Инклюзивное образование в МДОУ № 32 "Айболит" компенсирующего вида, г. Усть-Илимск

Разделы: Работа с дошкольниками, Инклюзивное образование


Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят “особенный” не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие его особые потребности. Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на дошкольное образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками. В июне 2003 года коллектив МДОУ “Айболит” защитил программу развития и определил долгосрочные приоритетные цели, одна из которых заключалась в выводе ДОУ на городскую экспериментальную площадку по теме “Комплексное сопровождение детей “группы риска: дети с бронхиальной астмой, врожденным пороком сердца и дети-инвалиды” (январь 2005 года). Выбранная нами тема эксперимента имеет большой практический и теоретический интерес, так как в последнее десятилетие в системе образования в России усилиями ученых и практиков складывается особая культура поддержки и помощи ребенку в воспитательно-образовательном процессе – психолого-педагогическом сопровождении. Разрабатываются вариативные модели сопровождения, формируются его инфраструктуры (психолого-педагогические и медико-социальные центры, службы сопровождения ребенка, центры психолого-педагогического консультирования, и т.д.). Наметились позитивные тенденции в решении сложных вопросов нормативного и правового обеспечения деятельности службы практической психологии Министерства образования России (принято Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 года № 867), Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (Приказ Министерства образования РФ от 22 октября 1999 г. № 636), методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования (письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 года № 28-51-513/16) и другие. Принятая Правительством Российской Федерации Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения. Раннее сопровождение, целевое сопровождение различных “групп риска” стали элементами одной системы, своеобразными гарантами права ребенка на полноценное развитие.

История зарождения в системе образования комплексной помощи ребенку в развитии стала развиваться в российской педагогике сравнительно недавно вместе с формированием гуманистических ориентаций. В современных условиях комплексная проблематика здоровья детей приобретает глобальный характер. Разнообразные медицинские, демографические, социологические и другие данные, отражающие динамику состояния здоровья российских детей в последние годы, свидетельствуют о том, что так называемая “гуманитарная катастрофа” уже не тревожащая перспектива, а суровая реальность наших дней. Сложившиеся медицинские и методические подходы к определению стратегии построения оздоровительной работы не отвечают подлинной сложности и масштабам соответствующих задач (исследования Д.С. Шишова, Э.Н. Макшанцева, Л.М. Шипициной, А.К. Колеченко, Л.Левичевой и других). Одна из возможностей их решения связана с гуманитаризацией всей проблематики психического и физического здоровья современного ребенка-дошкольника и разработкой на этой базе комплексных, междисциплинарных методов анализа и способов проектирования источников детского развития в норме и патологии. Исходя их этого, может быть намечен комплекс эффективных лечебно-профилактических мер, создана система надежных средств психолого-педагогического, медико-социального сопровождения психофизического развития на протяжении всего дошкольного детства. Здоровье и основанная на нем жизненная целостность организма призваны стать точкой приложения усилий не только медиков, но так же педагогов и психологов, то есть – предметом проектирования, а не просто воздействия на наличное состояние.

Концепция сопровождения как новая образовательная технология в нашей стране разработана Е.И.Казаковой (1995-2001 гг). Комплексная помощь и поддержка ребенка в системе дошкольного образовательного учреждения это обеспечение разнонаправленной психолого-педагогической, медико-социальной поддержки детей и их родителей. Сложный процесс взаимодействия сопровождающих и сопровождаемого, результатом которого является решение и действие, ведущее к прогрессу в развитии сопровождаемого. Субъектом или носителем проблемы развития ребенка является не только он сам (или заболевание), но и его родители и педагоги, то есть “субъектный четырехугольник”. Согласно этой технологии определяются задачи по восстановлению индивидуально-личностного статуса ребенка-инвалида:

 

В процессе сопровождения лежит единство четырех функций:

Диагностика существа возникшей проблемы (в данном случае – заболевание ребенка);

Информация о существе возникшей или имеющейся проблемы и путях ее решения (реабилитационная карта ребенка-инвалида);

Консультация на этапе принятия решения (врач ДОУ) и выработка плана решения проблемы (служба сопровождения);

Первичная помощь на этапе реализации плана решения.

Статистика показывает, что постоянно растет заболеваемость детей дошкольного возраста, что связано с плохим состоянием здоровья беременных женщин, неблагоприятными условиями их труда и быта, падением жизненного уровня населения, ухудшением экологической обстановки.

