Формирование социально-бытовых навыков безопасного поведения

Разделы: Работа с дошкольниками


Современный динамично развивающийся мир предъявляет повышенные требования к людям в плане социальной адаптации и безопасного поведения в быту, на производстве, на улице. Взрослые люди, имеющие профессиональную подготовку и жизненный опыт, вынуждены в современных условиях постоянно пополнять свои знания и навыки в области безопасности жизнедеятельности. В этих особых условиях особую актуальность приобретает изучение предмета “Основы безопасности жизнедеятельности”, введенного в общеобразовательных школах и дошкольных учреждениях.

Курс этого предмета направлен на “формирование у детей сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих, приобретению ими способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, оказание помощи пострадавшим”. Таким образом, появилась необходимость подготовки детей к безопасному поведению в повседневной жизни, к рациональным действиям в опасных ситуациях. Наиболее результативно такая подготовка осуществляется в дошкольном возрасте.

Детям легче привить мотивы, побуждающие к соблюдению норм и правил поведения дома, на улице, в детском саду, на природе, а затем в обществе.

Для дошкольных учреждений, в 1997 году вышла программа “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, авторами которой является Н.Авдеева, О.Князева, Р.Стеркина.

Результатом тщательного изучения мониторинга стала разработка перспективных планов, (приложение №1,2) включающие в себя следующие разделы:

  • беседы,
  • экскурсии,
  • занятия,
  • чтение художественной литературы,
  • дидактические игры,
  • сюжетно-ролевые игры.

Учитывая содержание программы “Основы безопасности детей дошкольного возраста”, направленное на приобретение детьми не только теоретического, но и практического опыта, мы сделали такой вывод, что целесообразно проводить как обучающие, игровые, так и практические занятия. В обучающие занятия включались те, которые давали детям теоретические знания по пользованию предметами домашнего быта; по поведению в экстремальных ситуациях; по изучению правил поведения в быту; по обучению способам выхода из конфликтных ситуаций.

В игровые занятия включались специальные тренинги для отработки защитных навыков поведения, разыгрывались ситуации правильного и неправильного поведения на улице, дома, с животными, в лесу.

Практические занятия включали в себя:

- работу с макетами;

- обучению пользованию телефоном

- учились, как правильно пользоваться ножницами, иглой;

- проводились опыты с лупой, землей, песком, водой;

- учились, как правильно пользоваться предметами быта;

- учились, как правильно оказывать первую медицинскую помощь при ушибах, ссадинах и порезах;

- изготовление плакатов по темам: “Пожарная безопасность”,”02, 03, 04”;

- проводились тренинги на тему, если встретился с незнакомцем.

Работа по “ОБЖ” предусматривалась не только на занятиях, но и в процессе режимных моментов, игр, бесед, развлечений, экскурсий.

В процессе проведения режимных моментов мы старались формировать у детей навыки личной гигиены; обращали внимание на их самочувствие, внутренние ощущения в течение дня. Для закрепления знаний проводились различные игры: дидактические, словесные, настольно-печатные, сюжетно-ролевые. Некоторые игры нам пришлось изготавливать, например, “Лабиринты”, “Составь картинку”, “Безопасная дорога”. Для повышения уровня знаний проводили экскурсии: в музей, в экстренные службы города, на природу. Реализация программы осуществлялась в соответствии с разработанными планами, с учетом основных принципов планирования, возрастных и психологических особенностей детей.

По каждому тематическому разделу нами проводилась определенная работа. При изучении раздела “Ребенок и другие люди”, мы рассказывали об опасности контактов с незнакомыми людьми, при этом учитывали, что у детей собственные представления о том, какие взрослые могут представлять опасность, а какие - нет. Многие считали, что люди не могут принести вреда. Учитывая результаты первичной диагностики, с детьми рассматривались типичные опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми. Например, взрослый приглашает покататься на машине; взрослый угощает конфетой и уговаривает пойти с ним куда-либо. Для закрепления пройденного материала предлагали детям игры – драматизации. Очень часто на помощь детям приходил Стобед (большая мягкая игрушка), и дети с удовольствием ему помогали. С детьми рассматривались и обсуждались возможные ситуации насильственного поведения со стороны взрослого (хватает за руку, ведет к машине), мы старались объяснить детям, что нужно делать в подобных ситуациях. С детьми отрабатывались защитные формы поведения. Большое внимание уделяли робким и застенчивым детям, чтобы они научились громко кричать, звать на помощь. После бесед с детьми выяснилось, что не все дети могут сказать “нет” подросткам, взрослым, детям, которые зовут на стройку, в подвал или на окраину города. Так, с детьми проводились специальные упражнения, чтобы научить говорить – нет, например, упражнение “Зеркало”. Дети узнавали о том, что опасности могут подстерегать на улице, в подъезде, дома, и в связи с этим нужно выполнять ряд правил: нельзя уходить далеко от дома, заходить в лифт с незнакомыми людьми, открывать дверь незнакомым людям. На эту тему также разыгрывались различные ситуации:

- ребенок дома один;

- ребенок дома с взрослыми;

- ребенок с друзьями.

Изучение тематических ситуаций подкреплялось знакомством со сказочными сюжетами, например, “Красная шапочка”, “Петушок – золотой гребешок”, “Волк и семеро козлят”.

