Урок окружающего мира во 2-м классе "Культура и образование. Все профессии нужны, все профессии важны"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

Образовательные:

  • Закрепить и обобщить материал о разных видах транспорта.
  • Познакомить детей с новыми отраслями экономики: культурой и образованием.
  • Расширить представления учащихся о профессиях, продуктах труда.
  • Способствовать формированию у учащихся представление о том, что любая профессия важна и нужна.
  • Учить видеть необходимость в определении профессии.
  • Учить ориентироваться в мире профессий.

Развивающие:

  • Содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в группах.
  • Развивать умение объективно оценивать свои знания.
  • Содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
  • Помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.
  • Развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.
  • Создать условия для развития речи учащихся, ее эмоциональной окраски.

Воспитывающие:

  • Способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
  • Воспитывать уважение к труду, к людям любой профессии.
  • Воспитание любви к трудовой деятельности, бережного отношения к продуктам труда.

Задачи:

  1. Выявить у учащихся уже имеющиеся знания о разнообразных профессиях.
  2. Расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся.
  3. Формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.

Оборудование:

  • Учебник “Окружающий мир” 2 класс, А.А.Плешаков.
  • Мультимедийный проектор и презентация к уроку в программе Power Point.
  • Цветки и лепестки к ним с именами детей.
  • Разрезанные 3 картинки с представителями профессий: врач, учитель, милиционер.
  • Таблички со словами к каждой профессии по 15 штук.
  • Домики для рефлексии.
  • Буквы к слову ГИБДД.
  • Жетоны.
  • Картинки c профессиями для игры “Кто я?”.

Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.

См. приложение 1 - презентация к уроку.

1. Орг.момент, проверка Д/з:

Здравствуйте. Меня зовут Татьяна Валерьевна.

- И я очень надеюсь, что сегодня здесь собрались любители и знатоки окружающего мира. Сегодня на уроке у вас очень много гостей, а еще к вам в гости пришел Волшебный экран, он будет нам помогать на уроке.

– А как вы думаете, что объединяет все эти слова:(СЛАЙД 1-4 слова) поезд, вертолет, метро, автобус?

(СЛАЙД 2 Транспорт)

- Эту тему вы изучали на прошлом уроке.

- А на какие 4 вида <Рисунок 1> транспорта, в зависимости от того, по чему и где передвигается, бывает транспорт? (СЛАЙД 3-4 группы)

- К какому виду транспорта из этих 4 – ех относятся? (СЛАЙД 4- ПРИМЕРЫ 4 группы)

- А какой бывает транспорт <Рисунок 2> по назначению? (СЛАЙД 5-3 группы)

- К какому виду транспорта из этих 3 – ех относятся? (СЛАЙД 6-ПРИМЕРЫ 3 группы)

- Вы очень хорошо подготовили домашний материал, молодцы!

2. Постановка целей и задач урока:

- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новыми понятиями, совершим небольшое путешествие и поиграем, при этом вы многое узнаете, и многое сможете рассказать то, что вы уже раньше знали.

- Недавно на уроках вы познакомились с экономикой, какие части экономики вы запомнили? (промышленность, с/х, транспорт, строительство, торговля) (СЛАЙД 7_ Отрасли экономики)

- Сегодня мы познакомимся еще с <Рисунок 3> двумя ее отраслями, рассмотрите рисунки (СЛАЙД 8_фото). Что на них изображено? Это тоже части экономики: культуры и образования (СЛАЙД 9,10_ Культура, образование). Итак, это новые отрасли экономики, которые вы узнали.

- А сейчас мы отправляемся в путешествие, но не куда-нибудь далеко, а на улицы своего города.

Закройте глазки, так вам легче будет представить то, о чем я расскажу.

Наступило ранее утро. Показалось на небе солнышко.

Просыпается наш город Поронайск. На улицах города появились машины, люди.

Дети спешат в школу, взрослые торопятся на работу.

Надежда Михайловна идет в аптеку. Юлия Валерьевна и Наталья Ивановна – в больницу.

Две Людмилы Николаевны, встретив Ирину Александровну, идут в детский садик “Дружные ребята”.

