Цели урока:
- Ввести учащихся в мир сказок Ш. Перро, привить интерес читателей к личности сказочника, его судьбе, эпохе; расширить их читательский кругозор;
- Развивать навыки осознанного чтения, сформировать умение анализировать сказки;
- Развивать память, внимание, речь учащихся.
Подготовка к уроку: оформляется книжно-иллюстративная выставка “Сказки моей матушки Гусыни”, “Золушка”, “Кот в сапогах”, “Красная шапочка”, “Синяя борода”, “Волшебные сказки”, “Французские сказки”, книги о Франции (энциклопедии, учебники).
Компьютер, проекционный экран; книга для чтения часть 2 “В одном счастливом детстве” (Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)
Ход урока
I. Орг. момент.
Звучит музыка “В мире много сказок”
II. Актуализация знаний учащихся.
- Произведения какого жанра мы с вами читаем? (сказки).
(слайд №1)
- А какие сказки уже прочитали на уроках? (перечисляют)
- Посмотрите на экран.
(слайд №2)
Какое задание можно выполнить, прочитав эту запись? (соединить стрелками название сказки и вид сказки).
“Никита-Кожемяка” | о животных |
“Кот и лиса” | героическая |
“Синдбад-мореход” | бытовая |
“Как мужик гусей делил” | волшебная |
- Какую сказку можно назвать лишней и почему?
(Синдбад-мореход” - арабская сказка, остальные русские народные)
III. Сообщение темы и цели урока.
Сегодня мы продолжим читать сказки народов мира.
А как называется и какой страны мы узнаем, прочитав статью в учебнике на с.27
За папу читает учитель, за автора-…, за Настю-…
После чтения вопрос:
- Какие сказки бывают по авторской принадлежности? (народные, авторские, литературные)
На этом уроке будем читать авторскую сказку Шарля Перро.
IV. Послушаем эпизоды из биографии о замечательном сказочнике Шарль Перро.
(слайд №3)
1-й ученик. Давным – давно (триста лет тому назад) в одной стране (она называется Франция) в семье адвоката родился Шарль Перро.
2-й ученик. Франция – одно из крупнейших государств Западной Европы.
Её морские границы длиннее сухопутных. Когда – то Францию покрывали густые леса, сейчас они сохранились главным образом в горах. Самые высокие горы – снежные Альпы. По обширным низменностям текут полноводные реки Сена, Рона. Столица этой страны – Париж.
(слайд №4)
1-й ученик. У Шарля Перро было четверо братьев. Они были так похожи друг на друга, что даже писали одинаково. Старшего брата звали Жан Перро – он стал адвокатом. Клод выучился на врача, но все свои досуги посвящал архитектуре. Никола Перро стал ученым богословом и математиком.
А младший Ш. Перро посвятил себя делам государственным. Генеральный секретарь в интендантстве королевских построек, член Французской Академии, физик, анатом, языковед.
(слайд №5)
3-й ученик. Но государственные заслуги Шарля скоро забылись, потому что запомнилось совершенно другое – сказки господина генерального секретаря. Зато они запомнились так крепко, что и три века спустя Французы считают “Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями” одним из самых славных созданий национального духа.
2-й ученик. Издавна славится Франция своими парфюмерными изделиями. Франция – это центр мировой моды.
V. Работа со сказкой.
- А какие сказки написал Шарль Перро?
Какие вы из них читали?
Показ книг, принесенных детьми.
Откройте учебник на с. 28
А сказку “Ослиная шкура” наверняка не все читали.
(открывается название сказки, она записана на доске)
- Посмотрите на доску и сравните два словосочетания: Ослиная шкура, ослиная голова.
- Каково значение каждого? (Чьё-то прозвище. Шкура, принадлежащая ослу. )
- Кого так могли бы назвать?
VI. Физминутка.
Танцевальные упражнения под музыку песни “Добрый жук”
VII. Работа с текстом.
а) Чтение учителем 1-й части. Беседа и выборочное чтение отрывков.
- Какими словами начинается сказка?
- О чем горевали король и его жена?
- Как у них появилась дочь?
- Какое несчастье обрушилось на королевскую семью?
- Докажите, что королева “была самой умной женщиной на свете и любящей женой”?
- Любил ли король свою жену?
- Что узнали о короле? (король был верен, предан своей жене)
- Узнали ли мы об Ослиной Шкуре?
Прочитаем сказку дальше.
б) Чтение вслух по абзацам.
После 1 абзаца:
- Почему король согласился жениться на воспитаннице?
После 3 абзаца:
- Каким теперь мы видим короля? (не терпящим возражений, эгоистичным, властным).
После 4 абзаца:
- “Была в отчаянии” - как сказать по другому
- Поможет ли ей волшебница?
После 5-8 абзацев:
Каким вы представляете это платье?
После 9 абзаца:
- Чего испугалась принцесса?
- Исполнит ли король желание принцессы?
После 10-12 абзацев:
- Опишите, какими представляете два платья, лунного цвета и блестящее, как солнце.
- Что можно сказать о короле?
- Интересно, за что король любил своего осла?
- Остановит ли короля эта просьба?
После 13 абзаца:
- Что узнали об осле?
После 15 абзаца:
- Каким видим короля? Подтвердились ли наши предположения?
- Что бы вы посоветовали теперь принцессе?
Чтение до конца.
- Какой совет дает волшебница Сирень?
- Зачем надо было принцессе завернуться в ослиную шкуру?
Вопросы по всей II части.
- Какие чувства испытывала принцесса, узнав, что король хочет на ней жениться?
- Что чувствует король?
- Какие сказочные приметы прослеживаются во 2 части?
(слайд №6)
в) Самостоятельное чтение 3-й части.
Словарная работа.
(слайд №7)
Насмехаться -…
усердно работала-…
IX. Итог урока.
Проводится тест-опрос по сказкам Шарля Перро.
(слайд№8)
- Разгадали ли мы тайну названия сказки?
- Прочитайте об этом.
- Какие чувства вы испытывали, читая сказку?
Х. Домашнее задание.
1) читать сказку до конца.
2) нарисовать два портрета: принцессы и Ослиной Шкуры.