Конспект занятия в подготовительном классе по теме "Знакомство с буквой Р. C.Михалков «Про сома»"

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками


Цели:

  • познакомить с новой буквой и вспомнить изученные;
  • развивать навык слогового чтения;
  • обогащение и активизация словаря ребенка, развитие связной речи,
  • развитие творческих способностей,
  • развитие и тренировка памяти, внимания и наблюдательности,
  • развитие навыков изодеятельности,
  • развитие памяти, словесно-логического мышления,
  • развитие артистических способностей и фантазии,
  • развитие организованности и усидчивости.

1. Оргмомент

Вот мы и встретились с вами вновь.

  • Сколько концов у двух палок?
  • Назовите имена трех девочек.
  • У кошек рождаются котята, а у коров?
  • Что наступает после зимы?
  • Какой сейчас месяц?
  • А число?
  • А день недели?
  • А какое сейчас время суток?

2. Проверка Д\задания

На прошлых занятиях мы с вами говорили об Африке и африканских животных. Каких животных Африки вы помните? Кто кого смог нарисовать, какие клички вы дали своим животным?

А какое животное самое большое? А кто расскажет стихотворение о слоне?

3. Дыхательная гимнастика

Поиграем с языком. Наш язычок в домике живет за заборчиком. Покажите свой заборчик, почистим заборчик язычком (чистим языком зубы). Надоело язычку сидеть за заборчиком, и решил он погулять, и стал выглядывать на улицу (язык туда-сюда), а потом вышел и смотрит, есть ли лужи на земле (язык на нижней губе лежит широкий) затем посмотрел, есть ли солнышко на небе (язык широкий на верхней губе).

4. Мелкая моторика

Видит, на небе дождь идет. Сейчас я вам буду говорить, как идет дождь: медленно шли быстро: кап… кап… А вы пальчиком по столу стучите, покажите как это бывает.

5. Работа в альбомах

А теперь покажем, как идет дождь. Ставим капельки (точки по всему альбомному листу).

А теперь капельки превращаем в ручейки (соединяем попарно поставленные точки).

6. Повторение изученных букв

Дождик капал и накапал целое озеро. А в нашем озере плавают знакомые вам рыбки.

Д/и “Рыбалка” (повтор изученные буквы), Д/и “Слоговая ромашка” (чтение слогов с изученными буквами).

А какие слова вы помните, которые начинают на эту букву.

7. Знакомство с новой буквой

Вчера, когда я шла домой на двери магазина я прочитала несколько объявлений и до сих пор не поняла, кто же их написал. Помогите мне разобраться?

  • Прошу разбудить меня весной. Приходите лучше с медом!
  • Добрым, но одиноким птицам могу помочь обрести семейное счастье! Высиживайте моих птенцов!
  • Тому, кто найдет мой хвост: оставьте его себе на память и не беспокойте меня по таким мелочам, ведь у меня вырастет новый!
  • Помогу всем, у кого сломался будильник!
  • Я самая обаятельная и привлекательная, кого хочешь обману!
  • Кому нужны иглы, обращайтесь ко мне!
  • Очень хочу с кем-нибудь поговорить, ведь в моей семье все молчуны. Когда пойдете ко мне в гости оденьте все то, что не промокает!

У этой маленькой животинки
Сто серебряных монеток на спинке,
Живет она в воде,
Не ходит по земле.
Плавает под мостиком
И виляет хвостиком.

(показ игрушки рыбки)

Положите столько палочек, сколько звуков в слове р-ы-б-а!

Посчитаем слоги! РЫ-БА – 2 слога.

Назовите первый звук в слове? Этот звук живет в букве Р (повесить букву).

8. Физминутка

Игра “Если нравится тебе, то делай так …”

9. Знакомство с новой буквой (продолжение)

Давайте заштрихуем нашу букву как море для нашей рыбки (волнистыми линиями букву в тетради).

Д/и “На что похожа буква?”

Пропечатаем нашу новую букву (показ с объяснением).

