Цель: обобщение знаний о разрядном составе, записи чисел третьего десятка и знакомство с названием и записью чисел четвертого десятка.
Задачи:
1. Продолжить работу по изучению двузначных чисел.
2. Совершенствовать умения находить уравнения и решать их.
3. Продолжить работу над общим математическим развитием детей.
Оборудование: Числа от 30 до 40; таблицы с числами; таблицы: данное число, искомое число, корень уравнения, значение неизвестного; табличка-рисунок к задаче; изображение полянки и цветов красного, желтого и синего цвета.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Ребята, какое время года сейчас?
2. Какое настроение у вас весной?
3. Да, природа изменилась, кругом много зелени, распустились первые цветы. Вы за год повзрослели, многому научились. Сегодня мы с вами попытаемся сделать красивую весеннюю полянку.
Ученик: Хочу, чтоб в мире было много света, Хочу, чтоб в мире было много лета, В котором - солнце, птичьи голоса, И на траве - зеленая роса.
II. Актуализация опорных знаний.
1. С обратной стороны доски двое учащихся пишут состав чисел 13,14.
2. Какое сегодня число? (15 мая)
- Что можете о нем сказать? (двузначное)
- Как его можно получить?
- Назовите у него предыдущее число.
- Назовите последующее число.
3. Проверка заданий за доской. Итог, (рефлексия)
4. Работа в тетради. Запишем ряд чисел.
- Записать число, в котором 2 дес. 4 ед. (с обратной стороны доски работает один ученик)
- Записать следующее за ним.
- Записать предыдущее число 30.
- Число, которое на 2 больше 25.
- Число, в котором 3 дес. 7 ед. 24, 25, 29,27, 37.
- Самопроверка с доски.
- Какие числа? (двузначные)
- Найдите лишнее.
5. Сформулируйте тему урока. (Запись чисел четвертого десятка.)
III. Формирование новых знаний.
1. На доске числа, расположить их так, чтобы получился отрезок натурального ряда. К доске вызвать ученика.
2. Ребята записывают этот ряд в тетради.
3. Самопроверка с доски.
4. Между какими круглыми числами стоит в натуральном ряду число 38?
5. Рефлексия. Кто умеет записывать числа пятого, шестого десятка? (с обратной стороны доски работают два ученика).
6. На доске таблица с числами: 42, 43, 54,49
- Все ли числа будут стоять в натуральном ряду между числами 40 и 50?
7. Таблица с числами.
149,248,347 - как назвать эти числа общим словом? (трехзначные)
- Определи закономерность в каждом разряде.
8. Рефлексия. Кто умеет записать и прочитать четырехзначное число? Сколько в нем цифр? Молодцы!
9. Задача тоже будет связана с числами. Прочитайте.
Таня записала 13 двузначных чисел, а Маша на 4 числа меньше. Сколько цветов расцвело на полянке?
- Чтение задачи самостоятельно.
- Чтение вслух.
- Открытие. Нет взаимосвязи между условием и вопросом.
- Изменяем вопрос. Учитель записывает другой вопрос.
- На доске таблицы:
Данное число
Искомое число
- Учитель показывает табличку - рисунок к задаче с ошибкой.
Таня | .., .., .., .., .., .., .., .., .., .., .., .., .. . |
Маша | .., .., .., .., .., .., .. . |
(находят ошибку)
- Решение.
13 - 4 = 9(ч.)
Ответ: 9 чисел. (Проговорить устно полностью)
Назвать компоненты при вычитании, обратить внимание на искомое число.
- Ребята, мы повторили компоненты при вычитании, они нам в следующем задании будут нужны.
Физкультминутка (под музыку)
Наши тонкие цветки
Распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.
Наши алые цветки
Закрывают лепестки,
Тихо засыпают,
Головой качают.
IV. Формирование понятий н навыков.
1. На доске.
12 + 2 = 14 а) что скажите? 12 - 8 = 3 б) какие равенства? (верные и неверные) 16 + 3 > 20 в) прочитать их по-разному 13 - х = 7 г) что скажите о неравенствах? х - 8 = 6 д) какие компоненты неизвестны в уравнениях? 15 - 7 < 9 е) вывод: чтобы найти вычитаемое, нужно из уменьшаемого
вычесть значение разности.
.
3. Вывод: попробуем записать уравнение при помощи букв.
х - а = в (какие знания помогли сделать это открытие?)
4. Рефлексия. Поднимите руку, кто еще не совсем понял, как находить неизвестное вычитаемое, уменьшаемое?
5. Работа в парах. Самостоятельная работа по проверке изученного. Карточки. Встают - проверка.
Кто допустил ошибку, садятся.
V. Итог. Рефлексия.
Давайте посадим цветы на нашей полянке. Кто почувствовал себя ученым, добившимся успеха, - посадите красные цветы, кто понял не все задания - желтые, кому было очень трудно-синие.
VI. Домашнее задание.
Вырезать разные цветы.
I в. - записать уравнения, где неизвестное - уменьшаемое.
II в. - уравнения, где неизвестное - вычитаемое.