Цели занятия:
- Показать значение русской песни, как источника духовного возрождения России.
- Через национальный песенный материал, обрядовую музыку открыть красоту окружающего нас мира.
Задачи:
- Разучить частушку “Топится баня”.
- Способствовать развитию музыкальных способностей и дарований, умения определять жанр произведения.
- Развить вокальные навыки, навыки игры на народных инструментах.
- Способствовать становлению позитивного отношения к народному творчеству.
Организация учебно-воспитательного пространства:
Оборудование: баян, балалайка, ложки, рубель, погремушка, видеомагнитофон.
Оформление:
1. Плакаты:
“Благодаря музыке в человеке пробуждаются представления о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе”.
(В.А. Сухомлинский).
“Русская народная песня есть драгоценнейший образец русского народного творчества”.
(П.И. Чайковский).
“Народная музыка делает нас лучше, умнее, добрее”.
(Д.Б. Кабалевский)
Музыкальный материал: кассеты с видео-фрагментами передачи “Играй кармонь”, выступлениями частушечников; записи Государственного академического русского народного хора им. М.Е. Пятницкого.
План занятия.
I. Вводная часть.
1. Русская музыка – часть русской культуры.
II. Главная часть занятия.
Распевка, ритмические упражнения.
Повторение песни “Субботея”.
Рассказ о частушке – жанре русской музыке.
Разучивание частушек “Топится баня”.
Игра “Угадай частушку”.
III. Заключение.
1. Подведение итогов работы учащихся на занятии.
Ход занятия
Ты откуда, русская, появилась, музыка?
Может за околицей, может в поле чистом?
Или в родниковых струях серебристых?
С песнею соловушки ранним утром мглистым?
Русская народная музыка. Этот жанр был и остается не заменимой частью русской культуры. Доступный самым широким кругам общества, он волнует всех и всегда. Каждый найдет в поистине безграничном мире народной музыки то, что скажет ему, чему отзовется в его душе. Нет такого человека, который не знал бы десяток народных песен. Русская песня отражает мельчайшие социальные изменения и события частной жизни.
Русская музыка задорна и лирична, и чрезвычайно многообразна по своему ритму, музыкальному строю, образности, жанру.
По моему вступлению вы уже, наверное, поняли, что сегодняшнее занятие, как и предыдущее, будет посвящено русской музыке, и начнем мы его с русской песни “Субботея”. Это уже выученное, отработанное произведение. Мы его повторим. Но сначала давайте распоемся и разыграемся, разогреем свой голосовой аппарат и пальцы рук. Сели все правильно (выпрямили спины, руки свободно лежат на коленях).
Вокальная распевка. Показываю сама.
Теперь все вместе поем по тональностям вверх и вниз. Обращаю внимание на четкое вступление, окончание, дикцию, свободное, не зажатое звучание.
Ритмические упражнения с ложками.
Обращаю внимание на посадку (спина прямая, плечи расправлены, пальцы левой руки вместе, не напрягаем пальцы правой руки).
Учащиеся исполняют под мелодию 1 куплета песни “Посею лебеду” - четвертные длительности,
“Корабельники” - восьмые длительности,
“Светит месяц” - дробь.
Обращаю внимание на четкость, унисон звучания.
А теперь
Хочу, чтоб музыка звенела!
А ну, беритесь все за дело!
Поют гармони озорные,
А с ними ложки расписные!
Исполняется русская народная песня “Субботея”
По окончании делаю замечания (характер, четкость ритмических рисунков).
С учетом замечаний еще раз исполняется “Субботея”.
В начале занятия я не зря говорила о народной музыке, о ее многожанровости. Сегодня мы с вами поговорим о частушке, как о жанре народной музыки.
Частушка возникла в середине XIX века. Предшественниками ее были игровые и плясовые песни, которые в народе называли “частыми”.
Частушка быстро завоевала огромную популярность и получила повсеместное распространение.