Тематический раздел “Ребенок и природа” содержит очень большой объем, который должны усвоить дети. Занятия проводились с акцентом на богатейшую, красивую природу Башкортостана. Обязательным пунктом в работе было обучение детей ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, не ломать ветки, не бросать мусор в лесу и т.д.). Одновременно объясняли, что нужно помнить об опасностях, связанных с ядовитыми растениями или при контакте с животными. Для ознакомления детей с ядовитыми растениями, а также со съедобными ягодами и грибами, использовали иллюстрации, наглядные материалы. Закрепление знаний проходило с помощью дидактических игр: ”Съедобное – несъедобное”, ” Поле, лес, огород” и т.д. Проводились экскурсии в различное время года на водоем, где изучали не только растительность и насекомых водоема, но и правила поведения на воде; в сквер, парк, лес. В изучении различных правил экологической безопасности мы использовали стихи С.Я.Маршака, Усачева.

При ознакомлении детей с предметами домашнего быта, которые являются источником потенциальной опасности для детей, мы разделили эти предметы на три группы:

  • предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, электроприборы);
  • предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться пользоваться (нож, иголка, ножницы);
  • предметы, которые взрослый должен хранить в недоступных для детей местах.

Проводимая работа была построена на основе разделения предметов на три группы. Например, дети узнавали, что предметами первой группы могут пользоваться только взрослые. Объяснение этого материала дополнялось примерами из литературных произведений: “Кошкин дом” С.Маршака, “Неизвестный герой”. Для обучения навыкам пользования предметами второй группы организовывались специальные обучающие занятия по выработке соответствующих навыков в зависимости от возраста детей. Проблемы безопасности детей по обращению с предметами третьей группы и правила их хранения стало содержанием работы с родителями.

В процессе реализации программы “ОБЖ” приоритетным направлением в нашей работе и работе дошкольного учреждения, есть и будет содержание раздела “Здоровье ребенка”. За основу мы взяли программу Лазаревой “Здравствуй”, Для эффективной работы мы скоординировали свои тематические занятия с валеологом и старались дать детям как можно больше знаний по разделу “Здоровье ребенка”. Мы объяснили детям, что здоровье – это одна из главных ценностей жизни. Затем познакомили детей с тем, как устроено тело человека, его организм. На практических занятиях предлагали послушать с помощью фонендоскопа биение сердца. Во время режимных моментов всегда обращали внимание детей на их самочувствие. В нашем детском саду используются разные формы организации двигательной активности: гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, динамические паузы, физкультурные праздники и дни здоровья. Чтобы формировать у детей ценности здорового образа жизни. Медицинские работники всегда рассказывали о значении и необходимости проведения разного рода мероприятий: дыхательной гимнастики, массажа, физиотерапии. В процессе формирования у детей навыков личной гигиены, подводили детей к тому, чтобы выполнение и соблюдение не являлось требованием взрослых, а становилось личной инициативой каждого ребенка. В нашем детском саду большое внимание уделяется не только физическому здоровью, но и психическому здоровью и эмоциональному благополучию детей. Наша совместная работа с психологом по разделу “Эмоциональное благополучие ребенка”, тому обоснованное подтверждение. Психологическое здоровье, эмоциональное благополучие – симптомы нормального детства. Нам, как воспитывающим детей, надо всегда помнить: дети чрезвычайно эмоциональны, впечатлительны, внушаемы, это нужно учитывать и формировать веру каждого ребенка в свои силы и возможности, оптимистический взгляд на все происходящее. При помощи психолога, дети научились правильным способам выхода из конфликтных ситуаций. Достигнуто это было при помощи специальных игр, занятий. Для подведения итогов работы с детьми мы проводили итоговую диагностику. Результаты оказались хорошими. Просмотрев графическое изображение первичного и итогового мониторинга, мы убедились в том, что дети имеют хорошие знания по данным разделам. Работа с детьми в подготовительной группе осуществлялась по тому же принципу, что и с детьми в старшей группы. Отличительной чертой стало усложнение, предусматриваемое в наполнении содержания каждой из форм работ. В своей работе мы использовали принцип “Возрастной адресованности”. В течение этих лет мы вместе с детьми изучали науку безопасности. Это наука особая – она учит, как защитить себя, как помощь другим в трудную минуту. Мы не сомневаемся, что дети извлекут большую пользу из наших занятий, игр, бесед. В наши трудные времена мы не представляем себе лучшего качества у подрастающего поколения, чем внутреннее чувство защищенности и способности справиться с любой подстерегающей их опасностью.

В дальнейшем мы планируем продолжать работу по “ОБЖ”, но необходимо ее расширить и из безопасности перейти к Воспитанию культуры безопасности дошкольников.

Используемая литература:

  1. Н.Авдеева, О.Князева, Р.Стеркина “Безопасность глазами ребенка”
  2. Н.Авдеева, О.Князева, Р.Стеркина “Основы безопасности детей дошкольного возраста” Программа для дошкольных образовательных учреждений.
  3. Е.А.Алябьева “Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста”
  4. П.Статмен “Безопасность вашего ребенка”
  5. С.И.Семенака “Уроки добра”
  6. Журнал “Основы безопасности жизни” №8,9 – 05г., № 5,9 – 99г.

Приложение 1

Приложение 2