Ситуация со здоровьем детей в городе Усть-Илимске усложняется еще и тем, что город расположен в местности, приравненной к районам крайнего Севера. Длительность холодного и темного периодов в течение года ведет к выраженной цветовой и световой депривации детей, значительному снижению иммунитета. Все процедуры природной адаптации растущего организма идут с большим дефицитом витамина “Д”, влияющего на развитие костно-мышечной системы ребенка, на его психику и т.д. В регионе в последние годы рождается около 15% здоровых малышей. В 2003 году в городе Усть-Илимске по данным статистики проживало детей в возрасте от 1 года до 7 лет – 4074 ребенка, посещало дошкольные образовательные учреждения – 3028 детей, из них с бронхиальной астмой – 70, с врожденным пороком сердца – 16, детей – инвалидов – 17 детей.

В мае 2003 года дошкольное учреждение “Айболит” защитило Программу развития. Целью, которой является создание адаптивной модели дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида, способствующую оптимизации деятельности всех служб учреждения для оказания эффективной оздоровительной, коррекционной, психолого-педагогической и методической помощи в развитии личности ребенка. Работая в режиме Программы развития, Совет по управлению проектом пришел к заключению – необходимо создать службу сопровождения, направив ее деятельность на более глубокую работу с детьми, имеющими серьезные проблемы в здоровье (бронхиальная астма, врожденный порок сердца, дети-инвалиды).

Контингент детей, посещающих дошкольное образовательное учреждение “Айболит” компенсирующего вида разнороден, но всех объединяет необходимость в проведении комплекса оздоровительных мероприятий без отрыва от воспитательного процесса, в комфортных для ребенка условиях микросоциума.

Наша служба сопровождения – это объединение специалистов разного профиля, осуществляющих процесс сопровождения, которая определила основные принципы сопровождения в условиях жизнедеятельности ДОУ:

рекомендательный характер советов сопровождающего: ведущей идеей сопровождения выступает положение о необходимой самостоятельности ребенка в решении актуальных для его развития проблем, именно поэтому логика сопровождения диктует необходимость отказа от “законодательных” решений, все решения службы сопровождения могут носить только рекомендательный характер. Ответственность за решение проблемы остается за ребенком, его родителями или лицами их заменяющими, педагогами, ближайшим окружением на разных стадиях развития проблем специалисты системы сопровождения могут стремиться дополнить своими советами “неработающие элементы” системы (отсутствие родителей, некомпетентность окружения);

приоритет интересов сопровождаемого, “на стороне ребенка”: “на стороне взрослых” их жизненный опыт, многочисленные возможности независимой самореализации, множество социальных структур и организаций. На стороне ребенка только он сам и специалист сопровождения, который призван стремиться решить каждую проблемную ситуацию с максимальной пользой для ребенка;

непрерывность сопровождения: поддержка может быть прекращена в случае решения проблемы, в нашем случае это практически невозможно, так как дети находятся под постоянным воздействием факторов риска и должны быть обеспечены непрерывным сопровождением в течение всего периода их становления;

мультидисциплинарность (комплексный подход) сопровождения: согласованная работа “команды” специалистов, проповедующих единые ценности, включенных в единую организационную модель и владеющих единой системой методов;

стремление к автономизации: создание службы сопровождения, обеспечивающей индивидуальное сопровождение детей “группы риска”, системное сопровождение, направленное на профилактику и коррекцию проблемы, характерной не для одного ребенка, а для группы детей, т.е. мы не стремимся “избавиться от неугодного ребенка”.

Идеи и замысел эксперимента

Заключается в разработке и апробации системы комплексного сопровождения ребенка “группы риска”, направленной на обеспечение потребностей личности ребенка, учитывающей индивидуальные возможности и способности каждого, социализацию, интересы и запросы родителей, воспитывающих детей “группы риска”.

Объект экспериментирования:

Индивидуализация воспитательного и образовательного процесса с учетом здоровья ребенка “группы риска”, его физических и психофизиологических возможностей.

Предмет экспериментирования:

Координация деятельности специалистов и педагогов ДОУ, создание условий, обеспечивающих возможность качественного осуществления педагогами экспериментальной деятельности. Ситуация развития ребенка, как система новых отношений ребенка с миром, с окружающими (взрослыми и сверстниками), с самим собой.

Цель эксперимента:

Создать модель комплексного сопровождения детей “группы риска”, разработать систему средств, способов сопровождения детей “группы риска”, находящихся в группе сверстников; улучшить качество их физического и психического здоровья, вывести на новые результаты.