Валентина Ивановна идет на урок.

Рабочий день начинается.

Откройте глаза. Давайте оживим нашу картину.

Расскажите о том, куда ваши родные отправились на работу.

(СЛАЙД 11-1 Картинка улицы)

Посмотрите, какой красивый город у нас получился <Рисунок 4>.

- Взрослые разошлись на работу. А куда бы вы хотели пойти на работу, когда вырастите? (ответы детей)

- У нас в классе – будущие … продавцы, учителя, доктора, милиционеры, певицы, водители.

- Кто догадался, какая тема урока? (СЛАЙД 11_2 Тема урока) “Все профессии важны”

- У вас на парте желтые лепестки, а на доске 3 цветка.

- Прикрепите свои лепестки к серединке того цветка, который, по-вашему мнению, будет правильным ответом <Рисунок 5> на мой вопрос! (СЛАЙД 12_№ листков) Напишите на них свои имена.

№1 Кто считает, что он мало знает о профессиях, и хотел бы еще больше узнать?

№2 Кто знает профессии, но еще не все?

№3 Кто все знает о профессиях, и будет мне сегодня много помогать?

Видно, что вы знаете профессии, но еще не все, мы сегодня поговорим о некоторых из них.

- Что же обозначает слово “профессия”? (Ответы детей).

Если мы обратимся к словарю русского языка, то прочтём … (это род трудовой деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования, это то, чем человек занимается, по-другому, это его работа. (СЛАЙД 13_ Определение профессии)

- А какие профессии вы знаете?

- Да. И сегодня у нас парад профессий. Вы хотите в нем поучаствовать?

- Тогда устраивайся поудобнее и слушай.

Кто на стульчике сидел,
Кто на улицу глядел,
Боря пел,
Олег молчал,
А Сергей ногой качал.
Дело было вечером,
Делать было нечего.
Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
Я хочу стать программистом, ну а вы?
Программистом - это клево,
Ну, а я не знаю – кем.
Все профессии нужны,
Все профессии важны!
Сегодня день – особенный!
Собрались мы сюда, друзья,
Работать будем в группах,
И ты, и он и я!

- Сегодня мы с вами разобьемся на три группы – три ряда: 1, 2, 3! Но перед этим нам с вами нужно познакомиться с правилами работы в группах.

(СЛАЙД 14_ Правила работы в группах)

- Я надеюсь, что вы запомнили их и не подведете меня! За правильные ответы вы будете получать жетоны.

- У каждого на столе конверт. Возьмите картинки и попробуйте узнать профессию (работа в группах). Все это вы делаете вместе, не ссорясь друг с другом.

1р – учитель <Рисунок 6>

2р – доктор <Рисунок 7>

3р – милиционер <Рисунок 8>

(С каждого ряда выходит группа ребят для объяснения своего выбора)

- А к каким отраслям экономики они относятся? (медицина, образование и правоохранительные органы)

- Сейчас я буду называть слова – предметы, слова – признаки, слова – действия предметов. Если вы услышите слово, относящееся к вашей профессии, то топайте ногами. А если слово не относится к вашей профессии, то должна быть тишина. Таким образом, мы проверим, хорошо ли вы знаете эти профессии.

4. Материал (слова говорить в разброс):

Учитель: школа, школьник, звонок, портфель, букварь, тетрадь, дневник, пенал, учит, строгая, добрая, читает, пишет, рисует, внимательная)

Врач: больница, поликлиника, лекарства, укол, градусник, бинт, таблетки, лечит, добрый, ловкий, перевязывает, чуткий, капли, слушает, банки)

Милиционер: свисток, тротуар, переход, транспорт, регулирует, расследует, следит, внимательный, вежливый, строгий, значок, наручники, светофор, дети, жезл)

- А какие еще школьные профессии вы знаете? (СЛАЙД 15_ Учителя)(повар, медсестра, завхоз, уборщица, лаборант)

- А какие названия профессий врачей вы знаете? (СЛАЙД 16_Врачи)(лор, стоматолог, окулист, хирург, кардиолог)

- А какие милицейские профессии вы еще знаете? (СЛАЙД 17_Милицонер)(инспектор, участковый, следователь, дежурный)

- А сейчас для каждой команды загадки, отвечайте по очереди, не выкрикивайте! Мы проверим, как вы знаете и другие профессии (с показом рисунков).

