Играя, изучаем немецкий язык

Разделы: Работа с дошкольниками


Известно, что возможности раннего возраста в овладении иноязычной речью поистине уникально. Еще К.Д. Ушинский писал: “Дитя приучается в несколько месяцев так говорить на иностранном языке, как не может приучиться в несколько лет”.[1]

Сензитивный период детей для овладения иностранной речью с 3 до 8-9 лет. С возрастом эта уникальная предрасположенность постепенно угасает.

Цели курса обучения немецкому языку:

  1. Формирование у детей элементарных навыков общения (иноязычного) в ситуациях, естественных для детей дошкольного возраста.
  2. Знакомство с культурой, традициями, обычаями станы изучаемого языка, воспитание интереса и уважения к людям не только своей культуры, но и других народов и культур.
  3. Развитие самостоятельного мышления, памяти, воображения ребенка, формирование его эмоций, развитие коммуникативно-познавательных способностей.

Моя работа и работа моих коллег осуществляется уже в течение 7 лет по программе, составленной совместно с преподавателем Хакасского государственного университета Назар О.В.

Безусловно, что основной формой обучения немецкому языку является игра, т.к. игра позволяет сделать коммуникативно-ценным практически любые языковые единицы. Игра-это нормальное и естественное состояние ребенка. Кроме того, обилие игровых ситуаций, сказочных сюжетов призвано создать на занятии атмосферу радости, раскованности и непосредственности.

Процесс обучения немецкому языку в детском саду представляет собой совместную деятельность воспитателя и детей. Маленький ребенок начинает изучать немецкий язык с большой заинтересованностью, поскольку это необычно, еще не знакомо ребенку, ему это интересно. Задача воспитателя сделать все возможное, чтобы поддержать интерес ребенка, его способность удивляться и восхищаться. Инициатива изучения немецкого языка исходит от взрослого, как сказал М.Ф. Квинтилиан: “Необходимо более всего остерегаться, чтобы ребенок не возненавидел учение, которое еще не успел полюбить”. Для этого мы используем то, что ребенку близко и знакомо, что доставляет ему наибольшую радость и удовольствие, конечно же – это игра.

Мы знакомим детей с традициями и обычаями немецкого народа через праздники и карнавалы. Наши дети активно разучивают стихи, песни, танцы, делают поделки, украшения к таким праздникам, как “Weihnachten”, “Ostern”, “Karneval”. Мы рассказываем детям истории возникновения этих праздников, истории и сказки, связанные с ними.

В нашем детском саду находится Центр немецкой культуры “Widergeburt”, совместная работа с которым, дает огромный стимул для работы.

Курс обучения немецкому языку в детском саду рассчитан на 4 года. На каждый год обучения составлены темы, набор лексических единиц, речевых образцов, как для запоминания, так и для аудирования.

Наш многолетний опыт, совместно с логопедами, показал, что раннее обучение иностранному языку способствует правильному произношению на родном языке, т.к. развивается артикуляционный аппарат. В группах, изучающих немецкий язык, гораздо меньшее количество детей переходит в логопедические группы, чем в группах, где нет языка.

Нами проводятся диагностики и по усвоению языкового материала, по итогам которых, если необходимо, что-то меняем в нашей программе.

Мы проводили и анкетирование родителей, необходим ли их детям немецкий язык. Результаты только положительные, т.к. родители видят изменения в речи детей.

У каждого ребенка, изучающего немецкий язык, имеется тетрадь, в которую записываются лексические единицы и речевые образцы, песни, стихи (в транскрипции), по которым дети занимаются дома с родителями.

Таким образом, изучение немецкого языка необходимо в детском саду, т.к. для этого существуют все предпосылки, а главное желание и интерес детей.

Литература

1. Гальскова Н.Д., Глухарева Е.А. Немецкий язык в детском саду. - М.: Просвещение, 1993.

Приложение 1

Программа обучения немецкому языку, рассчитанная на 4 года.

Первый год обучения:

  1. Die Tiere (октябрь, ноябрь, декабрь)
  2. Spielzeuge (январь, февраль)
  3. Ich und meine Familie (март, апрель, май)

Второй год обучения:

  1. Die Tiere (сентябрь, октябрь, ноябрь)
  2. Wir spielen zusammen (ноябрь, декабрь)
  3. Die Familie (январь)
  4. Der Mensch (февраль)
  5. Guten Appetit (март, апрель, май,)

Третий год обучения:

  1. Obst und Gemuse (октябрь, ноябрь)
  2. Winter (декабрь)
  3. Die Kleidung (январь, февраль)
  4. Die Wohnung (март, апрель)
  5. Arbeitstag (май)

Четвертый год обучения:

  1. Mein Arbeitstag (сентябрь)
  2. Die Berufe (октябрь, ноябрь)
  3. Verkehrsmittel (декабрь, январь)
  4. Jareszeiten (февраль, март)
  5. Wir gehen in die Schule (апрель, май)

Приложение 2

Комплексное занятие для детей второй младшей группы.

Тема: “К нам в гости пришла собачка “.

Части занятия:

  1. Рассматривание игрушки собачки.
  2. Математическая игра “Чудесный мешочек”.
  3. Игровая ситуация “В гостях у собачки”.
  4. Аппликация “Украсим варежку для собачки”.

Цель:

  1. Познакомить детей с правилами описания внешнего вида.
  2. Освоить умение классифицировать множества по двум свойствам.
  3. Развивать умение находить на ощупь геометрическую фигуру.
  4. Повторить ранее изученных животных на немецком языке.
  5. Учить составлять изображение из частей, правильно их располагая.
  6. Упражнять в аккуратном наклеивании.

Материалы: игрушка собачка, чудесный мешочек, набор геометрических фигур, клей, 1/2 альбомного листа.

Ход занятия

Воспитатель: Дети, сегодня к нам в гости пришла собачка. Посмотрите, какая она? Давайте погладим собачку. Какая у нее шерстка? Какой носик, ушки, лапки? Какого она цвета? Я вам про собачку прочитаю стихотворение, которое написала А. Барто “Уехали”

Вопросы после прочтения: 1. Кого оставили дети на даче? 2. как дети ухаживали за щенком? 3. А когда дети уехали, что делал щенок? 4. Дети вернулись за щенком?

Воспитатель: Дети, собачка мне сказала, что что-то нам принесла. Пойдем искать? Дети находят чудесный мешочек с геометрическими фигурами. Сначала, хором дети называют фигуру и цвет, затем, каждый на ощупь определяет фигуру, а, достав, называет цвет.

Воспитатель: Дети, собачка приглашает нас в гости, идем? Мы пришли в гости, что нужно сделать в первую очередь? Правильно, поздороваться. Hallo! Посмотрите, к собачке еще гости пришли! Wer ist das? Der Bar, а как он рычит? Далее дети называют: die Maus, der Hase, der Hund, die Kuh, die Katze, и имитируют звуки, издаваемые этими животными.

Воспитатель: Дети, раз уж мы пришли в гости, то давайте покажем чему научились. Физминутка “Tick-tack”.

Воспитатель: Посмотрите, дети, у собачки в домике замерзли окна, а почему? А что нужно надевать на улицу, когда холодно? Дети перечисляют теплые вещи, в том числе и варежки. Дети, посмотрите, собачка тоже принесла нам варежки, только она их не украсила, давайте украсим?

Дети садятся за стол, перед каждым лежат геометрические фигуры и силуэт варежки. Они раскладывают фигуры, затем, наклеивают. Дети дарят собачке украшенную варежку и прощаются с ней на немецком языке: ”Tschus!”