Сентябрь
Планета Земля.
- Дать детям знания, что они являются жителями планеты Земля. Населяют Землю люди, животные, растения.
- Познакомить детей с многообразием народов живущих на Земле.
- Показать различия и сходство народов разных рас.
- Вызвать интерес к культуре, языку, быту, традициям народов мира.
Октябрь
Карта мира.
- Познакомить детей с климатическими и природными условиями жизни людей, животных и растений Земли.
- Познакомить с картой мира, с глобусом (учить находить и показывать 5–6 разных стран мира).
- Развивать у детей положительное отношение и чувство симпатии по всем расам и народам.
- Воспитывать у детей любовь к природе Земли, желание беречь и защищать ее.
Ноябрь
Москва – столица России.
- Знакомство с Москвой – столицей Родины, ее историей, достопримечательностями.
- Знакомство с традициями, языком, культурой людей других национальностей, населяющих Россию.
- Воспитание любви и уважения к своей нации, чувство собственного достоинства как представителя своего народа.
- Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей.
Декабрь
Московская область, г. Воскресенск
- Дать знания детям о родном городе, история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
- Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
- Учить работать с картой Воскресенского района, определять по условным знакам реки, леса.
- Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Январь
Флаг России и Воскресенска.
- Продолжить знакомить с символами, учить понимать знаки;
- Закрепить знания детей о Воскресенске, о Москве – столице России, воспитывать чувство гордости и уважения к своему народу.
- Закрепить знания детей о русских народных сказках, песнях, промыслах;
- Расширять запас слов детей, совершенствовать умение использовать в речи сложные предложения, закреплять умение отвечать на вопросы, воспитывать культуру речевого общения.
Февраль
Достопримечательности родного Воскресенска.
- Воспитывать любовь к родному дому, семье, детскому саду.
- Создать эмоционально благополучную атмосферу дома и в детском саду, где взаимоотношения между людьми (взрослыми и детьми) построены на основе доброжелательности и взаимоуважении, где ребенок будет чувствовать себя желанным и защищенным.
- Побуждать детей к выполнению общественно значимых заданий, к добрым делам для семьи, родного дома, детского сада.
Март
Герб Москвы и Воскресенска.
- Закрепить знания детей о государственном флаге России, гербе города Москвы, гербе Воскресенска.
- Дать детям доступные представления о символах Родины (березы, тройка лошадей, поля и т.д.);
- Закрепить знания детей о Москве – столице государства;
- Воспитывать любовь и чувство гордости к Родине;
Апрель
Мой родной двор.
- Продолжать знакомить детей с малой родиной.
- Дать представление о своем микрорайоне: улице, жилых домах, общественных зданиях.
- Ввести в активный словарь детей понятия: соседи, родственники, улица.
- Воспитывать у детей интерес у детей к своему микрорайону, его красоте и чистоте.
Май
Мы Россияне, мы дружбой сильны
- Способствовать расширению социальных представлений детей,
- Формировать у детей и родителей симпатию и уважительное отношение к людям других национальностей.
Перспективный план занятий “Забочусь о своем здоровье” для детей подготовительной к школе группы
СЕНТЯБРЬ
1. Человек — существо разумное
- выявить признаки, отличающие человека от животных, объединяющие его с животными;
- развивать мышление, аналитические способности;
- воспитывать ответственность за судьбу природы.
ОКТЯБРЬ
1. Здоровый образ жизни
- сформировать у детей представление о том, что избыток чего - либо также плохо как и недостаток, что укреплять своё здоровье нужно постепенно и систематически.
- формирование навыков рефлексии.
2. Привычки человека.
- учить образному представлению происходящих явлений.
- подвести детей к понятию о влиянии привычек на здоровье и жизнь человека;
- помочь осознать и осмыслить причинно-следственные связи жизненных проявлений;
НОЯБРЬ
1. “Наша кожа”
- Формировать навыки личной гигиены.
- Закреплять звуковой анализ слов, совершенствовать навык слитного чтения.
- Пополнять словарный запас детей словами: “Эпидермис”, “сальные железы”, “ороговевшие клетки”.
2. Что такое кровь?
- Закрепить знания детей о кровеносной системе, о ее транспортной роли в организме, о большом и малом кругах кровообращения.
- Развивать речь, память, логическое мышление.
- Воспитывать интерес к спорту, стремление заниматься спортом, беречь и укреплять свой организм.
