Цели:
- Обобщение, систематизация и углубление материала по теме: “Роман М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”.
- Развитие интереса к творчеству М.Ю.Лермонтова.
- Расширение представления о личности и творчестве нашего земляка, воспитание чувства гордости.
Оформление класса:
- на доске записан эпиграф, фамилия автора временно закрыта от участников;
- портрет М.Ю.Лермонтова;
- выставка книг поэта и о поэте;
- в ходе урока используется музыка Л.Шварца из кинофильма “Княжна Мери”;
- дамские перчатки, декоративный пистолет, свечи и т.д.;
- в центре класса нарисованы три дорожки: красная, желтая, зеленая.
ПРАВИЛА ИГРЫ
Игра состоит из трех этапов соревнования, в ходе которых из девяти участников в финал выходят трое. Финальное состязание определяет победителя.
За каждый правильный ответ участнику вручается визитка. В случае если учащийся затрудняется ответить или ответ его неверен, ведущий обращается к зрителям. Для зрителей, набравших наибольшее количество визиток, можно организовать, по желанию учителя, дополнительный этап состязания (вопросы см. в приложении № 5).
Перед началом соревнования ведущий предлагает учащимся определить дорожку, на которой они хотели бы состязаться, предварительно объяснив следующее:
- у первой группы самый короткий путь к победе, ибо участник игры должен ответить всего лишь на два вопроса. Выбрав красную дорожку, участник подвергает себя наибольшему риску: он не имеет права на ошибку;
- на желтой дорожке участника викторины ожидают три вопроса, для него допустима одна неточность в ответе;
- участникам, выбравшим зеленую дорожку, задается четыре вопроса, но они имеют право ошибиться дважды.
Судит состязание жюри, в составе которого учителя литературы, старшеклассники, родители.
ХОД ИГРЫ
В этом романе…есть что-то неразгаданное. (В.Г.Белинский)
1. Приветственное слово учителя, объявление целей и задач внеклассного мероприятия.
Добрый день, дорогие друзья, гости и уважаемое жюри. Я рада приветствовать вас на интеллектуальной игре “Умники и умницы”.
Стало доброй традицией итоговые занятия по литературе проводить в игровой форме. Сегодня нас ожидает новая игра “Умники и умницы” по роману М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”. Мы попытаемся с вами обобщить и систематизировать тот материал, который изучали на уроках по творчеству М.Ю.Лермонтова, расширить представление о личности и творчестве нашего земляка.
Почему и сегодня роман М.Ю.Лермонтова волнует нас? “В этом романе…есть что-то неразгаданное”, - говорил известный вам критик, слова которого являются эпиграфом ко всей нашей игре. Недолгая, но яркая жизнь самого поэта до сих пор полна загадок и продолжает волновать нас. Сто девяносто лет, прошедшие со дня рождения Михаила Юрьевича Лермонтова, не отдалили его от нас, не убавили силу его влияния на умы и сердца людей.
Постараемся сегодня разгадать те тайны, которые скрыты в романе “Герой нашего времени”.
В добрый путь! Желаю всем удачи!
2. Объяснение правил игры.
ПЕРВЫЙ ТУР
Вопросы для розыгрыша первой тройки учащихся (участникам раздаются карточки, на которых написаны начальные строки из стихотворений Лермонтова, задача участников – быстрее и точнее продолжить стихотворения, см. приложение № 1).
ВОПРОСЫ 1 ЭТАПА
- Кому принадлежат эти слова: “В этом романе…есть что-то неразгаданное”?
- Многие критики после выхода в свет романа создали легенду о том, что в Печорине Лермонтов изобразил себя. Как ответил сам автор в романе на этот вопрос? (“Герой нашего времени” - это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии”.)
- Кто и когда сказал эти слова: “Я прочел “Героя…” до конца и нахожу вторую часть отвратительною, вполне достойную быть в моде. <…> Характер капитана прекрасно намечен. Когда я начинал эту историю, я надеялся и радовался, что, вероятно, он будет героем нашего времени…но в этом романе капитан являлся как надежда, которая не осуществляется. Господин Лермонтов был неспособен провести до конца этот благородный и простой характер и заменил его жалкими, очень малопривлекательными личностями… Счастливого пути, господин Лермонтов; пусть он очистит свою голову, если это возможно…” (Такими словами напутствовал Николай I поэта, сосланного на Кавказ, 1840 г.)
ВОПРОСЫ 2 ЭТАПА
- В предисловии к изданию “Героя нашего времени” на английском языке переводчик Владимир Набоков заметил: “…Весь фокус…композиции состоит в том, чтобы раз за разом приближать к нам Печорина, пока он сам не заговорит с нами, но к тому времени его уже не будет в живых”. Какие особенности композиции подтверждают этот тезис? (Принцип постепенного приближения мы наблюдаем в повести “Бэла” (рассказчик Максим Максимыч), в повести “Максим Максимыч” (рассказчик – автор), в журнале Печорина - автопортрет героя.)
