Урок-викторина с дидактической игрой "Крестики-нолики" по теме "Системы cчисления"

Разделы: Информатика


Цели урока:

  • повторить материал темы “Системы счисления”,
  • знать определение и виды систем счисления,
  • уметь переводить число из одной системы счисления в другую, а также выполнять операции сложения, умножения чисел, находящихся в разных СС .

Образовательные:

  • усвоение учащимися понятий системы счисления;
  • формирование умений и навыков работы с позиционными системами счисления;
  • уметь использовать знания в применении правил перевода числа из одной системы счисления в другую, выполнение арифметических операций в позиционных СС .

Развивающие:

  • развитие познавательного интереса;
  • развитие логического мышления, памяти, внимания;
  • формирование информационной культуры

Воспитательные:

  • воспитание самостоятельности;
  • повышение культуры и развитие творческих способностей учащихся

Тип урока: Урок повторения и обобщения .

Вид урока: Урок-викторина, с дидактической игрой “Крестики-нолики” .

Форма работы на уроке: индивидуальная, групповая, коллективная, устная, письменная, практическая работа на компьютере .

Оборудование урока:

Презентация (Приложение 1)

Дидактический материал: дидактические карточки с заданием, программа электронного калькулятора NumLock Calculator,

Персональные компьютеры .

Структура урока

  1. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели .
  2. Сообщение правил игры .
  3. Входной контроль – игровые действия, в процессе которых происходит актуализация опорных знаний .
  4. Игровые действия, в процессе которых раскрывается познавательное содержание; происходит воспроизведение и коррекция учебных знаний .
  5. Физкультминутка .
  6. Практическая работа на компьютере .
  7. Итог игры, подведение итогов урока .
  8. Рефлексия .

Ход урока

I. Мотивационная беседа с учащимися .

II. Сообщение правил игры .

Правила игры: класс разбивается на 2 команды, которые решают задачи . С помощью жребия выбирается код команды – “крестик” или “нолик” . Выигрывает та команда, которая набирает большее количество своих знаков . Команда, которая с очередным заданием справилась быстрее, имеет право выбора следующего конкурса “Вспомни” .

Оформление: на доске расположена таблица с названием конкурсов, каждая графа которой содержит определённое задание .

Вспомни Т SOS
! Чёрный ящик Тест-прогноз
Реши задачу Письмо из прошлого Эрудит

Если команда выиграла конкурс, то в таблице вместо названия конкурса проставляется код команды – “крестик” или “нолик”, так участники могут следить за ходом игры .

III. Актуализация опорных знаний .

Входной контроль .

Конкурс “Вспомни”

Заполнить таблицу

А2 А8 А10 А16
110101      
  217    
    261  
      4АС

IV. Игровые действия .

Следующие конкурсы проходят в таком порядке, в каком их выбирают команды, проставляя в таблице соответственно “крестик” или “нолик”, поэтому структура урока может измениться в рамках игровых действий .

Конкурс “Т”

Каждой команде предлагается ответить на следующие вопросы:

  • Дать определение системы счисления
  • Виды систем счисления (позиционная или непозиционная)
  • В какой системе счисления “12” записывается как “С”? (в 16-ой)
  • Сколько цифр в троичной системе счисления? (3)
  • Какая система счисления используется в компьютере в качестве основной? (2-ая)
  • Как называется позиция цифры в числе? (разрядом)

Конкурс “SOS”

В этом конкурсе каждой команде предлагается выяснить следующее: к какой системе счисления, позиционной или непозиционной относятся следующие системы счисления: римская, двоичная, древнеегипетская, алфавитная, десятичная, шестнадцатеричная, восьмеричная .

Конкурс “Тест-прогноз”

1 .Как записывается число 510 в двоичной системе счисления?

А) 110

Б) 101

В) 111

2 . Как записать число С,316 в десятичной системе счисления?

А) 12

Б) 11,12

В) 12,18

3 .Как записать число 10102 в восьмеричной системе счисления?

А) 10

Б) 11

В) 12

4 .Как записать число 21,А16 в двоичной системе счисления?

