Класс: 9-й.
Цель:
- Сформировать представления о воздействии различных производств на природные комплексы ХМАО и Нижневартовского района, познакомить учащихся с экологическими проблемами и возможными путями их решения.
- Развивать экологическое мышление, умения работать с различными источниками географической информации, статистическими данными, строить диаграммы, графики, анализировать, делать выводы.
- Воспитывать чувства ответственности за сохранение окружающей среды, любви к своему краю, необходимости охраны природы.
Оборудование: карта Ханты-Мансийского округа, учебники, атласы, дополнительная литература, карточки-задания.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма проведения урока: работа в группах.
Ход урока
1. Организационный момент. Актуализация знаний.
Здравствуйте, ребята! Мы сегодня продолжаем знакомство с экологической обстановкой в нашем округе и районе. И мне хотелось бы начать урок словами
Р. Рождественского, которые станут эпиграфом нашего урока:
Кромсаем лед
Меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот,
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого… пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц
И земли без воды…
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.
Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь, какова тема нашего урока?
(предположения учащихся, запись темы в тетрадь)
А теперь, давайте определим цели нашего урока, что нам предстоит узнать, чему научиться? (Совместная выработка целей, четкая формулировка которых дана на доске, сообщение порядка работы.)
Знать: экологические проблемы округа и района, вызванные воздействием различных промышленных комплексов, пути решения этих проблем.
Уметь: работать с учебником, строить диаграммы, графики, заполнять таблицу, слушать и анализировать, делать выводы.
2. Изучение нового материала.
Тема урока касается промышленных комплексов, давайте вспомним, какие промышленные комплексы или производства развиты в нашем округе.
(ТЭК, лесной комплекс – заготовка и обработка древесины, транспортный комплекс, социальная инфраструктура – ЖКХ.) Чрезмерно интенсивная разработка нефтяных и газовых месторождений, заготовка леса, развитие транспорта, прокладка дорог без экологической оценки привели к тому, что уже в 1991 году Нижневартовский регион был объявлен зоной экологического бедствия. Такая ситуация наблюдается не только у нас, но и в других районах округа. Поэтому сегодня на уроке нам нужно, работая в группах, выяснить, как перечисленные производства влияют на окружающую среду.
Для изучения нового материала формируется четыре группы, по желанию. Учащиеся сами выбирают бригадира, который контролирует работу группы, следит за порядком. Каждая группа получает индивидуальное задание, связанное с воздействием какого-либо производства на природу ХМАО. Учащиеся выполняют задания в течение 15-20 минут, используя учебники, дополнительную литературу, карточки-задания. Учитель выступает в роли консультанта. В группе учащиеся могут объединяться в пары, каждый должен принять участие в работе группы, выбрав себе определенное задание. При медленном темпе работы класса первое задание в карточке можно дать заранее, чтобы ученики выполнили его дома.
3. Выступления групп.
Когда задания все выполнены, каждая группа отчитывается о проделанной работе. При ответе ученики должны сформулировать наиболее важные экологические проблемы, вызванные тем или иным видом деятельности человека, предложить пути решения проблем. О том, кто будет рассказывать о результатах (в течение 3-4 минут), группа решает заранее. После выступления группе могут быть заданы дополнительные вопросы, на которые нужно ответить.
4. Коллективное обсуждение результатов работы.
После выступления всех групп, делается общий вывод по изученной теме: “Наибольший ущерб природе округа и Нижневартовского района наносят предприятия топливно-энергетического комплекса. При развитии всех видов производств на территории округа нужно проводить экологическую экспертизу и контрольные проверки. Производство должно стать экологически безопасным и предельно ответственным. При размещении на территории ХМАО новых производств необходимо учитывать современную экологическую ситуацию в округе”.
Также выясняются вопросы: достигнуты ли цели урока, что больше всего понравилось или не понравилось, что мешало в работе, в какой форме провести следующий урок?
Литература.
- География Ханты-Мансийского автономного округа: Учебное пособие для 8 – 9 классов. – М.: Экопрос, 2000.
- Состояние окружающей среды и природных ресурсов в Нижневартовском районе. Ежегодник. Выпуск 2. 1997 г. – Нижневартовск, 1998.
- Состояние окружающей среды и природных ресурсов в Нижневартовском районе в 2000-2002 гг. Ежегодник. Выпуск 5. – Нижневартовск, 2003.
- Чижов Б.Е. Лес и нефть Ханты-Мансийского автономного округа. – Тюмень, 1998.
- Экология Ханты-Мансийского автономного округа. Издательство “Софт Дизайн”, Тюмень, 1997.
Карточка 1. Тема “Воздействие ТЭК на окружающую среду”
1) Используя текст учебника (с. 186 – 187) и дополнительную литературу, заполните таблицу:
Таблица 1
Воздействие топливно-энергетического комплекса на природу | Проводимые или предлагаемые природоохранные мероприятия |
2) Постройте столбчатую диаграмму “Источники загрязнения атмосферного воздуха на территории Нижневартовского района при эксплуатации нефтяных месторождений” по
следующим данным:
Таблица 2
Год | Количество источников, шт. |
2000 | 61104 |
2001 | 62323 |
2002 | 63850 |
Сделайте вывод.