- В каком порядке должны располагаться повести, чтобы соответствовать хронологии событий? (“Тамань”, “Княжна Мери”, “Бэла”, “Фаталист”, “Максим Максимыч”.)
- В предисловии к “Журналу Печорина” автор пишет: “Недавно я узнал, что Печорин, возвращаясь из Персии, умер. Это известие меня очень обрадовало…” Чему обрадовался автор? (Смерть Печорина давала право печатать записки.)
ВОПРОСЫ 3 ЭТАПА
Найдите фактическую ошибку в формулировке вопроса:
- Как княжна Мери обращалась к Максиму Максимычу? (Это герои разных повестей.)
- Сколько лет Максим Максимыч прослужил в Тифлисе? (В Тифлисе не служил.)
- На каком языке разговаривали друг с другом Казбич и Печорин? (Не общались.)
ВТОРОЙ ТУР
Вопросы для розыгрыша второй тройки учащихся (участникам раздаются карточки, на которых написаны начальные строки из стихотворений Лермонтова, задача участников – быстрее и точнее продолжить стихотворения, см. приложение № 2)
ВОПРОСЫ 1 ЭТАПА
Объясните значение слов.
“И вот вижу, бежит опять вприпрыжку моя Ундина*.” (Ундина – в средневековых сказках дух воды, русалка.)
“За нею шел человек с большими усами, в венгерке*, довольно хорошо одетый для лакея”. (Венгерка – куртка с нашитыми на груди поперечными шнурками, какие носили венгерские гусары.)
“Мне объявили, что я должен прожить тут еще три дня, ибо “оказия”* еще не пришла”. (Оказия – благоприятный случай для путешествия, поездки вместе с военным отрядом.)
ВОПРОСЫ 2 ЭТАПА
За что Максим Максимыч получил два чина при генерале Алексее Петровиче Ермолове? (За дела против горцев.)
Назовите воинские звания каждого персонажа. (Печорин - прапорщик, Максим Максимыч – штабс-капитан, Вулич - поручик, Грушницкий – юнкер, Василий Петрович С*** - майор.)
В повести “Бела” герой высказывает отрицательное суждение о чеченцах следующими фразами: “Жалкие люди!”, “Преглупый народ!”. Назовите этого героя. Согласны ли вы с ним? (Максим Максимыч.)
ВОПРОСЫ 3 ЭТАПА
Повесть “Бела” начинается фразой: “Я ехал на перекладных из Тифлиса…” Где находится Тифлис? (В Грузии.)
Как назывался курортный город, в котором происходят события, описанные в повести “Княжна Мери”? (Пятигорск.)
“Тамань” - так называется одна из повестей. А где находится Тамань? (“Тамань - самый скверный городишка из всех приморских городов России”.)
ТРЕТИЙ ТУР
Вопросы для розыгрыша третьей тройки учащихся (участникам раздаются карточки, на которых написаны начальные строки из стихотворений Лермонтова, задача участников – быстрее и точнее продолжить стихотворения, см. приложение № 3)
ВОПРОСЫ 1 ЭТАПА
- Кому принадлежат эти высказывания? Обоснуй свою
точку зрения.
- “Милый мой, я ненавижу людей, чтоб их не презирать, потому что иначе жизнь была бы слишком отвратительным фарсом”. (Грушницкий.)
- “Милый мой, я презираю женщин, чтобы не любить их, потому что иначе жизнь была бы слишком нелепой мелодрамой”. (Печорин.)
- Несчастная любовь Печорина и Веры основана на реальных фактах. Назовите прототипов этих героев. (Лермонтов и Варвара Лопухина.)
- Каким образом Грушницкий запечатлел в памяти день встречи с Мери? (Заказал серебряное кольцо с чернью. Мелкими буквами на внутренней стороне было вырезано имя Мери и рядом число дня, когда она подняла стакан.)
ВОПРОСЫ 2 ЭТАПА
- Диалог между Печориным и Грушницким.
- Я уверен, - продолжал я, - что княжна в тебя уж влюблена.
Он покраснел до ушей и надулся.
О самолюбие! Ты рычаг, которым…хотел приподнять земной шар…
Кто говорил, что рычагом можно поднять земной шар? (Архимед – математик и механик Древней Греции.) - “Грушницкий споткнулся; ветка, за которую он
уцепился, изломилась, и он скатился бы вниз на
спине, если б его секунданты не поддержали.
- Берегитесь! – закричал я ему, - не падайте заранее; это дурная примета. Вспомните Юлия Цезаря!”. А что случилось с Юлием Цезарем? (Он шел в Сенат. По пути споткнулся и упал. В тот же день он был убит заговорщиками. Падение истолковали как дурное предзнаменование.) - “Тогда, посмотрев значительно друг другу в глаза, как делали римские авгуры, по словам Цицерона, мы начали хохотать…” Кто такие римские авгуры? (Римские авгуры - в Древнем Риме жрецы-гадатели, предсказывающие будущее. По словам Цицерона, авгуры при гадании смотрели друг на друга, подсмеиваясь над легковерием людей.)
