Урок литературного чтения в 3-м классе "Сказки Шарля Перро" (сказка "Ослиная шкура")

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Ввести учащихся в мир сказок Ш. Перро, привить интерес читателей к личности сказочника, его судьбе, эпохе; расширить их читательский кругозор;
  2. Развивать навыки осознанного чтения, сформировать умение анализировать сказки;
  3. Развивать память, внимание, речь учащихся.

Подготовка к уроку: оформляется книжно-иллюстративная выставка “Сказки моей матушки Гусыни”, “Золушка”, “Кот в сапогах”, “Красная шапочка”, “Синяя борода”, “Волшебные сказки”, “Французские сказки”, книги о Франции (энциклопедии, учебники).

Компьютер, проекционный экран; книга для чтения часть 2 “В одном счастливом детстве” (Авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева)

Ход урока

img2.jpg (6279 bytes)

Презентация

I. Орг. момент.

Звучит музыка “В мире много сказок”

II. Актуализация знаний учащихся.

- Произведения какого жанра мы с вами читаем? (сказки).

(слайд №1)

- А какие сказки уже прочитали на уроках? (перечисляют)

- Посмотрите на экран.

(слайд №2)

Какое задание можно выполнить, прочитав эту запись? (соединить стрелками название сказки и вид сказки).

“Никита-Кожемяка” о животных
“Кот и лиса” героическая
“Синдбад-мореход” бытовая
“Как мужик гусей делил” волшебная

- Какую сказку можно назвать лишней и почему?

(Синдбад-мореход” - арабская сказка, остальные русские народные)

III. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня мы продолжим читать сказки народов мира.

А как называется и какой страны мы узнаем, прочитав статью в учебнике на с.27

За папу читает учитель, за автора-…, за Настю-…

После чтения вопрос:

- Какие сказки бывают по авторской принадлежности? (народные, авторские, литературные)

На этом уроке будем читать авторскую сказку Шарля Перро.

IV. Послушаем эпизоды из биографии о замечательном сказочнике Шарль Перро.

(слайд №3)

1-й ученик. Давным – давно (триста лет тому назад) в одной стране (она называется Франция) в семье адвоката родился Шарль Перро.

2-й ученик. Франция – одно из крупнейших государств Западной Европы.

Её морские границы длиннее сухопутных. Когда – то Францию покрывали густые леса, сейчас они сохранились главным образом в горах. Самые высокие горы – снежные Альпы. По обширным низменностям текут полноводные реки Сена, Рона. Столица этой страны – Париж.

(слайд №4)

1-й ученик. У Шарля Перро было четверо братьев. Они были так похожи друг на друга, что даже писали одинаково. Старшего брата звали Жан Перро – он стал адвокатом. Клод выучился на врача, но все свои досуги посвящал архитектуре. Никола Перро стал ученым богословом и математиком.

А младший Ш. Перро посвятил себя делам государственным. Генеральный секретарь в интендантстве королевских построек, член Французской Академии, физик, анатом, языковед.

(слайд №5)

3-й ученик. Но государственные заслуги Шарля скоро забылись, потому что запомнилось совершенно другое – сказки господина генерального секретаря. Зато они запомнились так крепко, что и три века спустя Французы считают “Сказки матушки Гусыни, или Истории и сказки былых времен с поучениями” одним из самых славных созданий национального духа.

2-й ученик. Издавна славится Франция своими парфюмерными изделиями. Франция – это центр мировой моды.

V. Работа со сказкой.

- А какие сказки написал Шарль Перро?

Какие вы из них читали?

Показ книг, принесенных детьми.

Откройте учебник на с. 28

А сказку “Ослиная шкура” наверняка не все читали.

(открывается название сказки, она записана на доске)

- Посмотрите на доску и сравните два словосочетания: Ослиная шкура, ослиная голова.

- Каково значение каждого? (Чьё-то прозвище. Шкура, принадлежащая ослу. )

- Кого так могли бы назвать?

VI. Физминутка.

Танцевальные упражнения под музыку песни “Добрый жук”

VII. Работа с текстом.

а) Чтение учителем 1-й части. Беседа и выборочное чтение отрывков.

- Какими словами начинается сказка?

- О чем горевали король и его жена?

- Как у них появилась дочь?

- Какое несчастье обрушилось на королевскую семью?

- Докажите, что королева “была самой умной женщиной на свете и любящей женой”?

- Любил ли король свою жену?

- Что узнали о короле? (король был верен, предан своей жене)

- Узнали ли мы об Ослиной Шкуре?

Прочитаем сказку дальше.

б) Чтение вслух по абзацам.

После 1 абзаца:

- Почему король согласился жениться на воспитаннице?

После 3 абзаца:

- Каким теперь мы видим короля? (не терпящим возражений, эгоистичным, властным).

После 4 абзаца:

- “Была в отчаянии” - как сказать по другому

- Поможет ли ей волшебница?

После 5-8 абзацев:

Каким вы представляете это платье?

После 9 абзаца:

- Чего испугалась принцесса?

- Исполнит ли король желание принцессы?

После 10-12 абзацев:

- Опишите, какими представляете два платья, лунного цвета и блестящее, как солнце.

- Что можно сказать о короле?

- Интересно, за что король любил своего осла?

- Остановит ли короля эта просьба?

После 13 абзаца:

- Что узнали об осле?

После 15 абзаца:

- Каким видим короля? Подтвердились ли наши предположения?

- Что бы вы посоветовали теперь принцессе?

Чтение до конца.

- Какой совет дает волшебница Сирень?

- Зачем надо было принцессе завернуться в ослиную шкуру?

Вопросы по всей II части.

- Какие чувства испытывала принцесса, узнав, что король хочет на ней жениться?

- Что чувствует король?

- Какие сказочные приметы прослеживаются во 2 части?

(слайд №6)

в) Самостоятельное чтение 3-й части.

Словарная работа.

(слайд №7)

Насмехаться -…

усердно работала-…

IX. Итог урока.

Проводится тест-опрос по сказкам Шарля Перро.

(слайд№8)

- Разгадали ли мы тайну названия сказки?

- Прочитайте об этом.

- Какие чувства вы испытывали, читая сказку?

Х.  Домашнее задание.

1) читать сказку до конца.

2) нарисовать два портрета: принцессы и Ослиной Шкуры.