Опыт использования проектной технологии на уроках иностранного языка

Разделы: Иностранные языки


В основу проектной работы как метода обучения, представленного в работах Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркиной и др., были положены следующие принципы:

  • формулировка конкретной цели, направленной на достижение практического результата;
  • обоюдная ответственность учащихся и учителя за результаты работы;
  • каждый ученик (или группа учащихся) получает конкретное задание, нацеленное на выполнение практического действия с помощью предметных знаний;
  • учащиеся работают самостоятельно, учитель помогает им в подборе материала, советует и т.д.; вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом.

Использование проектной методики в процессе обучения позволяет учащимся применять знания, умения и навыки на практике. При этом решается ряд важных задач:

  1. Занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу.
  2. Учащиеся получают возможность осуществлять деятельность в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию, не только из учебников, но и из других источников.
  3. В проектной работе весь учебный процесс ориентирован на учащегося: учитываются его интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности.
  4. Усиливается индивидуальная и коллективная ответственность учащихся за конкретную работу в рамках проекта, т.к. каждый учащийся, работая индивидуально или в микрогруппе, должен представить всей группе результаты своей деятельности.
  5. Совместная работа в рамках проекта учит учащихся доводить дело до конца, они должны задокументировать результаты своего труда, а именно: написать статью для газеты; собрать и обработать статистические данные, сделать аудиозапись, оформить альбом, коллаж, стенгазету, выставку и т.д. Форму презентации (репортаж, сообщение, ролевая игра, викторина, концерт, дискуссия и т.д.) и документации учащиеся выбирают сами.

В данной системе обучения стимулируется развитие интеллектуальных способностей, воображения учащихся и создаются условия для осмысления ими воспринимаемого учебного материала.

Суть проектного обучения состоит в том, что учащийся в процессе работы над проектом постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению в глубь явлений, конструированию новых объектов и т.д. Использование метода проекта способствует развитию самостоятельности учащихся, учит их объективно оценивать свою деятельность, развивает коммуникативные навыки. Привлекательность проектного метода обучения состоит еще и в том, что в процессе работы над проектом у учащихся развиваются организационные и рефлексивные способности. Они учатся планировать, анализировать и корректировать свою деятельность, а это, как правило, влияет на повышение интереса к учебе и улучшает результаты обучения. Кроме того, внедрение проектного обучения позволяет привлечь к этой работе и родителей, что расширяет их общение и совместную деятельность с подростками.

В основу проектного обучения были положены следующие требования:

  • в микрогруппе нет лидеров, все члены группы равны;
  • группы не соревнуются;
  • все члены группы должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание;
  • все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело;
  • ответственность за конечный результат несут все члены группы.

Проектная работа требует от учителя умения создавать в учебном процессе личностно ориентированную ситуацию.

проект “туристическое агентство”: англ. язык 7 класс

Методическая карта проекта

Название Туристическое агентство
Цель
  • систематизировать и закрепить изученный материал по теме “Planning ahead”;
  • совершенствовать навыки письменной речи в рамках разговорной темы;
  • развивать иноязычную коммуникативную и межкультурную компетенции в целом;
  • повысить уровень автономности учащихся посредством самоорганизации в проведении исследовательской, творческой работы;
  • познакомить учащихся с методами групповой работы;
  • развивать ответственное критическое мышление, воображение, смекалку в процессе иноязычной ролево-игровой деятельности
Личностные функции, актуализируемые в ходе проекта Мотивации; коллизийности; автономности; ответственности; рефлексии; креативности; самореализации
Продолжительность 4 недели
Тип/вид проекта Культуроведческий/ групповой
Доминирующие межпредметные знания и умения, необходимые для выполнения проекта Умения анализировать, классифицировать, обобщать, работать в группе. Знания по истории, географии, а также по изобразительному искусству.
Виды работ для подготовки школьников к выполнению проекта. Ознакомительное и изучающее чтение, отбор необходимой культуроведческой информации, систематизация отобранного материала, написание мини-сочинений, рекламных объявлений на иностранном языке
Источники информации Evans V., Dooley J. Enterprise 2 elementary. Express Publishing, 1999.

Collins W. Русско-английский и англо-русский словарь, 2003.

English. Приложение к газете “Первое сентября”.

Выборова Г.Е. Easy Reading: Книга для чтения на английском языке для учащихся средней школы/ Г.Е. Выборова, К.С. Махмурян, О.П. Мельчина. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998

Конечный продукт проекта Коллаж из рекламных плакатов “Holidays in Antalya”
Тип презентации Защита рекламного плаката

Имитационная модель: Туристическое агентство обратилось в рекламное агентство с просьбой подготовить рекламные объявления о предлагаемых видах отдыха и путешествиях в разных странах мира. Объявлен конкурс на лучший рекламный плакат или рекламное объявление на английском языке. Победителя ждет награда – сюрприз!

Последовательность выполнения проекта:

1. Подготовительный этап. Занятие начинается с краткого вводного слова учителя, который приветствует участников проекта, знакомит учащихся с основными особенностями проектной деятельности, определяет тему проекта – “Holidays in Antalya”.

Основные задачи:

  1. Сформулировать проблему исследования;
  2. Выдвинуть гипотезы и определить направления поиска информации по работе с гипотезами;
  3. Обсудить будущие результаты проекта, а именно коллаж “Holidays in Antalya” с лучшими письменными работами – рекламными плакатами, подготовленными в ходе проекта.

2. Организация работы.

На данном этапе происходит актуализация уже известного языкового материала по выбранной теме, а также ознакомление с новыми лексическими единицами.