ВОПРОСЫ 3 ЭТАПА
“Однажды играли в карты у конногвардейца Наумова. Долгая зимняя ночь прошла незаметно”. Так начинается “Пиковая дама” А.С.Пушкина. В какой именно повести есть похожая сцена? (“Фаталист”.)
Повесть “Княжна Мэри” имеет вид дневниковых записей. Сколько времени длятся события, описанные в повести? (Чуть больше месяца: с 11 мая по 16 июня.)
Описание пейзажа: “Холм, покрытый пеленою снега; мимо его вела едва-едва заметная дорога, по которой проезжают только тогда, когда боковая завалена снегом”. Какая гора так живописно изображена М.Ю.Лермонтовым в романе “Герой нашего времени”, а в 1837 г. запечатлена на картине? (Крестовая гора.)
ФИНАЛ
Вопросы для розыгрыша финалистов (участникам раздаются карточки, на которых написаны предложения из романа “Герой нашего времени” с пропущенными орфограммами и пунктограммами, задача участников: (1). ответить на вопрос, (2). быстрее и точнее вставить пропущенные буквы и расставить знаки препинания, см. приложение № 4)
ВОПРОСЫ 1 ЭТАПА
Какое прозвище дала молодежь доктору Вернеру? (Мефистофель.)
При описании Грушницкого автор отмечает одну деталь, которая свидетельствует о храбрости персонажа. Какая это деталь? (Георгиевский солдатский крестик.)
Какой персонаж “Героя нашего времени” по характеру напоминает пушкинского Германа из “Пиковой дамы”? (Вулич.)
ВОПРОСЫ 2 ЭТАПА
- Кем, по мнению Герцена, Печорин приходится Онегину? (Младшим братом.) Что их объединяет? (Они – “лишние” люди.)
- Жизнь Печорина до приезда на Кавказ не отражена на страницах романа. Неясны причины, которые привели героя из Петербурга на юг. Доктор Вернер так говорит: “Кажется, ваша история там (в Петербурге) наделала много шума”. Как вы думаете, что это за история? Какое отношение она имеет к пребыванию Печорина на Кавказе? (Дуэль.)
- Какие правила были нарушены при проведении дуэли между Грушницким и Печориным? (Дуэль – страшный способ решения споров, единственное его достоинство в том, что он предполагает честность обеих сторон. Дуэль в “Княжне Мери” - бесчестный заговор драгунского капитана. Цель заговора – представить Печорина трусом. Во время проведения дуэли были нарушены следующие правила:
а) секунданты до дуэли должны попытаться примирить дуэлянтов, но драгунский капитан нарушил этот закон, доктор Вернер – выполнил;
б) драгунский капитан сам зарядил пистолет Грушницкого, но не зарядил пистолет Печорина;
в) изменение условий дуэли во время ее проведения (Печорин перед своим выстрелом просит доктора перезарядить пистолет, что снова противоречит правилам дуэли; Печорин же настаивает на еще более жестких условиях: каждый из противников должен стать на краю площадки, чтобы тот, кто будет ранен, полетел вниз и разбился.)
ВОПРОСЫ 3 ЭТАПА
В приведенных ниже фрагментах романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени” звучат отголоски произведений других русских писателей. Назовите эти произведения и их авторов.
- “В это время показалась на дороге шумная и блестящая кавалькада: дамы в черных и голубых амазонках, кавалеры в костюмах, составляющих смесь черкесского с нижегородским” (А.С.Грибоедов “Горе от ума”, реплика Чацкого: “Господствует еще смешение языков: французского с нижегородским.”)
- “Нигде так много не пьют кахетинского вина и
минеральной воды, как здесь.
Но смешивать два эти ремесла
Есть тьма охотников – я не из их числа”.
(А.С.Грибоедов “Горе от ума”.
Чацкий: “А смешивать два эти ремесла
Есть тьма охотников - я не из их числа”.) - Печорин:
“Все, что я говорю о них, есть только следствие
Ума холодных наблюдений
И сердца горестных замет”.
(А.С.Пушкин “Евгений Онегин”.)
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ, ПРЕДСТАВЛЕНИЕ СЛОВА ЖЮРИ
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Сегодняшняя игра доказала, что вы настоящие умники и умницы. Пусть не все тайны разгаданы сегодня, впереди у вас много времени, и мне хочется надеяться, что вы еще не раз обратитесь к произведениям нашего великого земляка и откроете для себя что-то новое. И пусть
Меняют русла и теченья реки,
Меняются названья городов,
А Лермонтов есть Лермонтов навеки,
Ровесник новых и былых годов. <…>
Поэта время отнесло далеко,
Но нет нигде – ни рядом, ни вдали –
Для слова русского такого срока,
Чтобы стереть его с лица земли.1
1
На пензенской земле – истоки творчества самобытного русского поэта Павла Дружинина. Во многих его произведениях описываются родное наровчатское село Тезиково, город Наровчат, милые сердцу края. Стихотворение “Живое слово” было написано П.Дружининым специально для “Пензенской правды” и опубликовано в ней 15 октября 1964 года.