ПГ. Орг. Момент.
Анимационная запись
1) Посмотрите внимательно и скажите:
- Что видит космонавт в иллюминаторе (планета)
Звучит песня: “Земля в иллюминаторе видна”
Земля – планета (почему с заглавной буквы)
- Имя собственное
2) “Матрос крикнул: Земля! Земля!”
- О чем сообщил матрос? Как вы понимаете значение значение слова - земля
Земля – суша
3) Вспомните, как начинается сказка “Репка” - вслух все.
“Посадил Дед репку”
- Куда посадил дед семя репки?
Земля – почва
(На доске вывешиваются картинки со значением слов)
- А кто знает, что такое почва?
Почва- это верхний слой земной коры
Сегодня на уроке мы будем работать именно с почвой
Игра:
- Кто знает, ответ делай как я (поднимите руку, я вместе с ними)
- Кто знает, какой сегодня день недели?
- Кто знает, какой сегодня месяц?
- Кто знает свое имя?
- Кто знает значение слова исследовать?
Исследовать - значит осмотреть и выявить свойства.
- Как вы думаете, что мы сегодня будем исследовать?
- Как вы понимаете слово свойства?
Свойство – качество, признак составляющий отличительную особенность (в нашем случае, чем отличается почва от других веществ и тел)
- А для того чтобы мы могли найти отличия можно использовать знания ранее полученные, жизненный опыт.
- Чтобы у предметов найти отличительную особенность мы, что должны сделать?
- Как вы понимаете слово сравнить?
Сравнить – значит установить черты сходства или различия, сопоставить.
- Для примера давайте, сравним фрукты (апельсин и лимон)
- Чем отличаются, что общего.
Еще раз вернемся. Какая тема урока?
Сравнивать будем что?
Будем сравнивать, изучать почву. Или как можно иначе сказать? (Исследовать)
-Чтобы съесть ядро ореха, что нужно сделать? (надо потрудиться).
Орешек знаний тверд, но все же.
Мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его поможет.
Стремленье вечно познавать.
И задача сегодняшнего урока: “Исследование почвы”
(- на доске орешек за ним задание)
Сегодня на уроке в процессе исследовательской работы вы должны в группах выявить свойства почвы.
А перед началом работы я бы хотела вас познакомить с одной мудростью народа ханты. Она звучит так:
“Облака собираются, появляются тучи, а когда люди собираются вместе – это сила”
Поэтому я предлагаю вам сегодня работу в группах и общими силами мы выполним работу очень хорошо.
Ребята, а в процессе исследования, что мы можем выявить у почвы? (свойства)
- И будет большим плюсом, если у вас имеются уже знания, наблюдения по почве.
Сегодня вы уже заметили, что у вас необычные предметы стоят на партах, а это потому, что вы не класс, а исследовательские лаборатории №1, №2, №3.
И поэтому вы не просто ученики, а юные исследователи.
И для исследования у нас с вами приготовлены на партах разные вещества и тела. Давайте вместе рассмотрим, что стоит у вас на партах.
Под №1 – почва
№2 – гречневая крупа
№3 – пшено
№4 – орех грецкий
№5 – чеснок
№6 – мел
№7 - вода
Запомни!!
И перед тем, как мы рассмотрим, что у нас стоит на партах. Я хочу вам напомнить самое главное правило Т.Б.
(Демонстрационный материал, материал для исследования нельзя пробовать на вкус, брать в рот.)
И давайте представим, что мы с вами настоящие исследователи, юные ученые. И каждый ученый ведет записи в тетради или журналы, где записывает свои результаты.
Давайте рассмотрим ваши журналы, в которых вы запишите результаты исследований (свойства почвы).
Анимация (лестница)
Ребята, когда вы пойдете в старшие классы, может быть, вы будете заниматься исследовательской деятельностью, кто-то будет защищать свои проекты.
Либо когда вырастите.
Так сегодня на уроке мы рассмотрим маршрут к поставленной цели, который проделывает в своей жизни каждый человек для того, чтобы добиться своей цели в жизни.
