Цели:
1. Закрепить представления о буквах Е, Е, как обозначении йэ, йо и мягкости предыдущего согласного;
2. Формировать умение ритмического и связного письма слов с буквами е, е.
3. Продолжить работу по формированию умения составлять транскрипцию слов с изученными буквами;
4. Закрепить умение делить слова на слоги лигами, ставить ударение.
5. Развивать внимание, память.
6. Воспитывать интерес к русскому языку.
Ход урока
Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас не обычный урок. К нам пришли гости. Я надеюсь, что вы будете себя вести, как подобает настоящим ученикам. Посмотрите, пожалуйста, на них, чтобы потом не отвлекаться на уроке. Молодцы!
- А еще урок не обычен тем, что по дороге в школу, я встретила Незнайку. Он очень был расстроен. Ведь сегодня он собирался вместе с нами продолжить путь до следующей станции нашего любимого города “Буквограда”. Но ничего не получается. Знайка решил устроить Незнайке экзамен. Он считает, что для того, чтобы двигаться дальше, необходимо обобщить и закрепить уже имеющиеся знания. Незнайка волнуется, справится ли он с заданиями? Посмотрите на него. (на доске портрет Незнайки).
- Но я, ребята, взяла на себя такую ответственность и пообещала Незнайке помочь.
- Ведь Незнайка наш друг, а как поется в песне:
“Друг в беде не бросит…. ”
- Давайте поможем нашему другу. Для этого нужно выполнить задания, которые подготовил Знайка. Времени у нас не так уж и много. Поможем, Незнайке? (да).
- На какие две группы в русском языке делятся звуки? (На гласные и согласные).
- Что мы можем сказать о согласных звуках? (Согласные звуки свистят, шипят, фырчат, им не хочется петь. При произнесении воздух встречает преграду)
- На какие группы можем разделить согласные звуки? (На твердые и мягкие)
(Я показываю букву, после того как назвали, сообщаем какие звуки ею обозначаются).
- Что мы можем сказать о гласных звуках? (Они поются. При произнесении воздух не встречает преграду. )
(Называем гласные буквы. )
- Что еще мы можем сказать о гласных звуках? (Гласные могут служить для обозначения твердости и мягкости согласного. И еще есть хитрые буквы, которые могут обозначать два звука. )
- Назовите те гласные, которые служат для обозначения твердости согласного, мягкости согласного).
- Назовите хитрые буквы. (Е, Е)
- Когда они обозначают два звука? (когда стоят в начале слова. )
Каллиграфическая минутка (на доске записаны буквы)
- Назовите буквы. (заглавная буква Е, заглавная буква Е)
(строчная буква е, строчная буква е)
(Дети прописывают эти буквы в тетради. )
Сядьте прямо, не сутультесь за партой,
Ноги ставьте свободно на пол.
И, работая, каждый в тетрадке,
Локти сразу положим на стол.- Спину прямо держите, ребята.
Грудь должна не касаться стола.
И тогда буквы красивыми
У вас будут везде и всегда.
- Молодцы! Красиво написали буквы Е и Е.
- Обведите в кружочек ту букву, которая на ваш взгляд получилась самая красивая.
- Идем дальше. Ведь нам с вами медлить нельзя.
Следующее задание, которое приготовил нам Знайка.
- У вас на столах лежат листочки со словами, в которых встречаются наши дежурные буквы. Прочитаем их (хором).
- Определите сколько звуков обозначают буквы е и е в этих словах. Покажите стрелочками. Если два звука, то в левый столбик, а, если один, то в правый.
Работаем в парах.
- Давайте проверим. Читаем левый столбик. Слова, в которых буквы е и е обозначают два звука. (1 ученик).
- Правый столбик. Слова, в которых буквы е и е обозначают один звук.
- Молодцы! Мы справились еще с одним заданием.
Составить предложения по картинке.
Работа по учебнику. Рассматривание картинки.
- Что мы видим на картинке?
- Кто ловит рыбу?
- Как вы, думаете, большой улов?
Давайте прочитаем текст, который нам предлагают ниже. (хором)
- Знайка предлагает нам несколько изменить текст. Н-р: дать имена, чтобы в именах были наши дежурные буквы.
- А теперь прочтем текст, который у нас получился (на доске).
На реке клев.
Старик Егор и его внук Леня поставили сети.
