
Цели урока:
- Повторить основные формулы (диктант, взаимоконтроль)
- Систематизировать сведения об изопроцессах в виде таблицы
- Применить изученную теорию при решении количественных и качественных задач
Почему столько внимания этой теме?
Молекулы в идеальном газе движутся хаотично.
Движение одной молекулы характеризуют
микроскопические параметры (m0,
,p0, EKO). Свойства
газа как целого описываются с помощью
макроскопических параметров (m, p, V, T)
МКТ устанавливает связь между микро- и макромиром.
1. Диктант формул
Запишите формулу для расчета:
| I вариант | II вариант | |||
| 1 | Дано: m0; NA |
M=m0NA | Дано: N; NA |
|
| M-? | ||||
| 2 | Дано: NA ; m; M |
N= |
Дано: m0; N |
m=m0N |
| N-? | m-? | |||
| 3 | Дано: m0 ;n; |
p= |
Дано: n; |
p= |
| p-? | p-? | |||
| 4 | Дано: n; T |
p=nkT | Дано: T |
E= |
| p-? | E-? | |||
| 5 | Дано: T M |
Дано: T; m0 |
![]() |
|
Взаимоконтроль. Поменялись карточками, поставили друг другу оценки.
II. Класс разделили на 6 групп: задание для всех на 3 минуты
Задание для 1 группы:
Систематизировать сведения об изопроцессах в виде таблицы (у доски отвечают 2 человека.[один оформляет на доске, другой – комментирует])
Вопрос Название изопрoцесса (при m=const) |
Постоянный параметр | Название закона, его математическое выражение | График изопроцесса |
| 1) изотермический | T=const | Закон Бойля Мариотта PV=const |
T2>T1 (изотерма) |
| 2) изобарный | P=const | Закон Гей-Люссака | p2>p1 (изобара) |
| 3) изохорный | V=const | Закон Шарля | V2>V1 (изохора) |
Задание для 2 группы графическая задача (на доску).
Прочитайте график
1-2 p=const T^ V^ изобарное нагревание (расширение)
2-3 V= const Tv Vv изохорное охлаждение
3-4 p=const Vv Tv изобарное сжатие (охлаждение)
4-1 V=const T^ p^ изохорное нагревание
Задание для 3 группы: расчетная задача
В баллоне емкостью 12 литров находиться водород массой 100г под давлением 9,8х106 Па. Определите температуру этого газа.

Задание для 4 группы: качественная задача (гипотеза)
По данным современной МКТ среди молекул атмосферы должно быть некоторое количество таких, скорость которых должна превышать вторую космическую К каким геофизическим последствиям должно это приводить?
Ответ: Если бы скорость молекул была больше 11,2
, они навсегда
удалились бы от Земли. Воздух бы стал
разряженным,
Жизненные условия бы нарушились (биосфера,
гидросфера)
Задание для 5 группы: определения по теме (1 человеку доски отвечает на вопросы, задаваемые представителем от каждой группы) см Приложение 1
Задание для 6 группы: сообщение о шкалах температур (назвать источники информации!) см Приложение 2
Итог урока:
Хорошо поработали: обобщили основные знания, полученные в процессе изучения темы.
Начинаем термодинамику – науку о наиболее общих свойствах макроскопических систем, описываемых с помощью макро-параметров.
Оценки за урок: диктант и работа в группах; сдаем сообщения о температурных шкалах.
Д
/З: Найти все, что можно:Кислород массой 6 кг занимает баллон вместимостью 5 м3 и находится под давлением 300 кПа.


