Авторская программа "Мы — граждане своей страны"

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками


Цель программы: Воспитание гражданина, с высокой культурой, умеющего защищать своё человеческое право.

Задачи программы:

  • Знакомство учащихся с нормативно – правовой базой в доступной для их возраста форме.
  • Формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины.
  • Способствовать усвоению и реализации ребёнком своих прав и обязанностей.
  • Формирование культуры речи, сознательной дисциплины, аккуратности и умения организовывать своё рабочее место.
  • Воспитывать патриотизм, гуманизм, толерантность, любовь к своей семье.
  • Способствовать личностно-деятельному подходу в воспитании учащихся.

Пояснительная записка.

Содержание данной Программы рассчитано на учащихся начальной школы. Программа “ Мы – граждане своей страны ” направлена на знакомство с нормативно–правовой базой учащихся, на формирование представлений о его правах и обязанностях, необходимых в дальнейшей жизни, на создание у учащихся начальных классов устойчивой мотивации в изучении своих прав и обязанностей, на практическое применение полученных знаний.

Данная Программа даёт первоначальные представления о Конституции РФ, о Конституции РТ, о Национальной доктрине, законе об Образовании, Декларации прав ребёнка, Государственной программе патриотического воспитания, Конвенции о правах ребёнка, о Семейном кодексе, Законе об Образовании.

Программа “ Мы – граждане своей страны” тесно связана с другими предметами средней общеобразовательной школы, с семейным воспитанием и направлена на гуманистическое воспитание личности с опорой на общечеловеческие ценности.

Отличительной особенностью данной Программы – продуктивная работа всех учащихся, активизация их мыслительной деятельности. Сочетая научность преподавания с доступностью и яркой интересной наглядностью, можно добиться того, что все дети будут работать увлечённо. Нередко к урокам можно привлекать родителей, инспекторов по работе с подростками, историков – краеведов, учителей – предметников.

Проблемы, поднятые на данных занятиях, продолжают обсуждаться в семье, что ещё больше скрепляет дружбу и взаимопонимание взрослых и детей. Программа предусматривает предупреждение педагогической запущенности и правонарушений среди учащихся начальных классов.

Курс Программы рассчитан на четыре года обучения.

Тематический план занятий (16 часов)

(I класс)

Название темы занятия. Форма проведения.
1. Путешествие в далёкое прошлое. “Первые Люди нашего края.” Игра-путешествие.
2. “Булгары – древние предки татар.” Беседа.
3. “Принятие булгарами ислама.” Беседа.
4. “ Древняя Казань.” Экскурсия.
5. “ Казань современная.” Экскурсия.
6. “ Казань в наших рисунках.” Выставка рисунков.
7. “ Творчество Габдуллы Тукая.” Экскурсия.
8. Великий праздник “Сабантуй.” Игра.
9. Весенний праздник “Карга борткасы.” Игра.
10. Праздник “Науруз.” Выступление.
11. Знакомство с Конституцией Татарстана. Беседа.
12. Знакомство с Конституцией Татарстана. Беседа, деловая игра.
13. Крупные реки и города Татарстана. Заочное путешествие.
!4. Правительство Республики Татарстан. Беседа.
15. Казань тысячелетняя. Поэтический урок.
16. Итоговое занятие: “ Знай, люби и гордись cвоим краем.” Урок-практикум.

 Тематический план занятий (16 часов)

II класс

Название темы занятия Форма проведения
1. Мы теперь не просто дети – мы теперь Ученики. Экскурсия по школе.
2. Знакомство с Уставом школы. Беседа.
3. Мой сосед по парте. Урок-игра.
4. Деревня (город), в которой ты живёшь. Экскурсия.
5. Знакомство с Всеобщей декларацией прав Человека. “Все люди – братья ”. (статья 30, 1, 2) Деловая игра.
6. “Человек – это звучит гордо”. (статья 3, 4, 5.) Круглый стол.
7. “Человек защищён законом”. (статья 6, 7.) Беседа.
8. “Защита своих прав и свобод”. (статья 8, 9, 10.) Игра.
9. “Что такое преступление?” ( статья 11.) Диспут.
10. “ Мой дом – моя крепость”. (статья 12, 13, 14.) Игровая ситуация.
11. “ Свобода мысли, совести, религии и убеждения.” (статья 18, 19.) Беседа.
12. “Право на труд и право на отдых.”. (статья 23, 24.) Круглый стол.
13. “ Право на образование.” (статья 26.) Беседа.
14. “ Человек и искусство”. (статья 27.) Просмотр мультимедийного диска “Искусство России”.
15. “ Наши обязанности.” (статья 29.) Игра.
16. “ Как мы знаем Всеобщую декларацию прав человека?” Итоговое практическоеЗанятие.