1) С целью систематизации и закрепления основной лексики по выбранной теме учащимся предлагаются различные виды упражнений, например, раздаются карточки, где предлагается задание на активизацию необходимых лексических единиц.

2) Предлагается вспомнить названия стран мира, их язык, название наций. Например: Turkey – Turkish – Turkish.

3) С целью формирования навыков оформления делового письма учащимся предлагается подробный план его написания и образцы.

4) Далее участники проекта, опираясь на усвоенные лексические единицы и новые грамматические структуры, должны написать официальное письмо-запрос по объявлению в газете/ журнале, предлагаемое учителем.

3. Заключительный этап.

Вводное слово учителя, который приветствует учащихся, формулирует цели урока:

  1. Представить выполненную проектную работу.
  2. Защитить проект, проанализировать результаты проектной деятельности.

Учащиеся демонстрируют коллаж “Holidays in Antalya”, над оформлением которого они также работали в течение ряда уроков, обсуждают, что удалось и не удалось в ходе проектной деятельности.

Представляются рекламные плакаты с объявлениями об организации отдыха и путешествий, содержащие лучшие официальные письма в турагенство, написанные в течение проекта.

Оценка результатов проводится как учителем, так и самими учениками.

Итоговая оценка работы по проекту

Имя учащегося _________________________________класс_______

1. Способности к предмету:

а) Аудирование: б) Разговорные навыки:
очень хорошее очень хорошие
хорошее хорошие
нуждается в улучшении нуждаются в улучшении
в) Чтение: г) Письменные работы:
очень хорошее очень хорошие
хорошее хорошие
нуждается в улучшении нуждаются в улучшении

2. Работа в классе:

  • Выполняет охотно все задания
  • Не всегда выполняет требуемый объем заданий
  • Активен(на) на уроках
  • Тщательно выполняет работу в классе
  • Во время выполнения работы в группах или в парах иногда возникают проблемы в общении с одноклассниками
  • Предпочитает больше работать на уроках, чем дома, самостоятельно

3. Отношение к выполнению проектных заданий:

  • Задание качественно делает всегда
  • Задание выполняет, но качество работы разное
  • Задания выполняет с энтузиазмом
  • К заданиям проявляет интерес, но не доводит дело до конца
  • Творчески подходит к выполнению любого задания
  • Активен(на) на протяжении всего проекта
  • Активность проявляет только на заключительном этапе

4. Пожелания:_________________________________________________

_____________________________________________________________

______________________________________________________________

Возможные проблемы при организации проектной работы

При организации и проведении проектной работы перед учителем возникает ряд проблем. Назовем некоторые из них.

1. Организация. Проекты создают дополнительную работу для учителя, требуют дополнительных действий, таких, например, как установление контактов, нахождение подходящих источников материалов и т.д. Некоторые советы по организации учебного процесса:

  • Необходима тщательная подготовка к выполнению задания. Убедитесь в том, что каждый ученик понимает, какое конкретно задание ему предстоит выполнить. Подробно объясните, что и как следует делать.
  • Терпимо относитесь у шуму. “Рабочий” шум – это естественная составляющая продуктивной работы, но необходимо пресекать любой другой шум, не связанный с выполнением задания.
  • Внимательно наблюдайте за тем, что делают учащиеся. Если они не поняли свое задание, не отменяйте его. Выясните, в чем проблемы.

2. Мониторинг. Необходимо знать, что делает ученик в период выполнения проектного задания. Но, с другой стороны, проект – это возможность школьнику выразить свои собственные идеи. Желательно, чтобы не было слишком строгого контроля.

3. Личностные проблемы. Учитель может столкнуться с трудностями, связанными с личностью ученика, такими, как отсутствие интереса или мотивации, трудности межличностного общения с другими членами группы. Необходимо формировать группы с учетом индивидуальных особенностей учащихся, их психологической совместимости; объяснять учащимся, что работа над проектом предоставляет им возможность проявить свои способности, например, оформительские, которые не менее важны для успеха проекта. Предпочтительное количество учеников в группе 3-4. Насколько это возможно, давайте ученикам возможность самостоятельно разрешать проблемы внутри группы.

4. Трудности в создании успешно действующих групп. Групповая работа носит более творческий характер. Учитель может дать советы по формированию групп детей с разными способностями, т.к. успех проекта зависит от интересов учащихся, их взаимоотношений между собой. Необходимо сохранять состав группы до окончания работы над проектом. Состав группы можно поменять только тогда, когда начнется работа над новым проектом.

Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проектов, а также параметрах их внешней оценки.

  1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
  2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы и т.д.). Здесь уместен метод “мозгового штурма” с последующим обсуждением.
  3. Распределение задач по группам. Обсуждение возможных методов исследования, поиска информации.
  4. Самостоятельная работа учащихся по своим проектным заданиям.
  5. Промежуточные обсуждения полученных результатов в группах, в классе.
  6. Защита проектов, оппонирование.
  7. Коллективное обсуждение результатов, объявление внешней оценки, формулирование выводов.

Параметры внешней оценки проекта:

  • значимость и актуальность выдвинутых проблем, адекватность их изучаемой тематики;
  • корректность используемых методов исследования и методов обработки полученных результатов;
  • необходимая и достаточная глубина проникновения в проблему, привлечение знаний из других областей;
  • доказательность принимаемых решений, умение аргументировать свои заключения, выводы;
  • активность каждого участника проекта в соответствии с его индивидуальными возможностями;
  • коллективный характер принимаемых решений;
  • характер общения и взаимопомощи участников проекта;
  • эстетика оформления результатов выполненного проекта;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов, лаконичность и аргументированность ответов каждого члена группы.