Урок физики в 10-м классе "Основы молекулярно-кинетической теории"

Разделы: Физика


Цели урока:

  1. Повторить основные формулы (диктант, взаимоконтроль)
  2. Систематизировать сведения об изопроцессах в виде таблицы
  3. Применить изученную теорию при решении количественных и качественных задач

Почему столько внимания этой теме?

Молекулы в идеальном газе движутся хаотично. Движение одной молекулы характеризуют микроскопические параметры (m0,,p0, EKO). Свойства газа как целого описываются с помощью макроскопических параметров (m, p, V, T)

МКТ устанавливает связь между микро- и макромиром.

1. Диктант формул

Запишите формулу для расчета:

  I вариант II вариант
1 Дано:

m0; NA

M=m0NA Дано:

N; NA

M-? -?
2 Дано:

NA ; m; M

N=NA Дано:

m0; N

m=m0N
N-? m-?
3 Дано:

m0 ;n;

p= Дано:

n;

p=
p-? p-?
4 Дано:

n; T

p=nkT Дано:

T

E=
p-? E-?
5 Дано:

T M

Дано:

T; m0

-? -?

Взаимоконтроль. Поменялись карточками, поставили друг другу оценки.

II. Класс разделили на 6 групп: задание для всех на 3 минуты

Задание для 1 группы:

Систематизировать сведения об изопроцессах в виде таблицы (у доски отвечают 2 человека.[один оформляет на доске, другой – комментирует])

Вопрос

Название изопрoцесса

(при m=const)

Постоянный параметр Название закона, его математическое выражение График изопроцесса
1) изотермический T=const Закон Бойля Мариотта

PV=const

 

T2>T1 (изотерма)

2) изобарный P=const Закон Гей-Люссака  

p2>p1 (изобара)

3) изохорный V=const Закон Шарля  

V2>V1 (изохора)

Задание для 2 группы графическая задача (на доску).

Прочитайте график

1-2 p=const T^ V^ изобарное нагревание (расширение)

2-3 V= const Tv Vv изохорное охлаждение

3-4 p=const Vv Tv изобарное сжатие (охлаждение)

4-1 V=const T^ p^ изохорное нагревание

Задание для 3 группы: расчетная задача

В баллоне емкостью 12 литров находиться водород массой 100г под давлением 9,8х106 Па. Определите температуру этого газа.

Задание для 4 группы: качественная задача (гипотеза)

По данным современной МКТ среди молекул атмосферы должно быть некоторое количество таких, скорость которых должна превышать вторую космическую К каким геофизическим последствиям должно это приводить?

Ответ: Если бы скорость молекул была больше 11,2, они навсегда удалились бы от Земли. Воздух бы стал разряженным, Жизненные условия бы нарушились (биосфера, гидросфера)

Задание для 5 группы: определения по теме (1 человеку доски отвечает на вопросы, задаваемые представителем от каждой группы) см Приложение 1

Задание для 6 группы: сообщение о шкалах температур (назвать источники информации!) см Приложение 2

Итог урока:

Хорошо поработали: обобщили основные знания, полученные в процессе изучения темы.

Начинаем термодинамику – науку о наиболее общих свойствах макроскопических систем, описываемых с помощью макро-параметров.

Оценки за урок: диктант и работа в группах; сдаем сообщения о температурных шкалах.

Д/З: Найти все, что можно:

Кислород массой 6 кг занимает баллон вместимостью 5 м3 и находится под давлением 300 кПа.