Цель программы: Воспитание гражданина, с высокой культурой, умеющего защищать своё человеческое право.
Задачи программы:
- Знакомство учащихся с нормативно – правовой базой в доступной для их возраста форме.
- Формирование гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины.
- Способствовать усвоению и реализации ребёнком своих прав и обязанностей.
- Формирование культуры речи, сознательной дисциплины, аккуратности и умения организовывать своё рабочее место.
- Воспитывать патриотизм, гуманизм, толерантность, любовь к своей семье.
- Способствовать личностно-деятельному подходу в воспитании учащихся.
Пояснительная записка.
Содержание данной Программы рассчитано на учащихся начальной школы. Программа “ Мы – граждане своей страны ” направлена на знакомство с нормативно–правовой базой учащихся, на формирование представлений о его правах и обязанностях, необходимых в дальнейшей жизни, на создание у учащихся начальных классов устойчивой мотивации в изучении своих прав и обязанностей, на практическое применение полученных знаний.
Данная Программа даёт первоначальные представления о Конституции РФ, о Конституции РТ, о Национальной доктрине, законе об Образовании, Декларации прав ребёнка, Государственной программе патриотического воспитания, Конвенции о правах ребёнка, о Семейном кодексе, Законе об Образовании.
Программа “ Мы – граждане своей страны” тесно связана с другими предметами средней общеобразовательной школы, с семейным воспитанием и направлена на гуманистическое воспитание личности с опорой на общечеловеческие ценности.
Отличительной особенностью данной Программы – продуктивная работа всех учащихся, активизация их мыслительной деятельности. Сочетая научность преподавания с доступностью и яркой интересной наглядностью, можно добиться того, что все дети будут работать увлечённо. Нередко к урокам можно привлекать родителей, инспекторов по работе с подростками, историков – краеведов, учителей – предметников.
Проблемы, поднятые на данных занятиях, продолжают обсуждаться в семье, что ещё больше скрепляет дружбу и взаимопонимание взрослых и детей. Программа предусматривает предупреждение педагогической запущенности и правонарушений среди учащихся начальных классов.
Курс Программы рассчитан на четыре года обучения.
Тематический план занятий (16 часов)
(I класс)
№ | Название темы занятия. | Форма проведения. |
1. | Путешествие в далёкое прошлое. “Первые Люди нашего края.” | Игра-путешествие. |
2. | “Булгары – древние предки татар.” | Беседа. |
3. | “Принятие булгарами ислама.” | Беседа. |
4. | “ Древняя Казань.” | Экскурсия. |
5. | “ Казань современная.” | Экскурсия. |
6. | “ Казань в наших рисунках.” | Выставка рисунков. |
7. | “ Творчество Габдуллы Тукая.” | Экскурсия. |
8. | Великий праздник “Сабантуй.” | Игра. |
9. | Весенний праздник “Карга борткасы.” | Игра. |
10. | Праздник “Науруз.” | Выступление. |
11. | Знакомство с Конституцией Татарстана. | Беседа. |
12. | Знакомство с Конституцией Татарстана. | Беседа, деловая игра. |
13. | Крупные реки и города Татарстана. | Заочное путешествие. |
!4. | Правительство Республики Татарстан. | Беседа. |
15. | Казань тысячелетняя. | Поэтический урок. |
16. | Итоговое занятие: “ Знай, люби и гордись cвоим краем.” | Урок-практикум. |
Тематический план занятий (16 часов)
II класс
№ | Название темы занятия | Форма проведения |
1. | Мы теперь не просто дети – мы теперь Ученики. | Экскурсия по школе. |
2. | Знакомство с Уставом школы. | Беседа. |
3. | Мой сосед по парте. | Урок-игра. |
4. | Деревня (город), в которой ты живёшь. | Экскурсия. |
5. | Знакомство с Всеобщей декларацией прав Человека. “Все люди – братья ”. (статья 30, 1, 2) | Деловая игра. |
6. | “Человек – это звучит гордо”. (статья 3, 4, 5.) | Круглый стол. |
7. | “Человек защищён законом”. (статья 6, 7.) | Беседа. |
8. | “Защита своих прав и свобод”. (статья 8, 9, 10.) | Игра. |
9. | “Что такое преступление?” ( статья 11.) | Диспут. |
10. | “ Мой дом – моя крепость”. (статья 12, 13, 14.) | Игровая ситуация. |