Тематический план занятий (16 часов)

(III класс)

Название темы занятия. Форма проведения.
1. Москва – столица великой страны. Заочное путешествие.
2. Государственная символика Российской Федерации. Беседа.
3. “ Символы России.” Практическая работа.
4. “ О Государственном флаге России.” Беседа.
5. “ Государственный Гимн России.” Музыкальный урок.
6. “Знай и люби русский язык.” Викторина.
7. “Символы президентской власти.” Беседа.
8. “Символы Российских городов.” Беседа.
9. “Государственные награды Российской Федерации.” Заочная экскурсия.
10. Школьная и классная символика. Конкурс рисунков.
11. Семейная символика. Конкурс рисунков.
12. Российская Конституция – основной закон Твоей жизни. Беседа.
13. Знакомство с основными статьями Конституции. Деловая игра.
14. “Я – гражданин великой страны.” Диспут.
15. “Я – сын твой, Россия.” Выступление.
16. Итоговое занятие. “Я знаю Конституцию.” Занятие-практикум.

Тематический план занятий (16 часов)

(IV класс)

Название темы занятия. Форма проведения.
1. “ Мы и общество.” Беседа.
2. “ Права ребёнка.” Беседа.
3. “Защита детей.” Диспут.
4. “Права и обязанности родителей.” Круглый стол. Дети и Родители.
5. “ Я – родитель.” Игра.
6. Спортивная игра “ Мама, папа, я – спортивная семья.” Спортивное соревнование.
7. “Кто в семье главный? “ Диспут.
8. Роль отца в воспитании детей. Конференция пап.
9. Роль матери в воспитании детей. Конференция мам.
10. “Счастливые дети – счастливые родители.” Выступление.
11. “ История одной фотографии.” Сочинение.
12. “Моя семья.” Игра.
13. Конкурс рисунков “ Мой мир.” Конкурс.
14. Игра “ Я люблю…” Игра.
15. “ У семейного очага.” Семейная игра.
16. Итоговое занятие: “ Я знаю свои права.” Практическое занятие.

Список использованной литературы.

  1. Конституция Российской Федерации-ООО “Издательство “Айрис-пресс”. М., 2005г.
  2. Конституция Республики Татарстан.- Казань: ЗАО “Новое знание”, 2006г.
  3. Всеобщая Декларация прав человека. (1948г.)
  4. Конвенция о правах ребёнка.(1989г.)
  5. Национальная доктрина. 2001-2002гг.
  6. Семейный кодекс.
  7. Декларация прав ребёнка. (1959г.)
  8. Ознакомление дошкольников с историей родного края., Казань, 2001г., ИПКРО РТ.
  9. Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Кн. Для учащихся нач. классов.-М.:Изд-во “Вита-Пресс”,1996.
  10. Журнал “Классный руководитель” № 1, №3, №8 2006г.
  11. Журнал “Начальная школа” 2002г.,2003г.,2004г.,2006г.
  12. Амонашвили Ш.А. школа жизни. М.: Изд. Дом. Ш. А Амонашвили, 1998.
  13. Журнал “Воспитание школьников”- №4, №6, №7 2006; №2, №3, № 2005.

Презентация авторской программы “ Мы – граждане своей страны.”

В основе программы лежит идея сочетания трёх аспектов культуры гражданина: нравственной, правовой и политической.

Облегчение работы по моей программе в том, что я “создала” УМК, используя опыт других педагогов.

И в заключении, подводя итоги, приведу четверостишия, написанные тем “уникальным” классом совместно с родителями. Лучшего итога работы по программе “Мы – граждане своей страны” не подведёшь:

Россия – Родина моя,
Одна на свете ты такая.
До боли в сердце ты родная,
Мне дорога судьба твоя.
(Альберт, 2004 г.)

Россия – Родина моя,
Какая ты большая!
Россия – лучшая страна,
Другой страны не знаю.
(Ксюша, 2004 г.)

Россия – Родина моя,
Тебе я верен буду.
В любой другой стране
Тебя я не забуду.
(Тимур, 2004 г.)

