Программа по географическому краеведению с приложением

Разделы: География


Пояснительная записка

Вариативная программа предназначена для изучения основ краеведения.

Идеи регионализации в последнее время приобретают особое звучание в связи с новой концепцией устойчивого развития России, в которой специально выделяется региональный аспект экономических и социальных проблем. Современная ситуация обнаруживает острую потребность в регионализации образования, которая предполагает становление развитого регионального образовательного пространства. Краеведческий материал изучается на уроках разных учебных дисциплин, но существенным элементом образовательного пространства должно выступить географическое краеведческое образование.

Современная идеология образования ориентируется на развитие личности учащихся, обладающей высоким уровнем развития коммуникативных компетенций. Введение понятия “компетенций” в нормативную и практическую составляющую образования обозначило проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в реальной жизни, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. В данном контексте задача формирования у учащихся необходимых компетенций, обеспечивающих им гибкость и способность к адаптации в социуме, становится наиболее актуальной для образования. Лучшим средством для решения этих образовательных задач является данная программа краеведения. В ней предлагается вариант изучения родного края, основанной на основных принципах преподавания предмета: демократизации, гуманизации, экологизации, комплектности, интеграции. Используются методологические принципы конструирования национально-регионального компонента краеведческого образования: структурность, системность, динамичность.

Комплексный подход в изучении родного края позволяет сформировать глубокие знания и умения краеведческого содержания, так как программа включает характеристику основных объектов природы, населения, проблем родного края. Сильной стороной программы является её прикладная направленность. Реализация регионального компонента ориентирует учащихся на организацию личностного познания родного края от непосредственного восприятия, изучения, ощущения к осмыслению.

Ученики самостоятельно изучают особенности краеведения с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывая собственные гипотезы, развивая собственное творчество.

Основные цели курса:

1. Расширять и углублять знания по краеведению Сахалинской области.

2. Совершенствовать картографические умения, навыки ведения наблюдений, обработки и анализа результатов, использования источников краеведческого содержания.

Общеобразовательные задачи:

  • Обеспечивать формирование коммуникативной компетентности учащихся.
  • Способствовать самоопределению личности в системе социальных, межличностных отношений к природной, экономической, социокультурной среде, по отношению к другим народам, этносам и их ценностям.
  • Способствовать развитию творческих исследовательских способностей учащихся, целенаправленно удовлетворять и развивать их образовательные потребности в исследовании и преобразовании.
  • Развивать гибкость мышления и поведения, объективно-необходимых в условиях становления рыночной экономики и наукоёмких производств.
  • Способствовать воспитанию экологического сознания.

Предметные задачи:

  • Интересно и доступно способствовать получению знаний об особенностях заселения Сахалинской области, о многообразии ее природных, хозяйственных, социальных особенностей.
  • Развивать картографические, практические, экологические умения и навыки.
  • Развивать умения пользоваться материалами СМИ, специальной литературой краеведческого содержания.
  • Сформировать системное представление о крае как целостном регионе и одновременно как о субъекте Российской Федерации, в котором локализуются и развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления.
  • Развивать представление о регионе как о пространстве, в котором осуществляется жизненное и профессиональное самоопределение и саморазвитие личности.
  • Показать большое практическое значение взаимосвязи природных, экономических, социокультурных, демографических, этнокультурных, геоэкологических явлений в природе.
  • Формировать культуру учащихся через приобщение к конкретным знаниям о крае.

Концептуальные положения: ориентация учащихся на географическое, гуманитарное, естественно научное изучение природы и хозяйственной деятельности Малой Родины, формирование личности средствами школьного краеведения, а не только собственно предметными знаниями, составляющими основу краеведения.

Подходы и принципы:

  • Принцип научности позволяет сформировать четкую систему знаний по географии родного края;
  • Принцип регионализации способствует детальному изучению области с позиций принадлежности к процессам глобализации и уникальности;
  • Краеведческий подход основан на народных и научных знаниях и применяется как форма познания;
  • Принцип гуманизации рассматривает центральное положение человека, как главного действующего лица цивилизации, от действий которого зависит будущее родного края;
  • Индуктивный подход благоприятствует организации самостоятельных исследований учащихся по географии родного края, соответствует возрастным особенностям психической деятельности подростков;
  • Картографический предполагает к изучению курса привлекать карты Сахалинской области – главный источник географических знаний.

