Многопрофильный лицей № 90 г. Краснодара существует уже 16 лет, он был создан изначально как профильная школа для старшеклассников в январе 1991 года. Основные задачи, которые решал педагогический коллектив в течение этих лет, в основном две: 1) обеспечить более качественное образование по сравнению с традиционной школой; 2) создать в учебном заведении такой морально-психологический климат, при котором и ученик, и учитель максимально смогут раскрыть свои творческие способности.
Одним из восьми профильных направлений является лингвистическое с 4-х –годичным изучением (8-11 классы) иностранных языков: английского, немецкого и французского как второго иностранного языка.
Система обучения немецкому языку на профильном уровне берет начало в восьмом классе на основе двухгодичного курса “выравнивания” коммуникативных навыков. Необходимость этого этапа обусловлена спецификой учебного заведения, где работа учителя начинается с учащимися, ранее изучавшими немецкий язык в разных типах школ и, как правило, имеющими разный уровень владения немецким языком. Основная цель начального этапа состоит в ускоренном формировании коммуникативного ядра основополагающих навыков и умений общения на немецком языке у учащихся с более низким уровнем знаний и в закреплении
приобретенных ранее навыков и умений в четырех видах речевой деятельности (аудирование, говорение, чтение, письмо).
Для более успешной реализации поставленных задач с восьмого класса ученикам предлагаются занятия в исследовательской лаборатории при лицейском научном обществе “Эврика” по теме “Страноведение. Германия: страна и люди.” На занятиях лаборатории совместно с учителем ученики изучают дополнительный материал из различных аутентичных источников (от учебных пособий, газет и журналов до информации из Интернет-сети, т.к. кабинет немецкого языка имеет выход в глобальную сеть с 2006 года), исследованный материал представляется на общих занятиях в форме презентаций, в том числе и мультимедийных, проектных работ, фотоколлажей, эссе, небольших исследовательских работ. <Рисунок 1. Защита мультимедийного проекта “Виртуальное путешествие по Германии”> Исследовательскую лабораторию посещают ученики 8-10 классов с разным уровнем подготовки, что учитывается при групповой работе и облегчает создание атмосферы, мотивированной на личный успех каждого ученика. <Рисунок 2. Защита проекта “Немецкие корни на Кубани”>
Для эффективной реализации целей и задач дополнительного образования по немецкому языку учителем Осташевской Т.П. разработана программа “Страноведение. Германия: страна и люди”, методическое и дидактическое сопровождение курса. <Приложение 1. Методическая копилка к курсу “Страноведение Германия: страна и люди”>
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Авторская программа “Страноведение. Германия: страна и люди” разработана для исследовательской лаборатории научного общества учащихся лицея “Эврика”, в которой занимаются учащиеся 9-11 классов лингвистического направления с расширенным изучением немецкого языка. Программа предоставляет учащимся возможность расширить и систематизировать страноведческие знания, касающиеся страны изучаемого языка (Германия), особенностей культуры народа – носителя немецкого языка; лучше осознать явления современной действительности путем сравнения их в различных странах; развивать умения представлять как свою страну, так и страну изучаемого языка; совершенствовать умения адекватно вести себя в процессе общения с носителями языка, проявлять толерантность к явлениям иной культуры, к особенностям менталитета носителей изучаемого языка.
Однако наиболее актуальной задачей предлагаемого курса является обучение детей навыкам поисковой, исследовательской деятельности с целью получения новых знаний, приобретение в лаборатории опыта самостоятельной работы, т.е. научить ученика учиться, получать информацию из разных источников, сравнивать её, анализировать, делать выводы, обсуждать, трансформировать полученные материалы.
Исследовательская деятельность должна ассоциироваться у учащихся с осмыслением проблемы, поиском новых знаний, их закономерностей, радостью познания, гордостью собой и своими достижениями. Предложенная программа, учитывая профильную направленность учеников, позволяет совершенствовать навыки учебной работы, приемов интеллектуальной деятельности, расширять знания лицеистов в выбранном направлении, обогащать содержание образования в дополнение к учебным программам.
Включение в процесс дополнительного обучения курса по страноведению позволяют более продуктивно решать коммуникативные и социокультурные задачи при обучении основному предмету –немецкому языку, обеспечивает осознанное заинтересованное усвоение языка в тесной связи с иноязычной культурой, которая включает в себя разнообразные познавательные сведения об истории, литературе, архитектуре, быте, нравах, образе жизни и традициях народа страны изучаемого языка.
Целенаправленная работа по реализации страноведческого аспекта с помощью дополнительного курса способствует, с одной стороны, повышению интереса к немецкому языку, с другой – создает положительную мотивацию при усвоении языковых средств и при приобретении культуроведческой информации с помощью этих средств. В качестве конечного результата создается прочная система навыков и умений по практическому применению языка как средства межчеловеческого общения, обогащается информационное поле ученика, что позволяет ему быть более успешным в иноязычной среде, адекватно воспринимать и использовать языковые средства и правила речевого и неречевого поведения в соответствии с нормами, принятыми в странах изучаемого языка.
