Подходы к освоению предметной области “Мировая художественная культура” могут быть разные: исторический, культурологический, аксиологический, антропологический, художественно-педагогический. Особое значение в изучении данной дисциплины имеет искусствоведение. Именно искусствоведение и использование искусствоведческой методологии в преподавании МХК позволяет рассмотреть развитие художественной культуры цельно, комплексно, используя интегральный и полихудожественный методы. [1].
Существует также подход к анализу художественной культуры менее распространенный в образовании: “Он нацелен на выявление различных форм взаимодействия (контактов, связей, влияний) в мире искусства различных эпох и регионов” [2].
Проведенный доктором философских наук, культурологом, М.С. Каганом теоретический и исторический анализ, показал, что “стремление понять художественную культуру как целостную систему, систему “открытую”, т.е. взаимосвязанную с ее средой – с другими сферами культуры, общества, природой, и вместе с тем саморазвивающуюся, поскольку ее целостность обеспечивает ей высокую степень автономности, приводит нас к выявлению ее трехмерного строения!” [3].
Художественная культура является носительницей определенного духовного содержания. Благодаря морфологическим особенностям она позволяет, будучи цельным образованием, раскрыть особенности каждого вида искусства, включенного в общий художественный контекст культуры.
Процесс художественного творчества всегда организован в любом виде искусства и функционально направлен на определенный круг зрителей, слушателей и читателей. Именно в виду развития художественной культуры создаются подобные условия взаимодействия искусства и аудитории.
Шалабод М.Л., методист Центра культурологического образования педагогов Алтайского краевого института повышения квалификации работников образования, отмечает, что центральное отличие в содержании данной предметной области “Мировая художественная культура” состоит, прежде всего, в том, что оно имеет широчайшую полипредметную основу. Мировая художественная культура как учебный предмет включает в свое содержание объекты многих гуманитарных дисциплин. Все традиционные учебные дисциплины художественного цикла можно изучать по отдельности, их содержание формируется на основе обращения к какой-то одной области гуманитарного знания. В то время как изучение мировой художественной культуры способствует формированию целостной системы в восприятии искусства и художественной картины мира, позволяет ввести личность обучаемого в пространство художественной культуры, сформировать в нем готовность и способность к самостоятельному духовному освоению подлинных, художественных ценностей.
Основной задачей курса, по мнению Шалабода М.Л., является освоение способов познания в сфере гуманитарного знания (способ системного освоения сложных явлений, способ построения исторической типологии, способы сопоставления, классификации) и умение ими самостоятельно пользоваться. А роль искусствознания и искусствоведческий подход к преподаванию становится наиболее объективным на пути достижения цели.
Любой контроль и проверка знаний учащихся по МХК должен опираться на преподавание данной дисциплины как предмета искусства и осуществляться свойственными ему художественными способами. Пешикова Л.В. и Предтеченская Л.М. отмечали, что с помощью обычной контрольной работы и экзаменационного опроса невозможно проверить, как формируется личность учащегося, его духовное развитие, разглядеть в нем будущую творческую личность, раскрыть в нем навыки специалиста в данной области.[4]
Существует понятие “обратная связь” в практике изучения МХК учащимися. На занятии она может осуществляться посредством анализа художественных произведений, бесед по вопросам, обсуждения видеоматериалов и визуального материала, составления схем развития культуры, докладов и сообщений по определенной теме, проведения практических занятий, презентаций, семинаров.
Самостоятельное внеурочное, факультативное изучение искусства и художественной культуры также является существенной составляющей искусствоведческого подхода к освоению МХК: посещение галерей, выставок, изучение искусствоведческой литературы (эссе, монографии, критические статьи, очерки и т.д.), овладение поисковыми и аналитическими методами, навыками исследовательской работы, участие в конференциях, Дне искусства и науки.
В практике преподавания МХК сложились следующие формы проверки знаний учащихся по данной предметной области:
- высказывания учащихся на занятии
- беседы по прочитанному материалу
- уроки творчества
- турниры знатоков
- викторины по изобразительным и зрелищным видам искусства
- “дневник читателя, зрителя, слушателя”
Особое значение имеют дискуссии по проблемам современной художественной культуры и работа над реферативными исследованиями. Эти две формы контроля знания следует активно использовать при глубоком изучении предметов искусства в образовательных учреждениях гуманитарного, художественно-эстетического и, особенно, искусствоведческого профиля.