Ведущие теоретические идеи:

  • Научить учащихся видеть перспективы и преимущества будущей взрослой жизни в родном крае.
  • Мобилизовать учащихся на самоопределение и саморазвитие, на поиски путей решения местных проблем экономического и экологического характера.
  • Научить видению перспектив и возможных последствий хозяйственной деятельности людей.
  • Расширить коммуникативные компетенции учащихся на II-III ступени школьного образования.

Актуальность избранной проблемы проявляется в непрерывной связи изучения основ науки с практикой, жизнью, окружающей действительностью.

Новизна - в приближении содержания географического образования к окружающей действительности.

Трудоемкость: учитель должен владеть полным объемом информации о родном крае по своему предмету, знать дополнительные источники информации, свободно владеть информацией, владеть способами выявления индивидуальных особенностей и потребностей учащихся.

Роль и место географического краеведения в ориентации учащихся на отечество как ценность

В современном школьном географическом образовании одно из ведущих мест принадлежит изучению географии родного края. Программа по географии Сахалинской области рассчитана на 35 часов. Данная программа дополняется дидактическим комплектом, включающим учебное пособие, учебные практические материалы.

Особенности программы:

- расширение перечня практических работ, ориентирующих на активное и самостоятельное познание явлений и процессов развивающих практические и творческие умения учащихся;

- усиление внимания к изучению родного края, бережного отношения к природе. Содержание курса играет большую роль в формировании научного мировоззрения, способствует развитию мышления у учащихся, обеспечивает достижение необходимого уровня географических знаний, понимание высокой значимости жизни, а также ценности знаний о родном крае, их месте в научной картине мира и в практической деятельности. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных географических понятий и способствует формированию эволюционного мышления. Значительное место в программе отведено экскурсиям, практической работе и проведению наблюдений. Это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: развивать память, наблюдательность обучать приемам самостоятельной работы, способствовать развитию любознательности, интереса к предмету, чувство любви к родному краю. Учащиеся разных классов несколько лет собирают, систематизируют, исследуют материалы по географии города, района, области. Работа на уроках строится как исследовательская: учащиеся находят дополнительную литературу, систематизируют материал, знакомятся с памятниками природы.

Вариативность изучения. В условиях различной подготовленности учащихся программа рассчитана на значительную вариативность за счет различного объема и уровня сложности, выполняемых учащимися практических и творческих заданий.

Усиление практической направленности знаний. Приобретаемые учащимися знания не должны быть сугубо теоретическими, а должны помочь правильно выбрать свой жизненный путь, осознанно и ответственно относиться к себе и окружающим, прожить полноценную и счастливую жизнь.

Активное овладение знаниями. В современном мире крайне важно умение не просто пассивно усваивать знания, но и уметь обрабатывать информацию, уметь правильно воспользоваться ею. В связи с этим предусмотрено существенное увеличение проблемных вопросов, творческих и практических заданий.

Географическое краеведение позволяет:

  • всесторонне изучать природу и экономику своей области, города, района;
  • формировать у учащихся правильные представления о природных объектах, процессах, явлениях;
  • привить учащимся умения самостоятельно приобретать знания, сформировать навыки исследовательского характера;
  • научить делать правильные мировоззренческие выводы;
  • развивать творчески способности у детей;
  • прививать познавательный интерес к предмету;
  • активизировать географическое краеведение;
  • формировать у детей понимания взаимосвязи с природой и места человека в окружающей его природной среде;
  • овладение навыками поведения в окружающей предметной среде и приемами постижения природных закономерностей.

Для успешного изучения географического краеведения необходимо:

  • подготовленность учителя;
  • продуманная методика изучения родного края;
  • систематичность использования местного материала, необходимость пересмотра перспективного планирования;
  • научная основа изучения края.

Этапы работы:

1. Учитель дает начальную информацию о родном крае.

2. Учитель совместно с учащимися дают оценку собранному материалу.

3. Учитель руководит исследовательской работой.

Учащиеся должны знать:

  • суть понятия “краеведение”;
  • источники комплексного изучения Сахалинской области;
  • терминологию, предусмотренную курсом на понятийном уровне;
  • особенности освоения территории;
  • особенности природы и ресурсно-природный потенциал области;
  • правила поведения на природе;
  • правила проведения практических работ особенности экономико-географического положения области;
  • особенности национального состава и населения Сахалина;
  • виды хозяйственной деятельности населения;
  • структуру экономики;
  • отрасли специализации Сахалинской области;
  • социально-экономические проблемы населения и пути их решения.

