Цели:
- Учить учащихся наблюдать за природой, уметь обобщать и систематизировать полученные знания.
- Развивать умения ориентироваться на местности: знать названия окружающих деревьев, трав, цветов, ягод, животных, птиц; использовать теоретический материал на практике (необходимый минимум по ОБЖ: оказание первой медицинской помощи, съедобные и несъедобные грибы, полезные и ядовитые растения …).
- Воспитывать у учащихся любовь к природе, взаимопонимание, взаимовыручку, уважительное отношение друг к другу.
Оборудование:
- Картины осеннего леса, осенние ветки лиственных и хвойных растений, плоды и семена, листья;
- Кадры д/фильма и слайды осенней природы, перелетных птиц, различных зверей;
- Карточки для работы в группах, альбом стихов “Осень”, составленный учащимися класса; музыка П.И. Чайковского “Времена года. Осень”;
- Учебники А.А. Плешакова “Мир вокруг нас. 2 класс, I часть.
Ход урока
I. Организация класса. Проверка готовности учащихся к уроку.
II. Актуализация темы урока
У: - Сегодня мы отправимся в путешествие по нашей местности, во время которого вы покажете свои знания и умения использовать их на практике. Часть заданий вам нужно будет выполнить командой, поэтому давайте вспомним правила поведения работы в группах. В каждой группе есть консультанты, которые будут руководить работой группы, оценивать правильность ваших действий и вашу активность. За каждый правильный ответ вы получите кленовый листок. Та команда, которая соберет большой букет из листьев и будет победительницей в нашей игре-путешествии. Итак, в путь!
- Отгадайте, в какое время года мы отправляемся путешествовать?
(Звучит музыка из альбома П.И. Чайковского “Времена года. Осень”).
Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет
Озимь на полях.
Сообщение темы и целей урока учащимися.
- Итак, мы поговорим об изменениях, которые происходят в неживой и живой природе, о приметах осени и о том, как разные животные готовятся к наступлению зимы.
- Ребята, объясните, как вы понимаете значение слова ОЗИМЬ?
(лексическая работа)
- Назовите осенние месяцы.
- Перечислите особенности погоды осенью в нашей местности (температура, ветер, облачность, осадки).
III.
- Итак, мы отправляемся в путешествие. Сначала необходимо хорошо к нему подготовиться.
Обратить внимание на погоду. На что?
Задания группам.
1 команда составляет список необходимой одежды.
2 команда отвечает за продукты.
3 команда обеспечивает нас предметами первой необходимости.
Задача: выбрать из списка только самое необходимое (поставить +)
- Для чего может пригодиться каждый предмет?
Продукты | Одежда | Хозяйственные принадлежности |
Консервы Вода Салат “Оливье” Хлеб Пирожные Лимонад |
Свитер Спортивный костюм Туфли Платье Носки Блузка |
Фонарик Топор Фен Ножик Аптечка Утюг |
(Работа в группах. Проверка, оценивание).
- Дополните список, недостающими на ваш взгляд предметами.
IV. Ф/минутка
Мы с вами входим в лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
(Посмотрели вправо, влево)
Руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они тихо садятся
Покажем – крылья сложили назад.
Наклонились и присели.
Заниматься тихо сели.
V.
- Наконец, мы дошли до нашей поляны. Посмотрите на иллюстрации поляны.
(Коллективная работа по учебнику А.А. Плешакова “Мир вокруг нас”, стр. 24 – 25).
- Это Серёжа и папа сделали снимки.
Работа над новым материалом (Фронтальная и индивидуальная работа)
Работа с учебником (чтение стр. 26 – 27)
Ответы на вопросы стр. 27
Выделение основных осенних явлений в неживой природе (заморозки, иней, туман, ледостав, похолодание, листопад)
Изменения в живой природе.
- Кого не видим на поляне? (Насекомых)
Работа по схеме.
Работа с учебником стр. 28 – 29. Ответы на вопросы.
VI. Повторение изученного.
(Рассматривание картин)
- Отдохнем, погуляем по лесу, но нужно хорошо всем помнить “Что можно собирать в лесу?” и знать “Ядовитые растения и грибы”, чтобы здоровым добраться до дома. (ЗОЖ)
- Разгадайте кроссворды (Приложение № 1. Коллективная работа)
1 группа – “Что можно собирать в лесу?”
2 группа - “Что можно собирать в лесу?”
3 группа - “Ядовитые растения и грибы”.
- Посидим у костра, сварим обед. (Звучит песня о дружбе. Приложение № 2.)
VII
- А теперь мы должны вернуться домой, но каждой команде надо отгадать загадки.
1 группа
Ночи темнее, дни холоднее,
Листья пожелтели, птицы улетели.
Мелкий, затяжной дождь поливает.
Как это время народ называет?Встали бра на ходули
Ищут корма на пути.
На бегу ли, на ходу ли
Им с ходулей не сойти (Журавли)
2 группа.
Молоко над речкой плыло,
Ничего не видно было.
Растворилось молоко,
Стало видно далеко.Угадайте, что за птичка –
Темненькая невеличка
Беленькая с живота,
Хвост раздвинут в два хвоста. (Ласточка)
3 группа
Он пушистый, серебристый,
Но рукой его не тронь,
Станет капелькою чистой
Как поймаешь на ладонь.Кто без ног и без свирели
Лучше всех выводит трели,
Голосистее, нежней?
Кто же это? … (Соловей).
VIII. Итог урока. Рефлексия.
- Вы хорошо выполнили все задания, поэтому мы успешно смогли вернуться домой. Цели урока выполнили, т. к. показали, что знаете, какие изменения принесла осень.
Хорошо, дружно работали в командах.
Победила команда ____________, так как она собрала самый большой букет осенних листьев.
- Оцените с помощью консультантов работу каждого из вас в группах. Не забудьте аргументировать своё мнение.
А то, что вы многие любите это время года и природу нашего края, доказывает сборник ваших стихов “Осень”. Эти стихи вы сочинили после осенней экскурсии, на классном часе мы их слушали и обсуждали.
(Заслушать лучшие стихи. Сборник стихов – Приложение № 3)