Цели:
- повторить и закрепить правила сложения и вычитания десятичных дробей;
- отработать вычислительные навыки при выполнении действий с дробями;
- навыки сравнения десятичных дробей.
Образовательная задача:
- Закрепление и систематизация знаний по теме, формирование практических и устных навыков выполнения действий с десятичными дробями.
Развивающая задача:
- Развитие внимания, логического мышления, наглядно-образного мышления
Воспитательные задачи:
- Расширение общего кругозора учащихся, воспитание любви к природе, эстетическое воспитание, трудолюбие, аккуратность;
- Формирование навыков групповой, индивидуальной деятельности в сочетании с самостоятельностью учащихся.
Требования к знаниям, умениям и способам деятельности: овладеть понятиями и умениями, связанными с выполнением действий с десятичными дробями; овладеть приемами прикидки и оценки результатов вычислений; правильно употреблять термины; уметь сравнивать два числа; упорядочивать в несложных случаях наборы чисел.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная
Оборудование и дидактический материал: компьютер, проектор, запись музыки Чайковского “Вальс цветов”, презентация к уроку, карточки для индивидуальной и парной работы учащихся.
План урока:
1. Организационный момент
2. Проверка домашней работы
3. Устные упражнения (примеры)
4. Парная работа учащихся (упорядочивание чисел)
5. Самостоятельная работа учащихся (примеры, задания на развитие наглядно-образного мышления)
6. Устная работа (кроссворд)
6. Домашнее задание
7. Итоги урока
Ход урока
Этап урока | Содержание этапа, деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент | Взаимные приветствия учителя и учащихся, фиксация отсутствующих, проверка подготовленности учащихся к уроку, настрой на рабочий лад, организация внимания и внутренней готовности, подготовка к проверке домашнего задания. | |
Проверка домашней работы | Выяснить степень готовности домашнего задания, типичные недостатки. Проверяем ответы к примерам, повторяем правила выполнения действий с десятичными дробями. | Отвечают на вопросы учителя |
Подготовка к учебной деятельности | Сообщение темы, целей и задач урока, показ его практической значимости, вступительное слово учителя. | Слушают |
Устные упражнения (примеры) | Организация внимания, обеспечение
восприятия и осознания. Повторение правил
сложения, вычитания десятичных дробей. А)Учитель предлагает выполнить задание “поставьте в нужном месте запятые”. В) Учитель показывает карточки с примерами. |
А) Внимательно смотрят на примеры, ставят запятые. В)Учащиеся устно считают и поднимают карточки с правильным ответом |
Парная работа учащихся (упорядочивание чисел) | Повторение правил сравнения десятичных дробей. Учащимся раздаются карточки с заданием. После результаты проверяются с помощью слайдов компьютерной презентации. | Учащиеся работают в группах, выполняют
задание
|
Самостоятельная индивидуальная работа учащихся (примеры, задания на развитие наглядно-образного мышления) | Учитель проводит анализ выполненной
работы, предлагает самостоятельно индивидуально
решить примеры на карточках.
|
Учащиеся работают на местах с раздаточным материалом |
Устная работа (кроссворд) | Учитель предлагает учащимся разгадать математический кроссворд. | Разгадывают кроссворд. |
Домашнее задание | Примеры № 1236 (а, в) стр. 271, № 1188 (задача) | Записывают задание в дневник |
Обобщение и систематизация (итог урока) | Обобщается и систематизируется учебный материал урока, аргументировано оценивается деятельность учащихся на уроке, замечания и предложения по уроку. |
Ход урока
Звучит музыка П. И. Чайковского. (Приложение2) (Слайд 2)
Учитель:
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну услышала она
И ей невольно улыбнулась (В. Тютчев)
Ребята, как вы думаете, о чем это стихотворение? Правильно о весне. А это значит, что сегодня на уроке мы будем не только решать примеры и задачи, но и узнаем много интересного о первом месяце весны – марте. На дворе уже середина марта. В лесу и на полях синевой отливают сугробы снега, сильны еще по ночам морозы и бодрят утренники, и порой еще бушуют метели. Но потому, как ярче светит солнце, как в полдень звенит капель, радостнее чирикают воробьи, чувствуется приближение весны. Весну уже ничем не остановить. Она вступает в свои права.
Зима не даром злится,
Прошла ее пора.
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
Когда-то в старину отсчет вели с 1 марта. Март был началом года. С начала первой весенней капели начинался год. Ребята, посмотрите на экран.
(Слайд 3)У меня записано несколько слов и ниже строчка с числами.
Задание: Прочитайте вслух. Найдите в этих строках лишнее. Объясни почему. Как можно назвать, одним словом оставшиеся три?
Апрель, декабрь, март, май
2,5 0,84 213м 124, 07
Учитель: Откройте тетради. Запишите дату и тему урока. (Слайд 4)
Ребята, обратите внимание на предложение, которое видите на экране.
(Слайд 5) Прочитайте.
Была бы охота – заладится всякая работа.
Как вы думаете, что это значит?
Учитель: Внимательно посмотрите на экран. (Слайд 6) Подумайте, где нужно поставить запятые в примерах, чтобы получились верные равенства. (Учащиеся по очереди идут к компьютеру и вставляют запятые).
