Традиции казаков на Кубани

Разделы: Начальная школа


Тип урока: комбинированный.

Занятие проводится с использованием презентации (показ слайдов)

Цели:

  • формировать гражданское, патриотическое мышление у учащихся, гордость за достижения Родины, бережное отношение к историческому прошлому и традициям народов Кубани;
  • формировать целостное представление о Кубани как о самобытной в плане истории, культуры, этнографии части Российской Федерации;
  • формировать уважительное отношение к трудовым и ратным подвигам старшего поколения;
  • расширить представления о государственной символике Кубани;
  • содействовать воспитанию уважения к социальным нормам и ценностям, к законам и символам государства малой родины;
  • обобщить знания детей о родном крае, показать красоту природы, разнообразие растительного и животного мира;
  • развивать познавательный интерес к предмету, формировать способности к поисковой деятельности;
  • воспитывать эстетические чувства, любовь к родному краю и месту, где родился и вырос человек.

Предварительная подготовка и оборудование:

  • оформлена выставка рисунков учащихся на тему: “Моя любимая Кубань”;
  • аудиозапись гимна Кубани;
  • на столе у каждого учащегося имеется кроссворд, жетоны трёх цветов для оценки урока;
  • жетоны у учителя для поощрения за правильный ответ, медали “Лучшим знатокам края”;
  • карта Кубани;
  • компьютер;
  • мультимедиа;
  • компьютерная презентация;
  • музыкальный центр.

Содержание урока

1. Организационный момент.

Звучит аудиозапись1 куплета Гимна Кубани. (Учащиеся стоя его слушают).

2. Основная часть.

Учитель: Прослушайте стихотворение (рассказывает ученик):

Степное раздолье –
                             родная земля!
Всего ты дороже и краше!
Зелёной листвою шумят тополя
О славе и мужестве нашем.
Виктор Подкопаев

Учитель: Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

Сегодня мы отправимся в прекрасное путешествие по родному краю. Каждый город, край, страна, как и человек, имеют свой день рождения. В этом году исполняется 70 лет со дня образования Краснодарского края и 215 лет со дня освоения казаками кубанских земель. Давайте с вами вместе вспомним и узнаем самые интересные события, которые происходили на Кубани.

Тем, кто будет мне помогать, получит жетоны. У кого жетонов будет больше, тот самый лучший и знающий путешественник.

1 станция “Посмотри, как хорош край, в котором ты живёшь”.

Появляются слайды с картинами природы и стихотворениями кубанских поэтов. (Учащиеся на фоне слайдов рассказывают стихи).

Привет тебе, мой край родной,
С твоими тёмными лесами
С твоей великою рекой
И неоглядными полями!
Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый
Среди зимы и в летний зной.
Привет тебе, мой край родной!

* * *

О родине – негромко говорю:
Ведь о большой любви кричать не надо.
Она моя отрада и ограда,
Скажу о ней – молитву сотворю:
Будь вечно в благоденствии и славе,
Дай сил тебе Всевышней мир хранить,
Дай сил нам жить,
Не мудрствуя лукаво,
И пред тобой себя не уронить!
Кубань – моя родная сторона,
К тебе тянусь я сердцем неизменно.
Да будет прошлое твоё непепеленно,
В трудах своих ты будь благословенна,
Кубань – моя родная сторона, -
Пусть новые взрастают семена
И вечно житница твоя полна!

2 станция “Символы нашего края”.

Учитель: В каком крае мы живём? (Приложение 4, слайд 1)

Какой главный город в Краснодарском крае?

Герб Краснодарского края

Каждый город, край, страна имеет свои символы.

Что такое “символ”?

Какие государственные символы вы знаете?

Символы – это условные знаки или изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер.

(Приложение 1)

Учитель: Сейчас мы путешествуем дальше. Мы видим, какая красивая наша Кубань.

А всегда ли она была такой? Об этом нам расскажет следующая станция.

3 станция “Историческая”

Екатерина ІІ, памятник в г. Краснодаре.

Учитель:

Ребята, кого вы видите на слайде?

Почему мы вспоминаем о ней?

Вот об этом мы сейчас и узнаем.