Дискуссии можно проводить как в течение учебного года, так и в качестве итоговой аттестации. Они могут быть открытыми и свободными либо по заранее определенным темам в рамках выбранной программы обучения. Такая форма занятий напоминает творческий семинар или коллоквиум. Это своего рода практикум, в результате которого не только демонстрируются знания, но и обсуждаются практические навыки их использования. Каждая тема должна содержать в себе искусствоведческую проблему. По мнению Л.В. Пешиковой, сами произведения должны участвовать в процессе обсуждения: анализ живописного, музыкального произведения, анализ спектакля или пьесы, фильма, выставки и т.д. [5] Необходимо демонстрировать видеоматериалы, слайды, использовать мультимедийные проекты и специальные компьютерные программы по искусству и мировой художественной культуре (например, мультимедийная серия Л.Рапацкой).[6] В процессе дискуссии демонстрируются навыки монологической и диалогической речи, осуществления искусствоведческого анализа, формирование собственной позиции и ценностных ориентиров, умение ее отстаивать, выделение философских, историко-культурологических, художественно-эстетических проблем, заложенных в художественном произведении. Данные дискуссии свидетельствуют о духовно-нравственном развитии учащихся в области гуманитарных наук и искусствознания, формирования вкуса. Особое значение уделяется проблемам современной художественной культуры в эпоху постмодернизма. Практические занятия проводятся в музеях, галереях. Обсуждаются новые выставочные проекты, рецензии и статьи известных художественных критиков и искусствоведов (Е.Деготь, Е.Бобринская, В.Турчин, Д.Сарабьянов, Э. Маньковская и др.).
Работа над рефератами по мировой художественной дисциплине носит, в основном, самостоятельный исследовательский характер и свидетельствует об уровне знаний по предмету, подразумевает свободное владение материалом по учебной программе и способности выйти за ее рамки или сделать более подробный анализ по одной из ранее представленных учащемуся тем. Все темы носят искусствоведческий характер. Они затрагивают разные сферы искусствознания: музыковедение, искусствоведение, киноведение, театроведение. Данная работа позволяет продемонстрировать знание искусствоведческой терминологии, умение пользоваться искусствоведческой литературой по выбранной теме, определить проблему, цели и задачи исследования, подчеркнуть актуальность и выделить новизну. Учащийся демонстрирует владение поисковыми, аналитическими методами, умение пользоваться искусствоведческой методологией, используя сравнительно-исторический, иконографический, формальный, иконологический и типологический анализ. Все темы выбираются учащимся совместно с преподавателем.
Мировая художественная культура как предметная область сложилась во второй половине XX века и еще относительно новая дисциплина для образовательных учреждений. Отсюда множество подходов к ее освоению. Учитывая, что рассматриваются художественные процессы, то искусствоведческим подход самый эффективный в этом отношении, а изучение МХК в старшем звене образовательного учреждения является результатом обучения учащихся по предметной области искусства. Сам предмет “Мировая художественная культура” предполагает интегральность и широту знаний по разным видам искусства.
За период работы в ГОУ школа №203 г.Санкт-Петербурга с искусствоведческим профилем были представлены к защите следующие искусствоведческие исследования учащихся выпускных классов:
2003-2004: “Абстрактный экспрессионизм Дж. Поллока”, “Экспрессионизм как “искусство кричать”, “Экспрессионизм в немецкой, послевоенной литературе, “Сальвадор Дали – “король сюрреализма”, “Особенности живописи К. Петрова-Водкина,” “Особенности живописи итальянских футуристов (К. Карра, Дж. Балла, У.Боччони, Л.Руссоло)”, “Супрематические композиции К.Малевича”, “Поп-арт как искусство успеха и антитеза беспредметному искусству. Э.Уорхол”, “Фотография в искусстве 1920-х годов. А.Родченко, “Творческие искания Пабло Пикассо в 1920-1970-е годы”, “Баухауз и русский авангард”.