- А для нас она сегодня нужна, для того чтобы выполнить задание орешка.
Рассматриваем маршрут
Маршрут движения к поставленной цели. (я показываю на доске анимация и еще раз с детьми проговариваем все шаги по лестнице)
Начиная с первого класса, в книгах мы часто используем условные обозначения.
- Как вы думаете это для чего?
Условные обозначения – рассмотреть
А для того, чтобы человек, особенно ученый исследователь, добился результата, он должен всю работу выполнять строго по плану, шаг, за шагом не нарушая последовательности.
А для того чтобы ваше исследование прошло успешно, вы тоже будете его выполнять последовательно.
- Что мы сегодня должны исследовать? (почву)
Значит, первый шаг мы должны выбрать почву из предложенного набора.
2 шаг. Вы должны ее внимательно рассмотреть (исследовать)
3 шаг. Третье, вы должны сравнить (работу выполните в группе, обсуждая вслух) а результат занесете в свой проект. Вы выберите из предложенного то, что, касается свойств только почвы.
Также вы можете использовать свои знания, наблюдения из жизни.
А затем, когда вы исследуете и отметите в своем журнале, вам необходимо составить один на всех отчет, который вы представите всем лабораториям.
УВ. - Уходя работать в группы, давайте еще раз проговорим
- Какая задача исследовательской работы стоит перед вами?
(Опрос каждой группы).
- Выявленные свойства вы должны подчеркнуть маркером или дописать недостающие. Когда ваша лаборатория закончит работу, то поднимите сигнальную карту. Выполняют один проект на всех.
На работу 5 минут.
Когда дети закончат работу в группах.
Физминутка.
- Заслушивание каждой лаборатории отдельно.
- Какие свойства, как выявили – объясните!!!
- Есть ли вопросы к группам?
-Все ли свойства существенные, касаются почвы?
- Что общего давайте проговорим.
- Сбор на доске свойств.
(с объяснением каждой группы)
Как мы выяснили свойства почвы:
Цвет – темная
Запах – нет
Сыпучая
Состав: листья, палочки, воздух, влага.
Плодородие
Но у почвы есть еще самое основное и главное свойство, о котором ничего не сказано.
- Кто знает основное свойство почвы? (впишите его)
- А кто не знает, то, что нужно сделать?
- А какое обозначение вы увидели в проекте?
- Что оно обозначает?
- Найдите в учебнике на с. 54 главное свойство почвы и впишите его. (работаете всей группой с одним учебником)
-Какая почва считается плодородной, почему мы так ее называем, чтобы она стала плодородной, что нужно делать?
А теперь как руководитель исследования попробую собрать все ваши исследования в один правильный способ.
Проговариваем все шаги вместе.
Я собираю эти свойства на доске. А вы в это время их отмечаете у себя в журналах.
Ребята, этим способом вы сможете пользоваться и дальше в следующих классах. При исследовании полезных ископаемых.
Показать образцы.
ИТ.
- Какая задача была на уроке?
- Назовите свойства почвы.
- Чем пользовались, чтобы выявить свойства почвы?
- Как вы это делали?
- Что понравилось?
- Были ли затруднения в группах?
Ребята мы с вами во время исследовательской работы выявили свойства почвы.
Выполнили всего пять шагов.
А значит, мы раскололи орешек.
Раскрываем орех, а в нем их классная книга исследований.
Сегодня на уроке мы с вами составили план исследовательской работы, который вам пригодится в будущем. –
Так вот вам задание для будущих уроков - исследований.
Анимация ханты и с бубном.
Мы начали урок с пословицы народа ханты. Вам спасибо за урок. Теперь вы, наверно сами поняли, что вместе вы сила.
А в подарок о сегодняшнем замечательном уроке я бы хотела оставить вам закладку “ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ”
ДЗ. Записано каждому и отдано в конверте.
1. А как использовали основное свойство наши коренные жители ханты в прежние времена вам прочитать и найти еще в других источниках, как в наши дни используют в округе основное свойство почвы.
Дополнительно. Последняя страница в проекте.