Цели урока:
- повторить материал темы “Системы счисления”,
- знать определение и виды систем счисления,
- уметь переводить число из одной системы счисления в другую, а также выполнять операции сложения, умножения чисел, находящихся в разных СС .
Образовательные:
- усвоение учащимися понятий системы счисления;
- формирование умений и навыков работы с позиционными системами счисления;
- уметь использовать знания в применении правил перевода числа из одной системы счисления в другую, выполнение арифметических операций в позиционных СС .
Развивающие:
- развитие познавательного интереса;
- развитие логического мышления, памяти, внимания;
- формирование информационной культуры
Воспитательные:
- воспитание самостоятельности;
- повышение культуры и развитие творческих способностей учащихся
Тип урока: Урок повторения и обобщения .
Вид урока: Урок-викторина, с дидактической игрой “Крестики-нолики” .
Форма работы на уроке: индивидуальная, групповая, коллективная, устная, письменная, практическая работа на компьютере .
Оборудование урока:
Презентация (Приложение 1)
Дидактический материал: дидактические карточки с заданием, программа электронного калькулятора NumLock Calculator,
Персональные компьютеры .
Структура урока
- Мотивационная беседа с последующей постановкой цели .
- Сообщение правил игры .
- Входной контроль – игровые действия, в процессе которых происходит актуализация опорных знаний .
- Игровые действия, в процессе которых раскрывается познавательное содержание; происходит воспроизведение и коррекция учебных знаний .
- Физкультминутка .
- Практическая работа на компьютере .
- Итог игры, подведение итогов урока .
- Рефлексия .
Ход урока
I. Мотивационная беседа с учащимися .
II. Сообщение правил игры .
Правила игры: класс разбивается на 2 команды, которые решают задачи . С помощью жребия выбирается код команды – “крестик” или “нолик” . Выигрывает та команда, которая набирает большее количество своих знаков . Команда, которая с очередным заданием справилась быстрее, имеет право выбора следующего конкурса “Вспомни” .
Оформление: на доске расположена таблица с названием конкурсов, каждая графа которой содержит определённое задание .
Вспомни | Т | SOS |
! | Чёрный ящик | Тест-прогноз |
Реши задачу | Письмо из прошлого | Эрудит |
Если команда выиграла конкурс, то в таблице вместо названия конкурса проставляется код команды – “крестик” или “нолик”, так участники могут следить за ходом игры .
III. Актуализация опорных знаний .
Входной контроль .
Конкурс “Вспомни”
Заполнить таблицу
А2 | А8 | А10 | А16 |
110101 | |||
217 | |||
261 | |||
4АС |
IV. Игровые действия .
Следующие конкурсы проходят в таком порядке, в каком их выбирают команды, проставляя в таблице соответственно “крестик” или “нолик”, поэтому структура урока может измениться в рамках игровых действий .
Конкурс “Т”
Каждой команде предлагается ответить на следующие вопросы:
- Дать определение системы счисления
- Виды систем счисления (позиционная или непозиционная)
- В какой системе счисления “12” записывается как “С”? (в 16-ой)
- Сколько цифр в троичной системе счисления? (3)
- Какая система счисления используется в компьютере в качестве основной? (2-ая)
- Как называется позиция цифры в числе? (разрядом)
Конкурс “SOS”
В этом конкурсе каждой команде предлагается выяснить следующее: к какой системе счисления, позиционной или непозиционной относятся следующие системы счисления: римская, двоичная, древнеегипетская, алфавитная, десятичная, шестнадцатеричная, восьмеричная .
Конкурс “Тест-прогноз”
1 .Как записывается число 510 в двоичной системе счисления?
А) 110
Б) 101
В) 111
2 . Как записать число С,316 в десятичной системе счисления?
А) 12
Б) 11,12
В) 12,18
3 .Как записать число 10102 в восьмеричной системе счисления?
А) 10
Б) 11
В) 12
4 .Как записать число 21,А16 в двоичной системе счисления?