ДЕКАБРЬ
1. Наша пища
- Продолжать знакомить детей с тем, что с пищей организм получает полезные вещества6 белки, жиры, углеводы, минеральные соли, витамины, все они необходимы для здоровья.
- Развивать у детей гибкость мышления, воображения, исследовательские способности и поисковую деятельность.
- Воспитывать усидчивость, интерес и желание к разгадыванию кроссвордов.
2. Наши зубки
- Раскрыть строение и функции зубов.
- Объяснить причину болезни зубов.
- Формировать потребность в сохранении зубов здоровыми.
ЯНВАРЬ
1. “Как мы дышим”
- Продолжать учить детей определять предложения по цели высказывания и правильном использовании интонационных средств выразительности.
- Продолжать развивать умение делать самостоятельные выводы на основе проведенных опытов.
- Воспитание к здоровому образу жизни.
ФЕВРАЛЬ
1. Семь золотых правил
- Продолжать формировать у детей понятие здорового образа жизни.
- Учить любить окружающих людей, знать, что от хороших слов зависит психическое здоровье окружающих людей.
- Воспитывать у детей аккуратность, закреплять культурно гигиенические навыки.
МАРТ
1. Что я знаю о себе?
- вызвать интерес и желание рассмотреть себя, сравнивать индивидуальные способности;
- развивать умение находить различия между сверстниками, подвести к пониманию, что каждый человек имеет индивидуальные черты характера;
2. Мои волосы.
- Учить детей самостоятельно ухаживать за своими волосами.
- Расширять знания о профессии парикмахера, главного мастера по уходу за нашими волосами.
- Воспитывать к парикмахеру чувства уважения, доверия
АПРЕЛЬ
1. Я - это кто?
- помочь раскрыть ребенку окружающий мир,
- сформировать у него представление о себе как о представителе человеческого рода, о людях, живущих на Земле, об их чувствах, поступках, правах и обязанностях;
- развивать творческую, свободную личность, обладающую чувством собственного достоинства и проникнутую уважением к людям.
МАЙ
1. Зеленая аптека
- Формировать представление о ценности здоровья, желание вести здоровый образ жизни.
- Дать знания о простейших способах использования некоторых лекарственных растений для лечения.
- Сформировать представление о неразрывной связи человека с природой.
Календарно-тематический план “Мы твои друзья, природа”
СЕНТЯБРЬ
1. В гостях у осени
- Формировать обобщенные представления о сезонном изменении в живой и неживой природе.
- Расширять представления об охране природы, закрепить правила поведения в природе.
- Способствовать развитию грамматической связной речи, обогащать словарь дошкольников, используя сравнительные эпитеты.
- Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
ОКТЯБРЬ
1. Съедобные и несъедобные грибы
- Дать детям представление о съедобных и несъедобных грибах.
- Сформировать понятие, что в пищу можно употреблять только съедобные грибы и после обработки.
- Развивать у детей логическое мышление, умение анализировать, сравнивать, делать выводы.
2. Тучи по небу гуляют – птицы к югу улетают
- Формировать у детей основы экологической культуры, предполагающей единство и взаимосвязь таких ее составляющих, как интерес к природе проблемы ее охраны.
- Расширять представления детей о перелетных птицах.
- Устанавливать причинно-следственные связи между изменениями природных явлений и повадками птиц.
НОЯБРЬ
1. На бабушкином дворе
- Знакомство с домашними животными (их внешним видом, значением для человека).
- Воспитание бережного отношения к животным через проживания.
2. Кошка и собака – наши соседи
- Учить детей понимать состояние и поведение животных, как обращаться с ними.
- Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны.
ДЕКАБРЬ
1. Лесные звери зимой
- Уточнить и расширить представление детей о внешнем виде и образе жизни лесных зверей зимой (заяц, белка, лиса, волк, лось);
- Как приспособились к суровым условиям (чем питаются, как спасаются от холода, от своих врагов);
- Учить анализировать, делать выводы, развивать речь учить отвечать на поставленные вопросы;
2. Кто как видит?
- Развить представление об особенностях зрения людей и животных.
- Формировать навык иследовательско-экспериментальной деятельности.
- Совершенствовать речевую активность детей.
