Урок по родному языку (русскому) в 1-м классе по теме "Буквы «Е», «Е». Закрепление"

Разделы: Начальная школа


Цели:

1. Закрепить представления о буквах Е, Е, как обозначении йэ, йо и мягкости предыдущего согласного;

2. Формировать умение ритмического и связного письма слов с буквами е, е.

3. Продолжить работу по формированию умения составлять транскрипцию слов с изученными буквами;

4. Закрепить умение делить слова на слоги лигами, ставить ударение.

5. Развивать внимание, память.

6. Воспитывать интерес к русскому языку.

Ход урока

Организационный момент.

- Ребята, сегодня у нас не обычный урок. К нам пришли гости. Я надеюсь, что вы будете себя вести, как подобает настоящим ученикам. Посмотрите, пожалуйста, на них, чтобы потом не отвлекаться на уроке. Молодцы!

- А еще урок не обычен тем, что по дороге в школу, я встретила Незнайку. Он очень был расстроен. Ведь сегодня он собирался вместе с нами продолжить путь до следующей станции нашего любимого города “Буквограда”. Но ничего не получается. Знайка решил устроить Незнайке экзамен. Он считает, что для того, чтобы двигаться дальше, необходимо обобщить и закрепить уже имеющиеся знания. Незнайка волнуется, справится ли он с заданиями? Посмотрите на него. (на доске портрет Незнайки).

- Но я, ребята, взяла на себя такую ответственность и пообещала Незнайке помочь.

- Ведь Незнайка наш друг, а как поется в песне:

“Друг в беде не бросит…. ”

- Давайте поможем нашему другу. Для этого нужно выполнить задания, которые подготовил Знайка. Времени у нас не так уж и много. Поможем, Незнайке? (да).

- На какие две группы в русском языке делятся звуки? (На гласные и согласные).

- Что мы можем сказать о согласных звуках? (Согласные звуки свистят, шипят, фырчат, им не хочется петь. При произнесении воздух встречает преграду)

- На какие группы можем разделить согласные звуки? (На твердые и мягкие)

(Я показываю букву, после того как назвали, сообщаем какие звуки ею обозначаются).

- Что мы можем сказать о гласных звуках? (Они поются. При произнесении воздух не встречает преграду. )

(Называем гласные буквы. )

- Что еще мы можем сказать о гласных звуках? (Гласные могут служить для обозначения твердости и мягкости согласного. И еще есть хитрые буквы, которые могут обозначать два звука. )

- Назовите те гласные, которые служат для обозначения твердости согласного, мягкости согласного).

- Назовите хитрые буквы. (Е, Е)

- Когда они обозначают два звука? (когда стоят в начале слова. )

Каллиграфическая минутка (на доске записаны буквы)

- Назовите буквы. (заглавная буква Е, заглавная буква Е)

(строчная буква е, строчная буква е)

(Дети прописывают эти буквы в тетради. )

Сядьте прямо, не сутультесь за партой,
Ноги ставьте свободно на пол.
И, работая, каждый в тетрадке,
Локти сразу положим на стол.

- Спину прямо держите, ребята.
Грудь должна не касаться стола.
И тогда буквы красивыми
У вас будут везде и всегда.

- Молодцы! Красиво написали буквы Е и Е.

- Обведите в кружочек ту букву, которая на ваш взгляд получилась самая красивая.

- Идем дальше. Ведь нам с вами медлить нельзя.

Следующее задание, которое приготовил нам Знайка.

- У вас на столах лежат листочки со словами, в которых встречаются наши дежурные буквы. Прочитаем их (хором).

- Определите сколько звуков обозначают буквы е и е в этих словах. Покажите стрелочками. Если два звука, то в левый столбик, а, если один, то в правый.

Работаем в парах.

- Давайте проверим. Читаем левый столбик. Слова, в которых буквы е и е обозначают два звука. (1 ученик).

- Правый столбик. Слова, в которых буквы е и е обозначают один звук.

- Молодцы! Мы справились еще с одним заданием.

Составить предложения по картинке.

Работа по учебнику. Рассматривание картинки.

- Что мы видим на картинке?

- Кто ловит рыбу?

- Как вы, думаете, большой улов?

Давайте прочитаем текст, который нам предлагают ниже. (хором)

- Знайка предлагает нам несколько изменить текст. Н-р: дать имена, чтобы в именах были наши дежурные буквы.

- А теперь прочтем текст, который у нас получился (на доске).