Россия – Родина моя,
Как ты поживаешь?
За каждого гражданина ты,
Как мать, переживаешь.
(Эдик, 2004 г.)

Содержание программы.

Программа “ Мы – Граждане своей страны ” рассчитана на четыре года. Участники программы – учащиеся с 1 по 4 класс. Главное в программе – системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно – исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Первый год обучения знакомит учащихся с историей Татарстана и Конституцией Республики Татарстан. Учитывая возрастные особенности и руководствуясь Госстандартом по начальному воспитанию и образованию, ученики знакомятся с историческим наследием своей республики. Перед учащимися ставятся следующие задачи:

  • воспитание любви к родному краю, её природе и бережное отношение к ней,
  • знакомство с интересными историческими событиями, культурой, бытом татарского народа,
  • знакомство с историческими памятниками и достопримечательностями своей республики,
  • воспитывать у учащихся патриотические чувства, гордость и уважение за свой народ,
  • вырабатывать начальные навыки работы с географической картой

Предполагаемый результат деятельности: убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину и гордится ею, изучает её историко – культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

Второй год работы формирует у первоклассников гражданское отношение к школе, осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. Знакомство с Всеобщей декларацией прав человека проводится на основе книги Е.С.Шабельник, Е.Г. Каширцевой “Ваши права”. Здесь в игровой форме, что характерно для данного возраста, дети знакомятся со своими правами. На занятиях используется следующий наглядный материал и издания:

  • Устав общеобразовательной школы,
  • Правила для учащихся общеобразовательной школы,
  • Конвенция о правах ребёнка,
  • Набор карточек для индивидуальной работы.
  • Мультимедийный диск “Искусство России”
  • Всеобщая декларация прав человека.

Предполагаемый результат деятельности: высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, умение видеть прекрасное в окружающей жизни

В третьем классе происходит знакомство учащихся с символикой России, с основными статьями Конституции Российской Федерации. На основе этого знакомства происходит непосредственное прикосновение детей к отечественной истории. Здесь формируются такие понятия, как правосознание и гражданственная ответственность, раскрывается сущность основного закона государства, происходит знакомство с символикой России. Занятия проводятся в форме заочных путешествий, бесед, викторин, деловых игр и т. д.

На уроках используется следующий наглядный материал:

  1. Серов Б. Н. Поурочные разработки по курсу “Государственная символика”: Гимн. Герб. Флаг.- М.: ВАКО, 2004.-192с.,
  2. Конституция Российской Федерации. 1993 г.,
  3. Декларация прав ребёнка. 1959 г.

Тесты по проверке знаний.

Предполагаемый результат деятельности: формировать у подрастающего поколения чувства российского патриотизма, умение находить взаимосвязь между человеком и обществом.

В четвёртый год обучения происходит знакомство с Семейным Кодексом и Конвенцией о правах ребёнка. Я считаю, что десятилетний ребёнок в состоянии познакомиться с данными документами в более полном объёме, чем с предыдущими документами, изучаемыми в первые три года обучения. На данном этапе формируется уважение к членам своей семьи, понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены. Воспитывается семьянин, любящий своих родителей. Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности учителя и учащихся. В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения:

  • диспут;
  • беседа;
  • спортивное соревнование;
  • конференция пап и мам;
  • выставка творческих работ;
  • практическое занятие.

Предполагаемый результат деятельности: сформировано представление о качествах и достоинствах женщин и мужчин, о роли детей в семье; сформирована правовая грамотность школьника; дети должны заботиться о своей семье, помогать взрослым, не создавать конфликтов, уметь держать данное слово.

 Основные методы обучения: монологический, диалогический, показательный:

Основные методы преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный;

Основные методы учения: репродуктивный, исполнительский, частично-поисковый, поисковый;

Основные методы воспитания: убеждения, упражнения, личный пример.

Средства обучения: видеоаппаратура, видеокассеты, компьютер.

Психологическое обеспечение программы:

Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:

  • создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
  • обсуждение творческого воображения учащихся в практической и творческой деятельности;
  • применение индивидуальных, групповых форм обучения;
  • формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.

По окончанию обучения учащиеся должны знать:

  • историко-культурное, духовное наследие своей страны,
  • нормативно-правовые документы, изученные в данной программе,
  • основные категории, понятия, термины изучаемых областей знаний;

Должны уметь:

  • применять полученные знания на практике;
  • работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
  • формировать собственную позицию;
  • вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.