Цели урока:
Образовательные:
- Сформировать представление о насекомых, как неотъемлемой части природы.
- Познакомить с коллективными насекомыми. (Пчелы, муравьи).
- Показать (или помочь осознать) взаимосвязь насекомых и растений и показать их роль в жизни человека.
Развивающие:
- Развивать коммуникативные навыки и способности учащихся посредством групповых и коллективных форм работы.
- Научить применять изученный материал в повседневной жизни.
- Развивать интеллектуальное мышление (сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы).
Воспитывающие:
- Воспитывать любознательность, эстетические чувства.
- Развивать эмоции, творческие способности.
- Показать бережное и экологически правильное отношение к насекомым.
Оборудование:
- Компьютер и проектор
- Иллюстрации и фотографии
- Раздаточные индивидуальные карточки
- Индивидуальные карточки по рефлексии
- Шапочки – костюмы насекомых
- Плакат с пословицами
“Пчела мала, да и та работает”
“Работают, как пчелы”
Выставка книг и фотографий:
1. Энциклопедии:
а) большая иллюстрированная энциклопедия живой природы
б) энциклопедия для детей
2. Б.Б. Запартанович “С любовью к природе”
3. Фотографии
Учебник: О. Т. Поглазова Окружающий мир
Ход урока
1. Мотивация деятельности учащихся на уроке. Постановка цели урока.
Речевая разминка
- Прочтите молча по моей указке.
“Я сорвал цветок – и он завял,
Я поймал жука – и он умер у меня на ладони……..
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте, можно только сердцем.”
Слайд 1
- Кто хочет озвучить эти слова?
- Как понимаете слова, что прикоснуться к красоте можно только сердцем?
-Назовите всех животных одним словом? (насекомые).
- Докажите. (Три части тела, три пары ног)
Слайд 2
Мы продолжаем разговор о насекомых.
Прочтите тему нашего урока “Насекомые”.
- Как вы думаете, почему так называется наш урок?
2. Актуализация полученных ранее знаний и умений.
Проверка Д/З
- С какими насекомыми мы познакомились на прошлом уроке?
Работа в парах
- Покажите схему развития бабочки. (Индивидуальные карточки)
Консультанты проверяют.
- Назовите насекомых, которые, так же как и бабочки, не бывают детьми.
- Что в моей схеме лишнее?
3. Сообщение новой темы урока.
Знакомство с жизнью коллективных насекомых.
- Закройте глазки, голоса каких насекомых вы слышите? (пчелы) Слайд 3
Отгадайте загадку.
“Сок из цветов она берет,
И в сотах копит сладкий мед”
Записывают в тетрадь с комментированием.
- Где живут пчелы? Запишите это слово к себе в тетрадь.
Работа с рисунком.
В одном улье может жить несколько тысяч пчел.
- Чем отличаются пчелы, от тех насекомых, которых мы уже изучили?
(Коллективные насекомые)
Организация восприятия и усвоения учащимися материала
- К нам на урок прилетели гости, давайте их послушаем. Дети в костюмах пчел. Инсценирование.
Матка
Я матка, самая главная в семье! Я непрерывно откладываю яйца, из которых выводятся новые члены семьи. И по размерам я крупнее остальных пчел.
Рабочая пчела
Мы – рабочие пчелки – все самки. За нектаром летаем. У нас есть длинные хоботки, на конце которых маленький язычок. Им мы и слизываем нектар.
Трутень
- В семье нас несколько крупных самцов. Мы не собираем нектар и пыльцу, а нужны только для размножения. После того, как мы выполним свою работу, пчелы нас выгоняют или убивают. Это конечно жестоко, но пчелы не любят бездельников. Ведь мы больше ничего не делаем.
Пчела – строитель
Я леплю из воска новые соты, у нас большая семья всем нужны квартиры.
Пчела – няня
А я ухаживаю за маткой и личинками. Все работают, а за малышами нужен уход.
Обобщить
- Чем отличается жизнь пчел, от тех насекомых, которых мы изучили?