Рассказ учащихся, заранее подготовленных: Екатерина ІІ знала о Запорожской Сечи, вольном казачьем “государстве”. Казаки славились отвагой, были хорошими воинами. Ученые полагают, что само слово “казак” заимствовано из тюркских языков, где “казак” значит “вольный человек”. В Средние века так именовали свободных людей, которые служили разведчиками или охраняли границы на Руси. В 1775 году русские войска заняли Запорожскую Сечь и положили конец её существованию. Большая часть казаков осталась под властью России. Казалось, всё кончено: ушли в прошлое и слава, и громкое имя запорожцев. Однако надвигалась война с Турцией. Тогда мудрый политик Г. А. Потёмкин понимал, какую пользу могут принести запорожские казаки. В 1787 году по приказу Потёмкина из бывших запорожских казаков стали набирать команды.

Ученик: За отличную службу Потёмкин назначил казакам для поселения землю между Бугом и Днестром, по берегу Чёрного моря. Для осмотра назначенной земли “выслали” на Кубань есаула. Одновременно в феврале 1792 года направили в Петербург депутатов во главе с войсковым судьёй Антоном Головатым, с тем, чтобы испросить грамоту на вечное владение “назначенными” землями и больше никуда не переселяться.

Ученик: В конце февраля 1792 году делегация во главе с войсковым судьей А.А. Головатым прибыла в Санкт Петербург на прием к императрице. “Складчатые шаровары, широкие пояса, увешанные ремешками и украшениями, высокие шапки с ярким расшитым верхом, блестящие сабли и пистолеты, отделанные чеканкой” - весь облик казаков говорил о беспокойной жизни и героизме и произвел впечатление на императрицу.

Ученик: 30 июня 1792 года, особой грамотой Черноморскому казачьему войску было пожаловано около 3-х млн. десятин земли между реками Кубанью и Еей, Черным и Азовским морями и устьем р. Лабы.

Ученик: При этом подчеркивалось, что за “усердную и ревностную службу, за нерушимую верность, строгое повиновение, за храбрые и мужественные подвиги на суше и водах”, казаки получают земли “в полное владение и распоряжение”, и потому должны ревностно охранять южнорусские границы и заселить пустующие земли.

Переселение черноморских казаков из-за Буга на Кубань осуществлялось несколькими партиями. Точной цифры переселившихся в 1792-1793 гг. нет, но считается, что их число составило 17 тыс. мужчин и 8 тыс. женщин. Черноморское войско имело гребную флотилию, артиллерию, административные службы, архив.

Ученик: Одно из первых селений было названо Екатерининским. Ему суждено было стать столицей казачьего края. По преданию, войсковой атаман Захарий Чепега, указав рукой на колючие заросли у Карасунского Кута, воскликнул: “Быть здесь граду!” (Приложение 4, слайд 2)

Сразу же по приезду казаков на Кубань 15 августа 1793 г. войсковое правительство решило заложить на месте Карасунского Кута “главный войсковой град”, названный в честь императрицы – Екатеринодаром.

Основание любого поселения - “коша” в Запорожской Сечи начиналось с выбора места для церкви, а потом уже осуществлялось строительство остальных жилищ. Эта традиция сохранилась и на Кубани.

Ученик: На протяжении XIX в. в Черномории катастрофически не хватало людей. “Малые силы казаков истощались в постоянных стычках с закубанскими горцами, в походах, куда их требовало правительство….”, а так же из-за неприспособленности населения к климату, частых эпидемий, крайней бедности. Чтобы решить проблему малочисленности Черноморского войска, правительство, признавая тяжелое положение в нем, начинает проводить организованные массовые переселения казаков и государственных крестьян из Малороссийских губерний: Полтавской, Черниговской, а позднее и из Харьковской, Киевской, страдавших в то время от малоземелья.

Рассказ о жилищах казаков, обрядах при строительстве жилья, внутреннем убранстве хаты. (Приложение 2)

Показ и рассказ о мужском и женском костюмах казаков. (Приложение 3)

Казаки верно и честно сражались за свою землю. Среди них была и казачка Елена Чоба. В 1916 году газета “Кубанские областные ведомости” напечатала заметку “Доброволец-казачка”: “Казачка Елена Чоба, снарядивши за свой счёт полное казачье обмундирование, отправилась добровольцем в действующую армию”. О подвигах Елены писали журналисты и газеты того времени: “Глядя на молодую, безусую и неустрашимую фигуру своего храброго соратника, неутомимо шли на врага его товарищи. Шли, не подозревая, что за черкеской кроется роговская казачка Елена Чоба.