Принципы отбора материала:
- Доступность. Степень сложности текстов определяется уровнем овладения учащимися основами немецкой грамматики и способностью использовать немецкий язык как средство познания мира.
- Преемственность. Страноведческий материал логично вырастает из всех материалов Блока 7 “Шаги.1-5” И.Л.Бим, УМК Н.Д. Гальсковой и др. “Мозаика” и др., включенных в государственную программу по немецкому языку.
- Аутентичность. Учащиеся работают с оригинальными текстами, предметами, клипами, материалами из Интернет-сети.
- Социальная значимость. Материал является необходимым для знакомства с немецкоговорящими странами, для реализации современного метода творчески и коммуникативно ориентированного обучения иностранному языку.
Основные дидактические принципы работы с курсом:
- Курс должен приносить учащимся радость от интеллектуальных и духовных открытий и находок.
- Необходимо применять различные виды деятельности для поддержания интереса и предупреждения усталости учеников.
- Главное-глубина понимания, интенсивность мыслительной работы, а не количество прочитанного или выученного.
- Труд учеников должен оцениваться тактично и доброжелательно. Грамматические ошибки, не нарушающие смысла высказывания на иностранном языке, вполне допустимы.
- Главные критерии успешности усвоения: удовольствие от работы, желание узнать больше; построение связных логических высказываний; адекватное включение в работу; уверенное знание фактического материала, создание интересных проектов, коллажей, участие в исследовательских конкурсах, связанных с тематикой занятий.
Курс “Страноведение. Германия: страна и люди” рассчитан на 34 часа.
Тематическое содержание курса “Страноведение. Германия: страна и люди” включает следующие разделы:
1. У карты Европы - 2 часа.
2. Знакомство с немецкой нацией: что типично для них? - 4 часа.
3. Современная Германия– 4 часа.
4. Подростки в Германии - 5 часов.
5. Проблемы взаимоотношений: взрослые и подростки - 4 часа.
6. Образование в Германии - 5 часов.
7. Молодежные кумиры - 3 часа.
8. СМИ в Германии - 3 часа.
9. Путешествие по Германии - 4 часа.
Итого: 34 часа за год.
Календарно-тематическое планирование курса, формы проведения занятий
№ | Тематическое содержание | Форма проведения | Используемый материал |
1. | Границы на карте Европы | Практическая работа по исследованию карты, поиск дефиниций понятию “граница”. | Атлас, карты, тематическая тетрадь
№10“Границы”, тематическая тетрадь “Родина в Германии?” |
2. | Нужны ли границы сегодня? | Семинарское занятие с элементами дисскусии | Тематическая тетрадь №10“Границы”, тематическая тетрадь “Родина в Германии?” |
3. | Немцы. Какие они сегодня? | Поисковое занятие, лекция | Тематическая тетрадь №10“Границы”, Журнал “Иностранный язык – немецкий” №18 (1998) |
4. | Традиции в общении, питании, приеме гостей | Поисковый практикум | Журналы “Юма”, тематические тетради О.Зверловой №№6,7, учебное пособие Пинг-понг” |
5. | Что типично для немецкой нации? | Ролевая игра, подготовка к проекту “Итак, Германия!” | Учебно-методический комплекс “Привет, соседи!”, видео-приложение “Привет, соседи!”, учебное пособие “Эм. Основной курс, немецкий язык”. |
6. | Что мы знаем о людях Германии? | Мини-практикум | Учебно-методический комплекс “Привет, соседи!”, видео-приложение “Привет, соседи!”, учебное пособие “Эм. Основной курс, немецкий язык”. |
7. | Место Германии в современном мире | Поисковое занятие, подготовка к проекту “Итак, Германия!” | Материалы Интернет-сети, журналы “Германия” |
8. | Ищем ассоциации “Германия у нас в России”. | Исследовательское занятие | Российские газеты и журналы, материалы Интернет-сети |
9. | Ищем ассоциации “Россия в истории Германии” | Исследовательское занятие | Учебные пособия по истории и культуре Германии |
10. | “Итак, Германия!” | Защита проекта, мини-презентация | Подобранные проектные материалы, фото-коллажи, постеры |
11. | Ищем друзей в Германии | Ролевая игра | Журналы “Юма”, информация из Интернет-сети |
12. | Наши сверстники в Германии | Поисковое занятие | Учебно-методический комплекс “Привет, соседи!”, видео-приложение “Привет, соседи!”, учебное пособие “Эм. Основной курс, немецкий язык”. |
13. | Проблемы, проблемы…. | Исследовательское занятие | Журналы “Юма”, страноведческая тетрадь “Германия-Россия” И. Макаревич |