11. | “ Свобода мысли, совести, религии и убеждения.” (статья 18, 19.) | Беседа. |
12. | “Право на труд и право на отдых.”. (статья 23, 24.) | Круглый стол. |
13. | “ Право на образование.” (статья 26.) | Беседа. |
14. | “ Человек и искусство”. (статья 27.) | Просмотр мультимедийного диска “Искусство России”. |
15. | “ Наши обязанности.” (статья 29.) | Игра. |
16. | “ Как мы знаем Всеобщую декларацию прав человека?” | Итоговое практическоеЗанятие. |
Тематический план занятий (16 часов)
(III класс)
№ | Название темы занятия. | Форма проведения. |
1. | Москва – столица великой страны. | Заочное путешествие. |
2. | Государственная символика Российской Федерации. | Беседа. |
3. | “ Символы России.” | Практическая работа. |
4. | “ О Государственном флаге России.” | Беседа. |
5. | “ Государственный Гимн России.” | Музыкальный урок. |
6. | “Знай и люби русский язык.” | Викторина. |
7. | “Символы президентской власти.” | Беседа. |
8. | “Символы Российских городов.” | Беседа. |
9. | “Государственные награды Российской Федерации.” | Заочная экскурсия. |
10. | Школьная и классная символика. | Конкурс рисунков. |
11. | Семейная символика. | Конкурс рисунков. |
12. | Российская Конституция – основной закон Твоей жизни. | Беседа. |
13. | Знакомство с основными статьями Конституции. | Деловая игра. |
14. | “Я – гражданин великой страны.” | Диспут. |
15. | “Я – сын твой, Россия.” | Выступление. |
16. | Итоговое занятие. “Я знаю Конституцию.” | Занятие-практикум. |
Тематический план занятий (16 часов)
(IV класс)
№ | Название темы занятия. | Форма проведения. |
1. | “ Мы и общество.” | Беседа. |
2. | “ Права ребёнка.” | Беседа. |
3. | “Защита детей.” | Диспут. |
4. | “Права и обязанности родителей.” | Круглый стол. Дети и Родители. |
5. | “ Я – родитель.” | Игра. |
6. | Спортивная игра “ Мама, папа, я – спортивная семья.” | Спортивное соревнование. |
7. | “Кто в семье главный? “ | Диспут. |
8. | Роль отца в воспитании детей. | Конференция пап. |
9. | Роль матери в воспитании детей. | Конференция мам. |
10. | “Счастливые дети – счастливые родители.” | Выступление. |
11. | “ История одной фотографии.” | Сочинение. |
12. | “Моя семья.” | Игра. |
13. | Конкурс рисунков “ Мой мир.” | Конкурс. |
14. | Игра “ Я люблю…” | Игра. |
15. | “ У семейного очага.” | Семейная игра. |
16. | Итоговое занятие: “ Я знаю свои права.” | Практическое занятие. |
Список использованной литературы.
- Конституция Российской Федерации-ООО “Издательство “Айрис-пресс”. М., 2005г.
- Конституция Республики Татарстан.- Казань: ЗАО “Новое знание”, 2006г.
- Всеобщая Декларация прав человека. (1948г.)
- Конвенция о правах ребёнка.(1989г.)
- Национальная доктрина. 2001-2002гг.
- Семейный кодекс.
- Декларация прав ребёнка. (1959г.)
- Ознакомление дошкольников с историей родного края., Казань, 2001г., ИПКРО РТ.
- Шабельник Е.С., Каширцева Е.Г. Ваши права: Кн. Для учащихся нач. классов.-М.:Изд-во “Вита-Пресс”,1996.
- Журнал “Классный руководитель” № 1, №3, №8 2006г.
- Журнал “Начальная школа” 2002г.,2003г.,2004г.,2006г.
- Амонашвили Ш.А. школа жизни. М.: Изд. Дом. Ш. А Амонашвили, 1998.
- Журнал “Воспитание школьников”- №4, №6, №7 2006; №2, №3, № 2005.
Презентация авторской программы “ Мы – граждане своей страны.”
В основе программы лежит идея сочетания трёх аспектов культуры гражданина: нравственной, правовой и политической.
Облегчение работы по моей программе в том, что я “создала” УМК, используя опыт других педагогов.
И в заключении, подводя итоги, приведу четверостишия, написанные тем “уникальным” классом совместно с родителями. Лучшего итога работы по программе “Мы – граждане своей страны” не подведёшь:
Россия – Родина моя,
Одна на свете ты такая.
До боли в сердце ты родная,
Мне дорога судьба твоя.
(Альберт, 2004 г.)
Россия – Родина моя,
Какая ты большая!
Россия – лучшая страна,
Другой страны не знаю.
(Ксюша, 2004 г.)
Россия – Родина моя,
Тебе я верен буду.
В любой другой стране
Тебя я не забуду.
(Тимур, 2004 г.)
Россия – Родина моя,
Как ты поживаешь?
За каждого гражданина ты,
Как мать, переживаешь.
(Эдик, 2004 г.)