Учащиеся должны уметь:

  • вести наблюдение, поиск, сбор нужного материала;
  • определять взаимосвязь условий жизни и деятельности людей с особенностями природных условий и ресурсов;
  • давать описание природных и хозяйственных объектов;
  • вести исследовательскую деятельность в сфере личных интересов;
  • определять взаимосвязи условий окружающей жизни людей и природы;
  • владеть приемами моделирования в решении имеющихся проблем.

Результаты программы:

  1. Приобщение подростков к изучению родного края.
  2. Привлечение учащихся к научной деятельности: написанию отчетов, докладов, рефератов и их выступления;
  3. Повышение географических и коммуникативных компетенций выпускников школ;
  4. Воспитание настоящих хозяев своей земли.

Отслеживание результатов должно происходить через:

  • тестирование;
  • качество выполнения практических и творческих работ учащихся;
  • выступления учащихся с докладами, рефератами на уроках-конференциях;
  • развитие интереса к науке и желание её глубоко изучать.

Программа географического краеведения (35ч. )

Раздел I (5 класс)

1. Введение (1 час)

Удивительные острова в океане. Творческая работа: Описание природы острова.

2. Географическое положение и административно-территориальное устройство (2 часа)

Границы, величина территории, политико-административное деление области. Сахалинская область в составе Дальнего Востока и России. Практическая работа: “Заполни свой адрес”, “Место Сахалинской области на карте России”. Творческая работа “Изготовление герба Малой Родины”.

3. Топонимика(1 час)

Происхождение географических названий. Практическая работа: “Толкование названий с помощью айнского словника”, “Классификация улиц города по заданным группам”.

4. Природа островов (2 часа)

Особенности островной природы. Экскурсия в природу.

5. Обобщение знаний по разделу I

Тест “А знаешь ли ты?” Творческое задание: “Составь рекламный ролик для путешественников островов”, “Составь карту”.

Раздел II (6 класс)

6. Карта – основной источник географической информации (1 час)

Изображение земной поверхности на карте. Космическая география. Практическая работа: “Изготовление плана школьного двора” (“Карта острова Онекотан”).

7. Рельеф местности (5 часов)

Крупнейшие геоморфологические районы и их характеристика. Современные процессы рельефообразования и формы рельефа, связанные с ними. Формы рельефа области и породы, слагающие земную кору. Изучение форм рельефа на местности. Практическая работа: “Описание мыса Столбчатый” (Экскурсия по изучению форм рельефа на местности).

Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф области. Антропогенные формы рельефа. Геологические памятники природы. Влияние рельефа на другие компоненты природы и хозяйственную деятельность. Опасные природные явления (вулканизм, землетрясения, оползни).

Тест: “Твои действия во время стихийных бедствий”.

Подземная кладовая Сахалинской области. Влияние добычи полезных ископаемых на окружающую среду, их охрана и рациональное использование.

Практическая работа: Определение названий полезных ископаемых области по предложенным образцам.

8. Обобщение знаний по теме (1 час)

Тест для проверки знаний. Работа с картой. Работа с географической номенклатурой по теме.

Раздел III (7 класс)

9. Геологическая история и тектоническое строение (2 часа)

Геологическая и тектоническая карты как основной источник знаний об островах

Основные этапы геологической истории. Крупнейшие тектонические структуры и их отражение в рельефе. Различия геологического строения (состав, возраст, условия залегания горных пород) равнинно – платформенный и горно-складчатый частей области. Тектоническое и геологическое строение Сахалинской области. Практическая работа: “Характеристика геологической карты Дальнего Востока”. “Характеристика тектонической карты России”.

10. Климат Сахалинской области (2 часа)

Область на климатической карте России. Климатические особенности островов. Преобладающие типы воздушных масс и их влияние на климат по сезонам. Климатическая характеристика сезонов года. Практическая работа: Построение графика годового хода температур своей местности, “Роза ветров”.

