Цели урока.
- познакомить учащихся с основными этапами развития генетики;
- сформулировать и закрепить основные понятия генетики.
Оборудование.
- портрет Грегора Менделя (презентация Мендель, приложение 2);
- модель ДНК и хромосомы (приложение 3, приложение 4);
- рабочие листы (приложение1).
Ход урока
Сегодня на уроке мы начинаем знакомиться с самой интересной наукой, позволяющей ответить на множество вопросов.
Вопрос
- Будут ли иметь ямочки на щеках дети семейной пары, где у мамы они есть, а у папы нет?
Учащиеся высказывают различные варианты своих суждений.
В конце урока мы с вами вернемся к этой задаче, и вы сами определите будут ли иметь ямочки на щеках дети этой супружеской пары, научно обосновав свой ответ.
Генетика – наука, изучающая законы наследственности и изменчивости. (Приложение 1).
Вопрос
- Что такое наследственность?
Наследственность – это способность организмов передавать свои признаки следующим поколениям. Записывается учащимися в рабочие листы.
Вопрос
- Что такое изменчивость?
Изменчивость – способность организмов приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития. Записывается учащимися в рабочие листы.
Становление этой науки связано с именем Грегора Иоганна Менделя (приложение 2). Именно он сформулировал основные законы наследственности в своей монографии “Опыты над растительными гибридами”, вышедшей в 1866 году. Но эта работа была не замечена научным миром. И в 1871 году Мендель оставил опыты навсегда. В конце своей жизни он сказал: “мои научные труды доставили мне много удовольствия, и я убежден, что не пройдет много времени – и весь мир признает результаты моих трудов”.
И он не ошибся. Законы наследования признаков, установленные Менделем, определили развитие генетики как науки на весь последующий период. Официальной датой рождения генетики принято считать весну 1900 года, когда независимо друг от друга Г. де Фриз, Корренс, Чермак переоткрыли законы Менделя. С этого момента генетика - это наука, представляющая собой стройку, где грохочут взрывы открытий. В становлении генетики выделяют два периода: это классический до 50-х годов 20 века и молекулярный. Четко сформулированные законы. Предложенные Менделем легли в основу классической генетики.
Мендель определил существование единиц наследования и назвал их задатками. Теперь мы знаем, что это гены. Существует два понятии гена: молекулярное и генетическое. (приложение1).
Ген – участок молекулы ДНК, отвечающий за развитие определенного признака.
Каждый организм обладает своим набором генов, то есть генотипом. (приложение1).
Но не все признаки, полученные организмом от родителей, проявляются у потомков. Каждый организм обладает своим фенотипом. (приложением 1).
Все гены организма находятся в хромосомах – самоудваивающихся структурных элементах ядра, содержащих ДНК. (приложение 3, приложение 4).
Каждый ген имеет свое местонахождение – локус.
Каждая соматическая клетка содержит несколько пар одинаковых – гомологичных хромосом.
В каждой паре гомологичных хромосом содержатся аллельные гены.(приложение1).
На рисунке найти аллельные гены, раскрасить их в разные цвета, доказать, что они являются таковыми. На рисунке привести свои примеры аллельных генов и отметить их на рисунке.
Вопрос
- Если у человека в генотипе присутствуют два гена, какой же из них будет проявляться фенотипически?
С этим связаны еще два понятия: доминантные и рецессивные гены. (приложение 1).
В зависимости от того какие гены содержит организм, он может быть гомозиготным и гетерозиготным. (приложение1). Подписать какой особи принадлежит данная пара гомологичных хромосом.
Вопрос
- Подписать какой особи принадлежит данная пара гомологичных хромосом.
- Объяснить почему?
Итак, узнав основные понятия генетики, вы уже можете с научной точки зрения ответить на вопрос, поставленный в начале урока. Будут ли иметь ямочки на щеках дети семейной пары, где у мамы они есть, а у папы нет? Если известно, наличие ямочек - доминантный ген, а их отсутвие – рецессивный.
Задачи на закрепление.
|
Фенотип | ||||
круглая форма лица квадратная форма | |||||
выдающийся подбородок не выдающийся | |||||
ямочки на подбородке отсутствуют | |||||
густые брови тонкие | |||||
брови не соединяются соединяются на переносице |
|||||
удлиненная форма глаз круглая | |||||
длинные ресницы короткие | |||||
полные губы тонкие | |||||
веснушки на щеках отсутствуют | |||||
свободна мочка уха сросшаяся |
Литература:
- Айла Ф., Кайгер Дж. Современная генетика: в 3-х томах. М.:мир,1988.
- Баранов В.С., Баранова Е.В.Геном человека и гены “предрасположенности”. С-Пб: Интер- медика,2000.
- Приходько Н.Н., Шкурат Т.П. Основы генетики человека. Ростов на Дону: “Феникс”, 1997.
- Фогель Ф , Мотульски А. Генетика человека: в 3-х томах. Пер. с англ.м.:Мир.1989.