- Как живут пчелы? (семьями)
- Перечислите, какие обязанности есть у пчел в пчелиной семье?
Прочтите поговорку. Как вы её понимаете?
- Почему народ сложил такую поговорку?
“Работают, как пчелы”
- Чем питается пчела? (Нектаром цветочных растений, пыльцой)
- Какие еще насекомые питаются нектаром? (бабочка)
4. ФИЗМИНУТКА. (движения)
Весной бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась
Два – изящно покружилась
Три - качнулась и присела
И к цветочкам полетела.
Слайд 4
- Чем полезна пчела человеку? (Дает мед, лечит людей, из пчелиного яда получают много лекарств, кормит животных )
- Натуральный мед и пчелиный яд обладают ценными целебными свойствами.
- Чем полезна пчела растениям? (опыляет)
- Чем опасна пчела? От укуса пчелы погибают многие животные, птицы и звери. Вот еж совершенно не реагирует на укус пчелы.
Оказывается, существуют определенные правила, как себя вести при встречи с пчелой.
Сценка
(действующие лица: Мальчик и пчела)
Танец пчелы под музыкальное сопровождение.
(М. - мальчик, П. – пчела)
М. Пчела, откуда у тебя штанишки желтые?
П. Это не штанишки, Это корзиночки. Я туда корм складываю – цветочную пыльцу.
Улетает пчела с одуванчика тяжело, неповоротливо. Трудно ей.
Но все - таки тащит свои полные корзиночки, старается.
М. Я пчел всегда боялся, вдруг ужалит? А теперь не боюсь. Если пчелу не трогать, то и она тебя не тронет.
- Правда, ведь пчела?
П. Не трону, неохота мне нападать, если ужалю, сама умру. Такая наша судьба пчелиная.
М. Нет, ты живи пчелка!!!!
ПРИ ВСТРЕЧЕ С ПЧЕЛАМИ НЕ СЛЕДУЕТ ОТМАХИВАТЬСЯ ОТ НИХ РУКАМИ, А ЛУЧШЕ ЗАМЕРЕТЬ И ПОДОЖДАТЬ, ПОКА ПЧЕЛА УЛЕТИТ, НЕ провоцировать ее сладким.
5. Р.К. Ребята, а в нашей местности живут пчелы?
- Какова их роль? СЛАЙД 5
- Кто из вас видел пчел в нашей местности?
В нашем районе семья Петрушенко занимается разведением пчел.
Сейчас на фотографии мы увидели коллективную семью пчел.
- Как называют человека, который ухаживает за пчелиными семьями.
- А место, где живут пчелы своими семьями.
У пчел есть сестра – оса, тоже является помощниками цветков.
- Назовите отличительные внешние признаки осы и пчелы. Слайд 6
Пчела может ужалить один раз и умирает, оса может несколько раз ужалить и улететь, жало не оставляет. Для человека оса более опасна. Если это случилось на природе укус смазать соком одуванчика или обратиться к врачу.
6. ФИЗМИНУТКА. (Выполняют с движениями)
Наши тонкие цветки –
Распускают лепестки
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет,
Наши алые цветки
Закрывают лепестки
Тихо засыпают
Головой качают.
ЗНАКОМСТВО С ЖИЗНЬЮ МУРАВЬЕВ.
А).
В лесу у пня суетня, беготня:
Народ рабочий весь день хлопочет.
Б). Сообщение о муравьях (ученик)
Муравей
Муравьи живут семьями. Высота муравейника до 1 метра. Куча хвоинок - это еще не весь муравейник, часть помещений находится в земле, а хвоинки защищают их от холода. Муравейник – это многоэтажное сооружение, в котором много ходов и камер, где хранятся яйца, личинки и куколки. Они полезны. Их называют лесными санитарами, потому что они уничтожают 15- 20 тысяч вредных насекомых в день, а полезных они не трогают. Своим усиками - антеннами они не только воспринимают всякие звуки и запахи, но и передают друг другу какие- то сведения.