2004-2005: “Эволюция творчества Марка Шагала. Формирование и развитие художественного метода мастера”, “Новые явления мировой музыкальной культуры в 1960-1970-е годы XX столетия”, “Проблемный кинематограф 1960-1970-х годов. Творчество Андрея Тарковского”, “Эпический театр Б.Брехта. Эстетика драматургии”, “Театральный авангард 1910-1930-х годов. Малевич в театре”, Деятельность театра им. В.Ф. Комиссаржевской на рубеже XX-XXI веков. Режиссерский замысел в спектакле “Утоли моя печали” и Иван Краско в роли Савина”, “Возрождение витражного искусства”, “Менеджмент в культуре и управление персоналом”, “Новая волна” во французском кинематографе 1950-1960-х годов”, “Лев Додин: режиссер и творец Малого драматического театра - театра Европы. Постановка спектакля “Дядя Ваня”, “Эволюция творчества Г. Хельнвайна. От немецкого экспрессионизма до гиперреализма и поп-арта. Проблема действенности в искусстве”, “Аналитическая живопись Павла Филонова. Принцип “сделанности” в картине”, “Парадоксы геометрии в графике М.Эшера. “Математический” период”.
2005-2006: “Образ Сергея Есенина в искусстве”, “Живопись Владимира Маяковского. “Окна РОСТА”, “Граффити как вид современной художественной культуры XX столетия”, “Маска и кукла в эпоху Серебряного века”, “Конструктивизм и деконструктивизм в архитектуре XX столетия. Хиромо Фуиджи”, “Искусство гобелена: от истоков до современности”, “Биомеханика Всеволода Мейерхольда”, “Массовое и элитарное в культуре XX века”, “Дадаистические и сюрреалистические приемы в творчестве Ман Рэя”, “Кино и фотография в системе современной художественной культуры XX столетия”, “Советское искусство 30-50-х годов XX столетия. В. Мухина и “Рабочий и колхозница”.
2006-2007: “Нумизматика как вид современного коллекционирования, Блюз как разновидность современной джазовой культуры”, “Традиции наскальной живописи в современном искусстве абстракции”, “Психоделическое искусство как направление современной художественной культуры”, “Комикс как современная форма поп-культуры в России”, “Японская анимация в современном искусстве XX столетия”, “Телевидение как вид современного искусства в России и США”, “Фантасмогорические фантазии И.Босха в сюрреалистических произведениях Сальвадора Дали”.
Рефераты активизируют познавательную деятельность, формируют творческую активность, систематизируют имеющиеся знания в области искусства, помогают проследить эволюцию развития русской и западно-европейской художественной культуры и сориентироваться не только в изобразительном искусстве, театре, музыке, экранных видах искусства, но и в литературе, философии, психологии, культурологии, эстетике.
На выбор темы реферативного исследования и на предмет обсуждения в аудитории оказывают влияние современные процессы актуализации художественной культуры в музеях, галереях, театрах, кинотеатрах, масс-медиа, появившиеся искусствоведческие журналы (“НОМИ”, “Художественный журнал”, “Арт-хроника” и другие) со свойственной им многозначной постмодернистской трактовкой.
Благодаря двум искусствоведческим формам контроля знаний формируется творческое портфолио учащегося, его собственные предпочтения в мире искусства. Материалы реферативного исследования многие выпускники искусствоведческого направления используют для написания курсовой работы в процессе обучения в высших творческих, гуманитарных и художественных вузах.
Кроме того, осуществляется комплексное, полихудожественное, синтетическое взаимодействие учащихся с художественной культурой. Именно это позволяет говорить об особой роли искусствознания и искусствоведческих дисциплин в сфере гуманитарного знания и образования, развитии искусствоведческого направления в профильном образовательном учреждении [7] и использование инновационных подходов и искусствоведческой методологии в преподавании мировой художественной культуры.
Примечания:
[1] Медкова Е.С. Искусствоведческие методики в преподавании МХК. Лекции 1-4.:учебно-методическое пособие. - М.: Педагогический университет “Первое сентября”,2006.
[2] Мосолова Л.М. Понятие мировой художественной культуры// Проблемы преподавания мировой художественной культуры в педагогическом вузе. – Л., 1990. – С.5.
[3] Художественная культура в докапиталистических формациях: Структурно-типологическое исследование/ науч. ред. Проф. М.С. Каган.- Л., 1984.
[4] Пешикова Л.В., Предтеченская Л.М. Минимум содержания образования по предмету “Мировая художественная культура”. Рекомендации для проведения аттестации учителей мировой художественной культуры. – М.: Книголюб, 2000.
[5] Пешикова Л.В. Организация общения на уроках мировой художественной культуры как средство эстетического развития школьников. Автореферат канд. диссертации. - М.,1997.
[6] Рапацкая Л.А. Мировая художественная культура: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС,2006.
[7] Профильное обучение на старшей ступени общего образования: Аннот. Библиогр. – СПб.: ЛОИРО,2003.