Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: Формирование представления о личности Александра I, о его внутренней политики и характере первых преобразований.
Задачи:
1. Образовательные:
- Познакомить учащихся с детством и воспитанием царя, с первыми преобразованиями, дать оценку преобразованиям.
- Выяснить причины отказа от реформ.
2. Развивающие:
- Развивать умение использования информационных технологий в процессе обучения.
- Умение анализировать информацию, отбирать нужные факты, делать выводы и обобщения.
3. Воспитательные:
- Воспитание патриотизма на примере деятельности реформаторов
Формы организации деятельности учащихся: индивидуальная, коллективная.
Материально-дидактическое оснащение урока:
Используемое оборудование: персональные компьютеры, мультимедиапроектор, доска-экран.
Программное обеспечение: программа для презентаций “Power Point”, сайты Интернет (http:// www. hronos/ km. ru. /180. ru. html, http:// www. naexamen. ru. / otwett/ 11/ history).
Демонстрационный материал: презентация “Александр I”
Раздаточный материал:
- Рабочие листы (таблица).
- Тест “Внутренняя политика Александра I в 1801-1812гг. ” (Power Point)
Планируемый результат: Учащиеся узнают, на сколько повлияла личность Александра I, особенности его характера, его политические взгляды на внутреннюю политику.
Выясняют воздействие на процесс реформирования изменений в международном положении. Усваивают причины отказа от реформ, устанавливают, чьё недовольство вызвали реформы. Ученики должны знать годы царствования Александра I, имена реформаторов. Называть даты и важнейшие реформы 1801-1812гг.
Содержание урока
1. Организационная часть. (Вводно-мотивационная)
Четверть века царствования императора Александра Павловича — ярчайшая эпоха русской истории. Это время небывалого духовного подъёма русского народа в жестокой борьбе с воинством Наполеона. Это период, когда на небосклоне русской литературы появились бессмертные имена Н. М. Карамзина и А. С. Пушкина, когда русские моряки совершали кругосветные плавания и открывали Антарктику.
В течение всего XVIII столетия Россия в экономическом, политическом и культурном отношении становилась подобна Европе. Во время царствования императора Александра I представители образованной части русского общества почувствовали себя европейцами. Александровская эпоха — время великих свершений, великих надежд и. . . великих разочарований. Именно при Александре возникла та почва, на которой позднее расцвела Русская революция, — непреодолимым стал разрыв между просвещённой частью российского общества и властью. [Энциклопедия для детей История России и её ближайших соседей Т 5, часть 2. М. , “Аванта +”, 2002г. , стр. 245-246].
Александр I был воспитан в соответствии с передовыми идеями эпохи Просвещения, он вступил на престол с твёрдым намерением преобразовать Россию и начал преобразования, выдвинув на первые места в государстве людей, разделявших его намерения. “Дней Александровых прекрасное начало. . . ”, — сказал позднее об этом времени АС. Пушкин, но довольно скоро император отказался от проведения глубоких преобразований и отправил реформаторов в отставку. Почему же Александр I начал с проведения преобразований, но затем отказался от них?
2. Воспитание и начало правления Александра I. (при рассказе можно использовать презентацию, Приложение 1).
- познакомьтесь с характеристикой Александра I и ответьте на вопрос: “Какие черты характера объясняют неспособность императора осуществить глубокие преобразования?”
Личность Александра I (Рисунок 1) всегда была загадкой для современников. “Сфинкс, не разгаданный до гроба”,— писал о нем П. А Вяземский. А. И. Герцен называл Александра “коронованным Гамлетом, которого всю жизнь преследовала тень убитого отца”. Разноречивые оценки личности Александра I представлены и в многочисленных его биографиях.
Александр родился 12 декабря 1777г. , от второго брака великого князя Павла (рисунок 2) с Марией Федоровной (рисунок 3), принцессой Вюртембергской.
Александр был любимым внуком Екатерины II, которая сама руководила его воспитанием. Рано, слишком рано бабушка оторвала его от семьи, от матери, чтобы воспитать, его в правилах тогдашней философской педагогии, т. е. по законам разума и природы. Екатериной II были приглашены лучшие преподаватели и в числе их выписанный из Швейцарии Ф. Ц. Лагарп — высокообразованный, приверженец идей просвещения и республиканец по взглядам. В должности “главного воспитателя” он состоял при Александре 11 лет. [История России XIX- начало XX вв. М. , 1998г, стр. 28]. Идеи английских и французских философов, латинских и греческих классиков изучал будущий русский самодержец в возрасте от 10 до 14 лет, т. е. немножко преждевременно. Высокие идеи воспринимались Александром как политические и моральные сказки, наполнявшие детское воображение недетскими образами и волновавшие его незрелое сердце очень взрослыми чувствами. Преподавание Лагарпа не давало ни точного научного реального знания, ни логической выправки ума, ни даже привычки к умственной работе; оно не вводило в окружающую действительность и не могло еще возбуждать и направлять серьезную мысль. Знакомя своего воспитанника с понятием о “естественном” равенстве людей, беседуя с ним о преимуществе республиканской формы правления, о политической и гражданской свободе, о “всеобщем благе”, к которому должен стремиться правитель, Лагарп тщательно обходил реалии крепостной России. Его не заставляли ломать голову, напрягаться, его не познакомили со школьным трудом, с его миниатюрными горями и радостями, с тем трудом, который только, может быть, и дает школе воспитательное значение.
Но более действенной школой воспитания будущего императора явились те условия и атмосфера, которые окружали его с самого раннего детства, враждующие между собой “большой двор” Екатерины II в Петербурге и “малый двор” отца Павла Петровича в Гатчине [В. О. Ключевский “Русская история” Воспитание Александра I М. , “ЭКСМО”, 2005г. , стр. 848].
Необходимость лавировать между ними приучала Александра, жить на два ума, держать две парадные физиономии, развила в нем скрытность, недоверчивость к людям и осторожность. Александру вечно приходилось вращаться между двумя противоречиями: в детстве - между бабушкой и родителями, в ранней юности - между отцом и матерью, в учебной комнате - между наставниками Лагарпом и Самборским, наконец, на престоле - между конституционными идеалами и абсолютистскими привычками.
Таким образом, Александр вступил на престол с запасом возвышенных и доброжелательных стремлений, но не давал отчёта, как это сделать. Эта свобода и благоденствие, так ему казалось, должны были водвориться сразу, сами собой, без труда и препятствий, каким-то волшебным “вдруг”.
Разумеется, при первом же опыте встретились препятствия; не привыкнув одолевать затруднений, великий князь начинал досадовать на людей и на жизнь, приходил в уныние. Непривычка к труду и борьбе развила в нём наклонность преждевременно опускать руки, слишком скоро утомляться; едва начав дело, великий князь уже тяготился им; уставал раньше, чем принимался за работу.
Затруднения, встреченные дома при осуществлении задуманной программы в начале своего правления, постепенно поселили в нем холодность к внутренней деятельности. Тогда все идеалы императора постепенно уходили из России, с Невы па Вислу, сосредоточивались на Польше и даже переходили за границу, в Западную Европу.
Он рос и цвел роскошно, пока стояла хорошая погода, а как подули северные бури, как наступило наше русское осеннее ненастье, он завял и опустился. Такие недостатки, вынесенные из воспитания, всего сильнее отразились на первоначальной преобразовательной программе. [В. О. Ключевский “Русская история” Характер Александра I. М. , “ЭКСМО”, 2005г. , стр. 850-851].
- Какие черты характера объясняют неспособность императора осуществить глубокие преобразования?
Шагнув к престолу через труп отца, Александр вынужденно объявил заговорщикам о возвращении екатерининских времён: “При мне всё будет, как при бабке нашей Екатерине Великой”. Здесь он лукавил. Молодой царь имел программу действий, явно не вязавшихся с духом “просвещённого абсолютизма” Екатерины II. Во главе государства встал хорошо образованный монарх, убеждённый в возможности изменить к лучшему российскую жизнь. Александр I не сомневался в том, что “закон выше монарха”. Александр с юных лет вынашивал мечты “утвердить благо России на основаниях непоколебимых”. Такими основаниями ему виделись прочный конституционный порядок в стране (Александр, рождённый царствовать, мечтал о республиканском устройстве России, полагая его наилучшим способом правления) и отмена крепостного права - избавление страны от язвы рабства. [Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. Т. 5, часть 2. Годы великих надежд. М. , “Аванта +”, 2002г. , стр. 247].
Еще в середине 90-х годов вокруг Александра сложился небольшой кружок единомышленников. Это были, во-первых, В. П. Кочубей (Рисунок 4) — племянник екатерининского канцлера графа А. А. Безбородко, во-вторых, князь А. А. Чарторыйский (Рисунок 5) — богатый польский вельможа на русской службе, затем граф А. С. Строганов (Рисунок 6) — сын одного из самых богатых и знатных людей того времени и, наконец, Н. Н. Новосильцев (Рисунок 7) — двоюродный брат Строганова. В этом кружке “молодых друзей” обсуждались пороки павловского царствования и строились планы на будущее об отмене “рабства крестьян”, о предпочтительности республиканского правления.
Узкий кружок близких друзей Александр I назвал Негласным Комитетом. С воцарением Александра I члены Негласного Комитета рассуждали о необходимости изучения обстановки в стране, преобразований государственного аппарата, издания “Жалованной грамоты народу” (нечто вроде конституции), однако исходили из основ незыблемости абсолютизма; облегчения участи крепостных крестьян, постепенной отмены крепостного права; обсуждение вопросов внешней политики России, её обороноспособности.
В 1807 году на арену политической жизни страны выдвинулся М. М. . Сперанский (Рисунок 8). Среди политических деятелей дореволюционной России этому “русскому реформатору” принадлежит, бесспорно, первое место. Суть предложенных М. М. Сперанским реформ: разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; независимость судебной власти, ответственность исполнительной власти; выборность распорядительных и исполнительных органов власти на четырёх уровнях: империя, губерния, уезд, волость; “разделение состояний людей” по уровню политических и гражданских прав.
1808—1811 годы — время могущества и славы Сперанского, который в это время был фактически вторым, после императора, лицом в государстве, вершителем внутренней политики и автором многих задуманных или проведенных преобразований. Все важнейшие тексты законов за пятилетие (1807—1812) были составлены или отредактированы Сперанским.
3. Работа с Интернет, составление таблицы.
- выяснить, какие реформы были осуществлены Александром I в 1801-1812гг.
Задание: изучив хронику (сайты Интернет: http:// www.
hronos/ km. ru. /180. ru. html
http:// www. naexamen. ru. / otwett/ 11/ history), заполнить таблицу
“Реформы Александра I”.
Хозяйственные и социальные отношения | Государственное управление | Культура |
- вернувшись к “Хронике” учащиеся определяют,
- какие внешнеполитические события могли повлиять на принятие императором решений: приостановке реформ, прекращении реформ и отставке АМ. Сперанского.
4. Беседа о причинах отказа от реформ.
- Что ещё могло отвратить императора от глубоких преобразований в случае серьёзного сопротивления им? (В случае затруднений можно прямо напомнить учащимся обстоятельства вступления Александра I на престол. )
- Кто и почему выступал против реформ и реформаторов?
Причины отказа от реформ (вывод):
1. Черты характера (нерешительность, неумение и нежелание преодолевать трудности, лень, неудачи в делах приводили к глубочайшему разочарованию, “любовь к внешним формам”).
2. Внешнеполитические события (участие России в войнах против Франции).
3. В проведении реформ Александр I мог опереться только на очень узкий круг высших сановников и отдельных представителей дворянства. В подавляющей своей массе дворянство не хотело преобразований. Пренебречь мнением большинства дворян Александр не мог, опасаясь дворцового переворота.
Таким образом, не встретив поддержки в господствующем сословии, проекты реформ оказались нежизнеспособными.
5. Контроль и коррекция Тестирование (тест составлен в Power Point, Приложение 2).
Вопросы и задания:
1. Дополните ответ (выделите линию и напечатай ответ):
В ____ году на российский престол вступил новый император – сын ______ Александр I. Он был любимым внуком ___________. Значительное влияние на будущего императора оказал один из воспитателей швейцарский политик ____________, приверженец идей ______________.
2. Выберите даты, относящиеся к правлению Александра I. Лишние удалите.
1799, 1801, 1805, 1812, 1825,1826.
3. Кто лишний? (удалите лишнее имя и портрет).
В. П. Кочубей, М. М. Сперанский, П. А. Строганов, А. А. Чарторыйский, Н. Н. Новосильцев.
4. Соотнесите реформы и реформаторов. Наведите курсор и переместите объекты.
“Негласный комитет” “Уставная грамота” М. М. Сперанский Учреждение министерств Создание государственного совета Указ о “вольных хлебопашцах” Реформа народного просвещения
5. Расположите события внутренней политики Александра I в 1801-1812г. В хронологической последовательности (наведите курсор на объект и переместите его).
- создание Государственного совета
- реформа народного просвещения
- указ о “вольных хлебопашцах”
- учреждение министерств
6. Выберите правильный ответ и выделите фамилию реформатора жирным шрифтом.
Автором проекта реформ по преобразованию государственного аппарата 1810-1811г. г.
был: П. А. Строганов, М. М. Сперанский, Н. Н. Новосильцев, А. А. Аракчеев.
7. Выберите правильный ответ и подчеркните его:
Причина неудачи реформ М. М. Сперанского:
1) консерватизм большей части дворянства;
2) влияние на царя Н. М. Карамзина;
3) опасение Александра I за свою судьбу;
4) противодействие армии.
Литература.
- История России XIX-XX вв. М. , 1998г, стр. 28-29.
- В. О. Ключевский Русская история. М. , “ЭКСМО”, 2005г. , стр. 850-851.
- Энциклопедия для детей. История России и её ближайших соседей. Т. 5, часть 2. М. , “Аванта +”, 2002г. , стр. 245-250.