На реке клев.

Старик Егор и его внук Леня поставили сети.

Каков улов: и пескари, и окуни, и плотва!

- Как можно озаглавить наш текст. (На реке. )

- Ребята, а какие слова вам непонятны?

- О чем говорится в первом предложении? (О том, что сейчас самое подходящее время для ловли рыбы)

- Что означает слово “клев” в данном случае. (Хорошо клюет рыба).

- А когда мы еще можем употребить это слово? Кто еще может клевать? Птичка.

- Какую рыбу они могли поймать в реке? (окуней, пескарей).

- Что общего по смыслу в словах плот, плотник, плотва?

Давайте рассуждать. Плот – плотно подогнанные друг к другу бревна. Плотник тот, кто плотно подгоняет бревна друг к другу. Плотва – это рыба, которая, как, правило плавает плотными косяками.

- Молодцы, ребята, хорошо поработали. А сейчас самое время отдохнуть.

Реснички опускаются …
Глазки закрываются, …
Мы спокойно отдыхаем. (2 раза)
Сном волшебным засыпаем, …
Дышится легко … ровно … глубоко …
Наши руки отдыхают, …
Ноги тоже отдыхают, …
Отдыхают … засыпают. (2 раза)
Шея не напряжена.
И рассла-а-бле-на, …
Губы чуть приоткрываются, …
Все чудесно расслабляются. (2 раза)
Дышится легко … ровно … глубоко …

Пауза (минутки две).

Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали, …
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза и красиво сесть

Этот текст Знайка нам предлагает списать в тетрадь.

- Какими буквами записан текст? (печатными)

- А записать его нужно будет … прописными буквами.

(После того, как дети списали текст в тетрадь, выполняются задания по тексту. )

Какому предложению соответствует схема?

- Все ли в этой схеме правильно? Чего не хватает? (У предложения есть начало – в схеме выделяем палочкой, и есть конец – ставим точку. )

- Во втором предложении нужно разделить слова на слоги лигами и поставить в словах ударение (по одному слову у доски). Все остальные выполняют задание в тетради.

Старик Егор и его внук Леня поставили сети.

В словах последнего предложения выделить гласные звуки, твердые и мягкие согласные. (красным карандашом – гласные, синим – твердые согласные, зеленым – мягкие согласные).

Каков улов: и пескари, и окуни, и плотва!

- Молодцы, ребята! Еще одно задание позади.

ФИЗМИНУТКА

Встаем в круг и будем передавать мяч по кругу, называя слова, в которых есть буквы е и е.

- Следующее задание, которое приготовил нам Знайка.

- На партах у вас лежат листочки с картинками. Под которыми вы должны составить звуковые схемы слов. Я думаю, что это задание не вызовет у вас трудности.

- Давайте проверим. На доску вывешиваю схемы слов.

- У кого нет ошибок поставьте себе +.

Работа с сигнальными карточками. Отгадайте загадки.

Солнце греет целый день,
От жары я прячусь в ТЕНЬ

Даны три транскрипции слова ТЕНЬ

- Покажите карточкой правильную транскрипцию.

- Почему вы думаете так, а не иначе (доказать).

Рыба с колючими плавниками. ЕРШ.

Даны три транскрипции слова ЕРШ.

- Покажите карточкой правильную транскрипцию.

- Почему вы думаете так, а не иначе (доказать).

- Прочитаем скороговорку.

У елки иголки колки.

- Запишите ее по памяти.

- Проверяем написанное с доски.

Итог.

- Ребята, вот мы и выполнили все задания, которые подготовил Знайка.

- Кто поможет мне вспомнить, о чем говорили на уроке?

- Совершенно верно. Мы повторяли изученные буквы Е и Е, а так же записывали слова, составляли схемы слов. Учились красиво и правильно писать. Незнайка тоже не терял зря времени, он внимательно слушал и запоминал.

- Какое у вас, ребята, было настроение? Покажите то изображение лица, которое как вам, кажется, соответствует вашему настроению.

- Давайте займем места (прикрепляя вырезанные из бумаги лица детей в вагончики поезда).

- Теперь мы все вместе сможем отправиться на другую станцию города “Буквограда”, где нас ждут новые приключения с незнакомыми для нас буквами, с которыми нам предстоит познакомиться.

- Спасибо за работу. В добрый путь!

- А самое главное, помните,

“Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот, что значит, настоящий верный друг!”

Дружите, помогайте друг другу. И у вас все всегда получится.