Каков улов: и пескари, и окуни, и плотва!
- Как можно озаглавить наш текст. (На реке. )
- Ребята, а какие слова вам непонятны?
- О чем говорится в первом предложении? (О том, что сейчас самое подходящее время для ловли рыбы)
- Что означает слово “клев” в данном случае. (Хорошо клюет рыба).
- А когда мы еще можем употребить это слово? Кто еще может клевать? Птичка.
- Какую рыбу они могли поймать в реке? (окуней, пескарей).
- Что общего по смыслу в словах плот, плотник, плотва?
Давайте рассуждать. Плот – плотно подогнанные друг к другу бревна. Плотник тот, кто плотно подгоняет бревна друг к другу. Плотва – это рыба, которая, как, правило плавает плотными косяками.
- Молодцы, ребята, хорошо поработали. А сейчас самое время отдохнуть.
Реснички опускаются …
Глазки закрываются, …
Мы спокойно отдыхаем. (2 раза)
Сном волшебным засыпаем, …
Дышится легко … ровно … глубоко …
Наши руки отдыхают, …
Ноги тоже отдыхают, …
Отдыхают … засыпают. (2 раза)
Шея не напряжена.
И рассла-а-бле-на, …
Губы чуть приоткрываются, …
Все чудесно расслабляются. (2 раза)
Дышится легко … ровно … глубоко …
Пауза (минутки две).
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали, …
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и красиво сесть
Этот текст Знайка нам предлагает списать в тетрадь.
- Какими буквами записан текст? (печатными)
- А записать его нужно будет … прописными буквами.
(После того, как дети списали текст в тетрадь, выполняются задания по тексту. )
Какому предложению соответствует схема?
- Все ли в этой схеме правильно? Чего не хватает? (У предложения есть начало – в схеме выделяем палочкой, и есть конец – ставим точку. )
- Во втором предложении нужно разделить слова на слоги лигами и поставить в словах ударение (по одному слову у доски). Все остальные выполняют задание в тетради.
Старик Егор и его внук Леня поставили сети.
В словах последнего предложения выделить гласные звуки, твердые и мягкие согласные. (красным карандашом – гласные, синим – твердые согласные, зеленым – мягкие согласные).
Каков улов: и пескари, и окуни, и плотва!
- Молодцы, ребята! Еще одно задание позади.
ФИЗМИНУТКА
Встаем в круг и будем передавать мяч по кругу, называя слова, в которых есть буквы е и е.
- Следующее задание, которое приготовил нам Знайка.
- На партах у вас лежат листочки с картинками. Под которыми вы должны составить звуковые схемы слов. Я думаю, что это задание не вызовет у вас трудности.
- Давайте проверим. На доску вывешиваю схемы слов.
- У кого нет ошибок поставьте себе +.
Работа с сигнальными карточками. Отгадайте загадки.
Солнце греет целый день,
От жары я прячусь в ТЕНЬ
Даны три транскрипции слова ТЕНЬ
- Покажите карточкой правильную транскрипцию.
- Почему вы думаете так, а не иначе (доказать).
Рыба с колючими плавниками. ЕРШ.
Даны три транскрипции слова ЕРШ.
- Покажите карточкой правильную транскрипцию.
- Почему вы думаете так, а не иначе (доказать).
- Прочитаем скороговорку.
У елки иголки колки.
- Запишите ее по памяти.
- Проверяем написанное с доски.
Итог.
- Ребята, вот мы и выполнили все задания, которые подготовил Знайка.
- Кто поможет мне вспомнить, о чем говорили на уроке?
- Совершенно верно. Мы повторяли изученные буквы Е и Е, а так же записывали слова, составляли схемы слов. Учились красиво и правильно писать. Незнайка тоже не терял зря времени, он внимательно слушал и запоминал.
- Какое у вас, ребята, было настроение? Покажите то изображение лица, которое как вам, кажется, соответствует вашему настроению.
- Давайте займем места (прикрепляя вырезанные из бумаги лица детей в вагончики поезда).
- Теперь мы все вместе сможем отправиться на другую станцию города “Буквограда”, где нас ждут новые приключения с незнакомыми для нас буквами, с которыми нам предстоит познакомиться.
- Спасибо за работу. В добрый путь!
- А самое главное, помните,
“Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот, что значит, настоящий верный друг!”
Дружите, помогайте друг другу. И у вас все всегда получится.