Методические рекомендации:
ЦЕЛИ:
- Закрепить знания устной и письменной нумерации, о вычислительных навыках в пределах миллиона.
- Закрепить умения вычислять площадь и стороны по известной стороне и площади.
- Закрепить знания об основных исторических эпохах, великих исторических событиях.
- Развивать зрительную память, логическое мышление, пространственную ориентацию.
- Воспитывать интерес к математике и истории.
ОСОБЕННОСТИ УРОКА:
- Урок-путешествие
- использование НИТ
- большая предварительная подготовка
- система опережающего задания,
- подготовка детей для работы с историческим материалом.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- наглядные пособия:
- рисунок машины времени,
- рисунок заколдованной цифры,
- рисунки разных исторических эпох,
- камни-ответы,
- компьютеры, экран и проектор,
- доска, мел,
- ЭУ “Приключения на ПЛАНЕТЕ ЧИСЕЛ 2”, Компания “Бука”, 2000 год.
- раздаточный материал для рефлексии.
Ход урока
СМ. ПРИЛОЖЕНИЕ – презентацию к уроку
1. ОРГМОМЕНТ:
-Сегодня мы с вами закрепим все, что изучили раннее в этом году. В этом нам поможет машина <Рисунок 1>, которая перенесет нас в прошлое. Мы побываем в разных исторических эпохах и в необычных местах, не забывая о цели нашего урока. (СЛАЙД 1)
2. УСТНЫЙ СЧЕТ:
А) (индивидуальная работа)
- Машина времени бездействовала много лет и для начала путешествия необходимо набрать код, (СЛАЙД 2) который соответствует наибольшему шестизначному числу, составленному из заколдованной цифры <Рисунок 2> … (0, 1, 2, 4, 6, 9) (ответ: 964 210)
- Какие еще шестизначные числа можно составить из этих цифр?
- А можно ли составить шестизначное число, которое начинается с наименьшей цифры?
(звонок машины)
Б) (коллективная деятельность)
- Итак, начинаем свое путешествие. (СЛАЙД 3) Мы летим, 6 секунд с космической скоростью 500 км\сек.
- Как далеко мы улетим от нашего времени?
- Как найти скорость и время?
- Мы увеличим скорость и пролетим еще 3000 км уже за 3 секунды.
- С какой скоростью мы станем лететь?
В) (коллективная деятельность)
- А сейчас мы остановимся в необычном месте <Таблица 1>. Здесь мы встретимся с представителями разных исторических эпох. Необходимо выстроить их по порядку времени в истории. Если вы сделаете это правильно, то ответы в примерах будут возрастать (СЛАЙД 4).
Задание:
Расставить рисунки с самого древнего.
Решаем примеры снизу вверх, переворачивая рисунки, и проверяя правильность ответа и последовательность рисунка в истории.
3. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО:
(Запись числа, классной работы)
А) (коллективная деятельность)
Игра <Таблица 1> на развитие зрительной памяти (СЛАЙД 5):
- Кто изображен на нижнем рисунке?
- Кто победил в войне, на втором рисунке сверху?
- Сколько богатырей на рисунке?
- Какого цвета платье на даме из XVIII века?
- Как греются люди на нижнем рисунке? и т.д..
(Проверка и итог этой работы)
Б) (индивидуальная работа в тетрадях)
- Продолжаем наш полет по следующему курсу (звонок машины) (СЛАЙД 6)
- Находим точку в тетради и 5кл. вправо, 6кл. вниз, 4кл. влево, 5кл.вверх, 5кл.вправо, 6кл.вниз, 4кл.влево и т.д.
- Что получилось? <Рисунок 3>
- Как и наше общество, оно в развитии тоже напоминает спираль, то резко продвигается вперед, то топчется на месте, то возвращается назад.
В) (коллективная деятельность)
- И вот мы с вами на Земле 570 млн. лет тому назад (СЛАЙД 7). Тут грохочут могучие вулканы, из недр вырываются огненные потоки лавы и текут по бесконечной каменной пустыне <Рисунок 4, 5>. Чтобы не погибнуть здесь нужно по камешкам перебежать в безопасное место. И камни эти нужно правильно разложить, решив примеры с многозначными числами (по 1 человеку решают у доски, находят правильный ответ на столе, прикрепляют камень с буквой; запись примеров под диктовку.) (СЛАЙД 8)
43 240+19 063
196 018-29 136
31 440:4
23 076:9
4 040*3
92 000*5
(На доске получается запись решений примеров <Рисунок 6> и ответов, а под ними камешки с буквой) (СЛАЙД 9)
62 303 168 888 7 860 2 564 12 120 460 000
П Р О Ш Л И
Г) (индивидуальная работа)
- Все вы, наверняка, слышали о таинственных <Рисунок 7> пирамидах. (СЛАЙД 10, 11, 12)Чтобы вспомнить, где они находятся, и куда мы сейчас отправимся, нужно решить цепочку примеров.