Существует множество частушечных напевов. Часто текст частушки распевают на один и тот же знакомый мотив. Между тем, в каждой области, почти в каждом районе можно услышать своеобразные, не похожие на другие напевы и наигрыши.
В разных областях России частушки и называли по-разному: пригудки, припевки, страдания, сбирушки, матани, прибаски, завлекаши, нескладехи, перепевки и т.д. Они пелись и поются сообща, и в одиночку, и в пляске, и в работе. Быстро или медленно поются частушки, зависит от их содержания.
Страдания – как правило, двухстрочные частушки о любви – поются медленно, протяжно. Послушайте такую частушку в записи хорового коллектива.
Звучит муз. фрагмент.
Плясовые, сатирически–юмористические – поются в быстром темпе.
Звучит музыкальный фрагмент.
Некоторые частушки имеют припевы и в четыре строки.
Звучит музыкальный фрагмент.
Содержание частушек разнообразно. По меткости и краткости частушки сродни пословице и поговорке. Их характерная черта – преобладание бодрого, легкого, юмористического и даже озорного тона. Частушки исполняют с сопровождением и без него. Особый тип исполнения проявляется в метких названиях “частушки под язык”.
Звучит музыкальный фрагмент.
Есть частушки, названные по зачину – “Семеновна”.
Звучит музыкальный фрагмент.
Было время, когда частушку не признавали за художественный жанр народного творчества, считали, что она испортит и погубит народную песню. Время развенчало эти ошибочные взгляды. В наше время острота и своеобразие частушечных мелодий привлекли внимание композиторов. Уже создано немало разнообразных авторских произведений в этом жанре.
Звучит отрывок произведения Г.В.Свиридова
Сейчас частушка живет полноценной, творческой жизнью, занимает немалое место в русской национальной песенной культуре, стала любимицей миллионов людей и на гулянье, и на любом народном празднике. Её звонкий народный голос, искрясь и переливаясь, идет в ногу со временем.
Давайте сейчас вспомним частушки и пропоём их. Учащиеся поют частушки, я комментирую частушки (страдания, нескладёха, и т.д.)
Сегодня мы начнем учить частушки "Топится в огороде баня". Это частушки-припевки о любви объединены общим содержанием. Послушайте их в исполнении нашей солистки Дубовицкой Лены. Поет частушки. После прослушивания задаю вопрос: "Как вы думаете, в каком месте наш ансамбль мог бы украсить своим звучанием эту песню, учитывая, что ансамбль шумовой? Учащиеся отвечают; "Во время вступления, проигрьша, заключения".
Итак, учим вступление. Оно состоит из двух частей, которые отличаются друг от друга по мелодическому рисунку. (показываю 1ч. и 2 ч.)
1 часть вступления исполняем четвертными длительностями (рубель в 1 и во 2 части).
Давайте попробуем. (исполняют 1 ч. )
Хорошо. Вторую часть вступления исполняем восьмыми, в конце фразы замедление и стучим (показываю).
А теперь вы. (уч-ся исполняют 2 ч. вступления)
Соединим две части простучим все вступление. (исполняют)
1 проигрыш исполняется после слов: "У тебя рыжа борода, я девчонка молода". Мелодический рисунок этого проигрыша точно такой, как и вступление, он тоже состоит из 2-х частей. 1 часть проигрыша исполнять будем четверть и две восьмые - (играем), 2 часть - четыре восьмые - (играем), в конце - две четверти.
Играем весь 1 проигрыш. (исполняют)
Молодцы. А теперь соединим все, что мы выучили (вступление, частушки, 1 проигрыш, частушки). (исполняют)
Учим 2 проигрыш. Он исполняется после слов: "Топится, топится в огороде баня". Он точно такой по мелодии, как и 1, но ритм мы будем стучать другой.