Содержание программы.
Программа “ Мы – Граждане своей страны ” рассчитана на четыре года. Участники программы – учащиеся с 1 по 4 класс. Главное в программе – системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно – исторический опыт путём вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.
Первый год обучения знакомит учащихся с историей Татарстана и Конституцией Республики Татарстан. Учитывая возрастные особенности и руководствуясь Госстандартом по начальному воспитанию и образованию, ученики знакомятся с историческим наследием своей республики. Перед учащимися ставятся следующие задачи:
- воспитание любви к родному краю, её природе и бережное отношение к ней,
- знакомство с интересными историческими событиями, культурой, бытом татарского народа,
- знакомство с историческими памятниками и достопримечательностями своей республики,
- воспитывать у учащихся патриотические чувства, гордость и уважение за свой народ,
- вырабатывать начальные навыки работы с географической картой
Предполагаемый результат деятельности: убеждённость учащихся в том, что настоящий гражданин любит свою Родину и гордится ею, изучает её историко – культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.
Второй год работы формирует у первоклассников гражданское отношение к школе, осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. Знакомство с Всеобщей декларацией прав человека проводится на основе книги Е.С.Шабельник, Е.Г. Каширцевой “Ваши права”. Здесь в игровой форме, что характерно для данного возраста, дети знакомятся со своими правами. На занятиях используется следующий наглядный материал и издания:
- Устав общеобразовательной школы,
- Правила для учащихся общеобразовательной школы,
- Конвенция о правах ребёнка,
- Набор карточек для индивидуальной работы.
- Мультимедийный диск “Искусство России”
- Всеобщая декларация прав человека.
Предполагаемый результат деятельности: высокий уровень самосознания, самодисциплина, понимание учащимися ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, милосердия, доброжелательности, способности к сопереживанию, умение видеть прекрасное в окружающей жизни
В третьем классе происходит знакомство учащихся с символикой России, с основными статьями Конституции Российской Федерации. На основе этого знакомства происходит непосредственное прикосновение детей к отечественной истории. Здесь формируются такие понятия, как правосознание и гражданственная ответственность, раскрывается сущность основного закона государства, происходит знакомство с символикой России. Занятия проводятся в форме заочных путешествий, бесед, викторин, деловых игр и т. д.
На уроках используется следующий наглядный материал:
- Серов Б. Н. Поурочные разработки по курсу “Государственная символика”: Гимн. Герб. Флаг.- М.: ВАКО, 2004.-192с.,
- Конституция Российской Федерации. 1993 г.,
- Декларация прав ребёнка. 1959 г.
Тесты по проверке знаний.
Предполагаемый результат деятельности: формировать у подрастающего поколения чувства российского патриотизма, умение находить взаимосвязь между человеком и обществом.
В четвёртый год обучения происходит знакомство с Семейным Кодексом и Конвенцией о правах ребёнка. Я считаю, что десятилетний ребёнок в состоянии познакомиться с данными документами в более полном объёме, чем с предыдущими документами, изучаемыми в первые три года обучения. На данном этапе формируется уважение к членам своей семьи, понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены. Воспитывается семьянин, любящий своих родителей. Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности учителя и учащихся. В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения:
- диспут;
- беседа;
- спортивное соревнование;
- конференция пап и мам;
- выставка творческих работ;
- практическое занятие.
Предполагаемый результат деятельности: сформировано представление о качествах и достоинствах женщин и мужчин, о роли детей в семье; сформирована правовая грамотность школьника; дети должны заботиться о своей семье, помогать взрослым, не создавать конфликтов, уметь держать данное слово.
Основные методы обучения: монологический, диалогический, показательный:
Основные методы преподавания: объяснительный, информационно-сообщающий, иллюстративный;
Основные методы учения: репродуктивный, исполнительский, частично-поисковый, поисковый;
Основные методы воспитания: убеждения, упражнения, личный пример.
Средства обучения: видеоаппаратура, видеокассеты, компьютер.
Психологическое обеспечение программы:
Психологическое обеспечение программы включает в себя следующие компоненты:
- создание комфортной, доброжелательной атмосферы на занятиях;
- обсуждение творческого воображения учащихся в практической и творческой деятельности;
- применение индивидуальных, групповых форм обучения;
- формирование знаний учащихся на разных психологических уровнях.
По окончанию обучения учащиеся должны знать:
- историко-культурное, духовное наследие своей страны,
- нормативно-правовые документы, изученные в данной программе,
- основные категории, понятия, термины изучаемых областей знаний;
Должны уметь:
- применять полученные знания на практике;
- работать с дополнительной литературой, наглядными пособиями;
- формировать собственную позицию;
- вырабатывать и отстаивать свою точку зрения.