Тип урока: Закрепление пройденного материала.
Тема урока: Упражнение в распознавании частей речи.
Цели урока:
- развитие умения распознавать части речи по их существенным
- признакам: по вопросам и значению;
- различать части речи и члены предложения;
- развитие речи учащихся, внимания, мышления;
- воспитание чувства товарищества, взаимопомощи.
Оборудование:
- Веер с частями речи
- Плакат со словами из сказки
- Карточки со словами
Ход урока
1. Чистописание.
зл зе за зг оз аз уз
озеро зелёный глаз взглянуть узкий заказать
(когда даю задание, раздаётся стук в дверь)
2. Сообщение темы урока
Сценка
Входят зайчик и лиса. Зайчик – плачет, лиса – торжествует.
Зайчик: Здравствуйте, ребята!
Лиса: Здравствуйте, здравствуйте!
Зайчик: Спасите, помогите! Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Наступила весна, лисья избушка растаяла, она меня прогнала и не хочет обратно пустить. Придумала новую хитрость.
Лиса: Да, да! До тех пор, пока заяц не отгадает из какой сказки эти слова (плакат)
Несёт меня лиса
За темные леса,
За высокие горы,
За быстрые реки…
Не пущу в избушку!
Заяц: Сказку-то я отгадал, а вот…
Лиса: Да, да, нужно ещё определить какой частью речи являются все слова!
Заяц: А я затрудняюсь. Помогите!
Учитель: Ну что, ребята, поможем? (Зайчику и Лисе) Проходите, садитесь. (Детям) Тема нашего урока сегодня: Части речи. Будем учиться их распознавать.
Повторение существенных признаков частей речи.
(См. слова из пункта 1)
- Назовите, с какими частями речи вы познакомились?
- Прочитайте имена существительные. Докажите.
- Прочитайте имена прилагательные. Докажите.
- Прочитайте глаголы. Докажите
4. Словарная работа. (запись в тетрадь)
1). В каких словах живет рак? (завтрак, ракета, трактор)
2). Какие слова любит ворона? (карандаш, картина, картофель)
3). А лягушка? (квартира, Москва)
Взаимопроверка тетрадей.
- Определите, какой частью речи являются все записанные слова? Почему?
5. Упражнения. (Самостоятельно)
1) Образуйте глагол от существительного завтрак. (завтракать);
- // - прилагательное от существительных ракета, трактор, картофель.
2) Устно (веер)
- Определите часть речи.
Осилить, сила, силовой;
Говорить, разговаривать, разговор;
Белок, белить, белый;
Готовить, готовый, заготовитель.
6. Физкультминутка
7. Комментированное письмо (у доски)
Рыхлый снег темнеет в марте.
А) разбор по членам предложения;
Б) по частям речи
- Какой частью речи выражено подлежащее? Сказуемое?
- Сравните подлежащее и существительное. Сказуемое и глагол.
2) Составьте из слов два предложения.
Подул, ручьи, теплый, по, весенний, оврагам, ветерок, бегут.
(Подул тёплый весенний ветерок. По оврагам бегут ручьи.)
- Можно ли сразу назвать подлежащее и сказуемое? Почему?
- А указать части речи можно? Почему?
- Запишите два предложения, подпишите части речи.
3) Проверка.
- Прочитайте.
- Назовите имена существительные, прилагательные, глаголы, предлоги.
8. Разбор по составу
Подул ветерок
9. Устно
А) Игра: “Найди слово”
- В каждом из этих слов спряталось другое слово. Найдите его и определите часть речи.
Щель, хлев, удочка, столб.
Б) - Найдите в каждой строчке лишнее слово.
Мяч, кукла, заводной, шар
Желтый, обуглиться, широкий
- Почему?
В) Прочитайте слова. Какой частью речи они являются?
- Подберите к именам прилагательным подходящие по смыслу имена существительные с шипящими на конце и запишите их.
Резиновый - …, душистый - …, темная - …, верный - …, солнечный - ….
Г) Проверка.
10. Итог.
- Как определить какой частью речи является слово?
- А теперь, Зайчик, можешь справиться с заданием?
- Попробуй, а мы поможем. (Зайчик устно определяет части речи на плакате)
Лиса: Ну вот, теперь придется уходить из избушки.