1ч. - пауза и четвертная длительность - играют одни ложки (без рубели и погремушки). (Исполняют учащиеся)
2ч. - две четверти (играют все). (Исполняют учащиеся)
А теперь соединим все, что выучили (вступление, частушки, 1 проигрыш, частушки, 2 проигрыш). И осталось нам выучить заключение. Давайте его сначала послушаем в исполнении солистки (исполняет солистка). 0н очень необычен. Вы услышали, что после исполнения слов "женился", "на мне", у солистки пауза. Во время этих пауз должны быть удары ложек. (Показываю). И в заключении на слово "Ваня" идет дробь до конца пения. В конце две четверти.
Учащиеся исполняют дробь, затем все заключение.
Давайте вспомним все наши ритмические рисунки во вступлении, проигрышах, заключении и исполняем все произведение.
Исполняется все произведение
“Вы и пели и плясали
И, наверное, устали
Всем вам отдохнуть пора
и вот к отдыху игра!”
Я предлагаю вам принять участие в игре "Угадай частушку".
1тур игры. Сейчас прозвучит частушка, а вы должны сказать к какому виду она относится.
Играют.
2 тур игры. Я буду задавать вам вопросы, каждый из которых будет начинаться словами “Верите ли вы что…”, а вы должны будете ответить: “Да” или “Нет”.
И так начинаем.
1. Верите ли вы, что в частушке как бы объединились несколько фольклорных жанров? (Да, в них стихи лирической песни слились с афористичностью поговорки.)
2. Верите ли вы, что частушки, исполняемые на гуляньях, назывались хороводными, на покосе – покосными, при сборе грибов – грибными? (Нет, частушки, исполняемые при сборе грибов, назывались лесными.)
3. Верите ли вы, что скоморошина – это тоже частушка? (Да, в старину частушку называли по-разному: матаня, тараторка, проходная, прибаска и т. д.)
4. Верите ли вы, что частушки возникли в мужской среде? (Да, первоначально собирались парни тесным кружком, и горланили частушки.)
Верите ли вы, что термин “частушка” появился в народе? (Нет, он был введен писателем Г. И. Успенским при характеристике народных стишков.)
6. Верите ли вы, что этот жанр народного творчества не может петься с припевом? (Нет, некоторые частушки поются с припевом.)
7. Верите ли вы, что в некоторых местах России частушки вообще не поются? (Да, частушки совершенно отсутствуют на Дону, так как. казаки пренебрежительно относились к Российским “лапотникам”, поэтому и не перенимали жанр частушки, да они и не нужны были, потому что в этот период у казаков гораздо выше, чем в Центральной России, была развита плясовая культура, заменявшая частушки.)
8. Верители вы, что слово “частушка” вошла в словари многих языков без перевода? (Да, это слово, как и слово “самовар”, “матрешка” иноязычные словари не переводят.)
9. Верите ли вы, что в “Словаре живого великорусского языка” В. И. Даля есть толкование этого слова? (Нет, тогда это понятие не существовало.)
10. Верите ли вы, что во многих частушках отражается время ее создания и даже история страны? (Да, это так.)
Подводятся итоги игры. Награждаются победители.
О частушке можно говорить много, но лучше ее петь. Это мы будем делать в дальнейшем, а наше сегодняшнее занятие подошло к концу. Мне понравилось, как вы сегодня работали. Вы были сегодня и исполнителями, и слушателями. Я желаю вам новых интересных встреч с музыкой.
Закончить наше занятие мне хотелось бы словами:
“Она как человек живет,
И ей в народе нет забвенья.
Её все любят и передают
Из поколенья в поколенье.
Услышишь раз - покоя нет,
Всю жизнь с такою будешь вместе.
Тебе от роду 20 лет,
А песне 100, а может 200!”
Литература:
- Камаев А.Ф. Народное музыкальное творчество: учебное пособие для ВПО. – М.: Академия, 2006
- Пожидаева В.И. Частушка как произведение устной народной поэзии // Литература в школе. – 2007. - № 6
- Певучая Россия / сост. Т.А. Синицина // Библиотечка “В помощь художественной самодеятельности”. – 1988. -№22