Цели:
Образовательные:
- Закрепить и обобщить материал о разных видах транспорта.
- Познакомить детей с новыми отраслями экономики: культурой и образованием.
- Расширить представления учащихся о профессиях, продуктах труда.
- Способствовать формированию у учащихся представление о том, что любая профессия важна и нужна.
- Учить видеть необходимость в определении профессии.
- Учить ориентироваться в мире профессий.
Развивающие:
- Содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников, а также работать в группах.
- Развивать умение объективно оценивать свои знания.
- Содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся.
- Помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала.
- Развитие кругозора, мышления, внимания, наблюдательности.
- Создать условия для развития речи учащихся, ее эмоциональной окраски.
Воспитывающие:
- Способствовать сплочению классного коллектива, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
- Воспитывать уважение к труду, к людям любой профессии.
- Воспитание любви к трудовой деятельности, бережного отношения к продуктам труда.
Задачи:
- Выявить у учащихся уже имеющиеся знания о разнообразных профессиях.
- Расширить знания, кругозор, словарный запас учащихся.
- Формировать познавательный интерес к людям труда и их профессиям.
Оборудование:
- Учебник “Окружающий мир” 2 класс, А.А.Плешаков.
- Мультимедийный проектор и презентация к уроку в программе Power Point.
- Цветки и лепестки к ним с именами детей.
- Разрезанные 3 картинки с представителями профессий: врач, учитель, милиционер.
- Таблички со словами к каждой профессии по 15 штук.
- Домики для рефлексии.
- Буквы к слову ГИБДД.
- Жетоны.
- Картинки c профессиями для игры “Кто я?”.
Тип урока: изучения и первичного закрепления нового материала.
См. приложение 1 - презентация к уроку.
1. Орг.момент, проверка Д/з:
Здравствуйте. Меня зовут Татьяна Валерьевна.
- И я очень надеюсь, что сегодня здесь собрались любители и знатоки окружающего мира. Сегодня на уроке у вас очень много гостей, а еще к вам в гости пришел Волшебный экран, он будет нам помогать на уроке.
– А как вы думаете, что объединяет все эти слова:(СЛАЙД 1-4 слова) поезд, вертолет, метро, автобус?
(СЛАЙД 2 Транспорт)
- Эту тему вы изучали на прошлом уроке.
- А на какие 4 вида <Рисунок 1> транспорта, в зависимости от того, по чему и где передвигается, бывает транспорт? (СЛАЙД 3-4 группы)
- К какому виду транспорта из этих 4 – ех относятся? (СЛАЙД 4- ПРИМЕРЫ 4 группы)
- А какой бывает транспорт <Рисунок 2> по назначению? (СЛАЙД 5-3 группы)
- К какому виду транспорта из этих 3 – ех относятся? (СЛАЙД 6-ПРИМЕРЫ 3 группы)
- Вы очень хорошо подготовили домашний материал, молодцы!
2. Постановка целей и задач урока:
- Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новыми понятиями, совершим небольшое путешествие и поиграем, при этом вы многое узнаете, и многое сможете рассказать то, что вы уже раньше знали.
- Недавно на уроках вы познакомились с экономикой, какие части экономики вы запомнили? (промышленность, с/х, транспорт, строительство, торговля) (СЛАЙД 7_ Отрасли экономики)
- Сегодня мы познакомимся еще с <Рисунок 3> двумя ее отраслями, рассмотрите рисунки (СЛАЙД 8_фото). Что на них изображено? Это тоже части экономики: культуры и образования (СЛАЙД 9,10_ Культура, образование). Итак, это новые отрасли экономики, которые вы узнали.
- А сейчас мы отправляемся в путешествие, но не куда-нибудь далеко, а на улицы своего города.
Закройте глазки, так вам легче будет представить то, о чем я расскажу.
Наступило ранее утро. Показалось на небе солнышко.
Просыпается наш город Поронайск. На улицах города появились машины, люди.
Дети спешат в школу, взрослые торопятся на работу.
Надежда Михайловна идет в аптеку. Юлия Валерьевна и Наталья Ивановна – в больницу.
Две Людмилы Николаевны, встретив Ирину Александровну, идут в детский садик “Дружные ребята”.
Валентина Ивановна идет на урок.
Рабочий день начинается.