14. | Мы и они, что общего и в чем различия? | Практикум, подготовка к мини-конференции | Журналы “Юма”, страноведческая тетрадь “Германия-Россия” И. Макаревич |
15. | Мы и они, что общего и в чем различия? | Мини-конференция | Материалы исследований учащихся |
16. | Дети и родители в Германии и России | Практикум по предложенным материалам | Журналы “Юма”, страноведческая тетрадь “Германия-Россия” И. Макаревич |
17. | Телефон доверия: проблемы и разочарования | Психологический практикум | Страноведческая тетрадь 2 “Германия-Россия” И. Макаревич “Между протестом и надеждой” |
18. | Немецкие подростки о своих проблемах | Исследовательское занятие | Материалы журнала “Юма” и Форумов Интернет-сети. |
19 | Советы родителям | Ролевая игра | Подобранные материалы, собственные эссе |
20. | Школьная система в Германии | Исследовательское занятие | Материалы журнала “Юма”, учебное пособие “Тангрем”. Немецкий как иностранный язык”. |
21. | Особенности образования в Германии | Исследовательское занятие | Материалы журнала “Юма”, учебное пособие “Тангрем”. Немецкий как иностранный язык”. |
22. | Сравнительная характеристика условий обучения в лицее и немецкой гимназии | Практическое занятие | Сопоставление собранных материалов |
23. | Образовательные ценности в России и Германии | Семинарское занятие | Материалы журнала “Юма”, тематические тетради О. Зверловой. |
24. | Школьные программы взаимообмена | Мини-проект | Материалы журнала “Юма”, тематические тетради О. Зверловой, видео-курс “Deutsch-Magazin” из-во “Hueber”. |
25. | Зачем подросткам нужны кумиры | Практическое занятие | Журналы “Юма”, страноведческая тетрадь “Германия-Россия” И. Макаревич |
26. | Идеалы подростков в Германии и России, какие они? | Исследовательское занятие, подготовка мини-проекта | Журналы “Юма”, страноведческая тетрадь “Германия-Россия” И. Макаревич, видео-курс “Турбо”. |
27. | Кто и почему? | Защита мини-проекта | Материалы учащихся к мини-проектам |
28. | Молодежные журналы | Исследовательское занятие | Молодежные журналы Германии, материалы видео-курса “Турбо” |
29. | Глобальная Интернет-деревня в Германии и России | Практическое занятие в сети Интернет | Материалы глобальной сети Интернет |
30. | Мой журнал для подростков | Мини-презентация журнала | Собственные проекты журнала для подростков |
31. | Дорогой немецких сказок | Исследовательское занятие | Сказки братьев Гримм, биография писателей, карта Германии |
32. | Куда поехать и что посмотреть в Германии | Практическое занятие, подготовка к проекту | Материалы журнала “Юма”, страноведческая тетрадь Г. Перфиловой “Германия-Россия”, видео-курс “Deutsch-Magazin”. |
33. | Как и куда путешествуют немецкие школьники | Исследовательское занятие, подготовка к проекту | Материалы журнала “Юма”, страноведческая тетрадь Г. Перфиловой “Германия-Россия”, видео-курс “Deutsch-Magazin”. |
34. | Образовательный и экологический туризм в Германии и России | Практическое занятие, подготовка к проекту | Материалы журнала “Юма”, страноведческая тетрадь Г. Перфиловой “Германия-Россия”, видео-курс “Deutsch-Magazin”. |
34. | Путешествие по Германии | Защита проекта, презентация | Материалы проекта, презентаций. |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Программа “Немецкий язык. Шаги 1-5”. И.Л. Бим, Л.В. Садомова. М. Просвещение.2004.
- “Немецкий язык. Шаги 1-5”. И.Л. Бим, Л.В.Садомова, М. Просвещение.2004.
- Тематические тетради. О.Зверлова. Из-во Март. М. 1996.
- Методическая мозаика. Приложение к журналу “Иностранные языки в школе”.
- Граница. Страноведческая тетрадь. Культурный центр немецкого языка им. Гете. 2001.
- Привет, соседи! Видеокурс. Культурный центр немецкого языка им. Гете. 2001.
- Учебное пособие “Эм. Основной курс, немецкий язык”. Издательство Хубер,Мюнхен, 2005.
- Учебное пособие “Танграм”. ИздательствоHuebr, Мюнхен, 2004.
- Страноведческие тетради культурного немецого центра им. Гете “Германия-Россия”. Страноведение. Г. Перилова, И. Макаревич. Из-во Inter Nationes. Бонн, 2003.
- Deutsch-Magazin. Учебное пособие с видео-приложением. Из-во Hueber. 2000.
- Видео-курс “Турбо”. Из-во Inter Nationes. Бонн, 2003.
- Страноведческая тетрадь “Родина в Германии?” Из-во культурного немецкого центра им. Гете. 2002.
- Журналы для подростков “Юма”. Из-во Юма. Кёльн. 1999-2006.