3) Оцените доводы сторонников и противников проектов создания совместных с зарубежными странами крупнейших нефтехимических комплексов на Оби (в Сургуте и Нижневартовске). Приведите свои доводы “за” и “против”. Какова ваша точка зрения?
“за” | “против” |
1. Наличие нефтегазового сырья, не комплексно используемого. | 1. Создание комплексов в слабо освоенном районе чрезвычайно дорого. На эти средства можно технически перевооружить уже существующие производства. |
2. Сжигание до 12 млн. м попутного газа – ценного сырья для химической промышленности. | 2. В районы строительства потребуется привлечь много людей, а затраты на каждого человека в 3-3,5 раза превышают необходимые средства для улучшения условий жизни людей в обжитых районах. |
3. Производство дорогой продукции химической промышленности, которая может экспортироваться вместо дешевой сырой нефти. | 3. Концентрация химических производств в одном районе, в том числе в зоне легко ранимой природы, ухудшит экологическую ситуацию и условия жизни Приобья. |
4. Создание комплексов предусматривает улучшение условий жизни северян. |
Карточка 2. Тема “Воздействие лесопромышленного комплекса на окружающую среду”
Используя текст учебника (с. 187- 188), заполните таблицу:
Таблица 1
Воздействие лесопромышленного комплекса на природу | Проводимые или предлагаемые природоохранные мероприятия |
2) Постройте графики “Численность охотничье-промысловых животных
Нижневартовского района, число особей” по данным:
Таблица 2
Вид | 1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. |
Лось | 2600 | 2560 | 2400 | 1840 |
Северный олень | 10 | 20 | 30 | 20 |
Соболь | 5000 | 5100 | 3100 | 1770 |
Норка | 3500 | 3690 | 2800 | 1310 |
Белка | 33500 | 21380 | 12400 | 8840 |
Заяц-беляк | 18000 | 17900 | 6600 | 6920 |
Волк | 30 | 30 | 30 | 30 |
Сделайте вывод.
3) Используя дополнительную литературу и личный опыт, сформулируйте и запишите тезисы о значении леса.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка 3. Тема “Воздействие транспорта на окружающую среду”
1) Используя текст учебника (с. 188- 189), заполните таблицу:
Таблица 1
Воздействие транспортного комплекса на природу | Проводимые или предлагаемые природоохранные мероприятия |
2) Постройте столбчатую диаграмму “Количество автотранспортных средств в Нижневартовском районе, физические лица” по данным:
Таблица 2
Тип транспортных средств | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. |
Легковые автомобили | 4171 | 4739 | 5038 |
Грузовые автомобили | 218 | 242 | 449 |
Автобусы | 14 | 14 | 26 |
Сделайте вывод.
3) Проанализируйте данные таблицы, сделайте вывод.
Таблица 3
Поступление загрязняющих веществ в атмосферу от Нижневартовского авиапредприятия,т
2000 г. 2001 г. 2002 г. 24,082 25,123 25,122
Карточка 4. Тема “Воздействие жилищно-коммунального хозяйства на окружающую среду”
Используя текст учебника (с. 189 - 190), заполните таблицу:
Таблица 1
Воздействие жилищно-коммунального хозяйства на природу | Проводимые или предлагаемые природоохранные мероприятия |
2) Проанализируйте приведенную ниже таблицу, сделайте вывод.
Таблица 2
Количество сбрасываемых загрязняющих веществ в водоемы Нижневартовского района
Показатель | 2000 г. | 2001 г. | 2002 г. |
Объем сточных вод, млн.куб.м | 50,20 | 56,30 | 56,30 |
Нефтепродукты, т | 4,00 | 6,00 | 6,00 |
Взвешенные вещества, т | 496,00 | 572,00 | 572,00 |
Сухой остаток, т | 16049,00 | 17961,00 | 18446,00 |
Сульфаты, т | 958,00 | 1152,00 | 1072,00 |
Хлориды, т | 3324,00 | 3440,00 | 3538,00 |
Фосфор общий, т | 64971,00 | 71301,00 | 88397,00 |
Азот общий, т | 772741,00 | 792914,00 | 922744,00 |
Азот аммонийный, т | 91,45 | 77,90 | 99,60 |
Фенолы, т | 1,10 | 0,10 | 0,20 |
Нитраты, т | 679,60 | 683,20 | 815,60 |
СПАВ, т | 3,30 | 3,30 | 2,90 |
3) Постройте столбчатую диаграмму “Площадь земель, занятых под несанкционированные свалки в населенных пунктах Н-Вартовского района” (см. табл. 3), сделайте вывод.
Таблица 3
Размещение производственных и хозяйственно-бытовых отходов по Нижневартовскому району за 2002 г
Территория | Площадь санкционированных свалок | Кол-во вывезен-ных за год отходов | Несанкционированные свалки за год | Кол-во отходов на несанк-ционирован. свалках | Площадь земель под несанкциониров. свалки |
га | тыс. т | шт. | т | га | |
г.Нижневартовск | 34, 47 | 410,20 | 18 | 6,50 | 0, 48 |
г.Мегион | 13,80 | 89,40 | - | - | - |
г.Радужный | 8, 00 | 46,68 | 1 | 2300,0 | 1,20 |
г.Покачи | 5,40 | 32,35 | - | - | - |
г.Лангепас | 5,25 | 34,09 | 1 | 2,00 | 0,01 |
п.Новоаганск | 2,50 | 13,60 | - | - | - |