Исследование почвы. Урок-исследование "Окружающий мир". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


ПГ. Орг. Момент.

Анимационная запись

1) Посмотрите внимательно и скажите:

- Что видит космонавт в иллюминаторе (планета)

Звучит песня: “Земля в иллюминаторе видна”

Земля – планета (почему с заглавной буквы)

- Имя собственное

2) “Матрос крикнул: Земля! Земля!”

- О чем сообщил матрос? Как вы понимаете значение значение слова - земля

Земля – суша

3) Вспомните, как начинается сказка “Репка” - вслух все.

“Посадил Дед репку”

- Куда посадил дед семя репки?

Земля – почва

(На доске вывешиваются картинки со значением слов)

- А кто знает, что такое почва?

Почва- это верхний слой земной коры

Сегодня на уроке мы будем работать именно с почвой

Игра:

- Кто знает, ответ делай как я (поднимите руку, я вместе с ними)

- Кто знает, какой сегодня день недели?

- Кто знает, какой сегодня месяц?

- Кто знает свое имя?

- Кто знает значение слова исследовать?

Исследовать - значит осмотреть и выявить свойства.

- Как вы думаете, что мы сегодня будем исследовать?

- Как вы понимаете слово свойства?

Свойство – качество, признак составляющий отличительную особенность (в нашем случае, чем отличается почва от других веществ и тел)

- А для того чтобы мы могли найти отличия можно использовать знания ранее полученные, жизненный опыт.

- Чтобы у предметов найти отличительную особенность мы, что должны сделать?

- Как вы понимаете слово сравнить?

Сравнить – значит установить черты сходства или различия, сопоставить.

- Для примера давайте, сравним фрукты (апельсин и лимон)

- Чем отличаются, что общего.

Еще раз вернемся. Какая тема урока?

Сравнивать будем что?

Будем сравнивать, изучать почву. Или как можно иначе сказать? (Исследовать)

-Чтобы съесть ядро ореха, что нужно сделать? (надо потрудиться).

Орешек знаний тверд, но все же.
Мы не привыкли отступать,
Нам расколоть его поможет.
Стремленье вечно познавать.

И задача сегодняшнего урока: “Исследование почвы”

(- на доске орешек за ним задание)

Сегодня на уроке в процессе исследовательской работы вы должны в группах выявить свойства почвы.

А перед началом работы я бы хотела вас познакомить с одной мудростью народа ханты. Она звучит так:

“Облака собираются, появляются тучи, а когда люди собираются вместе – это сила”

Поэтому я предлагаю вам сегодня работу в группах и общими силами мы выполним работу очень хорошо.

Ребята, а в процессе исследования, что мы можем выявить у почвы? (свойства)

- И будет большим плюсом, если у вас имеются уже знания, наблюдения по почве.

Сегодня вы уже заметили, что у вас необычные предметы стоят на партах, а это потому, что вы не класс, а исследовательские лаборатории №1, №2, №3.

И поэтому вы не просто ученики, а юные исследователи.

И для исследования у нас с вами приготовлены на партах разные вещества и тела. Давайте вместе рассмотрим, что стоит у вас на партах.

Под №1 – почва

№2 – гречневая крупа

№3 – пшено

№4 – орех грецкий

№5 – чеснок

№6 – мел

№7 - вода

Запомни!!

И перед тем, как мы рассмотрим, что у нас стоит на партах. Я хочу вам напомнить самое главное правило Т.Б.

(Демонстрационный материал, материал для исследования нельзя пробовать на вкус, брать в рот.)

И давайте представим, что мы с вами настоящие исследователи, юные ученые. И каждый ученый ведет записи в тетради или журналы, где записывает свои результаты.

Давайте рассмотрим ваши журналы, в которых вы запишите результаты исследований (свойства почвы).

Анимация (лестница)

Ребята, когда вы пойдете в старшие классы, может быть, вы будете заниматься исследовательской деятельностью, кто-то будет защищать свои проекты.

Либо когда вырастите.

Так сегодня на уроке мы рассмотрим маршрут к поставленной цели, который проделывает в своей жизни каждый человек для того, чтобы добиться своей цели в жизни.

