Цель: Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме.
Задачи:
- через работу с орфограммой на непроверяемую безударную гласную проверить уровень усвоения морфологических признаков имени существительного;
- совершенствовать навыки грамотного письма через нахождение и исправление чужих ошибок;
- развивать речь учащихся через составление предложений, подачи лексического значения слов, построению предложений на заданную тему.
Оборудование: карточки, светофоры; записи на доске; слова для предложений на доске; занимательный материал: стихи, загадки.
Ход урока
Настрой на работу:
Прозвенел звонок, начинаем свой урок
Он звонит, звонит, звонит,
Очень многим он велит:
То сядь да учись,
То встань, разойдись
Чтение загадки:
О чём пойдёт речь в загадке:
33 сестрички –
Ростом невелички.
Если знаешь наш секрет,
Мы покажем целый свет. (Буквы)
Что можно сложить из букв?
Что можно сложить из слов?
На каком предмете мы больше всего пишем слов и предложений?
Итак, урок русского языка.
В тетрадях записываем число, классная работа. Обратите внимание на название месяца, в слове классная, удвоенный согласный. Везде нижнее соединение.
Сообщение темы и цели урока
Работа в группах.
На столах лежат карточки. Прочитайте задания. Обсудите их в группах и приступайте к выполнению.
1 группа. Спиши слова. Вставь пропущенные буквы. Определи род.
…рбуз, гор…д, з…вод.
2 группа. Спиши слова. Вставь пропущенные буквы. Определи род.
В…рона, д…ревня, л…пата
3 группа. Спиши слова. Вставь пропущенные буквы. Определи род.
М…локо, п …льто, гн…здо.
4 группа. Спиши слова. Вставь пропущенные буквы. Обозначь число.
С…поги, с …баки, уч…ники.
5 группа. Спиши слова. Вставь пропущенные буквы. Определи одушевленное или неодушевлённое.
Т…релка, ст…кан, …дежда.
6 группа. Спиши слова. Вставь пропущенные буквы. Определи одушевленное или неодушевлённое.
Учит…ль, с…рока, р…бята.
Проверка при помощи сигнальных карточек.
Что определяли у слов?
Запись на доске: одуш., неодуш., род, число.
У какой части речи мы можем определить эти морфологические признаки?
Что такое имя существительное?
На какой вопрос отвечает?
Приведи пример.
Какой ещё морфологический признак не определили?
Что относится к именам собственным?
Приведи пример.
Как пишутся имена собственные?
Работа в группах.
Составь и запиши предложение.
1 группа. Фамилия, имя 4 группа. Река, море, озеро 2 группа. Фамилия 5 группа. Улица, деревня, село 3 группа. Кличка 6 группа. Название книги
Проверка работы.
Прочитай предложение
Назови имя собственное
Как надо писать?
Работа в группах.
У вас есть карточки с предложениями:
Наступила зима. Замёрзли лужи. Дни морозные. Трещат морозы. Света любит читать. Кошка Мурка умывается.
Выпиши существительные. Определи морфологические признаки.
Что можно определить у существительных?
Работа по развитию речи и грамотности письма.
На доске: жучька, во дваре, сабака, жывёт.
Исправь ошибки. Докажи.
Составь предложение. Назови имя собственное.
Как вы его написали? Почему?
Итог урока.
Как пишутся имена собственные?
Что к ним относится?
Что ещё определяем у существительного?
А какой части речи вели разговор?
Кому легко было на уроке?
Кому трудно?
В чём трудность?
Понравился урок?
А мне понравилось, как писали в тетрадях …
Домашнее задание:
- У вас вложены карточки, это и будет вашим домашним заданием.