В) Работа с учебником. Стр. 33
Г) Чтение стихотворения.
Д) Перечислите, какие обязанности выполняют муравьи?
Е) Самостоятельная работа. Отметьте цветами радуги работу муравьев.
Дополнительно: в муравьиной семье есть различные обязанности, одна из них – скотоводы или пастухи. Они захватывают в плен маленьких вредных насекомых – тлей.
7. “В мире интересного”
Сколько живут насекомые?
Большинство насекомых живут год или меньше.
- Черный таракан живет 40 суток
- Комнатная муха – от 10 до 30 суток.
- Комары живут от 10 суток до 2 месяцев.
- Рабочие муравьи до 6 лет
- (некоторые около года)
- Муравьиная матка до 15 лет.
- Матка пчелы до 8 лет
Божья коровка
- Божья коровка – спокойный медлительный жучок.
- На ножках у коровки выделяется оранжевое молочко. Оно ядовито и плохо пахнет.
- Питается тлей (которые сосут сок у растений).
- За день съедает 200 тлей.
8. Воображаемые ситуации.
Спокойная жизнь у насекомых тоже бывает не всегда.
- Если бы насекомые заговорили, чтобы они могли рассказать нам?
МУРАВЕЙ (2 ученика)
9. Закрепление изученного.
1. Угадай насекомое по выделенным признакам.
Задание № 6 , стр. 34
Игра “Насекомое”. Правила игры
1. Нужно правильно составить и задать вопрос ребятам по теме “Насекомые”.
2. Ребята должны грамотно отвечать на поставленные вопросы.
3. Вопросы не повторять.
4. Награждение - жетон с изображением насекомых.
Блиц-турнир по изученной теме. (Дети, которые грамотно составили вопрос и дети, которые смогли ответить, на вопрос получают, жетоны)
- Из скольких частей состоит туловище насекомых?
- Какое насекомое добывает пищу ногами?
- У каких насекомых не бывает детенышей?
- Где могут жить насекомые?
- Чем отличается укус пчелы от осы?
- Назовите коллективных насекомых.
- Чем питается бабочка?
- Как передвигаются насекомые?
- Как называется человек. который ухаживает за пчелами?
- Самое прожорливое насекомое?
- От какого слова произошло слово насекомые?
- Кто такой пчеловод?
- Как называется место, где живут насекомые?
- Расскажи схему развития бабочки.
- Чем опасна пчела?
- Какие обязанности выполняют муравьи в своем муравейнике?
- Кто самый главный в пчелиной семье?
- Чем полезна пчела?
- Как отличить укус пчелы от укуса осы?
- Перечислите жуков, которые приносят пользу?
- Перечислите жуков, которые приносят вред.
- Самый крупный жук?
- Назовите самое красивое насекомое?
Молодцы. Вы показали действительно свое мастерство и свои знания по теме насекомые.
Ваш “багаж” знаний должен помочь решить проблему, которая произошла в нашем районе
Осенью, нас буквально заполонили божьи коровки. Они залетали к нам в форточки, заполняли чердаки, сараи, гаражи.
Жители нашего района стали вести борьбу с этими насекомыми.
Они собирали их в банки, сжигали, уничтожали. Разными способами старались от них избавиться.
Нам с вами сейчас надо решить правильно ли поступали жители поселка?
- Ваши мнения? (Божья коровка полезное насекомое, уничтожает вредных насекомых) Самостоятельно нельзя уничтожать насекомых, это может привести к катастрофе.
ИТОГ
- Что понравилось на уроке?
- Оцените свою работу на уроке.
Рефлексия
У вас на столах лежат личики настроения. Покажите, какое настроение было у вас сегодня на уроке. Как вы оцениваете свою работу.
Разноуровневое домашнее задание. Слайд
1.Задания № 6
2. Нарисовать тех насекомых, которые вам сегодня больше понравились
3. Подготовить вопрос:
- Какое животное самое прожорливое? Волк, коза, стрекоза. Доказать.
(обратиться к энциклопедиям)