Дошкольный возраст – важный этап в жизни ребенка, когда формируются основные составляющие его психологического здоровья, и в зависимости от того, как он проживет это время, зависит его дальнейшее развитие. Помочь ребенку-дошкольнику быть здоровым – это непростая задача.
В гештальт-подходе психическое здоровье в самом общем виде рассматривается в контексте процесса взаимодействия человека с окружающей средой и описывается через понятие творческого приспособления [10].
В русле гештальт – подхода можно работать с проблемами страха, помогая ребенку принять свои чувства, актуализировать и осознать свои потребности, творчески переработать конфликт и увидеть различные пути его решения.
Цикл занятий направлен на работу с различными страхами, возникающими у дошкольников, в том числе, со страхом темноты.
В работе со страхами используются традиционные техники гештальт-терапии, а так же разные методические средства: игровая терапия, рисуночная, песочная терапия (sand-play), библиотерапия и психогимнастика.
Психолог таким образом организует пространство контакта ребенка с миром, чтобы ребенок мог найти свой способ актуализировать свои потребности. Психокоррекционная работа с детьми-дошкольниками включает в себя работу с телом, эмоциональной сферой и образом себя “До” и “После”.
Психолог помогает ребенку творчески переработать конфликт, дает возможность освободиться от напряжения, адекватно выразить свои чувства, не вытесняя их. Эффективным является проживание чувств и эмоций, переживаний, которые не были выражены и завершены в прошлом. Психолог создает доверительную атмосферу для установления контакта с ребенком, безопасные условия для экспериментирования, поддерживает процесс контактирования со средой, оказывает помощь ребенку в ассимиляции полученного опыта и предоставляет для этого достаточное количество времени и пространства.
В творчестве ребенок приобретает спонтанность, выражает в идеях, действиях, чувствах себя, используя все свои ресурсы: зрение, слух, осязание и обоняние, мимику и жесты, воображение и интеллект.
Комплексное использование творческих методов позволяет в ряде случаев достаточно эффективно корректировать страхи у детей дошкольного возраста. А так же улучшать эмоциональное самочувствие ребенка, его поведение и взаимоотношения с окружающими.
Пролонгированный эффект занятий возможен при наличии взаимного понимания, тесного общения психолога и взрослых (родителей, педагогов), которые окружают ребенка.
Целью таких занятий в рамках гештальт-подхода является психологическая поддержка детей, имеющих эмоциональные проблемы, различные страхи;
- помощь в проживании чувств и эмоций;
- предоставление возможности для экспериментирования с самим собой и другими людьми;
- сохранение психологического здоровья дошкольников;
- формирование адекватных способов реагирования, творческого решения стрессовых ситуаций.
Место проведения: кабинет психолога
Частота встреч: 1-2 раза в неделю
Количество занятий: 7-10
Продолжительность занятий: 30 – 35 минут
Консультации родителей: первичная и повторная консультации родителей (Р (м), (о)), педагогов.
Критерии эффективности:
- Снижение тревожности.
- Повышение уверенности в себе.
- Достижения ребенка.
Тематика занятий:
- Занятие 1 “Знакомство” (Введение)
- Занятие 2 “Галерея страхов”
- Занятие 3 “Я и мой страх”
- Занятие 4 “В гостях у … Страха!”