Загадки про профессии:

В небе звездочка искрится,
Спит клубком усатый кот,
А ему всегда не спится –
Всегда он затемно встает.
Каша булькает легонько,
И яичница шипит,
И под вкусный шум и гомон

В спальни входит аппетит. (СЛАЙД 18_1_Повар)

Наведет стеклянный глаз,

Щелкнет раз – и помнит вас. (СЛАЙД 18_2_Фотограф)

Он красил перила на лестничной клетке.
Я очень спешу, - говорил он соседке,
Мне нужно скорее докрасить перила,
Покуда не кончились в банке белила.

(СЛАЙД 18_3_Маляр)

Почту, письма и журналы –
Он по домам разносит,
Ходит он во все кварталы,
В каждый дом заходит. (

СЛАЙД 18_4_Почтальон)

Встаем мы рано, ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу.

(СЛАЙД 18_5_Водители)

Сидит, склонившись за столом,
Он час, и два, и три
И водит тоненьким пером
До утренней зари.

(СЛАЙД 18_6_Писатель)

- А теперь попробуйте узнать профессии по-другому, я назову несколько вещей-предметов, которые нужны людям определенной профессии, а вы вспомните эти профессии.

1. Чек, весы, касса … (Продавец)

2. Шланг, вода, костюм … (Пожарный)

3. Ножницы, шампунь, лак … (Парикмахер)

- С какой буквы начинаются все эти слова? (П)

- А какие еще профессии на эту букву вы знаете? (повар, писатель, портной, певец, птичница, пастух, пчеловод, пожарный, продавец, прачка и т д.)(СЛАЙД 19_1_На букву П)

- А чем занимаются люди этих профессий?

- А по одному предмету (показ рисунков: корова, туфли, алмаз, торт, планета, TV, футбольный мяч, телефон, лампочка)сможете узнать профессию? (СЛАЙД 20_9 раз)

- Смотрю, вам очень много знакомо профессий, а скажите, что вы знаете о профессии кинолога (СЛАЙД 21_1 Кинолог)? Чем занимаются люди с такой профессией? (СЛАЙД 21_2_Кинолог)

- А оказывается, это человек, который занимается изучением и разведением собак.

- Очень важная и другая профессия, соберите слово, оно поможет нам, угадать эту профессию (буквы из слова ГИБДД) (СЛАЙД 22_ГИБДД) – инспектор ГИБДД (СЛАЙД 23_1_Инспектор ГИБДД), кто это такой? Чем занимается?

Г – государственная

И - инспекция

Б - безопасности

Д - дорожного

Д - движения

Инспектор ГИБДД <Рисунок 9> управляет дорожным движением, следит за соблюдением ПДД водителями, пешеходами и пассажирами, обеспечивает безопасность на проезжей части дороги. Он одет в форменную одежду. Сзади на куртке у него три большие буквы “ДПС”, что означает “Дорожно-патрульная служба”. Впереди на куртке прикреплен нагрудный знак, где написано “милиция”, “ДПС”, изображен двуглавый орел и есть номер, по которому можно узнать, где работает инспектор. (СЛАЙД 23_2_Инспектор ГИБДД)

У него есть свисток, чтобы привлекать внимание водителей и пешеходов, и жезл - это такая палка с черными и белыми полосами, которую инспектор держит в руках. Жезлом инспектор управляет дорожным движением, то есть регулирует его.

- А вот еще об одной важной профессии, что за профессия, угадайте?

Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь.

(пекарь)

- Но только лишь он участвует в появлении хлеба на прилавках?

- Давайте, почитаем об этом в учебнике на стр.128.

- Люди, каких профессий еще помогают пекарю испечь хлеб? (СЛАЙД 24_Хлебные профессии)

- Так какую работу они выполняют? Зачитайте из текста.