- А для нас она сегодня нужна, для того чтобы выполнить задание орешка.

Рассматриваем маршрут

Маршрут движения к поставленной цели. (я показываю на доске анимация и еще раз с детьми проговариваем все шаги по лестнице)

Начиная с первого класса, в книгах мы часто используем условные обозначения.

- Как вы думаете это для чего?

Условные обозначения – рассмотреть

А для того, чтобы человек, особенно ученый исследователь, добился результата, он должен всю работу выполнять строго по плану, шаг, за шагом не нарушая последовательности.

А для того чтобы ваше исследование прошло успешно, вы тоже будете его выполнять последовательно.

- Что мы сегодня должны исследовать? (почву)

Значит, первый шаг мы должны выбрать почву из предложенного набора.

2 шаг. Вы должны ее внимательно рассмотреть (исследовать)

3 шаг. Третье, вы должны сравнить (работу выполните в группе, обсуждая вслух) а результат занесете в свой проект. Вы выберите из предложенного то, что, касается свойств только почвы.

Также вы можете использовать свои знания, наблюдения из жизни.

А затем, когда вы исследуете и отметите в своем журнале, вам необходимо составить один на всех отчет, который вы представите всем лабораториям.

УВ. - Уходя работать в группы, давайте еще раз проговорим

- Какая задача исследовательской работы стоит перед вами?

(Опрос каждой группы).

- Выявленные свойства вы должны подчеркнуть маркером или дописать недостающие. Когда ваша лаборатория закончит работу, то поднимите сигнальную карту. Выполняют один проект на всех.

На работу 5 минут.

Когда дети закончат работу в группах.

Физминутка.

- Заслушивание каждой лаборатории отдельно.

- Какие свойства, как выявили – объясните!!!

- Есть ли вопросы к группам?

-Все ли свойства существенные, касаются почвы?

- Что общего давайте проговорим.

- Сбор на доске свойств.

(с объяснением каждой группы)

Как мы выяснили свойства почвы:

Цвет – темная

Запах – нет

Сыпучая

Состав: листья, палочки, воздух, влага.

Плодородие

Но у почвы есть еще самое основное и главное свойство, о котором ничего не сказано.

- Кто знает основное свойство почвы? (впишите его)

- А кто не знает, то, что нужно сделать?

- А какое обозначение вы увидели в проекте?

- Что оно обозначает?

- Найдите в учебнике на с. 54 главное свойство почвы и впишите его. (работаете всей группой с одним учебником)

-Какая почва считается плодородной, почему мы так ее называем, чтобы она стала плодородной, что нужно делать?

А теперь как руководитель исследования попробую собрать все ваши исследования в один правильный способ.

Проговариваем все шаги вместе.

Я собираю эти свойства на доске. А вы в это время их отмечаете у себя в журналах.

Ребята, этим способом вы сможете пользоваться и дальше в следующих классах. При исследовании полезных ископаемых.

Показать образцы.

ИТ.

- Какая задача была на уроке?

- Назовите свойства почвы.

- Чем пользовались, чтобы выявить свойства почвы?

- Как вы это делали?

- Что понравилось?

- Были ли затруднения в группах?

Ребята мы с вами во время исследовательской работы выявили свойства почвы.

Выполнили всего пять шагов.

А значит, мы раскололи орешек.

Раскрываем орех, а в нем их классная книга исследований.

Сегодня на уроке мы с вами составили план исследовательской работы, который вам пригодится в будущем. –

Так вот вам задание для будущих уроков - исследований.

Анимация ханты и с бубном.

Мы начали урок с пословицы народа ханты. Вам спасибо за урок. Теперь вы, наверно сами поняли, что вместе вы сила.

А в подарок о сегодняшнем замечательном уроке я бы хотела оставить вам закладку “ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ”

ДЗ. Записано каждому и отдано в конверте.

1. А как использовали основное свойство наши коренные жители ханты в прежние времена вам прочитать и найти еще в других источниках, как в наши дни используют в округе основное свойство почвы.

Дополнительно. Последняя страница в проекте.

Приложение 1

Приложение 2