Откройте глаза. Давайте оживим нашу картину.
Расскажите о том, куда ваши родные отправились на работу.
(СЛАЙД 11-1 Картинка улицы)
Посмотрите, какой красивый город у нас получился <Рисунок 4>.
- Взрослые разошлись на работу. А куда бы вы хотели пойти на работу, когда вырастите? (ответы детей)
- У нас в классе – будущие … продавцы, учителя, доктора, милиционеры, певицы, водители.
- Кто догадался, какая тема урока? (СЛАЙД 11_2 Тема урока) “Все профессии важны”
- У вас на парте желтые лепестки, а на доске 3 цветка.
- Прикрепите свои лепестки к серединке того цветка, который, по-вашему мнению, будет правильным ответом <Рисунок 5> на мой вопрос! (СЛАЙД 12_№ листков) Напишите на них свои имена.
№1 Кто считает, что он мало знает о профессиях, и хотел бы еще больше узнать?
№2 Кто знает профессии, но еще не все?
№3 Кто все знает о профессиях, и будет мне сегодня много помогать?
Видно, что вы знаете профессии, но еще не все, мы сегодня поговорим о некоторых из них.
- Что же обозначает слово “профессия”? (Ответы детей).
Если мы обратимся к словарю русского языка, то прочтём … (это род трудовой деятельности, занятий, требующий определённой подготовки и являющийся обычно источником существования, это то, чем человек занимается, по-другому, это его работа. (СЛАЙД 13_ Определение профессии)
- А какие профессии вы знаете?
- Да. И сегодня у нас парад профессий. Вы хотите в нем поучаствовать?
- Тогда устраивайся поудобнее и слушай.
Кто на стульчике сидел,
Кто на улицу глядел,
Боря пел,
Олег молчал,
А Сергей ногой качал.
Дело было вечером,
Делать было нечего.
Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
Я хочу стать программистом, ну а вы?
Программистом - это клево,
Ну, а я не знаю – кем.
Все профессии нужны,
Все профессии важны!
Сегодня день – особенный!
Собрались мы сюда, друзья,
Работать будем в группах,
И ты, и он и я!
- Сегодня мы с вами разобьемся на три группы – три ряда: 1, 2, 3! Но перед этим нам с вами нужно познакомиться с правилами работы в группах.
(СЛАЙД 14_ Правила работы в группах)
- Я надеюсь, что вы запомнили их и не подведете меня! За правильные ответы вы будете получать жетоны.
- У каждого на столе конверт. Возьмите картинки и попробуйте узнать профессию (работа в группах). Все это вы делаете вместе, не ссорясь друг с другом.
1р – учитель <Рисунок 6>
2р – доктор <Рисунок 7>
3р – милиционер <Рисунок 8>
(С каждого ряда выходит группа ребят для объяснения своего выбора)
- А к каким отраслям экономики они относятся? (медицина, образование и правоохранительные органы)
- Сейчас я буду называть слова – предметы, слова – признаки, слова – действия предметов. Если вы услышите слово, относящееся к вашей профессии, то топайте ногами. А если слово не относится к вашей профессии, то должна быть тишина. Таким образом, мы проверим, хорошо ли вы знаете эти профессии.
4. Материал (слова говорить в разброс):
Учитель: школа, школьник, звонок, портфель, букварь, тетрадь, дневник, пенал, учит, строгая, добрая, читает, пишет, рисует, внимательная)
Врач: больница, поликлиника, лекарства, укол, градусник, бинт, таблетки, лечит, добрый, ловкий, перевязывает, чуткий, капли, слушает, банки)
Милиционер: свисток, тротуар, переход, транспорт, регулирует, расследует, следит, внимательный, вежливый, строгий, значок, наручники, светофор, дети, жезл)
- А какие еще школьные профессии вы знаете? (СЛАЙД 15_ Учителя)(повар, медсестра, завхоз, уборщица, лаборант)
- А какие названия профессий врачей вы знаете? (СЛАЙД 16_Врачи)(лор, стоматолог, окулист, хирург, кардиолог)
- А какие милицейские профессии вы еще знаете? (СЛАЙД 17_Милицонер)(инспектор, участковый, следователь, дежурный)
- А сейчас для каждой команды загадки, отвечайте по очереди, не выкрикивайте! Мы проверим, как вы знаете и другие профессии (с показом рисунков).
