Дистанционный эвристический конкурс "Загадки музыки"

Разделы: Музыка, Внеклассная работа


Главное условие конкурса – поиск ответов на поставленные задачи. Творческие идеи и их воплощение производятся учащимися с необходимой помощью педагогов и родителей.

Представленные конкурсные задания по теме “Загадки музыки” входят в комплекс инновационных творческих заданий, уровень сложности которых не превышает возможности детей, обучающихся по традиционной программе обучения, и соответствует общеобразовательным программам основного общего образования с учетом индивидуальной подготовки и интересов конкурсантов. В процессе экспертизы конкурсных заданий становится возможным выявление музыкально и интеллектуально одаренных ребят. В данном случае музыкальная одаренность будет проявляться не столько в умении ребенка различать так называемые музыкальные свойства звуков (высоту, длительность, громкость, тембр) и умело оперировать ими, сколько в способности слышать музыку в окружающем мире и своей душе и видеть в музыке образ внутреннего и внешнего мира. Именно этому посвящены главные цели конкурса:

  • Формирование позитивного имиджа учащегося – участника творческого конкурса–олимпиады;
  • Закрепление у учащихся навыка работы со справочной, информационной, научно-исследовательской литературой. Развитие способности грамотно, логически последовательно изложить письменный текст;
  • Поиск и выявление творческих, креативных ребят, имеющих высокий интеллектуальный уровень;
  • Поддержка и поощрение талантливых детей, содействие повышению их исследовательского интереса, формированию научно-исследовательского аппарата.
  • Совершенствование методов и форм работы со школьниками.

Конкурс проходит по следующей модели:

Представление конкурсных материалов в заочной форме в оргкомитет (который может базироваться как на внутришкольном, так и более крупном – городском, областном уровне. В конкурсе принимают участие школьники из учреждений начального и дополнительного образования в соответствующей возрастной группе (номинации).

В данной работе приведены примерные образцы конкурсных заданий.

Номинация “Там, где музыка живет” для учащихся 1-4 классов

№1. “Сказка о Мишке”

Дорогие ребята! В этой сказке живут не только сказочные герои, но и всем хорошо известные музыкальные термины. Найдите их и попытайтесь дать им объяснения.

Пришло время собирать урожай. Мишка пошел к старику, попросил у него большую телегу и бочки для засолки репы. Он положил туда вкусные овощи и повез бочки на ближайшую фабрику, чтобы там засолить репу на зиму.

Но на фабрику прилетел злой и голодный трехглавый Дракон. Все его головы были зубастыми и почему-то грязно-черного цвета. А еще у него был синий-синий хвост.

Увидел Дракон на фабрике Мишку и задумал утащить Репу к себе в замок. А еще он увидел какие-то белые горы рассыпчатого песка. Дракон подумал, что это сахар, и захотел его съесть.

— У-у-у! — заорал трехглавый Дракон страшным голосом и бросился вниз, на фабрику. Но Мишка стал храбро защищать от Дракона свою Репу.

Однако Дракон был сильнее Мишки, и плохо пришлось бы тому, если бы на помощь не прилетела добрая лясточка Алиса. Она увидела, что Мишке Егору не сдобровать и полетела к волшебнику Бекару, который отменял все злые дела.

Бекар выслушал лясточку Алису и велел сольдату с саблей, который охранял соль (а это была соль, а не сахар), помочь Мишке.

№2. “В мастерской папы Карло”

В мастерской Папы Карло Буратино потерял все свои музыкальные инструменты. Помогите Буратино отыскать эти инструменты и назовите их.

№3. “Квартет”

Проказница Мартышка,

Осел,

Козел

Да косолапый Мишка

Затеяли сыграть квартет.

Достали нот, баса, альта, две скрипки

И сели на лужок под липки,

Пленять своим искусством свет.

Вы, конечно, знаете басню И. А. Крылова “Квартет”. Это слово в музыке имеет несколько значений. Попробуйте найти все музыкальные трактовки слова “квартет” и дать им объяснения.

№4. “Прочитайте изречение”

С помощью нот прочитайте известные слова А. К. Толстого:

 

№5. “Путаница”

В эту путаницу букв попали музыкальные термины, слова являющиеся понятиями, относящимися к предмету “Музыка”. Помогите их найти. А в качестве подсказок вам послужат эти рисунки.

Сьанбалм афар лаелпка акминаид ытно

 

 

№6. “Кроссворд”

Разгадав кроссворд, вы узнаете, что надо нарисовать в начале нотного стана, чтобы определить название ноты.

1. Что мы слышим ухом?

2. Форма головки ноты.

3. Музыкальное произведение как упражнение

4. Палочка с натянутым вдоль нее волосом для игры на скрипке.

№7. “Музыкальные загадки”

1.

Начало мое — нота,
Потом — краса оленья.
А в целом — это место
Оживленного движенья.

2.

Начало – голос птицы.
Конец – на дне пруда.
А целое в музее
Найдешь ты без труда.

3.

Первый слог мой – нота,
И второй слог – тоже.
Вместе оба слога
На бобы похожи.

4.

Площадь – первый слог мой.
Нота — слог привычный.
В целом получился
Инструмент отличный.

№8. “Талант”

“У Бобки был сильный звонкий голос. Он отчаянно громко лаял, особенно если на кого-нибудь злился. Поэтому Бобка считал, что у него большие певческие способности, и в связи с этим очень любил петь”.