32+18=5
3+108=408
42+17=212
736-336=4
63-27=603
57- 4=17
Учитель: Название месяца “март” идет от римлян. Они называли этот месяц в честь одного из богов. Узнать что это за бог, вам помогут следующие примеры.
Задание: Я показываю пример, у вас на столах карточки с ответами, вы решаете пример, и показываете мне правильный ответ у кого он есть. Когда все примеры будут решены, мы получим рисунок.
Но сначала повторим правила сложения и вычитания десятичных дробей.
(Слайды 7 - 15 )
Примеры (на карточках):
1)17,3 – 1 =
2) 2,65 + 0,05 =
3) 7,4 + 3,2 =
4) 9,7 – 2 =
5) 0,863 – 0,563 =
6) 9,5 – 4,3 =
7) 12,35 + 2 =
8) 8 + 2,4 =
Учитель: У римлян один месяц года в честь бога войны Марса был назван мартиусом. На Руси это название упростили, взяв лишь первые четыре буквы.
МАРТИУС
Зима в марте не один раз наряжается в белоснежный сверкающий наряд. Особенно холодной бывает первая половина марта. В народе говорят: “Март неверен: то плачет, то смеется”. С мартом связано много народных примет. Некоторые дни в марте имеют свои названия. Эти названия мы сейчас узнаем.
Задание: Давайте повторим правило сравнения десятичных дробей.
(Слайд 16)
1 вариант: Расставьте числа в порядке возрастания.
1,3 1,72 0,5 3,5 2,08 1,7 4,81 2,18 5,09 А Е К Н Л П И Ь К
Ответ: КАПЕЛЬНИК-13 марта
(Слайд 17)
2 вариант: Расставьте числа в порядке убывания.
4,20 8,14 6,17 1,2 7,05 3,85 5,8 0,9 2,78 Е Г А И Р В Ч К Н
Ответ: ГРАЧЕВНИК -17 марта
Учитель: (Слайд 18)
21 марта называют днем весеннего равноденствия. Солнце на небе ровно 12 часов. День сравнялся с ночью. “Зима кончается, лето начинается”. 7 марта – ВЕСНОВЕЙ.
Задание: (на развитие восприятия и ориентировки в пространстве, на коррекцию наглядно-образного мышления). Выполняется задание под музыку.
1. Раскрасьте все треугольники цветным карандашом.
а) Предложенная карточка б) Выполненное задание
2. Продолжи рисунок “Снеговик”
Учитель: Ребята, мы сегодня говорили о весне и нарисовали птицу. Как вы думаете, почему? (Ответ: Потому, что весной из теплых краев к нам возвращаются перелетные птицы)
Физминутка: Упражнения для снятия усталости, на концентрацию и расслабление. Выполняется под музыку.
Для глаз “Пчелка”
Для кистей и пальцев рук “Веселые маляры”
Взгляд через плечо и развод рук в разные стороны
Учитель: А теперь выполните следующее задание: Решите примеры. Расшифруйте слово.
1 вариант: | 2 вариант: |
0,18+0,36= 10,91+15,09= 117,44+26,56= 61,008+45,003= 6,36-2,28= 12,454-9,364= 0,813-0,189= |
128,354+0,848= 6,907+694,357= 52,7+0,728= 0,196+824,6= 596,38-0,988= 60,7-49,809= 101,103-9,996= 20,98-14,86= |
л в н а е и т 0,54 144 0,624 3,09 26 106,011 4,08
а а о с р с в в 595,392 701,264 91,107 129,202 824,796 10,891 53,428 6,12
Ответ: Левитан (Слайд 19)
Ответ: Саврасов (Слайд 20)
Учитель: Мы, ребята, расшифровали сейчас фамилии двух известных художников: Саврасова и Левитана. Обратите внимание на экран. Мы видим две картины. Одна из них художника Левитана и называется она “Март”, а другая художника Саврасова “Грачи прилетели”.
Радостнее становится на душе и теплее, когда после долгой зимы вдруг услышишь весеннее пение птиц: скворцов или грачей.
Изменения весной происходят и в мире рыб. Они поднимаются из своих зимовальных ям на мелководье, смывая слизь с чешуи. Им теперь не до спячки. Поэтому в конце марта начинается самый разгар рыбацких страстей. Все рыбаки знают, что рыба в это время лучше всего ловится у берегов и особенно там, куда стекает талая вода. В это время ловят щук, окуней, сазанов. (Слайды 21 - 26)
Задание: угадайте, какую еще рыбу
ловят в это время?
|
Учитель: Всё дальше и дальше шагает по дорогам март – первая улыбка весны. За мартом будет апрель, а потом май. За весной – лето, а за летом – осень, а потом снова будет весна. И так будет всегда! Берегите, ребята, свою родину, берегите ту пору, которую А. С. Пушкин назвал “утро года”. Берегите своё здоровье.
Домашнее задание: “Найди ошибку” (примеры), примеры № 1236 (а, в)
стр. 271, № 1188 (задача)
Подведение итогов урока
Стихотворение о весне