Гипотеза эксперимента:

Если участники (сопровождаемые) эксперимента разработают и апробируют систему комплексного сопровождения детей “группы риска”, то это будет способствовать улучшению физического и психического здоровья ребенка, создаст благоприятные условия пребывания в группе сверстников, будет способствовать развитию способностей каждого ребенка и поможет выработать у каждого ребенка “группы риска” адаптационные механизмы к социуму.

Алгоритм сопровождения детей “группы риска”:

  • формирование здорового образа жизни;
  • личностные проблемы развития ребенка;
  • выбор образовательного маршрута;
  • преодоление трудностей в обучении;
  • развитие способностей ребенка в деятельности.

Состояние здоровья ребенка “группы риска” является исходной позицией в решении всех остальных проблем развития. Существенную роль играет создание полноценной предметно-пространственной, социально-развивающей среды с современным оборудованием, играми и игрушками.

Условия сопровождения:

  • Создавать благоприятные гигиенические условия;
  • Организовать полноценное питание;
  • Обеспечить достаточное пребывание на свежем воздухе;
  • Проводить закаливающие процедуры;
  • Осуществлять мотивацию участия в оздоровительных и физкультурных мероприятиях.
  • Включать особого ребенка в разнообразную деятельность, с учетом его возможностей, интересов и способностей.

Комплекс реабилитации детей “группы риска”:

  • включает – меры, услуги, методы и средства:
  • медикоментозное лечение – фармакотерапия;
  • физииолечение – физиотерапия, в том числе электролечение, светолечение, водолечение, теплолечение, ингаляционная терапия и др.;
  • ЛФК – лечебная гимнастика (индивидуальная и подгрупповая утренняя гигиеническая гимнастика, дозированные прогулки, ближний туризм, спортивные игры и упражнения);
  • массаж (сегментарный, точечный);
  • диетотерапия;
  • традиционные и нетрадиционные методы лечения (гомеопатия, фитотерапия);
  • социально-психологические методы лечения (терапия средой, восстановительная терапия речи).

Критерии отслеживания результатов эксперимента

  • Экспертные оценки реализации эксперимента будут осуществляться по трем направлениям:
  • Изменение физического и психического здоровья детей.
  • Развитие интеллектуальных способностей и формирование творческого воображения.
  • Изменение личности и деятельности педагога – экспериментатора.
  • Уровень основных направлений инновационного развития.

Методы

Выбор методов исследования обусловлен: показательностью. Простотой исполнения, наличием игрового мотива, доступности организации и позволяет увидеть каждого ребенка.

Эмпирические

  • изучение литературы;
  • изучение инструктивно-методических документов;
  • тесты;
  • рейтинг;
  • анализ работы ДОУ;
  • наблюдения;
  • опросы;
  • передовой педагогический опыт.

Практические

  • моделирование;
  • сравнение;
  • обобщение;
  • классификация

Методы исследования:

  • диагностика уровня развития детей, выявления индивидуальных особенностей психического, физического, интеллектуального развития, уровня развития психических процессов (социальная зрелость, интеллект, стиль общения воспитателя с ребенком, родителей с ребенком) (скрининг);
  • тестирование педагогов на предмет готовности к экспериментальной деятельности;
  • анкетирование родителей;
  • составление социального паспорта семей;
  • психолого-педагогическое наблюдение детей “группы риска”;
  • составление индивидуальной карты развития карты ребенка.

Оформление эффективности сопровождения детей “группы риска”

  • Банк данных здоровья детей.
  • Карта здоровья и развития ребенка.
  • Социальный паспорт семьи, воспитывающей ребенка “группы риска”.
  • Индивидуальная программа оздоровления и развития с рекомендациями для педагогов и родителей (врач, педагог-психолог, учитель-логопед).
  • Дневник наблюдения за состоянием здоровья ребенка (дома).
  • Дневник члена службы сопровождения, дневник педагога-экспериментатора; педагога, ведущего ребенка в возрастной группе.

Система мониторинга:

  • База и банк данных экспериментальной деятельности.
  • Банк данных накопления тестов, диагностик, методик, анкет, диагностических карт и др.
  • Получение информации об уровне здоровья, обучения и развития ребенка.
  • Компьютерная обработка.

Виды мониторинга по отслеживанию результатов.

Дидактический (отслеживание за различными сторонами учебно-воспитательного процесса).