Д) (2 за доской – решение с пояснениями каждое действие, остальные – в тетрадях)
- В одной из этих пирамид была найдена таинственная записка
(в виде старинного папируса) (СЛАЙД 13):
НА ОДНОЙ ИЗ СТЕН ГРОБНИЦЫ ХЕОПСА В ГИЗЕ БЫЛА ОБНАРУЖЕНА ФРЕСКА С ЕГИПЕТСКИМИ ИЕРОГЛИФАМИ. В ШИРИНУ ФРЕСКИ СВЕРХУ И СНИЗУ РАСПОЛАГАЛОСЬ ПО 172 ИЕРОГЛИФА, А В ШИРИНУ: СПРАВА И СЛЕВА, ПО 112. КРОМЕ ТОГО, ВНИЗУ БЫЛА НАДПИСЬ ИЗ 98 ИЕРОГЛИФОВ. СКОЛЬКО ВСЕГО ЗНАКОВ-ИЕРОГЛИФОВ БЫЛО НА ЭТОЙ СТЕНЕ?
Е) (индивидуальная работа с взаимопроверкой)
- На стенах пирамиды также была обнаружена и (СЛАЙД 14) другая надпись, вот она
(после расшифровки, получается пример, его записываем его на доске)
8*20 300-36 026:7+18*9=157 287
1) 8*20 300=162 400
2) 36 026:7=5 275
3) 18*9=162
4) 162 400-5 275=157 125
5) 157 125+162=157 287
Ж) Разминка: (СЛАЙД 15)
- Сколько букв, в слове “школа” (“история”)?
- Сколько слогов в слове “математика”?
- Сколько сторон у шестиугольника?
- Сколько всего десятков в числе 2 100?
- Как называется результат при делении?
- Сколько минут в трех часах?
- Что это за фигура: 4 прямых угла, 4 стороны, противоположные стороны равны?
- Что за фигура: 4 стороны, 4 угла, все стороны равны?
З) (парная работа за ПК с использованием ЭУ)
- А сейчас отправимся в будущее и попутешествуем с героями игры “Приключения на ПЛАНЕТЕ ЧИСЕЛ 2”. (СЛАЙД 16)
- На экране мониторов выберите героя, за которого будете играть. Кому вы будете помогать спасать пропавшие числа. Напечатайте его имя. Определим ваш возраст 8 - 10 лет. И нажмем клавишу “Играть”. <Рисунок 8>
- Послушайте небольшой рассказ нашего героя и выберите “домик ИГРУШЕК”, левой кнопкой мыши. <Рисунок 9>
- Сейчас мальчик расскажет вам условия игры. Слушайте внимательно! <Рисунок 10>
- Выполните задания, нажимая выбранную фигуру или тело левой кнопкой мыши. <Рисунок 11>
- А теперь наш герой за хорошую работу хочет вас наградить, и предлагает вам свои разукрашки! <Рисунок 12>
- Выберем Медвежонка – путешественника! Разукрасим его! <Рисунок 13>
- Чтобы выйти из программы, нажмем галочку! <Рисунок 14>
- А теперь посмотрим, каких результатов вы добились! <Рисунок 15>
И) (групповая работа: Ж, Ф – I вариант, З, Г – II вариант)
-Ну, а теперь отправляемся в наше время. Внизу показались наши (СЛАЙД 17) домики. Какую они имеют форму, когда мы смотрим на них сверху?
-Давайте составим и решим задачи <Рисунок 16>
- Вот мы и дома!
4. ДАЧА ДОМАШЕНГО ЗАДАНИЯ:
- Ты уже знаешь, что котята – пушистые, сироп – липкий, лед – скользкий, наждачка – шершавая. Эти и другие ощущения возникают при прикосновении к ним, или другими словами, благодаря нашему осязанию. Сегодня дома Вы изобретете свои ощущения, которых Вы еще не испытывали!
- Представьте, что Вы на экскурсии в музее (СЛАЙД 18), где вместо таблички “РУКАМИ НЕ ТОРГАТЬ!” висит табличка “ДОТРОНЬСЯ И ПОЧУВСТВУЕШЬ!”
- В этом музее будут такие экспонаты <Рисунок 17, 18, 19>, как каравелла Христофора Колумба “Санта – Мария”, саркофаг фараона, греческие амфоры…
5. РЕФЛЕКСИЯ:
- А сейчас я хочу, чтобы вы показали, каким цветом вы окрасили бы сегодняшний урок? (СЛАЙД 19) (у каждого ребенка набор <Рисунок 20>разноцветных сердечек, он выбирает одно, после чего учитель объясняет значение каждого цвета:
Красный – радостно,
Желтый – приятно,
Зеленый – спокойно,
Синий – грустно,
Фиолетовый – тревожно,
Оранжевый – удовлетворительно,
Черный – неудовлетворительно.)
- Я рада, что вам понравился сегодняшний урок, ведь красный цвет- цвет радости, любви и полноты жизни.
6. ОБОБЩЕНИЕ И ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА:
-Вот и подходит к концу наше путешествие. Необходимо сделать последнюю запись в нашем бортовом журнале. Постройте точки <Рисунок 21> на координатной плоскости (СЛАЙД 20) и последовательно соедините их: (2;1) (4;1) (5;2) (5;3) (4;4) (2;4) (2;6).
- Что у вас получилось?
- Молодцы?
- Чем было полезно наше путешествие?
- Что понравилось, запомнилось?