11. Внутренние воды Сахалинской области (1 час)

Внутренние воды области. Особенности водного режима рек области. Главные речные системы. Типы озер и закономерности их размещения. Типы озерных котловин. Практические работы: Описание реки по плану. Работа с картой:1. Работа с географической номенклатурой по теме. 2. Анализ карт атласа.

12. Почвы (1 час)

Основные типы почв и их характеристика. Географические закономерности распространения почв. Проблемы рационального использования почвенных ресурсов области.

13. Природные зоны (1 час)

Природные зоны области и их границы. Практическая работа: Зональные особенности растительного покрова и животного мира.

Раздел IV (8 класс)

14. Географическое положение Сахалинской области (2 часа)

Границы с соседними регионами. Положение области по отношению к важнейшим транспортным магистралям, связывающим область с другими территориями России и с зарубежными странами.

Практическая работа:

1. Решение задач на определение поясного времени.

2. Сравнительная характеристика области с регионами России и зарубежными странами.

3. Выявление положительных и отрицательных сторон экономико-географического положения области.

15. Моря, омывающие берега Сахалинской области (1 час)

Биологические и минеральные ресурсы Охотского и Японского морей. Экологические проблемы. Охрана морей. Творческая работа: “Составление меню из морепродуктов”.

16. Природные условия Сахалинской области (1 час)

Природно-климатические условия Сахалинской области. Циклоны. Тайфуны. Оценка климатических условий. Практическая работа: “Составь прогноз”.

17. Водные ресурсы Сахалинской области (1 час)

Оценка водных ресурсов области. Их запасы, распространение, свойства и значение в природных процессах. Влияние деятельности человека на поверхностные и подземные воды. Охрана и рациональное использование водных ресурсов. Влияние деятельности человека на поверхностные и подземные воды. Охрана и рациональное использование водных ресурсов. Водные объекты - памятники природы регионального значения.

18. Лесные ресурсы области (1 час)

Общая площадь земель лесного фонда, лесистость, запас древесины на корню. Доля гарей от общей площади лесов, доля вырубок. Дикорастущие полезные растения. Охотничье хозяйство области. Практическая работа: “Оценка обеспеченности районов Сахалина лесными ресурсами”.

19. Рекреационные ресурсы области (1 час)

Минеральные источники. Лечебные грязи. Курортное хозяйство. Возможности спортивного рыболовства. Игра “Туристско-экскурсионное агентство”.

Раздел V (9 класс)

20. Сахалинская область в региональном аспекте геополитической стратегии России (1 час)

Факторы, определяющие аспекты геополитики Сахалинской области как дальневосточного рубежа России. Оценка стратегического потенциала. Практическая работа: 1. “Анализ профиля конкурентности позиций Сахалинской области”. 2. Положительные и отрицательные стороны экономико-географического положения (ЭГП) и его комплексная оценка.

21. Население Сахалинской области (1 час)

История заселения территории, ее освоение представителями разных народов. Современный многонациональный состав населения. Динамика численности населения. Трудовые ресурсы. Миграции, их основные формы и направления на территории области. Размещение населения по территории. Городское и сельское население. Города.

Практическая работа: 1. Построение по статистическим данным графиков динамики численности населения и их анализ. 2. Составление картограмм “Естественное движение населения области” и “Миграции” на основе статистических данных и их анализ. 3. Построение по статистическим данным диаграмм структуры занятости населения и отраслевой структуры промышленности.

Работа с картой: 1. Анализ национального состава области. 2. Анализ размещения районов с разной плотностью населения, сформулировать вывод о существующих различиях.

22. Материальное производство (3 часа).

Географическая характеристика ведущих отраслей и предприятий, их представляющих.

Топливно-энергетический комплекс Сахалина и Курил. Практическая работа: Размещение основных нефтегазовых месторождений Сахалина. Творческая работа: “Выскажи своё мнение по поводу привлечения иностранных инвестиций в разработку шельфовых проектов”.

Лесопромышленный комплекс. Практическая работа: Использование лесных ресурсов.

Рыбопромышленный комплекс. Практическая работа: Анализ статистического материала.

23. Внутренние и внешние экономические связи (1 час)

Творческая работа: Обсуждаем проект сооружения надводных мостов, соединяющих Сахалин с Японией и материком объединение железнодорожных веток (Разработка и выступление с презентацией проекта “Будущее Сахалинской области”).