Воспитательный (слежение за различными сторонами воспитательного процесса, система отношений взаимодействия участников процесса).

Управленческий (отслеживание за характером взаимоотношений на различных управленческих уровнях в системах):

  • руководитель – педагогический коллектив
  • руководитель – дети
  • руководитель – родители
  • руководитель – внешняя среда.

Социально-психологический (слежение за системой коллективно-групповых, должностных отношений, за характером психологической атмосферы педагогического коллектива, детей, родителей).

Медицинский (состояние здоровья: улучшение, ухудшение).

Сроки эксперимента:

В нашей работе выделяется 3 этапа:

  • Подготовительный (диагностико-формирующий; функции: диагностическая, проектировочная, организационная – 2004 – 2005 г.г.)
  • Практический (функция: деятельностная – 2005 – 2007 г.г.).
  • Обобщающий (функция: аналитическая, контрольно-коррекционная – 2008 г.).

Временная протяженность и объем работы, соответствующие каждому этапу, зависят от временных ресурсов, выделяемых на данное исследование. Оптимальной, для нашего эксперимента, экспертно можно признать продолжительность в пять лет, так как ребенок пребывает в ДОУ пять лет, поступая в 2-х летнем возрасте.

Прогноз возможных негативных последствий

Хотя система комплексного сопровождения детей “группы риска” строится с учетом физического и психического развития каждого ребенка, состояния здоровья, патологии (бронхиальная астма, врожденный порок сердца, инвалидность), организованной работы с семьями воспитанников, интеграции и координации, усилий всего педагогического коллектива и медицинского персонала в реальной образовательной практике могут возникнуть новые результаты (как положительные, так и отрицательные), не спрогнозированные в гипотезе.

Мы можем предположить возникновение следующих негативных последствий:

  • возникновение сопротивления новому, на преодоление которого потребуются какие-то дополнительные ресурсы;
  • возникновение внутренних и внешних конфликтов между педагогом и воспитанником, педагогом и родителем ввиду вмешательства в проблему особого ребенка.

Способы коррекции и компенсации возможных негативных последствий:

  • планирование резерва времени для возможности пересмотра спланированных форм, методов, приемов работы с детьми и их родителями;
  • обстоятельное объяснение родителям и педагогам не только сути идеи эксперимента, но и преимуществ данной системы сопровождения ребенка;
  • объединение детей “группы риска” в разновозрастные группы (изоляция от сверстников – группы кратковременного пребывания).
  • прогнозирование деятельности нашего инновационного ДОУ заключается в том, что как особая научно-практическая область она будет иметь свою методологию и организационную форму и представлена в виде методического пособия с последующими публикациями в педагогических и психологических изданиях РФ.
  • с результатами опытно-экспериментальной деятельности мы планируем подготовить методические рекомендации для родителей и педагогов школ.

