Известно, что возможности раннего возраста в овладении иноязычной речью поистине уникально. Еще К.Д. Ушинский писал: “Дитя приучается в несколько месяцев так говорить на иностранном языке, как не может приучиться в несколько лет”.[1]
Сензитивный период детей для овладения иностранной речью с 3 до 8-9 лет. С возрастом эта уникальная предрасположенность постепенно угасает.
Цели курса обучения немецкому языку:
- Формирование у детей элементарных навыков общения (иноязычного) в ситуациях, естественных для детей дошкольного возраста.
- Знакомство с культурой, традициями, обычаями станы изучаемого языка, воспитание интереса и уважения к людям не только своей культуры, но и других народов и культур.
- Развитие самостоятельного мышления, памяти, воображения ребенка, формирование его эмоций, развитие коммуникативно-познавательных способностей.
Моя работа и работа моих коллег осуществляется уже в течение 7 лет по программе, составленной совместно с преподавателем Хакасского государственного университета Назар О.В.
Безусловно, что основной формой обучения немецкому языку является игра, т.к. игра позволяет сделать коммуникативно-ценным практически любые языковые единицы. Игра-это нормальное и естественное состояние ребенка. Кроме того, обилие игровых ситуаций, сказочных сюжетов призвано создать на занятии атмосферу радости, раскованности и непосредственности.
Процесс обучения немецкому языку в детском саду представляет собой совместную деятельность воспитателя и детей. Маленький ребенок начинает изучать немецкий язык с большой заинтересованностью, поскольку это необычно, еще не знакомо ребенку, ему это интересно. Задача воспитателя сделать все возможное, чтобы поддержать интерес ребенка, его способность удивляться и восхищаться. Инициатива изучения немецкого языка исходит от взрослого, как сказал М.Ф. Квинтилиан: “Необходимо более всего остерегаться, чтобы ребенок не возненавидел учение, которое еще не успел полюбить”. Для этого мы используем то, что ребенку близко и знакомо, что доставляет ему наибольшую радость и удовольствие, конечно же – это игра.
Мы знакомим детей с традициями и обычаями немецкого народа через праздники и карнавалы. Наши дети активно разучивают стихи, песни, танцы, делают поделки, украшения к таким праздникам, как “Weihnachten”, “Ostern”, “Karneval”. Мы рассказываем детям истории возникновения этих праздников, истории и сказки, связанные с ними.
В нашем детском саду находится Центр немецкой культуры “Widergeburt”, совместная работа с которым, дает огромный стимул для работы.
Курс обучения немецкому языку в детском саду рассчитан на 4 года. На каждый год обучения составлены темы, набор лексических единиц, речевых образцов, как для запоминания, так и для аудирования.
Наш многолетний опыт, совместно с логопедами, показал, что раннее обучение иностранному языку способствует правильному произношению на родном языке, т.к. развивается артикуляционный аппарат. В группах, изучающих немецкий язык, гораздо меньшее количество детей переходит в логопедические группы, чем в группах, где нет языка.
Нами проводятся диагностики и по усвоению языкового материала, по итогам которых, если необходимо, что-то меняем в нашей программе.
Мы проводили и анкетирование родителей, необходим ли их детям немецкий язык. Результаты только положительные, т.к. родители видят изменения в речи детей.
У каждого ребенка, изучающего немецкий язык, имеется тетрадь, в которую записываются лексические единицы и речевые образцы, песни, стихи (в транскрипции), по которым дети занимаются дома с родителями.
Таким образом, изучение немецкого языка необходимо в детском саду, т.к. для этого существуют все предпосылки, а главное желание и интерес детей.
Литература
1. Гальскова Н.Д., Глухарева Е.А. Немецкий язык в детском саду. - М.: Просвещение, 1993.
Приложение 1
Программа обучения немецкому языку, рассчитанная на 4 года.
Первый год обучения:
- Die Tiere (октябрь, ноябрь, декабрь)
- Spielzeuge (январь, февраль)
- Ich und meine Familie (март, апрель, май)
Второй год обучения:
- Die Tiere (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Wir spielen zusammen (ноябрь, декабрь)
- Die Familie (январь)
- Der Mensch (февраль)
- Guten Appetit (март, апрель, май,)
Третий год обучения:
- Obst und Gemuse (октябрь, ноябрь)
- Winter (декабрь)
- Die Kleidung (январь, февраль)
- Die Wohnung (март, апрель)
- Arbeitstag (май)
Четвертый год обучения:
- Mein Arbeitstag (сентябрь)
- Die Berufe (октябрь, ноябрь)
- Verkehrsmittel (декабрь, январь)
- Jareszeiten (февраль, март)
- Wir gehen in die Schule (апрель, май)
Приложение 2
Комплексное занятие для детей второй младшей группы.
Тема: “К нам в гости пришла собачка “.
Части занятия:
- Рассматривание игрушки собачки.
- Математическая игра “Чудесный мешочек”.
- Игровая ситуация “В гостях у собачки”.
- Аппликация “Украсим варежку для собачки”.
Цель:
- Познакомить детей с правилами описания внешнего вида.
- Освоить умение классифицировать множества по двум свойствам.
- Развивать умение находить на ощупь геометрическую фигуру.
- Повторить ранее изученных животных на немецком языке.
- Учить составлять изображение из частей, правильно их располагая.
- Упражнять в аккуратном наклеивании.
Материалы: игрушка собачка, чудесный мешочек, набор геометрических фигур, клей, 1/2 альбомного листа.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, сегодня к нам в гости пришла собачка. Посмотрите, какая она? Давайте погладим собачку. Какая у нее шерстка? Какой носик, ушки, лапки? Какого она цвета? Я вам про собачку прочитаю стихотворение, которое написала А. Барто “Уехали”
Вопросы после прочтения: 1. Кого оставили дети на даче? 2. как дети ухаживали за щенком? 3. А когда дети уехали, что делал щенок? 4. Дети вернулись за щенком?
Воспитатель: Дети, собачка мне сказала, что что-то нам принесла. Пойдем искать? Дети находят чудесный мешочек с геометрическими фигурами. Сначала, хором дети называют фигуру и цвет, затем, каждый на ощупь определяет фигуру, а, достав, называет цвет.
Воспитатель: Дети, собачка приглашает нас в гости, идем? Мы пришли в гости, что нужно сделать в первую очередь? Правильно, поздороваться. Hallo! Посмотрите, к собачке еще гости пришли! Wer ist das? Der Bar, а как он рычит? Далее дети называют: die Maus, der Hase, der Hund, die Kuh, die Katze, и имитируют звуки, издаваемые этими животными.
Воспитатель: Дети, раз уж мы пришли в гости, то давайте покажем чему научились. Физминутка “Tick-tack”.
Воспитатель: Посмотрите, дети, у собачки в домике замерзли окна, а почему? А что нужно надевать на улицу, когда холодно? Дети перечисляют теплые вещи, в том числе и варежки. Дети, посмотрите, собачка тоже принесла нам варежки, только она их не украсила, давайте украсим?
Дети садятся за стол, перед каждым лежат геометрические фигуры и силуэт варежки. Они раскладывают фигуры, затем, наклеивают. Дети дарят собачке украшенную варежку и прощаются с ней на немецком языке: ”Tschus!”