А) 100001,1010

Б) 10101,11

В) 100000,101

5 .Укажите таблицу сложения двоичных чисел:

А) 0+0=0; 1+0=1; 0+1=1; 1+1=0

Б) 0+0=0; 1+0=1; 0+1=1; 1+1=2

В) 0+0=0; 1+0=1; 0+1=1; 1+1=10

6 .Укажите таблицу умножения двоичных чисел:

А) 0*0=0; 1*0=1; 0*1=1; 1*1=0

Б) 0*0=0; 1*0=1; 0*1=1; 1*1=1

В) 0*0=0; 1*0=0; 0*1=0; 1*1=0

Ответы:

Пояснение: по окончании работы с тестом, команды обмениваются карточками для проверки друг друга . Правильные ответы на доске .

Конкурс “Письмо из прошлого”

В бумагах чудака-математика была найдена его автобиография . Начиналась она следующими удивительными словами: “Я окончил курс университета 44 лет отроду . Спустя год, 100-летним молодым человеком, я женился на 34-летней девушке . Незначительная разница в возрасте – всего 11 лет – способствовала тому, что мы жили общими интересами и мечтами . Спустя немного лет у меня уже была маленькая семья из 10 детей . Жалованья я получал в месяц всего 200 рублей, из которых 1/10 приходилось отдавать сестре, так что мы с детьми жили на 130 рублей в месяц” .

Чем объяснить странные противоречия в числах приведённой биографии? Переведите эту биографию в десятичную систему счисления .

Конкурс “Реши задачу”

  1. В саду 100q плодовых кустарников, из них 33 куста малины, 22 куста смородины красной, 16 кустов черной смородины и 17 кустов крыжовника . В какой системе счисления подсчитаны деревья?
  2. Было 53q груши . После того как каждую из них разрезали пополам, стало 136 половинок . В системе счисления с каким основанием вели счёт?

Конкурс “Чёрный ящик”

Дети самостоятельно подберут числа из любой системы счисления и предложат другой команде перевести их в десятичную систему . Ответы сравнить .

Конкурс “Эрудит”

Заранее подготовленный ученик от каждой команды делает сообщение об одной из систем счисления: древнеегипетская десятичная непозиционная система счисления или славянская алфавитная система счисления .

Конкурс “!”

Назовите фамилии учёных портреты которых вы видите на доске . Какой вклад каждый из них внес в создание или изменение системы счисления?

a) Евклид

b) Лейбниц Вильгельм Готфрид

c) Лаплас

d) Джон фон Нейман

Физминутка.

А сейчас немного отдохнем перед следующей работой .

Гимнастика для глаз (все упражнения делаются сидя)

1 . Закройте глаза, расслабьте мышцы лица, свободно, без напряжения откиньтесь на спинку стула, положите руки на бедра (10-15 секунд) .

2 . Продолжая держать глаза закрытыми, выполните движение глаз по часовой стрелке и обратно . Повторите упражнение еще раз .

3 . Посмотрите на метку на окне, отведите глаза в даль, затем посмотрите на метку .

4 . Расслабьтесь, руки опустите вниз, руки поднимаем вверх, смотрим за движением рук вверх, опускаем руки .

5 . Руки кладем на пояс, посмотрите на свой левый локоть, посмотрите на правый локоть .

Практическая работа на компьютере .

Используя приложение Калькулятор OC Windows заполнить таблицу:

Dec Oct Bin Hex
1011      
  1011    
    1011  
      1011

V. Итог урока .

Подводится итог игры, определяются победители, они и получают высший балл на уроке, а другая команда – на балл ниже . Учителю даётся право оценить индивидуально нескольких учащихся в зависимости от активности на уроке .

VI Домашнее задание

Составьте и оформите в MS Word кроссворд по теме “Системы счисления” . Для того, чтобы составить кроссворд, предварительно наберите термины и составьте их описание в таблице:

Слово Описание (определение)

VII Рефлексия

В конце урока обязательно провести беседу с учащимися, в которой выяснить, что нового они узнали на уроке, понравилась ли им игра, что необходимо изменить, чтобы было ещё интереснее .