Плетение из бересты

Разделы: Технология


Цель: Познакомить учащихся с основами плетения.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с истоками плетения.
  2. Познакомить со свойствами бересты, инструментами.
  3. Дать представление о заготовке и хранении бересты.
  4. Научить заточке режущего инструмента.
  5. Научить методам и правилам тиснения.

Методы и методические приёмы:

  • словесные;
  • наглядные;
  • практические.

Оборудование:

  • ножницы;
  • нож;
  • каточийк;
  • шило;
  • линейка;
  • шаблон;
  • лекало;
  • заточный станок;
  • абразивные материалы;
  • образцы работ;
  • магнитофон.

Форма организации учебно-воспитательного процесса: Вводный урок по теме: Плетение из бересты.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вводный инструктаж.

3. Приветствие и сдача рапортов бригадиров.

4. Объявление темы и цели урока.

Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом
Точно серебром.

На пушистых ветках
Снежною, каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.

И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.

А заря лениво,
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
С. Есенин

5. Демонстрация выставочных образцов выполненных педагогом и учениками.

6. Краткий рассказ о назначении каждого изделия:

а) солонки;

б) вазы;

в) шуршики;

г) лапти;

д) хлебница;

е) пестерь;

ж) шкатулки;

з) корзинки;

и) футляр для ножниц;

к) ножны;

л) обереги;

м) др.

7. Рассказ об исторических корнях плетения (особенности народного промысла Республики Коми и Российского на примере Архангельской обл.)

8. Рассказ о свойствах бересты (целебность, практичность, бактерицидность, долговечность, удобство и т.д.).

Береза - один из главных образов народного творчества. В народных песнях, сказках, преданиях береза - символ весны и родины. Любимое дерево наделялось самыми ласкательными эпитетами. Ее называли стройной, кудрявой, тонкой, белой, душистой, веселой. Часто это юная девушка в зеленой косынке, и всегда это положительная героиня: то хранительница народных кладов, то заколдованная красавица, то мудрая крестьянская дочь, побеждающая в поединке со злыми силами.

Бесчисленные поговорки, пословицы, загадки посвящены березе:

  • Береза не угроза — где она стоит, там и шумит.
  • Бела береста — да деготь черен.
  • Для врага и береза угроза.
  • Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова.

Березовая кора - береста - один из самых красивых и прочных материалов для изготовления бытовых вещей, игрушек, украшений.

Посуда из бересты сохраняет продукты от сырости и плесени. Обувь из коры березы – лапти - легкая и удобная. Береста - прабабушка бумаги и по многим качествам ее напоминает. Применяется она при строительстве домов вместо рубероида. Сооружали оленеводы чумы, охотники и рыбаки - шалаши, ладили лодки, делали поплавки и грузила для сетей. В народном быту традиционно используются изделия из бересты: наберушки и лукошки, пестеры и сумки, чуманы, различные солонки и т.д.

9. Рассказ о технологии заготовки.

а) время года;

б) экипировка;

в) инструмент;

г) поиск подходящей березы;

д) качество бересты;

е) снятие бересты;

ж) увязка бересты;

з) вынос;

и) хранение.

10. Подготовка и заточка режущего инструмента (демонстрация ножа, шила, ножниц).

11. Техника безопасности с режущим инструментом, поведение, форма, дисциплина.

12. Организация рабочего места.

13. Правила и методы тиснения на бересте:

а) при помощи рисунка;

б) при помощи шаблона;

в) приемы пользования инструментом (шило).

14. Критерии оценок.

15. Раздача заданий бригадам.

Учитель включает магнитофон с народными песнями в исполнении ансамбля “Приполярье” г. Инты

16. Текущий инструктаж, упражнения учащихся.

17. Заточка режущего инструмента.

18. Тиснение (изготовление визитных карточек).

19. Во время самостоятельной работы учащихся учитель проходит по рядам между партами, наблюдает за работой учащихся, при необходимости корректирует и направляет работу.

а) правильность заточки режущих инструментов;

б) приемов тиснения;

в) помощь отстающим.

20. Оценивание работ.

21. Заключительный инструктаж

а) оценка творческих работ (вручение вымпела лучшим);

б) обсуждение недостатков в выполненных работах.

22. Закрепление пройденного.

23. Уборка помещения.