Цель: знакомство с некоторыми породами кошек и их повадками, историей одомашнивания.
Оборудование: конверты с заданиями; информация о породах кошек: сиамской, персидской; иллюстрации: тигра, льва, рыси, кошек; мини-сочинение с ошибками; макеты островов.
Литература:
- Шорыгина Т.А. Домашние животные. Какие они? Книга для воспитателей гувернеров и родителей. – М.: изд—во ГНОМ и Д, 2003 г. С – 18.
- Ясвин В.А., Пупиньш М.Ф. Азбука содержания животных: творческий альбом для школьников. – Пермь: Книжный мир, 2004. с – 32.
- Макхэтти Г. Кошки от А до Я. Энциклопедия. – М.: Вагриус, Клуб 36.6, Полина, 1994.
Ход занятия
Этапы занятия | Действия учителя |
Чтение стихотворения
Определение темы занятия. Фиксация темы занятия на доску. |
Котя, котенька, коток! Котя, серенький хвосток. Приди, котя, ночевать, Мою деточку качать. Уж как я тебе, коту, За работу заплачу: Дам кувшин молока Да кусок пирога. Уж ты ешь, не кроши, Больше, котик, не проси! О каком животном сегодня пойдет речь на занятии? (кошке) Сегодня мы с вами совершим путешествие на кошачий остров. |
Работа детей с иллюстрацией (определяют животных). | Внимательно посмотрите на иллюстрации
животных (на доске закреплены иллюстрации
животных (на доске прикреплены иллюстрации
животных: лев, тигр, рысь, кошка).
Как называется эти животные? /ответы детей/ Что объединяет их в одну группу? /ответы детей/ Какие общие черты можно отметить? /повадки, лапы, уши и т.д./ |
Историческая справка. Выступление детей. |
Работа над содержанием выражения
“историческая справка”. 1. В Европу она попала из Египта. В древнем Египте кошка считалась священным животным. При пожаре египтянин был обязан в первую очередь вынести кошку. Убийство этого животного каралось смертной казнью. 2. На Руси крестьяне всегда любили и берегли кошек. Их пускали в амбары, где хранилась пшеница, рожь, ячмень и Мурки зорко стерегли запасы зерна от мышей, крыс. Одна кошка спасает в год до 10 тонн зерна! 3. Когда вселялись в новую избу, то первой переступала порог кошка. Киска внимательно осматривала и обнюхивала все углы, а над тем местом, где она ложилась подремать, вешали детскую люльку. |
Самостоятельная работа с текстами пословиц и поговорок. | На столах лежит конверт (№ 1) с
пословицами и поговорками. Задание: Внимательно прочитать, выбрать пословицу, поговорку, которая определяет погоду. Если кошка лижет лапу и трет ею за ухом — это предвещает плохую погоду на последующие дни Когда кошка кашляет или чихает — будет дождь Кошка во время сна закрывает лапкой мордочку — к морозу Кошка ложится на спину — к хорошей погоде Кошка зимой ложится на пол или на землю — к теплу В Англии считается, что получить в подарок черного кота - знак особого уважения. Английские моряки считали, что черная, без единого белого волоска кошка на корабле - верный признак благополучного плавания. По мнению англичан, если черная кошка перебежит дорогу - это добрая примета. Кошка ест траву — на дождь. Если кошка умывает себе лапкой мордочку, то будет хорошая погода; а если, кроме морды, и уши, то пойдет дождь Кошка мордочку прячет — на мороз Когда кошка трет за ухом — это к перемене погоды Кошка крепко спит — к теплу Кошка лижет лапу — на хорошую погоду. Кошка мордочку умывает — перед оттепелью Трехцветная кошка может уберечь дом от пожара. |
Творческое задание (работа с сочинением миниатюрой). | В конверте ( № 2) имеется мини-сочинение
в котором допущены неточности. Задание: Необходимо внимательно прочесть и с помощью карандаша их исправить. Мою кошку зовут Мурка 1. Утро. Кошка Мурка проснулась на своем мягком коврике. Она подошла к моему мягкому дивану и с урчанием поточила об него когти. Я осторожно поднял её за шиворот, придерживая хвост, на руки. Да, пора расчесать ей шерсть, вон какая длинная выросла! 2. И дал ей на завтрак чашку гранул кошачьего корма. После обеда она попила воды из вазы с цветами. Затем отправилась на подоконник перед закрытым сеткой окном – отдохнуть на свежем воздухе. Вернувшись, она выкопала ямку в цветочном горшке с большой пальмой и посидела над ней. 3. После этого она взобралась на свою кошачью вышку и осмотрела окрестности. А потом я поиграл с муркой её любимой игрушкой – разноцветным резиновым мячиком. Я заметил, что мурка часто расчесывает уши и трясет головой, пожалуй, пора ей закапать бабушкины ушные капли Завтра, наверное, придется вести Мурку в ветеринарную клинику в большом полиэтиленовом пакете. Вот и вечер, перед сном я, как обычно, гуляю с Муркой в сквере, выводя её на поводке. |
Обсуждение. | Какие неточности были обнаружены в сочинении? |
Сообщение ученика. | Удивительный рассказ о своих питомцах
поведут… (ученики рассказывают о своих кошках,
которых они принесли из дома). Алгоритм выступления: Порода кошки. Особенности содержания. Интересные повадки, факты из жизни (истории, приключения). Достижения (участие в выставках , конкурсах и т.д.). |
На доске расположены иллюстрации различных пород кошек: сиамской, персидской, британской. На столах у детей карточки с их описанием. | Задание: Подобрать к каждой иллюстрации
кошки соответствующий текст. Сиамская кошка Это кошки кремового цвета с темными оконечностями и голубыми глазами. Этих кошек называют короткошерстными. Эти кошки очень умны – быстро соображают, как добиться своего, как открыть дверцу холодильника и добраться до его содержимого. Они очень любят точить свои когти. Эти животные преданы хозяевам, не выносят одиночества. Легко поддаются дрессировке, быстро привыкают к ошейнику и поводку, так что с ними можно ходить по улице, как с собакой. Персидская кошка Это кошка с широкой головой, привлекательными круглыми глазами и маленьким носом. Этих кошек иногда называют длинношерстными. Они имеют длинную шерсть и пушистый хвост. Поэтому нуждаются в тщательном уходе, особенно в уходе за шерстью. Они бывают разной окраски: кремовой, белой, голубой, красной, полосатой. Эти кошки приятны в общении, имеют спокойный характер. Британская кошка Это плотная, коренастая кошка с круглой головой, маленькими ушами, большими глазами. Шубка у этой кошки может быть любого цвета, включая белый, черный, голубой, кремовый. Это очень умные, дружелюбные животные с миролюбивым характером. Они прекрасно ловят мышей. |
Защита своего текста. | Почему данное описание отнесли к этой породе? |
На доске расположены контуры кошачьих
островов (персов, сиамов, британцев). Итог занятия. |
Задание: (работа с конвертом № 3) В данном конверте находятся иллюстрации различных пород кошек. Разместите их по островам. Какие признаки вы взяли за основу? (ответы детей) Работа в группах. Сочинить миниатюру “На кошачьем острове”. |
Объявление. | После изучения темы “Кошки”, проводится конкурс “Мисс мурка”. |