А каких еще рыб вы знаете? (дети называют известных им рыб, и все вместе делим их названия на слоги).

А вы знаете, как полезно кушать рыбу, в ней содержится очень много полезных веществ, для того чтобы быть здоровым.

10. Чтение слогов:

А вот наши рыбки (буквы на магнитах) захотели поплавать <Рисунок 1, 2, 3, 4,5, 6>. Рыбка Р “плывет” к рыбке А, что получает РА, и т. д. с изученными гласными. (штриховка параллельно в тетради прочитанных слогов):

img1.jpg (11915 bytes)img2.jpg (12138 bytes)

img3.jpg (11383 bytes)img4.jpg (11620 bytes)

img5.jpg (11164 bytes)img6.jpg (11457 bytes)

Задание на узнавание изученной буквы

А теперь найдите новую букву Р в ваших текстах, ее мы будем обводить в кружок.

(ПАУЗА – 10 минут)

12. Повторение изученного

Итак, какую букву новую вы узнали?

Вы очень хорошо работаете, и за это я хочу вам показать волшебную палочку (указка). Она не простая, а волшебная. Я молчу, вы молчите и волшебная палочка молчит, но как только она дотронется до какого-нибудь предмета, то сразу же зазвучит его название. Итак, палочка, начинай! (показ предметов на букву Р: рука, ручка, ресницы, рот)

Сколько слов палочка показала? Какое слово лишнее? (ручка) Почему? Какое слово первое? Последнее? Придумайте еще слова на букву Р.

13. Развитие речи

Сейчас мы с вами отправляемся на рыбалку <Рисунок 7>. Придумайте предложения по картинке.

img7.jpg (15747 bytes)

А вот рыбки, которые мы поймали <Рисунок 8> .

img9.jpg (18859 bytes)

Чем они отличаются?

14. Подвижная игра “Рыбки и щука”

Дети двигаются, изображая рыбок, сопровождают движения стихами.

Мы умеем быстро плавать,
Любим прыгать и нырять.
Раз, два, три, четыре, пять –
Ни за что нас не поймать.

Вдруг водящий кричит “щука”, и дети убегают, “щука” ловит “рыбок”.

15. Развитие мышления

Есть такое интересное морское животное, это тоже рыбка – морской конек. <Рисунок 9>

Он очень быстро передвигается, давайте с ним поиграем в игру “Прыжки”, он прыгает как и наши другие звери по клеткам. <Рисунок 10>

img10.JPG (8608 bytes)

16. Работа по тексту

Мы продолжим нашу рыбалку и сейчас начнем ловить очень большую рыбу – сома. <Рисунок 11>

Послушайте внимательно одну историю, а потом постарайтесь ответить на вопрос: Почему сома было трудно поймать?

(Чтение текста “Про сома” С. Михалкова).

Где жил сом?

А как он вел себя во сне?

В какую погоду рыбаки ловили сома?

А какую еще рыбу они хотели поймать?

Какой он был, сом?

Как глубоко лежал сом под водой? Это сколько? (показ метра)

Какие вопросы задавали себе рыбаки?

Я прочитаю еще раз про то, как сом “сбежал” от рыбаков, а вы подумайте и скажите, почему он смог убежать от них?

Давайте напишем записку этому сому (совет, пожелание, просьбу, поздравление)

Кого вам жалко в этом стихотворении? Почему? Давайте “спрячем” главных героев в геометрические фигурки.

А вы сами бывали на рыбалке? Чем полезна рыбалка?

Рисование:

А как вы думаете, бывают ли рыбы волшебными <Рисунок 12> ? Почему они так называются? В какой сказке? Кто ее автор?

Давайте нарисуем по шаблону своих золотых волшебных рыбок.

Дача домашнего творческого задания (по желанию):

Где еще, кроме реки, могут жить рыбы?

А как вы думаете, почему оно соленое? Подумайте об этом и расскажите нам об этом на следующей неделе.