновение, за храбрые и мужественные подвиги на суше и водах”, казаки получают земли “в полное владение и распоряжение”, и потому должны ревностно охранять южнорусские границы и заселить пустующие земли.
Переселение черноморских казаков из-за Буга на Кубань осуществлялось несколькими партиями. Точной цифры переселившихся в 1792-1793 гг. нет, но считается, что их число составило 17 тыс. мужчин и 8 тыс. женщин. Черноморское войско имело гребную флотилию, артиллерию, административные службы, архив.
Ученик: Одно из первых селений было названо Екатерининским. Ему суждено было стать столицей казачьего края. По преданию, войсковой атаман Захарий Чепега, указав рукой на колючие заросли у Карасунского Кута, воскликнул: “Быть здесь граду!” (Приложение 4, слайд 2)
Сразу же по приезду казаков на Кубань 15 августа 1793 г. войсковое правительство решило заложить на месте Карасунского Кута “главный войсковой град”, названный в честь императрицы – Екатеринодаром.
Основание любого поселения - “коша” в Запорожской Сечи начиналось с выбора места для церкви, а потом уже осуществлялось строительство остальных жилищ. Эта традиция сохранилась и на Кубани.
Ученик: На протяжении XIX в. в Черномории катастрофически не хватало людей. “Малые силы казаков истощались в постоянных стычках с закубанскими горцами, в походах, куда их требовало правительство….”, а так же из-за неприспособленности населения к климату, частых эпидемий, крайней бедности. Чтобы решить проблему малочисленности Черноморского войска, правительство, признавая тяжелое положение в нем, начинает проводить организованные массовые переселения казаков и государственных крестьян из Малороссийских губерний: Полтавской, Черниговской, а позднее и из Харьковской, Киевской, страдавших в то время от малоземелья.
Рассказ о жилищах казаков, обрядах при строительстве жилья, внутреннем убранстве хаты. (Приложение 2)
Показ и рассказ о мужском и женском костюмах казаков. (Приложение 3)
Казаки верно и честно сражались за свою землю. Среди них была и казачка Елена Чоба. В 1916 году газета “Кубанские областные ведомости” напечатала заметку “Доброволец-казачка”: “Казачка Елена Чоба, снарядивши за свой счёт полное казачье обмундирование, отправилась добровольцем в действующую армию”. О подвигах Елены писали журналисты и газеты того времени: “Глядя на молодую, безусую и неустрашимую фигуру своего храброго соратника, неутомимо шли на врага его товарищи. Шли, не подозревая, что за черкеской кроется роговская казачка Елена Чоба.
Елена Чоба (казак-девица)
4 станция “Традиции казаков”
В марте 1894 года на сходе казаков станицы Таманской атаман В. И. Толстопят предложил станичникам построить памятник в честь 100-летия высадки на берегу Тамани первых переселенцев. Но денег не хватало. Лишь спустя 11 лет, 20 марта 1908 года, в войсковом штабе набралось достаточно денег, тогда приступили к исполнению замысла. В 1911 году памятник был открыт. На лицевой стороне памятника сделана надпись: “Первым запорожцам, высадившимся у Тамани 25 августа 1792 года”.
Памятник черноморцам, высадившимся в Тамани 25 августа 1792 г.
На Кубани казаки традиции не забывают. Проводятся казачьи съезды.
А какой казак не знает песен? Казачий хор своими выступлениями показывает единство и дружбу между казаками.
Казачество и православная вера неразделимы.
В мире, полном бед, страданий,
В повседневной суете
Среди серых скучных зданий
Храмы встретятся тебе.
Ярким отблеском сияют
Нам они сквозь тьму времён.
Светом истин озаряют
Нашу жизнь, покой и сон.
5 станция. Викторина “Как я знаю свой край?”
Учитель: Назови, кто изображён возле Екатерины ІІ?
- Назови край, в котором мы живём?
- Назови столицу Кубани.
- Укажи герб Екатеринодара. (Приложение 4, слайд 3)
- Покажи герб Краснодарского края.
- Откуда эти строки?
Ты, Кубань, ты наша Родина,
Вековой наш богатырь!
Многоводная, раздольная,
Разлилась ты вдаль и вширь.
- Как раньше назывался Краснодар?
- Каких птиц на Кубани называют так?
Пивень – (петух)
Горобець – (воробей)
Зозуля – (кукушка)
6 станция “Игра”
- Чтение правил игры.
- Назови животных и скажи какое животное лишнее, объясни свой выбор.
Медведь, ёж, волк, бегемот.
- Разгадывание анаграмм
Такс – скат
Калуа – акула
Брак – краб
Медзау – медуза
Шкогербе – гребешок
Финдель – дельфин
Лубега – белуга
Кёнок – конёк
- Назови животных и определи, кто лишний.
Собака, кролик, сова, корова.
- Назови растения края.
- Назови животных края.
Расскажи с помощью картинок, чем занимаются люди на Кубани.
6 станция “Загадки”
На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик на дорожке.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик)Колосится в поле рожь,
Там, во ржи, цветок найдётся
Ярко-синий и пушистый
Только жаль, что не душистый. (Василёк)Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку. (Мак)Белая корзинка
В ней лежит росинка,
И сверкает солнце. (Ромашка)Злая, как волчица,
Жжётся, как горчица,
Что это за диво?
Это же … (Крапива)Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (Берёза)
3. Итог урока
Путешествие наше подошло к концу. Посчитайте свои жетоны. Награждение медалями “Лучший знаток края”.
А теперь посмотрите на карту Краснодарского края и прикрепите жетон к любому из населённых пунктов на карте выбранного вами цвета:
Красный – вам понравился урок.
Синий – хороший урок, но что-то не понравилось.
Чёрный – урок не понравился.
4. Домашнее задание
Нарисовать рисунок “Краснодарскому краю-70 лет” или сочинить стихотворение о Кубани.
Литература, используемая для подготовки урока: