От уроков немецкого языка к исследовательскому творчеству учеников

Разделы: Иностранные языки


Многопрофильный лицей № 90 г. Краснодара существует уже 16 лет, он был создан изначально как профильная школа для старшеклассников в январе 1991 года. Основные задачи, которые решал педагогический коллектив в течение этих лет, в основном две: 1) обеспечить более качественное образование по сравнению с традиционной школой; 2) создать в учебном заведении такой морально-психологический климат, при котором и ученик, и учитель максимально смогут раскрыть свои творческие способности.

Одним из восьми профильных направлений является лингвистическое с 4-х –годичным изучением (8-11 классы) иностранных языков: английского, немецкого и французского как второго иностранного языка.

Система обучения немецкому языку на профильном уровне берет начало в восьмом классе на основе двухгодичного курса “выравнивания” коммуникативных навыков. Необходимость этого этапа обусловлена спецификой учебного заведения, где работа учителя начинается с учащимися, ранее изучавшими немецкий язык в разных типах школ и, как правило, имеющими разный уровень владения немецким языком. Основная цель начального этапа состоит в ускоренном формировании коммуникативного ядра основополагающих навыков и умений общения на немецком языке у учащихся с более низким уровнем знаний и в закреплении

приобретенных ранее навыков и умений в четырех видах речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо).

Для более успешной реализации поставленных задач с восьмого класса ученикам предлагаются занятия в исследовательской лаборатории при лицейском научном обществе “Эврика” по теме “Страноведение. Германия: страна и люди.” На занятиях лаборатории совместно с учителем ученики изучают дополнительный материал из различных аутентичных источников (от учебных пособий, газет и журналов до информации из Интернет-сети, т.к. кабинет немецкого языка имеет выход в глобальную сеть с 2006 года), исследованный материал представляется на общих занятиях в форме презентаций, в том числе и мультимедийных, проектных работ, фотоколлажей, эссе, небольших исследовательских работ. <Рисунок 1. Защита мультимедийного проекта “Виртуальное путешествие по Германии”> Исследовательскую лабораторию посещают ученики 8-10 классов с разным уровнем подготовки, что учитывается при групповой работе и облегчает создание атмосферы, мотивированной на личный успех каждого ученика. <Рисунок 2. Защита проекта “Немецкие корни на Кубани”>

Для эффективной реализации целей и задач дополнительного образования по немецкому языку учителем Осташевской Т.П. разработана программа “Страноведение. Германия: страна и люди”, методическое и дидактическое сопровождение курса. <Приложение 1. Методическая копилка к курсу “Страноведение Германия: страна и люди”>

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Авторская программа “Страноведение. Германия: страна и люди” разработана для исследовательской лаборатории научного общества учащихся лицея “Эврика”, в которой занимаются учащиеся 9-11 классов лингвистического направления с расширенным изучением немецкого языка. Программа предоставляет учащимся возможность расширить и систематизировать страноведческие знания, касающиеся страны изучаемого языка (Германия), особенностей культуры народа – носителя немецкого языка; лучше осознать явления современной действительности путем сравнения их в различных странах; развивать умения представлять как свою страну, так и страну изучаемого языка; совершенствовать умения адекватно вести себя в процессе общения с носителями языка, проявлять толерантность к явлениям иной культуры, к особенностям менталитета носителей изучаемого языка.

Однако наиболее актуальной задачей предлагаемого курса является обучение детей навыкам поисковой, исследовательской деятельности с целью получения новых знаний, приобретение в лаборатории опыта самостоятельной работы, т.е. научить ученика учиться, получать информацию из разных источников, сравнивать её, анализировать, делать выводы, обсуждать, трансформировать полученные материалы.

Исследовательская деятельность должна ассоциироваться у учащихся с осмыслением проблемы, поиском новых знаний, их закономерностей, радостью познания, гордостью собой и своими достижениями. Предложенная программа, учитывая профильную направленность учеников, позволяет совершенствовать навыки учебной работы, приемов интеллектуальной деятельности, расширять знания лицеистов в выбранном направлении, обогащать содержание образования в дополнение к учебным программам.

Включение в процесс дополнительного обучения курса по страноведению позволяют более продуктивно решать коммуникативные и социокультурные задачи при обучении основному предмету –немецкому языку, обеспечивает осознанное заинтересованное усвоение языка в тесной связи с иноязычной культурой, которая включает в себя разнообразные познавательные сведения об истории, литературе, архитектуре, быте, нравах, образе жизни и традициях народа страны изучаемого языка.

Целенаправленная работа по реализации страноведческого аспекта с помощью дополнительного курса способствует, с одной стороны, повышению интереса к немецкому языку, с другой – создает положительную мотивацию при усвоении языковых средств и при приобретении культуроведческой информации с помощью этих средств. В качестве конечного результата создается прочная система навыков и умений по практическому применению языка как средства межчеловеческого общения, обогащается информационное поле ученика, что позволяет ему быть более успешным в иноязычной среде, адекватно воспринимать и использовать языковые средства и правила речевого и неречевого поведения в соответствии с нормами, принятыми в странах изучаемого языка.

Принципы отбора материала:

  1. Доступность. Степень сложности текстов определяется уровнем овладения учащимися основами немецкой грамматики и способностью использовать немецкий язык как средство познания мира.
  2. Преемственность. Страноведческий материал логично вырастает из всех материалов Блока 7 “Шаги.1-5” И.Л.Бим, УМК Н.Д. Гальсковой и др. “Мозаика” и др., включенных в государственную программу по немецкому языку.
  3. Аутентичность. Учащиеся работают с оригинальными текстами, предметами, клипами, материалами из Интернет-сети.
  4. Социальная значимость. Материал является необходимым для знакомства с немецкоговорящими странами, для реализации современного метода творчески и коммуникативно ориентированного обучения иностранному языку.

Основные дидактические принципы работы с курсом:

  1. Курс должен приносить учащимся радость от интеллектуальных и духовных открытий и находок.
  2. Необходимо применять различные виды деятельности для поддержания интереса и предупреждения усталости учеников.
  3. Главное-глубина понимания, интенсивность мыслительной работы, а не количество прочитанного или выученного.
  4. Труд учеников должен оцениваться тактично и доброжелательно. Грамматические ошибки, не нарушающие смысла высказывания на иностранном языке, вполне допустимы.
  5. Главные критерии успешности усвоения: удовольствие от работы, желание узнать больше; построение связных логических высказываний; адекватное включение в работу; уверенное знание фактического материала, создание интересных проектов, коллажей, участие в исследовательских конкурсах, связанных с тематикой занятий.

Курс “Страноведение. Германия: страна и люди” рассчитан на 34 часа.

Тематическое содержание курса “Страноведение. Германия: страна и люди” включает следующие разделы:

1. У карты Европы - 2 часа.

2. Знакомство с немецкой нацией: что типично для них? - 4 часа.

3. Современная Германия– 4 часа.

4. Подростки в Германии - 5 часов.

5. Проблемы взаимоотношений: взрослые и подростки - 4 часа.

6. Образование в Германии - 5 часов.

7. Молодежные кумиры - 3 часа.

8. СМИ в Германии - 3 часа.

9. Путешествие по Германии - 4 часа.

Итого: 34 часа за год.

Календарно-тематическое планирование курса, формы проведения занятий

Тематическое содержание Форма проведения Используемый материал
1. Границы на карте Европы Практическая работа по исследованию карты, поиск дефиниций понятию “граница”. Атлас, карты, тематическая тетрадь №10“Границы”,

тематическая тетрадь “Родина в Германии?”

2. Нужны ли границы сегодня? Семинарское занятие с элементами дисскусии Тематическая тетрадь №10“Границы”,

тематическая тетрадь “Родина в Германии?”

3. Немцы. Какие они сегодня? Поисковое занятие, лекция Тематическая тетрадь №10“Границы”,

Журнал “Иностранный язык – немецкий” №18 (1998)

4. Традиции в общении, питании, приеме гостей Поисковый практикум Журналы “Юма”, тематические тетради О.Зверловой №№6,7, учебное пособие Пинг-понг”
5. Что типично для немецкой нации? Ролевая игра, подготовка к проекту “Итак, Германия!” Учебно-методический комплекс “Привет, соседи!”, видео-приложение “Привет, соседи!”, учебное пособие “Эм. Основной курс, немецкий язык”.
6. Что мы знаем о людях Германии? Мини-практикум Учебно-методический комплекс “Привет, соседи!”, видео-приложение “Привет, соседи!”, учебное пособие “Эм. Основной курс, немецкий язык”.
7. Место Германии в современном мире Поисковое занятие, подготовка к проекту “Итак, Германия!” Материалы Интернет-сети, журналы “Германия”
8. Ищем ассоциации “Германия у нас в России”. Исследовательское занятие Российские газеты и журналы, материалы Интернет-сети
9. Ищем ассоциации “Россия в истории Германии” Исследовательское занятие Учебные пособия по истории и культуре Германии
10. “Итак, Германия!” Защита проекта, мини-презентация Подобранные проектные материалы, фото-коллажи, постеры
11. Ищем друзей в Германии Ролевая игра Журналы “Юма”, информация из Интернет-сети
12. Наши сверстники в Германии Поисковое занятие Учебно-методический комплекс “Привет, соседи!”, видео-приложение “Привет, соседи!”, учебное пособие “Эм. Основной курс, немецкий язык”.
13. Проблемы, проблемы…. Исследовательское занятие Журналы “Юма”, страноведческая тетрадь “Германия-Россия” И. Макаревич
14. Мы и они, что общего и в чем различия? Практикум, подготовка к мини-конференции Журналы “Юма”, страноведческая тетрадь “Германия-Россия” И. Макаревич
15. Мы и они, что общего и в чем различия? Мини-конференция Материалы исследований учащихся
16. Дети и родители в Германии и России Практикум по предложенным материалам Журналы “Юма”, страноведческая тетрадь “Германия-Россия” И. Макаревич
17. Телефон доверия: проблемы и разочарования Психологический практикум Страноведческая тетрадь 2 “Германия-Россия” И. Макаревич “Между протестом и надеждой”
18. Немецкие подростки о своих проблемах Исследовательское занятие Материалы журнала “Юма” и Форумов Интернет-сети.
19 Советы родителям Ролевая игра Подобранные материалы, собственные эссе
20. Школьная система в Германии Исследовательское занятие Материалы журнала “Юма”, учебное пособие “Тангрем”. Немецкий как иностранный язык”.
21. Особенности образования в Германии Исследовательское занятие Материалы журнала “Юма”, учебное пособие “Тангрем”. Немецкий как иностранный язык”.
22. Сравнительная характеристика условий обучения в лицее и немецкой гимназии Практическое занятие Сопоставление собранных материалов
23. Образовательные ценности в России и Германии Семинарское занятие Материалы журнала “Юма”, тематические тетради О. Зверловой.
24. Школьные программы взаимообмена Мини-проект Материалы журнала “Юма”, тематические тетради О. Зверловой, видео-курс “Deutsch-Magazin” из-во “Hueber”.
25. Зачем подросткам нужны кумиры Практическое занятие Журналы “Юма”, страноведческая тетрадь “Германия-Россия” И. Макаревич
26. Идеалы подростков в Германии и России, какие они? Исследовательское занятие, подготовка мини-проекта Журналы “Юма”, страноведческая тетрадь “Германия-Россия” И. Макаревич, видео-курс “Турбо”.
27. Кто и почему? Защита мини-проекта Материалы учащихся к мини-проектам
28. Молодежные журналы Исследовательское занятие Молодежные журналы Германии, материалы видео-курса “Турбо”
29. Глобальная Интернет-деревня в Германии и России Практическое занятие в сети Интернет Материалы глобальной сети Интернет
30. Мой журнал для подростков Мини-презентация журнала Собственные проекты журнала для подростков
31. Дорогой немецких сказок Исследовательское занятие Сказки братьев Гримм, биография писателей, карта Германии
32. Куда поехать и что посмотреть в Германии Практическое занятие, подготовка к проекту Материалы журнала “Юма”, страноведческая тетрадь Г. Перфиловой “Германия-Россия”, видео-курс “Deutsch-Magazin”.
33. Как и куда путешествуют немецкие школьники Исследовательское занятие, подготовка к проекту Материалы журнала “Юма”, страноведческая тетрадь Г. Перфиловой “Германия-Россия”, видео-курс “Deutsch-Magazin”.
34. Образовательный и экологический туризм в Германии и России Практическое занятие, подготовка к проекту Материалы журнала “Юма”, страноведческая тетрадь Г. Перфиловой “Германия-Россия”, видео-курс “Deutsch-Magazin”.
34. Путешествие по Германии Защита проекта, презентация Материалы проекта, презентаций.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Программа “Немецкий язык. Шаги 1-5”. И.Л. Бим, Л.В. Садомова. М. Просвещение.2004.
  2. “Немецкий язык. Шаги 1-5”. И.Л. Бим, Л.В.Садомова, М. Просвещение.2004.
  3. Тематические тетради. О.Зверлова. Из-во Март. М. 1996.
  4. Методическая мозаика. Приложение к журналу “Иностранные языки в школе”.
  5. Граница. Страноведческая тетрадь. Культурный центр немецкого языка им. Гете. 2001.
  6. Привет, соседи! Видеокурс. Культурный центр немецкого языка им. Гете. 2001.
  7. Учебное пособие “Эм. Основной курс, немецкий язык”. Издательство Хубер,Мюнхен, 2005.
  8. Учебное пособие “Танграм”. ИздательствоHuebr, Мюнхен, 2004.
  9. Страноведческие тетради культурного немецого центра им. Гете “Германия-Россия”. Страноведение. Г. Перилова, И. Макаревич. Из-во Inter Nationes. Бонн, 2003.
  10. Deutsch-Magazin. Учебное пособие с видео-приложением. Из-во Hueber. 2000.
  11. Видео-курс “Турбо”. Из-во Inter Nationes. Бонн, 2003.
  12. Страноведческая тетрадь “Родина в Германии?” Из-во культурного немецкого центра им. Гете. 2002.
  13. Журналы для подростков “Юма”. Из-во Юма. Кёльн. 1999-2006.