- Пробуждать эмоциональную отзывчивость в общении с природой, стремление познать её и одновременно заботится о её сохранности
ЯНВАРЬ
1. Путешествие с Капелькой
- Дать понять о значимости воды в жизни человека, в природе;
- Воспитывать бережное отношение к воде;
- Обогащать и активизировать словарь;
- Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным, находить слова, противоположные по значению.
ФЕВРАЛЬ
1. Дикие животные
- Формировать у детей представления о диких животных: зайце, белке, медведе, их внешнем виде, питании, особенностях образа жизни.
- Развивать артикуляционный аппарат и мелкую моторику рук.
- Воспитывать отзывчивость, доброжелательность, формировать познавательный интерес.
2. Будем беречь и охранять природу
- Развивать представление о том, какие действия вредят природе, портят ее, а какие способствуют ее восстановлению;
- Продолжать формировать у детей убеждение, что красота природы бесценна, поэтому ее надо охранять;
- Воспитывать доброе, милосердное, ответственное отношение к природе.
МАРТ
1. Насекомые
- Расширить представление о способах передвижения этих животных, их питании.
- Дать детям знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми, воспитывать интерес и бережное отношение к ним.
- Показать взаимосвязь существования в природе разных сообществ.
2. Лес: живая и неживая природа.
- Показать взаимосвязь и взаимодействие живых организмов леса.
- Формировать представление об условиях среды, к которой приспособились животные и растения.
- Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, а также память, связную речь, умение логически мыслить, анализировать, делать выводы.
АПРЕЛЬ
1. Весенние чудеса
- Формировать у детей представления о птицах, их внешнем виде, повадках;
- Закреплять умение различать птиц, живущих в нашей местности;
- Закреплять эколого-валеологические знания и навыки дыхательной гимнастики.
2. Растения лекарственные и ядовитые
- Дать детям представление о ядовитых растениях, учить узнавать их.
- Закрепить у детей знания о лекарственных растениях и простейших способах использования некоторых из них для лечения.
- Содействовать формированию у детей навыков логического мышления, умению анализировать при отгадывании и загадок.
МАЙ
1. Гроза
- Дать детям элементарные научные знания о том, что такое гром, молния, радуга.
- Познакомить детей с правилами поведения во время грозы.
- Продолжать учить детей анализировать, сравнивать, делать выводы и умозаключения.
Перспективный план по изучению географии РОССИИ для детей старшей группы
Сентябрь
1. Путешествие по карте России
Усвоить понятия: равнина, холм, овраг, гора. Холм—подошва, склон, вершина. овраги, борьба с оврагами, горы.
Октябрь
2. Путешествие по карте России
Усвоить понятия: река, озеро, море. Охрана воды.
Богатства морей /водоросли, рыба/. 13 морей омывают Россию.
Озера не имеют истока, ни устья. Вода пресная или соленая, оз. Байкал, оз. Балхаш
Река Москва, значение рек в жизни людей./1 баржа заменяет 4 поезда с грузом/
Ноябрь
3. На Крайнем Севере.
Познакомить с особенностями природной зоны Крайнего Севера: Северный Ледовитый океан, страна белых медведей, полярная ночь 3 месяца, полярные сияния зимой.
Декабрь
4. В тундре
Зима начинается в сентябре, сильные морозы до 60 градусов, длинная морозная зима, глубокие снега, короткое прохладное лето, многолетняя мерзлота, много мхов.
Занятия жителей тундры /оленеводство, охота, рыболовство/
Январь
5. В зоне лесов.
Тайга, еловые леса, смешанные леса, животный мир лесов. Занятия населения лесной полосы /лес дает древесину/
Февраль
6. Степь
Засушливое лето, суховеи. Занятия жителей степей /земледелие: зерновые, кормовые, бахчевые, садовые культуры, овощи и виноград/;
животноводство: коров, лошадей, овец, коз, свиней, кроликов, гусей, индюков, кур и др.
Март
7. Пустыня.
Сухость и обилие света, до 80 градусов, зима морозная 2-3 месяца, барханы до 50 метров.
Занятия жителей пустынь:
животноводство /змееловы, верблюды, овцы, козы, кони/; земледелие: /оазисы/;
добыча полезных ископаемых.
Апрель.
8. Кавказ и Крым.
Снег только в горах, теплая зима, зимой дожди, много тепла, света и влаги. Пальма, кипарис. Курорты и дома отдыха.
Май.
9. Закрепление изученного материала, повторение, обобщение накопленного материала.