А) 100001,1010
Б) 10101,11
В) 100000,101
5 .Укажите таблицу сложения двоичных чисел:
А) 0+0=0; 1+0=1; 0+1=1; 1+1=0
Б) 0+0=0; 1+0=1; 0+1=1; 1+1=2
В) 0+0=0; 1+0=1; 0+1=1; 1+1=10
6 .Укажите таблицу умножения двоичных чисел:
А) 0*0=0; 1*0=1; 0*1=1; 1*1=0
Б) 0*0=0; 1*0=1; 0*1=1; 1*1=1
В) 0*0=0; 1*0=0; 0*1=0; 1*1=0
Ответы: |
|
Пояснение: по окончании работы с тестом, команды обмениваются карточками для проверки друг друга . Правильные ответы на доске .
Конкурс “Письмо из прошлого”
В бумагах чудака-математика была найдена его автобиография . Начиналась она следующими удивительными словами: “Я окончил курс университета 44 лет отроду . Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке . Незначительная разница в возрасте – всего 11 лет – способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами . Спустя немного лет у меня уже была маленькая семья из 10 детей . Жалованья я получал в месяц всего 200 рублей, из которых 1/10 приходилось отдавать сестре, так что мы с детьми жили на 130 рублей в месяц” .
Чем объяснить странные противоречия в числах приведённой биографии? Переведите эту биографию в десятичную систему счисления .
Конкурс “Реши задачу”
- В саду 100q плодовых кустарников, из них 33 куста малины, 22 куста смородины красной, 16 кустов черной смородины и 17 кустов крыжовника . В какой системе счисления подсчитаны деревья?
- Было 53q груши . После того как каждую из них разрезали пополам, стало 136 половинок . В системе счисления с каким основанием вели счёт?
Конкурс “Чёрный ящик”
Дети самостоятельно подберут числа из любой системы счисления и предложат другой команде перевести их в десятичную систему . Ответы сравнить .
Конкурс “Эрудит”
Заранее подготовленный ученик от каждой команды делает сообщение об одной из систем счисления: древнеегипетская десятичная непозиционная система счисления или славянская алфавитная система счисления .
Конкурс “!”
Назовите фамилии учёных портреты которых вы видите на доске . Какой вклад каждый из них внес в создание или изменение системы счисления?
a) Евклид
b) Лейбниц Вильгельм Готфрид
c) Лаплас
d) Джон фон Нейман
Физминутка.
А сейчас немного отдохнем перед следующей работой .
Гимнастика для глаз (все упражнения делаются сидя)
1 . Закройте глаза, расслабьте мышцы лица, свободно, без напряжения откиньтесь на спинку стула, положите руки на бедра (10-15 секунд) .
2 . Продолжая держать глаза закрытыми, выполните движение глаз по часовой стрелке и обратно . Повторите упражнение еще раз .
3 . Посмотрите на метку на окне, отведите глаза в даль, затем посмотрите на метку .
4 . Расслабьтесь, руки опустите вниз, руки поднимаем вверх, смотрим за движением рук вверх, опускаем руки .
5 . Руки кладем на пояс, посмотрите на свой левый локоть, посмотрите на правый локоть .
Практическая работа на компьютере .
Используя приложение Калькулятор OC Windows заполнить таблицу:
Dec | Oct | Bin | Hex |
1011 | |||
1011 | |||
1011 | |||
1011 |
V. Итог урока .
Подводится итог игры, определяются победители, они и получают высший балл на уроке, а другая команда – на балл ниже . Учителю даётся право оценить индивидуально нескольких учащихся в зависимости от активности на уроке .
VI Домашнее задание
Составьте и оформите в MS Word кроссворд по теме “Системы счисления” . Для того, чтобы составить кроссворд, предварительно наберите термины и составьте их описание в таблице:
Слово | Описание (определение) |
… | … |
VII Рефлексия
В конце урока обязательно провести беседу с учащимися, в которой выяснить, что нового они узнали на уроке, понравилась ли им игра, что необходимо изменить, чтобы было ещё интереснее .