- Вот, оказывается, сколько существует профессий, с которыми вы пока еще не знакомы!

И это крошечная часть всех существующих на земле. Перечислить все профессии и специальности человека невозможно. Ведь с каждым годом появляются все новые и новые.

– Людей различных профессий можно назвать волшебниками, так как руки мастеров создают предметы необыкновенной красоты и очень нужные людям. Без чего невозможна нормальная жизнь людей.

– Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте или что у него золотые руки. Я желаю вам правильно избрать свой путь. В заключение послушайте стихотворение и подумайте, о чем оно:

Подумайте, что было бы,
Когда б сказал портной:
– Шить платья мне не хочется,
Устрою выходной!
И все портные в городе
За ним ушли б домой.
Ходили б люди голые
По улице зимой.
Подумайте, что было бы,
Когда сказал бы врач:
– Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!
Больным врачебной помощи
Не стало б никакой.
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой.
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал шофер:
– Возить людей не хочется! –
И выключил мотор.
Троллейбусы, автобусы
Засыпало снежком,
Рабочие на фабрики
Ходили бы пешком.
Сказал учитель в школе бы:
– Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду!
Тетради и учебники
Валялись бы в пыли,
А вы бы неучеными
До старости росли.
Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда!
Но только так не сделает
Никто и никогда,
И люди не откажутся
От нужного труда:
Учитель обязательно
Придет наутро в класс,
А пекари старательно
Хлеб испекут для вас.
Любое дело выполнят,
Что им ни поручи,
Портные и сапожники,
Шоферы и врачи.
Мы все семьею дружною
В одной стране живем,
И каждый честно трудится
На месте на своем.

– Какой вывод вы сделали из этого стихотворения? О чем оно заставило вас задуматься?

Все профессии важны, и все люди работают на благо других людей.

5. Дача домашнего задания:

- Вот и подходит к концу наш урок, но напоследок хочу вам сказать:

“Помните, все профессии хороши – выбирай на вкус!” Неважно, какую профессию выберет каждый из вас, лишь бы она была вам по душе.

- И поэтому дома напишите несколько строчек о том, кем вы мечтаете быть, когда вырастите. И добавьте в ваши ответы то, что вы знаете об этой профессии. А кому будет это сделать сложно, то просто нарисуйте себя в будущем, кем по профессии вы себя видите?

6. Итог урока, рефлексия:

- А теперь посчитайте свои жетоны, у кого сколько?

- Какие чувства вы испытывали во время урока?

- Что понравилось?

- А что нового вы узнали?

- Над чем задумались?

- Чему удивились?

- А вам нравится работать в группах? Почему?

- Я очень рада, что вам понравилось, а еще хочу вас попросить раскрасить

(СЛАЙД 25_Рефлексия 1)окошки домика <Рисунок 10>.

ЕСЛИ ЗАДАНИЕ, (СЛАЙД 26_Рефлексия 2)КОТОРОЕ Я НАЗОВУ, ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ, И БЫЛО ЛЕГКО ЕГО ВЫПОЛНЯТЬ, ТО ЗЕЛЕНЫМ ЦВЕТОМ, А ЕСЛИ БЫЛО ТРУДНО И НЕИНТЕРЕСНО – КРАСНЫМ.

Найдите 1 окошко – проверка Д/з,

2 окошко – путешествие, закрыв глаза,

3 окошко – определять, много ли вы знаете о профессиях, крепить лепестки,

4 окошко – работать по группам,

5 окошко – отгадывать загадки, отгадывать профессии людей,

6 окошко – знакомиться с новыми профессиями, или узнавать о них больше.

- Спасибо вам, детки, за этот замечательный урок!

Мне было с вами интересно и приятно работать! (СЛАЙД 27_Спасибо!)

См. приложение 1 - презентация к уроку.

Дополнительные игры:

“Узнай слово” П.В.Р и т.д.

“Выбери лишнюю профессию” из 4-ех

“Собери название профессии из букв”: повар, врач, маляр, швея, моряк и т.д.

Игра “КТО Я по профессии?”

См. приложение 2 – самоанализ урока.