- Занятие 5 “Песочные картины”
- Занятие 6 “Игры со страхом”
- Занятие 7- 8 “Маска страха”
- Занятие 9 “Я больше, чем страх”
- Занятие 10 “Ритуал прощания” (Обобщающее занятие)
Методическое обеспечение:
Предмет изучения | Диагностическая цель | Основные методические средства | Литература |
Эмоциональная сфера. | Изучение особенностей
эмоционально-личностного развития ребенка Выявление страхов у дошкольников. Диагностика психологического статуса. |
Беседа по выявлению страхов. “Страхи в домиках”. Тест тревожности Амена. “Несуществующее животное”. Тест Розенцвейга. “Дорога в детский сад”. “Моя семья” и др. |
1. А. Захаров. Дневные и ночные страхи у
детей. – Спб.: Речь, 2005. 2. О. Бездетко. Развивающая деятельность педагога-психолога в дошкольном образовательном учреждении. – Магнитогорск: МаГУ, 2000. |
Направление коррекционно-развивающей работы. | Основные задачи. | Методы и приемы | Литература |
Развитие эмоциональной сферы. Коррекция тревожности, страхов. |
Формирование эмоциональной
стабильности. Повышение уверенности в себе. Саморегуляция и снятие психоэмоционального напряжения. Сохранение психологического здоровья. Формирование адекватных способов реагирования. Повышение родительской компетенции. Консультирование. Родительский клуб. |
Игры. Развивающие упражнения. Психологические этюды. Психогимнастика. Творческие методы: Песочная терапия. Библиотерапия. Рисуночные техники. Гештальт-подход. |
1. М. Чистякова. Психогимнастика. -М., 1989 2. А. Тащева. А я не боюсь.- М.: Генезис, 2002 3. Г. Бардиер. Я хочу!- Спб., 1996 4. В. Минаева. Развитие эмоций дошкольников. – М.: Аркти, 1999 5. А. Захаров. Как помочь нашим детям избавиться от страха. – Спб., 1995 6.Т.Арефьева Преодоление страхов у детей. М., 2005. 7.Л. Черняев. Взгляд гештальт-терапевта на базовые эмоции. /Гештальт 2007. Часть 2. Философия и этика в гештальт-подходе. – М.: МГИ, 2007 8. А. Татаринцева. Детские страхи. –Спб.: Речь, 2007 9. Т. Шилова. Как помочь ребенку избавиться от страхов. - Спб.: Речь, 2007. 10. Ежегодный научно-практический альманах. Здесь и теперь. № 1. 2007 |
Беседа.
“Шкалирование эмоции”:
Страх:
Волнение – Возбуждение– Испуг – Боязнь– Ужас – Паника
Предлагается отследить, в какой части тела у ребят больше всего страха. Можно подкрепить высказывания пословицами и поговорками, точно отражающими место локализации страха в теле.
- Как можно понять, что нам страшно?
- Где в теле прячется страх?
(Обсуждение ответов детей).
Помогаем осознавать, как мы переживаем страх (телесные проявления, мурашки бегают, сердце колотиться, пальцы холодеют, дрожь, сворачиваемся в клубок и др.)
Психолог подтверждает ответы детей пословицами и поговорками, в которых отражен опыт наблюдений за наиболее характерными признаками телесных проявлений страха:
- У страха глаза велики.
- Душа в пятки ушла.
- Побелеть от страха.
- От страха ноги подкосились.
- На что похож твой страх?
- Может быть он какой-то формы?
- Какого размера страх?
- А какого цвета твой страх?
- Если бы это был какой-нибудь образ, то какой?
На следующем этапе ребенку предлагается нарисовать возникший у него образ страха.
Затем идет обсуждение рисунка, в ходе которого ребенку необходимо осуществить выбор: “Ты можешь уничтожить свой страх (разрезать, разорвать, сжечь) или победить его, а можешь с ним подружиться”.
Рефлексия.
- Что помогло тебе на этот раз справиться?
- Что ты уже умеешь делать, когда чувствуешь волнение?
- У тебя есть уже некоторый опыт, как можно справиться со страхом?
Примеры некоторых упражнений для коррекции страхов.
“Горячий стул” или “Разговор со страхом”
Традиционная техника гештальт - терапии “горячий стул” помогает принять себя до и после, и проинтегрировать полученный опыт. С ребенком подготовительного возраста вполне можно проводить этот эксперимент, если у него хороший интеллект, фантазия и развита речь.
Описание:
Поочередно садясь то на один, то на другой стул, ребенок идентифицирует себя со страхом. И строит с ним свой диалог. Он может поговорить со страхом. Выразить ему свою злость или даже поругаться с ним. Познакомиться, договориться, подружиться. Либо попробовать заключить с ним определенный договор. В ходе выполнения упражнения и после него обращаем внимание на чувства, эмоции, переживания и дыхание ребенка.
“Песочная картина”
Оборудование: поднос с песком (45х68х5), наборы миниатюрных фигур для sand-play.
Работа в песочнице.
Песочная картина:
“Начало дружбы со страхом”.
(Отрывок)
Вот это страх темноты. Он большой-большой. А это Я. Я еду к нему на велосипеде. На пути мне встречаются разные препятствия: идет песочный дождь. Камни летят. Это все страх делает, чтобы Я к нему не проехал…
“Театр теней”
Оборудование: затемнение на окно, настольная лампа, экран белого цвета.