24. Обобщение знаний по курсу (1 час)

Тематическое планирование (35ч. )

Тематическое планирование 5 класс (7ч. )

п/п Дата Тип урока Тема Основное содержание Понятия Домашнее задание
1   Вводный Острова в океане Видеозанятие, экскурсии по городу   Написать мини-сочинение
2-3   Комбинированный Место Сахалинской области на карте России Работа с контурной картой области Острова, входящие в состав области;

проливы, заливы, моря

сбор информации и различных материалов (образцы горных пород и минералов, фотографии, видеозаписи по краеведению).
3   Изучение нового материала Особенности сахалинского леса Изготовление герба с элементами сахалинской природы Лианы;

Гигантизм трав

Поиск дополнительного материала по теме
4   Изучение нового материала Откуда пришли к нам географические названия Работа с контурной картой Сахалинской области и топонимическими словарями, практическая работа Топонимика;

Классификация географических названий;

Значение географических названий: Сахалин, Шикотан, Кунашир и др.

Реферат по теме “Имена на карте Сахалинской области”
5   Урок-консультация Подготовительный урок к выходу на экскурсию План отчета по экскурсии Карточки-задания. Практические умения и навыки Индивидуальные задания
6   Экскурсия в музей (природу) Экскурсия Работа в группах по карточкам Практические умения и навыки Написать отчет по экскурсии
7   Итоговый урок Ну что тебе сказать про Сахалин? Работа с картами в группах Знание основных понятий и номенклатуры Изготовление рекламного ролика “Путешествие по островам”

Тематическое планирование 6 класс (7ч. )

п/п Дата Тип урока Тема Основное содержание Понятия Домашнее задание
8   Вводный Изображение земной поверхности на карте Общая характеристика рельефа фумаролы, кальдеры Оформление контурной карты
9   Комбинированный Формы рельефа области и породы, слагающие земную кору Горы и равнины. Вулканы Курильских островов. Высочайшие точки Сахалина и области Названия географических объектов Составление плана пришкольного участка (карты Онекотана)
10   Практическая работа на местности Изучение форм рельефа на местности Описание мыса Столбчатый или практическая работа на местности Крутизна склона, характер залегания горных пород и др. Оформление практической работы
11   Изучение нового материала Подземная кладовая Сахалинской области Видеосюжет о полезных ископаемых Сахалинской области Осадочные, магматические горные породы Поиск дополнительного материала по теме “Сахалин – остров сокровищ”
12   Урок-практикум “Сахалин – остров сокровищ” Описание образцов горных пород по плану Нефть, природный газ, золото, каменный уголь, сера, янтарь  
13   Комбинированный урок Опасные природные явления (вулканизм, землетрясения, оползни).

Тест “Твои действия во время землетрясения”

Видеосюжет об опасных природных явлениях Оползни, лавины, цунами Реферат по теме
14   Изучение нового материала с элементами творческой работы Геологические памятники природы Знакомство с основными достопримечательностями области. Тест “Проверь свои знания” Номенклатура по теме Составление туристического маршрута по геологическим памятникам области

Тематическое планирование 7 класс (7ч. )

п/п Дата Тип урока Тема Основное содержание Понятия Домашнее задание
15   Комбинированный Карты как основной источник знаний об островах Космические снимки Сахалинской области, карты - Характеристика геологической карты по плану
16   Комбинированный Тектоническое и геологическое строение Сахалинской области Учебное исследование на основе анализа и сопоставления карт тектонических, геологических. Сообщение учащихся о судьбе Сахалинских сокровищ. Беседа, проверка знаний учащихся о геологическом строении территории. Географический диктант; Работа с геологической и тектонической картой. платформа, сейсмический пояс, геологический возраст Поиск дополнительного материала к уроку по теме “Проявления сейсмичности на островах”
17   Урок практикум Климат Сахалинской области - актуализация понятий “погода” и “климат”;

- анализ климатических особенностей климата;

- практическая работа по формированию умений строить график хода температур и розы ветров

муссоны, тайфуны, “роза ветров”, “годовой ход температуры” Оформление и анализ графика хода температур и “розы ветров”.
18   Комбинированный Внутренние воды Сахалинской области работа с географической картой, определение крупнейших рек и озер;

практическая работа по описанию одной реки.

Изучение нового материала.