Список литературы

  1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. М, 1968г.
  2. Баль Л.В., Ветрова В.В. Букварь здоровья. М. 1995г.
  3. Богина М.Л., Курина И.Б. Современные методы оздоровления дошкольников. М, 2001г.
  4. Битянова М.Р. Организация психологической помощи в школе., М, 1997г.
  5. Белая К.Ю. 200 ответов на вопросы заведующей детским садом. М, АСМ, 1998г.
  6. “Всеобщая декларация прав человека”
  7. “Декларация о правах инвалидов”
  8. Закон “О правах ребенка”
  9. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. Расти здоровым. СПб, 1999г.
  10. Зинкевич -Евстигнеева Т. Основы сказкотерапии.М, 2001г.
  11. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы., М, Новая школа, 1997г.
  12. Инструктивно-методическое письмо МО РФ “О гигиенических требованиях к организации учебной нагрузки детей дошкольного возраста в организованных формах обучения” №65/23-16 от 14.03.2000г.
  13. Истоки: Базисная программа развития ребенка-дошкольника. М, 2001г.
  14. Галанов А.С. Игры, которые лечат. М, 2001г.
  15. Гуров В.Н. Социальная работа дошкольных образовательных учреждений с семьей. М, 2003г.
  16. Данилина Т.А. Взаимодействие дошкольного учреждения с социумом. М, Арк, 2004г.
  17. Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка. М, 1985г.
  18. Крюкова С.В., Свободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. М, Генезис, 2000г.
  19. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. Постановление Правительства РФ.
  20. Козлова А.В. Работа ДОУ с семьей. М, сфера. 2004г.
  21. “Кодекс о браке и семье”
  22. Красиков И.С. Осанка. СПб, 2001г.
  23. “Конвенция о правах ребенка”
  24. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Как помочь ребенку СПБ, 1999г.
  25. Лысак Л.И., Г.Я., Кудрина Л.М., Романова Нетрадиционные методы оздоровления детей с заболеваниями органов дыхания в Условиях детского сада Крайнего Севера. Иркутск, 2004г.
  26. Лазарев В.С., Поташник М.М. Как разработать программу развития школы: Методическое пособие для руководителей ОУ М, Новая школа, 1993г.
  27. Мартынов С.М. Главное, попасть в точку. М, 1996г.
  28. Малер А.Р. Новое в оказании помощи детям-инвалидам// Дефектологогия - 1996 г. - 76 с.
  29. Минаева В.И. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. М, 1999г.
  30. Мустакас К. Игровая терапия. СПб, 2000г.
  31. Мокеев А.М., Мокеева О.М. Заместитель директора школы по научно-методической работе. Педагогическое общество России, М, 2001г.
  32. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования. Письмо МО РФ от 27.06.2003г. № 28-51-513\16
  33. Маркова Л.С. Управленческая деятельность реководителя дошкольного специального учреждения, М, 2003г.
  34. Панфилова М.А. Игротерапия общения М, 2000г.
  35. Пензулаева Л.И. Оздоровительная гимнастика для детей дошкольного возраста М, 2001г.
  36. Попова Т.И. Мир вокруг нас М, 1998г.
  37. Поташник М.М. Управление качеством образования М, Педагогическое общество России, 2000г.
  38. Поташник М.М. Урок XXI века
  39. Поташник М.М. Вопросы и ответы.
  40. Поташник М.М., Зогвязинский В.И. Как учителю подготовить и провести эксперимент” Педагогическое общество России, Москва, 2004г.
  41. Поздняк Л.В., Мещенко Н.Н. Управление дошкольным образованием М, 2001г.
  42. Питерси М., Трилор Р., Программа ранней помощи детям с отклонениями в развитии 2маленькие ступеньки”. Мн.: Изд. БелАПДИ, 1999. - 150 с.
  43. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в ОУ М, Ассоциация “Профессиональное образование” 1996г.
  44. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду. М, 2000г.
  45. Рыжова Н.А. Наш дом- природа. М, 19998г.
  46. Рылеева Е. Программа “Открой себя” М, 1998г.
  47. Рылеева Е.В., Барсукова Л.С. Управление качеством социального развития воспитанников ДОУ М, Айрис, 2003г.
  48. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Как я расту. М, 1996г.
  49. Оверчук Н.И. Здоровье и физическое развитие детей в дошкольных образовательных учреждениях: проблемы и пути оптимизации М, Гном, 2002г.
  50. Оценка эффективности лечебной физкультуры при различных заболеваниях. Методические рекомендации. Иркутск, 2003г.
  51. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей. М, 1994г.
  52. Сиронюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М, 2002г.
  53. Сиденко А.С. Как разработать программу эксперимента? М, 1999г.
  54. Сиденко А.С. Педагогический эксперимент от идеи до разработки. М, 2001г.
  55. Сиденко А.С Нужен ли эксперимент практику? Школьные технологии № 1, 1997г.
  56. Солодянкина О.В. Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей. М, Аркти, 2004г.
  57. Социальная работа с инвалидами: Настольная книга специалиста. Под . ред. Е.М. Холостовой. М.: Институт социальной работы, 1996. - 210 с.
  58. “Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов”
  59. Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Постановление Правительства РФ от 31.07.1998г. № 867.
  60. Третьяков П.И., Белая К.Ю. Дошкольное образовательное учреждение: Управление по результатам. М, Новая школа, 2003г.
  61. Чистякова М.И. Психогимнастика М, 1999г.
  62. Честнова Н.Ю. Настольная книга заведующей детского сада. Ростов - на-Дону, 2004г.
  63. Честнова Н.Ю. Настольная книга педагога-психолога детского сада. Ростов-на-Дону, 2004г.
  64. Фромм А. Азбука для родителей. СПб 1991г.
  65. Шипицына Л.М.Комплексное сопровождение детей дошкольного возраста СПб, 2003г.
  66. Хомерики О.Г. Поташник М.М., Лоренсов А.В. Развитие школы как инновационный процесс: методическое пособие. М, Новая школа, 1994г.