Загадки про профессии:
В небе звездочка искрится,
Спит клубком усатый кот,
А ему всегда не спится –
Всегда он затемно встает.
Каша булькает легонько,
И яичница шипит,
И под вкусный шум и гомон
В спальни входит аппетит. (СЛАЙД 18_1_Повар)
Наведет стеклянный глаз,
Щелкнет раз – и помнит вас. (СЛАЙД 18_2_Фотограф)
Он красил перила на лестничной клетке.
Я очень спешу, - говорил он соседке,
Мне нужно скорее докрасить перила,
Покуда не кончились в банке белила.
(СЛАЙД 18_3_Маляр)
Почту, письма и журналы –
Он по домам разносит,
Ходит он во все кварталы,
В каждый дом заходит. (
СЛАЙД 18_4_Почтальон)
Встаем мы рано, ведь наша забота –
Всех отвозить по утрам на работу.
(СЛАЙД 18_5_Водители)
Сидит, склонившись за столом,
Он час, и два, и три
И водит тоненьким пером
До утренней зари.
(СЛАЙД 18_6_Писатель)
- А теперь попробуйте узнать профессии по-другому, я назову несколько вещей-предметов, которые нужны людям определенной профессии, а вы вспомните эти профессии.
1. Чек, весы, касса … (Продавец)
2. Шланг, вода, костюм … (Пожарный)
3. Ножницы, шампунь, лак … (Парикмахер)
- С какой буквы начинаются все эти слова? (П)
- А какие еще профессии на эту букву вы знаете? (повар, писатель, портной, певец, птичница, пастух, пчеловод, пожарный, продавец, прачка и т д.)(СЛАЙД 19_1_На букву П)
- А чем занимаются люди этих профессий?
- А по одному предмету (показ рисунков: корова, туфли, алмаз, торт, планета, TV, футбольный мяч, телефон, лампочка)сможете узнать профессию? (СЛАЙД 20_9 раз)
- Смотрю, вам очень много знакомо профессий, а скажите, что вы знаете о профессии кинолога (СЛАЙД 21_1 Кинолог)? Чем занимаются люди с такой профессией? (СЛАЙД 21_2_Кинолог)
- А оказывается, это человек, который занимается изучением и разведением собак.
- Очень важная и другая профессия, соберите слово, оно поможет нам, угадать эту профессию (буквы из слова ГИБДД) (СЛАЙД 22_ГИБДД) – инспектор ГИБДД (СЛАЙД 23_1_Инспектор ГИБДД), кто это такой? Чем занимается?
Г – государственная
И - инспекция
Б - безопасности
Д - дорожного
Д - движения
Инспектор ГИБДД <Рисунок 9> управляет дорожным движением, следит за соблюдением ПДД водителями, пешеходами и пассажирами, обеспечивает безопасность на проезжей части дороги. Он одет в форменную одежду. Сзади на куртке у него три большие буквы “ДПС”, что означает “Дорожно-патрульная служба”. Впереди на куртке прикреплен нагрудный знак, где написано “милиция”, “ДПС”, изображен двуглавый орел и есть номер, по которому можно узнать, где работает инспектор. (СЛАЙД 23_2_Инспектор ГИБДД)
У него есть свисток, чтобы привлекать внимание водителей и пешеходов, и жезл - это такая палка с черными и белыми полосами, которую инспектор держит в руках. Жезлом инспектор управляет дорожным движением, то есть регулирует его.
- А вот еще об одной важной профессии, что за профессия, угадайте?
Встанем мы, когда вы спите,
И муку просеем в сите,
Докрасна натопим печь,
Чтобы хлеб к утру испечь.
(пекарь)
- Но только лишь он участвует в появлении хлеба на прилавках?
- Давайте, почитаем об этом в учебнике на стр.128.
- Люди, каких профессий еще помогают пекарю испечь хлеб? (СЛАЙД 24_Хлебные профессии)
- Так какую работу они выполняют? Зачитайте из текста.
- Вот, оказывается, сколько существует профессий, с которыми вы пока еще не знакомы!
И это крошечная часть всех существующих на земле. Перечислить все профессии и специальности человека невозможно. Ведь с каждым годом появляются все новые и новые.
