Урок математики "Умножение трёхзначного числа на однозначное"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • раскрыть смысл приёма умножения трёхзначного числа на однозначное;
  • формировать умение решать текстовые задачи, умение записывать многозначные числа; навыки устного счёта;
  • развивать мышление, память, внимание, математическую речь;
  • воспитывать положительное отношение к труду;

Оборудование: памятка, задача на плакате, детали к дому, примеры на плакате, план, компьютер, диск с мультфильмом “Крокодил Гена и его друзья”

Ход урока

I. Оргмомент

Сообщение темы и целей урока

Урок математики. Тема урока “Умножение трёхзначного числа на однозначное”. На уроке познакомимся с приёмом умножения трёхзначного числа на однозначное, закрепить навыки решения текстовых задач. Пользуясь математическими знаниями, поможем построить дом дружбы.

Итак, вы готовы помочь построить дом?

А кому мы будем помогать, узнаем из мультфильма. (фрагмент из мультфильма “Крокодил Гена и его друзья”.

Вывод. Кто хочет построить дом дружбы?

Люди каких профессий принимают участие в строительстве? (каменщики, плотники, маляры)

Назовите их одним словом (строители)

Работать будем под девизом “Дружно не грузно”.

Учитель.

Чтоб строителями стать,

Нужно много, много знать.

План постройки дома я взяла у строителей. Мы должны выполнить этот план.

План (на доске)

  1. Подготовка плана строительства дома
  2. Закладка фундамента
  3. Подготовка раствора для кирпичей
  4. Подготовка кирпичей и установка стен
  5. Строительство крыши
  6. Установка окон

Релаксация

Прежде, чем приступить к строительству, нужно огородить стройплощадку. Возьмитесь за руки, ощутите тепло ваших рук, взаимовыручку, поддержку. Работаем дружно.

Начинаем стройку с вами,
Здесь поставили забор.
И все камни на площадке
Быстро с вами уберём.

II. Устный счёт.

Повторение состава и записи многозначных чисел (на доске “камни”)

Чтение и запись в тетради чисел

425, 603, 825, 150, 83

- Назовите лишнее. Докажите.

- Назовите числа в порядке возрастания.

- Замените числа 425, 150 суммой разрядных слагаемых

Итог. Молодцы! Площадку расчистили. Работаем дальше. (второй пункт плана)

Фундамент – что это? (основание, служащее опорой стен здания)

Чтоб фундамент заложить,

нужно нам всё здесь решить.

Какой формы фундамент (прямоугольник)

Дифференцированная работа.

Ребята 3 ряда готовят раствор (пункт плана 3).

Для чего нужен раствор? (залить фундамент)

Каким должен быть раствор? (крепким, прочным)

Составление и решение задачи на нахождение площади.

Ребята 1 и 2 ряда готовят фундамент для закладки, решая примеры.

Итог: фундамент готов.

- Проверим раствор.

- Какую задачу составили? (длина – 36 см., а ширина в 6 раз меньше. Найдите площадь)

- Какова площадь фундамента?

36 : 6 = 6 (см) - ширина

36 * 3 = 216 кв.см.

- Как нашли площадь прямоугольника?

S = a * b

- Из скольких прямоугольников состоит фундамент (из трёх)

Очень уж тяжёлые плиточки бетонные.

Поможет опустить их нам

Помощник наш – подъёмный кран.

III. Проблема. Изучение нового материала.

- Из скольких прямоугольников состоит наш фундамент?

- А как найти площадь трёх прямоугольников?

216 * 3

- Как решить этот пример?

216 * 3 =200 * 3 + 10 * 3 + 6 * 3 = 600 + 30 + 18 = 648

- Решите этот пример другим способом.

- Попробуйте выполнить умножение письменно.

- Как записать?

216

* 3 (самостоятельно объясняют алгоритм выполнения)

- Сравним ответы. Как быстрее? (повторение алгоритма умножения трёхзначного числа на однозначное)

IV. Закрепление

А машины подъезжают.
Выгружают кирпичи.
И для каждого из вас
Ваш кирпичик привезли.
Вы на них пример найдите
И в тетрадку запишите.
А кто правильно решает,
На фундамент прикрепляет.

Выполняем следующий пункт плана 4 (подготовка кирпичей и установка стен).

Стена должна быть ровной и красивой. Работаем под девизом “Дружно - не грузно”

(на кирпичиках примеры)

241 * 4 =

433 * 2 =

283 * 3 =

446 * 2 =

Итог: как умножить трёхзначное на однозначное?

Работа по вариантам

151 * 7 = 152 * 4 =
135 * 6 = 221 * 4 =

(взаимопроверка)

- С заданием справились. Стену установили.

Дальше будем строить мы
Крышу высоченную.
Подвезла машина нам
Много досок длинных.
Плотниками будем мы.
Доски все распилим.

V. Физминутка

Пили пила, пили живей,
Мы строим домик для зверей.
С-с-с, з-з-з.
В нём серые зайчата будут жить.
И с ними будем мы всегда дружить.

VI. Актуализация полученных знаний

Доски для крыши готовы. (план 5 строительство крыши). Работаем вместе с плотниками.

Решение задачи. (на доске)

В 5 бригадах 90 плотников. Сколько плотников в 9 таких же бригадах?

Составление краткой записи.

5 бр. – 90 пл.

9 бр. - ? пл.

Кто первым решит задачу, запишет её выражением.

Итог: сколько плотников нам помогали?

- Крыша готова. Какой формы крыша? (треугольная)

- Какой это треугольник? (равнобедренный)

- Найдите периметр крыши.

- Что такое периметр?

(самостоятельное решение по алгоритму)

(108 * 2) + 184 = 400 см.

- Переведите сантиметры в метры.

- Как умножали? (памятка)

- Постройка подходит к концу (план 6: установка окон)

- Чтобы узнать, какой формы будет окно, я предлагаю игру “Узнай меня”

Игра (на партах прямоугольники)

Он давно знакомый мой.
Каждый угол в нём прямой.
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад.
Как зовут его? (квадрат)

Сложите из прямоугольников квадрат.

- Окно готово.

Закончена работа. Построен домик наш (фрагмент мультфильма “Крокодил Гена и его друзья”)

VII. Д/з

- Составьте и решите задачу на нахождение площади прямоугольника

VIII. Итог урока

- Чему учились, строя дом?

- Что узнали о профессии строителя?

- Легко ли быть строителем?

Только в дружбе рождаются такие дома!