Общеизвестно, что животные к музыке далеко не безразличны. Приведенный фрагмент из книги Ю. Ивановского “Приключения Бобки” написан на сюжет, взятый из жизни. Вспомните случаи из вашей жизни, ваших маленьких друзей-животных и продолжите эту историю на свой лад.

№9. “У. Дисней и С. С. Прокофьев”

Встретившись с Диснеем, Прокофьев сыграл ему новую, не опубликованную пьесу, подарил ноты и сказал: “Эту музыку я сочинил с надеждой, что она когда-нибудь вызовет у Вас желание поставить по ней фильм”. Получившийся мультфильм сохраняет обаяние музыки С.С. Прокофьева и дополняет ее запоминающимися образами мультипликационных героев. О каком всем вам известном сочинении С.С Прокофьева идет речь?

№10. “Ни дня без музыки”

Как только утром вы открываете глаза, сразу все оживает. Где-то журчит вода, слышатся голоса родителей, фыркают на улице автомобили. Но вы можете не только услышать готовые звуки, но и заставить зазвучать все, что есть в доме. Для этого нужно попробовать придумать звуки. Например, тонкие стаканы звучат по-разному, если в них наливать разное количество воды. Можно даже пробовать играть на стаканах с водой мелодию, постукивая по ним деревянным карандашом. Попробуйте устроить такую “стаканную музыку”, подумайте какие еще доступные предметы могут стать музыкальными инструментами?

Уважаемые взрослые! Просим вас подключиться к процессу создания инструментов и музицированию не только в качестве советчиков, но и как равноценных партнеров по ансамблю. Будем рады, если вы напишите, как прошёл конкурс и пришлёте фотографии.

Номинация “В мире музыки ” для учащихся 5—6 классов

№1. “Нотные знаки”.

На этой картинке представлен фрагмент сочинения В. Екимовского (1976). Как вы можете видеть, здесь нет ни единой ноты, однако это сочинение стало очень популярным и исполняемым. Подумайте и предположите, если нет нот, то как нужно исполнять такое сочинение? Для какого состава инструментов оно может быть написано?

№2. “Пассаж”

Тринадцатое явление четвертого действия гениальной комедии Н.В.Гоголя “Ревизор” начинается знаменитой фразой жены городничего, которая, увидев Хлестакова на коленях, восклицает: “Ах, какой пассаж!” Далее эту же фразу повторяет ее дочь в начале четырнадцатого явления того же действия. Наверное, всем понятен смысл самого слова “пассаж”, да и всей фразы (неожиданное происшествие, странный оборот дела) в этой мизансцене. В каких еще значениях употребляется это слово? Напишите, какую трактовку оно получило как музыкальный термин.

 

№3. “Канон”

Музыка есть арифметическое упражнение души”

Г.Лейбниц

Внимательно рассмотрите нотный текст приведенного канона. Даже не зная нот, вы можете обнаружить определенную закономерность. Сформулируя ее вы и дадите название этому виду канона.

№4. “Угадай инструмент”

На рисунке изображен музыкальный инструмент, который встречается в разных народных культурах. Как он называется и почему получил такое название?

№5. “Руслан и Людмила”

В опере-сказке М. И. Глинки “Руслан и Людмила” Руслан поет красивым басом. Каким же еще голосом петь красивому богатырю, главному герою сказки! Но есть в опере персонаж, которому даже самый громкий бас не подходит – Голова. Голова эта таких размеров, что даже конь Руслана рядом с ней выглядит котенком. А вот каким голосом должна петь голова? Что придумал М.И. Глинка?

№6. “Музыкальная спираль”

Каждая последняя буква слова является первой буквой следующего слова.

1. Музыкально-драматическое произведение, в котором действующие лица не говорят, а поют.

2. Перерыв между действиями оперы.

3. Действующее лицо в опере Ж. Бизе “Кармен”.

4. Опера Дж. Верди.

5. Коллектив музыкантов в опере.

6. Главное действующее лицо в опере М. И. Глинки.

7. Имя героини в опере украинского композитора Н. Лысенко “...-полтавка”.

8. Опера С. В. Рахманинова.

9. Опера П. И. Чайковского.

№7. “Инструменты-актеры”

Инструменты, все равно, что актеры, выступающие в разных ролях. Вспомните известные вам произведения и напишите, какие роли и образы может исполнить флейта?

№8. “Необычный концерт”

Представьте себе, что в начале концерта огромная сцена еле вмещала оркестр, а спустя какое-то время оказалось, что музыкантов осталось меньше половины. Об исполнении какого сочинения может идти речь? Что случилось с музыкантами? Может быть, с музыкантами произошло то же, что и с футболистами в книге “Старик Хоттабыч” - они вдруг все одновременно заболели корью?

№9. “Детский альбом”

Вспомните цикл “Детский альбом” П.И.Чайковского. Мелодии и жанры каких стран представлены в музыке?

№10. “Концерт из коллекции”

Дорогие ребята! Многие из вас собирают коллекции. Одни – марки, другие – значки, третьи – открытки. Наверняка у вас есть пусть маленькая, но коллекция концертов. Расскажите о ней, о самом запоминающемся концерте в вашей жизни. Вспомните те ощущения, что вы испытали и попробуйте их описать.