– Людей различных профессий можно назвать волшебниками, так как руки мастеров создают предметы необыкновенной красоты и очень нужные людям. Без чего невозможна нормальная жизнь людей.
– Очень важно, чтобы каждый человек выбрал себе дело по душе. Счастлив тот человек, который занимается любимым делом, кто правильно выбрал себе профессию. О таком человеке говорят, что он на своем месте или что у него золотые руки. Я желаю вам правильно избрать свой путь. В заключение послушайте стихотворение и подумайте, о чем оно:
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал портной:
– Шить платья мне не хочется,
Устрою выходной!
И все портные в городе
За ним ушли б домой.
Ходили б люди голые
По улице зимой.
Подумайте, что было бы,
Когда сказал бы врач:
– Рвать зубы мне не хочется,
Не буду, хоть ты плачь!
Больным врачебной помощи
Не стало б никакой.
А ты б сидел и мучился
С подвязанной щекой.
Подумайте, что было бы,
Когда б сказал шофер:
– Возить людей не хочется! –
И выключил мотор.
Троллейбусы, автобусы
Засыпало снежком,
Рабочие на фабрики
Ходили бы пешком.
Сказал учитель в школе бы:
– Мне в нынешнем году
Учить детей не хочется,
Я в школу не приду!
Тетради и учебники
Валялись бы в пыли,
А вы бы неучеными
До старости росли.
Подумайте, какая бы
Случилась вдруг беда!
Но только так не сделает
Никто и никогда,
И люди не откажутся
От нужного труда:
Учитель обязательно
Придет наутро в класс,
А пекари старательно
Хлеб испекут для вас.
Любое дело выполнят,
Что им ни поручи,
Портные и сапожники,
Шоферы и врачи.
Мы все семьею дружною
В одной стране живем,
И каждый честно трудится
На месте на своем.
– Какой вывод вы сделали из этого стихотворения? О чем оно заставило вас задуматься?
Все профессии важны, и все люди работают на благо других людей.
5. Дача домашнего задания:
- Вот и подходит к концу наш урок, но напоследок хочу вам сказать:
“Помните, все профессии хороши – выбирай на вкус!” Неважно, какую профессию выберет каждый из вас, лишь бы она была вам по душе.
- И поэтому дома напишите несколько строчек о том, кем вы мечтаете быть, когда вырастите. И добавьте в ваши ответы то, что вы знаете об этой профессии. А кому будет это сделать сложно, то просто нарисуйте себя в будущем, кем по профессии вы себя видите?
6. Итог урока, рефлексия:
- А теперь посчитайте свои жетоны, у кого сколько?
- Какие чувства вы испытывали во время урока?
- Что понравилось?
- А что нового вы узнали?
- Над чем задумались?
- Чему удивились?
- А вам нравится работать в группах? Почему?
- Я очень рада, что вам понравилось, а еще хочу вас попросить раскрасить
(СЛАЙД 25_Рефлексия 1)окошки домика <Рисунок 10>.
ЕСЛИ ЗАДАНИЕ, (СЛАЙД 26_Рефлексия 2)КОТОРОЕ Я НАЗОВУ, ВАМ ПОНРАВИЛОСЬ, И БЫЛО ЛЕГКО ЕГО ВЫПОЛНЯТЬ, ТО ЗЕЛЕНЫМ ЦВЕТОМ, А ЕСЛИ БЫЛО ТРУДНО И НЕИНТЕРЕСНО – КРАСНЫМ.
Найдите 1 окошко – проверка Д/з,
2 окошко – путешествие, закрыв глаза,
3 окошко – определять, много ли вы знаете о профессиях, крепить лепестки,
4 окошко – работать по группам,
5 окошко – отгадывать загадки, отгадывать профессии людей,
6 окошко – знакомиться с новыми профессиями, или узнавать о них больше.
- Спасибо вам, детки, за этот замечательный урок!
Мне было с вами интересно и приятно работать! (СЛАЙД 27_Спасибо!)
См. приложение 1 - презентация к уроку.
Дополнительные игры:
“Узнай слово” П.В.Р и т.д.
“Выбери лишнюю профессию” из 4-ех
“Собери название профессии из букв”: повар, врач, маляр, швея, моряк и т.д.
Игра “КТО Я по профессии?”