Используя физическую карту области:

найти крупнейшие реки и озера области (объекты номенклатуры):

к каким бассейнам относятся реки области;

какие озера расположены на острове Сахалин.

Работа с текстом параграфа.

режим реки, тип питания, лагуна, вулканические, кольцевые, асфальтовые озера Описание реки Лютоги
19   Комбинированный Почвы Обзорный рассказ учителя, объяснение причин разнообразия почв области. Анализ карт, составление таблицы по результатам. Индивидуальная работа с текстом учебника. Обобщающая беседа о свойствах, типах, структуре почв. Понятие о почве и плодородии почв.

Закономерности в размещении почв.

Взаимосвязь почв с растительностью и животным миром.

Составление таблицы.

Опрежающее задание: Приготовить сообщение об одном из животных Сахалинской области или растении Сахалина.

20     Природные зоны Обзорный рассказ учителя с показом видеосюжета и сообщениями учащихся.

Обобщение знаний по разделу

эндемики, реликты оформить материал об одном представителе животного или растительного мира области
21   Конференция Итоговый урок Опережающие задания для учащихся - -

Тематическое планирование 8 класс (7ч. )

п/п Дата Тип урока Тема Основное содержание Понятия Домашнее задание
22-23   Урок получения новых знаний Географическое положение Сахалинской области Работа с физической картой для определения географических особенностей. Работа с параграфом.

Практическая работа

транспортно-географическое положение, Азиатско-Тихоокеанский регион, поясное время. Придумать задачу на решение задач определения поясного времени.
24   Комбинированный Природно-климатические условия Сахалинской области Просмотр видеосюжета,

Работа с картой.

Работа с приложением

экстремальные условия Поиск материала “Причуды погоды островов”
25   Комбинированный Водные ресурсы Сахалинской области Водные ресурсы и их использование.

Водный кадастр.

Влияние человека на водные ресурсы, водопотребление.

Охрана вод, система оборотного водоснабжения.

Стихийные явления.

Водный кадастр, водохранилища, водопользование, водопотребление Сообщения учащихся
26   Комбинированный Лесные ресурсы области Формирование умение работать с картами: показать на карте реки, озера, болота, мерзлота. Составить характеристику реки. Лесной фонд, лесоизбыточные районы, сырорастущий лес Сообщения о ресурсах леса: пищевых, лекарственных, пушных, охотничье-промысловых, дичи.
27   Изучение нового материала с элементами творческой работы Рекреационные ресурсы области Лекция, беседа, сообщения учащихся, Игра “Туристо-экскурсионное агентство” Рекреационные ресурсы, турбизнес Повторение материалов конспектов уроков
28   Итоговый урок Обобщение знаний Тест, задания приложения - -

Тематическое планирование 9 класс (35ч. )

п/п Дата Тип урока Тема Основное содержание Основные понятия Домашнее задание
29   Вводный Сахалинская область в региональном аспекте геополитической стратегии России Значение ПГП области для развития экономики России. Геополитика, геополитическая блокада, интеграционные процессы, инвестиции Составление таблицы “Особенности географического положения Сахалинской области”
30   Комбинированный урок Население Сахалинской области Численность, национальный состав, динамика естественного прироста, половозрастная пирамида, причины смертности Естественный прирост населения, трудовые ресурсы Работа со статистическими материалами
31   Изучение нового материала Общая характеристика хозяйства Экспертная оценка стратегического климата, экономического потенциала Минерально-ресурсная база, технологические возможности, др. Поиск дополнительного материала по теме
32   Комбинированный урок Топливно-энергетический комплекс Нефтегазовая, угольная промышленности, электроэнергетика Холдинг, шельфовые проекты Социокультурный практикум
33   Урок-практикум Лесопромышленный комплекс Отраслевой состав. Особенности отрасли. Перспективы развития. Практическая работа Лесохимия. Безотходное производство Реферат “Безотходные технологии в лесной промышленности”
34   Комбинированный урок Рыбопромышленный комплекс Отраслевой состав. Типы предприятий. Состояние отрасли и перспективы развития Рыбоохрана, рыбоводство, марикультура Экскурсия в магазин
35   Обобщение знаний с элементами творческой работы Внутренние и внешние экономические связи. Контроль знаний

Тест, обобщение знаний

  Подготовка проекта “Будущее Сахалинской области”

Литература (Приложение)

Приложения