 

Елена Чоба (казак-девица)

4 станция “Традиции казаков”

В марте 1894 года на сходе казаков станицы Таманской атаман В. И. Толстопят предложил станичникам построить памятник в честь 100-летия высадки на берегу Тамани первых переселенцев. Но денег не хватало. Лишь спустя 11 лет, 20 марта 1908 года, в войсковом штабе набралось достаточно денег, тогда приступили к исполнению замысла. В 1911 году памятник был открыт. На лицевой стороне памятника сделана надпись: “Первым запорожцам, высадившимся у Тамани 25 августа 1792 года”.

Памятник черноморцам, высадившимся в Тамани 25 августа 1792 г.

На Кубани казаки традиции не забывают. Проводятся казачьи съезды.

А какой казак не знает песен? Казачий хор своими выступлениями показывает единство и дружбу между казаками.

Казачество и православная вера неразделимы.

В мире, полном бед, страданий,
В повседневной суете
Среди серых скучных зданий
Храмы встретятся тебе.
Ярким отблеском сияют
Нам они сквозь тьму времён.
Светом истин озаряют
Нашу жизнь, покой и сон.

5 станция. Викторина “Как я знаю свой край?”

Учитель: Назови, кто изображён возле Екатерины ІІ?

- Назови край, в котором мы живём?

- Назови столицу Кубани.

- Укажи герб Екатеринодара. (Приложение 4, слайд 3)

- Покажи герб Краснодарского края.

 

- Откуда эти строки?

Ты, Кубань, ты наша Родина,
Вековой наш богатырь!
Многоводная, раздольная,
Разлилась ты вдаль и вширь.

- Как раньше назывался Краснодар?

- Каких птиц на Кубани называют так?

Пивень – (петух)

Горобець – (воробей)

Зозуля – (кукушка)

6 станция “Игра”

- Чтение правил игры.

- Назови животных и скажи какое животное лишнее, объясни свой выбор.

Медведь, ёж, волк, бегемот.

- Разгадывание анаграмм

Такс – скат

Калуа – акула

Брак – краб

Медзау – медуза

Шкогербе – гребешок

Финдель – дельфин

Лубега – белуга

Кёнок – конёк

- Назови животных и определи, кто лишний.

Собака, кролик, сова, корова.

- Назови растения края.

- Назови животных края.

Расскажи с помощью картинок, чем занимаются люди на Кубани.

6 станция “Загадки”

На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик на дорожке.
Ветерочек прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик)
Колосится в поле рожь,
Там, во ржи, цветок найдётся
Ярко-синий и пушистый
Только жаль, что не душистый. (Василёк)
Солнце жжёт мою макушку,
Хочет сделать погремушку. (Мак)
Белая корзинка
В ней лежит росинка,
И сверкает солнце. (Ромашка)
Злая, как волчица,
Жжётся, как горчица,
Что это за диво?
Это же … (Крапива)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей. (Берёза)

3. Итог урока

Путешествие наше подошло к концу. Посчитайте свои жетоны. Награждение медалями “Лучший знаток края”.

А теперь посмотрите на карту Краснодарского края и прикрепите жетон к любому из населённых пунктов на карте выбранного вами цвета:

Красный – вам понравился урок.

Синий – хороший урок, но что-то не понравилось.

Чёрный – урок не понравился.

4. Домашнее задание

Нарисовать рисунок “Краснодарскому краю-70 лет” или сочинить стихотворение о Кубани.

Литература, используемая для подготовки урока:

  1. Бодяев Ю. М. История Кубани. – Краснодар, 1997.
  2. Бондарева. Н.А. Отчий дом – начало начал. Традиции и обряды кубанского казачества о жилье. – Армавир, 2006.
  3. Гринь Л. Природа родного края.-Краснодар, 2005.
  4. Лотышев И. П. Путешествие по родному краю.- Краснодар, 1999.
  5. Маслов. А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков: Элективный курс.- Краснодар: ОИПЦ “Перспективы образования”, 2006.
  6. Мирук М. В. Введение в историю Кубани. – Краснодар, 2000.
  7. Очерки традиционной культуры казачеств России. /Под общей ред. Н.И. Бондаря. Т. 1. – Москва-Краснодар, 2002.
  8. Паскевич Н. Я. Любимый уголок земли.- Кранодар, 2005.
  9. Прошлое и настоящее Кубани в курсе Отечественной истории. – Краснодар, 1994.
  10. Родная Кубань. Страницы истории. /Под редакцией В. Н. Ратушняка/.- Краснодар, 2003.
  11. Б.А. Трехбратов. Новая история Кубани. – Краснодар, 2001.
  12. Хачатурова Е. А. История Кубани в рассказах и картинках.- Краснодар, 2002.