Описание: в затемненном помещении дошкольники устраивают “Театр теней”.
Можно инсценировать наиболее эмоционально заряженные сюжеты совместно с детьми, используя при этом стихи, песенки, марионетки или игрушки оригами. Психолог показывает, какие причудливые формы могут приобретать тени на стене. Мы можем фантазировать, на что это похоже. Какие чувства возникают. Особое внимание уделяем дыханию ребенка, его позе, выражению лица, жестам и интонациям. Часто и в темноте мы одни предметы принимаем за другие (Приложение 1). “Страх проективен и часто отрицает настоящее, игнорирует реальные возможности и ресурсы. Но в страхе есть энергия для контакта с опасностью, для исследования опасности, разоблачения и победы” [7]. Этот момент представляется важным в коррекции страхов
“Костюм темноты”
Оборудование: мешок черного цвета из-под верхней одежды, (мешок прошивается по бокам, оставляются прорези для рук, пришивается капюшон, получается черная накидка с капюшоном); для декорирования костюма: булавки, атласные ленты, веревочки, старые DVD диски, цветные лоскуты ткани.
Описание: Основная идея в том, чтобы предложить ребенку в игровой форме побыть тем, кого боишься. Я как темнота. Я как Баба Яга и т.п.
Изменение костюма страха. Декорирование его. Драматизация “Я и есть страх темноты”
Танец в костюме темноты под “Песенку страхов” из мультфильма “Ничуть не страшно”.
“Маска страха”
Оборудование: гипсовые бинты, ножницы, клеенка, емкость с теплой водой, цветная самоклеющаяся бумага, пластилин, крупа.
Описание: Изготовление маски с лица ребенка с помощью гипсовых бинтов. Декорирование маски Страха с помощью цветного пластилина, бусин, бумаги, крупы.
Пример из практики: (заключительный этап)
Ребенок: “ Вот какой страх получился! Здорово! А у Вас нет зеркала?”
Психолог: “Зеркала?”
Ребенок: “Ну, да! Я хочу ему показать, какой он. Он же сам себя никогда не видел!”
Я стала искать среди игрушек, как назло, затерявшееся игрушечное зеркало. С., 6 лет, помогал перерывать мешок с игрушками, то и дело беспокоясь: “А я Вас не очень затруднил этой просьбой?” Я рассмеялась. Предложила выйти из кабинета в коридор, где есть большое настоящее ростовое зеркало, он обрадовался.
Ребенок: “Давайте! Давайте! А потом, может, еще и в группе покажем?”
Психолог: “Конечно, покажи! Отличная у тебя идея! Своей радостью надо делиться, это верно!”
Мы пришли в группу. С. сиял. Он показывал свою маску страха воспитателю, ребятам.
А те говорили:
“Ух ты! Страх? Не - е- е, не страшно! А почему зеленый? Расцвел? Весной? Эх ты! А почему гречка? Для красоты? А – а! И я тоже такой хочу!”
С. радовался, смеялся, охотно все комментировал.
Мы вернулись в кабинет. Он положил маску страха на стол, сказав: “ПУСТЬ ЖИВЕТ ЭТОТ СТРАХ НА РАДОСТЬ ЛЮДЯМ!”
“Мумия”
Оборудование: два рулона туалетной бумаги, пиктограммы базовых эмоций.
Описание: психолог “бинтует” ребенка в два слоя туалетной бумаги. Ребенок должен почувствовать свою силу и освободиться, разорвав бумагу.
Рефлексия:
- Что ты чувствовал в теле, когда я тебя “бинтовала”?
- Как тебе, когда нельзя пошевелить ни ногой, ни рукой? Переживал, сможешь, не сможешь освободиться?
(Примечание: дошкольники искренне верят, что их “бинтуют” надежно, основательно)
- На какую эмоцию это было похоже?
(Выбери подходящую картинку).
- Что хотелось делать? (Продолжать стоять или быстрее начать освобождаться?)
- А как было, когда освободился?
- Что почувствовал?
- Это было похоже на радость?
- И что ты делал? (Ребенок от радости продолжал подкидывать кучу бумаги вверх, радуясь своей силе)
- А как ты думаешь, это упражнение может быть про то, как ты, словно, освободился от страха, стал сильным?
- Понравилось упражнение?
Библиотерапия. (Приложение 1)